Особенности развития межличностных взаимоотношений и самооценки в младшем школьном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 14:58, курсовая работа

Описание работы

В процессе проведенного исследования влияния статусного положения ребенка в группе на формирование уровня его самооценки можно сказать, что гипотеза подтвердилась, так как по полученным результатам видно, что чем выше статус ребенка в группе, тем более высокий уровень самооценки выявляется в процессе экспериментов и наоборот.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………
Глава I.

Файлы: 1 файл

курсовая 2.docx

— 44.76 Кб (Скачать файл)

 

Сообщества детей и  подростков, основанные на "половой  сегрегации", возникают на определенном этапе развития общества, являясь  реальными половозрастными объединениями, регламентированными социальной структурой общества. Стихийная "сегрегация" затрагивает преимущественно неофициальную  структуру детской группы, отражая  избирательный характер детских  симпатий и антипатий, дружбы и привязанностей. Своеобразным пиком половой сегрегации является средний школьный возраст, когда подросток заново осмысливает  и оценивает собственную половую  идентичность в группе сверстников  своего пола. Значимость такой группы для подростка постепенно снижается  к юношескому возрасту, уступая место  разнополой компании.

 

Переход от младшего школьного  возраста к подростковому характеризуется  рядом важнейших изменений происходящих в физическом, умственном и эмоциональном  развитии школьника. Все более начинает проявлять себя мотивационно - потребностная  сфера - сфера общения, эмоциональных  контактов. Общаться его заставляет все более усложняющаяся учебная  деятельность. (Л.С. Выгодский)

 

Уже сформировавшаяся способность  детей к обобщению дает возможность  подростку делать обобщения в  достаточно сложной области - деятельности по усвоению норм человеческих взаимоотношений. Поэтому ведущей деятельностью  подростка является интимно - личностное общение в различных сферах деятельности. Это дает ему возможность проявить себя и самоутвердиться. Именно поэтому  подростки активизируют интимно - личностное и стихийно - групповое общение  как в школе, так и вне её.

 

Ведущим центральным психическим  новообразованием подростка становится чувство взрослости и становящееся самосознание. Это приводит к тому, что начинает меняться личность подростка, сфера его интересов и потребностей. Формирование мотивационно - потребностной  сферы требует от подростка расширения всех форм общения. Такое общение  уже не может проходить только в рамках учебной деятельности, т. к. особенности и характер развития детей в этом возрасте определяется сознанием того, что его собственные  возможности значительно возросли.

 

В подростковом возрасте дети большей частью замкнуты на себя, на сверстников, поэтому все привносимые  в их среду нормы не носят устойчивого  характера и часто отторгаются  подростками.

 

Д.И. Фельдштейн рассматривая генезис развития подростка, отмечал, что в этом возрасте значительное внимание следует уделять эмоциональной  сфере, так как именно она определяет многие моменты поведения и общения  подростков. Хотя большинство организуемых подростками групп носит моногамный характер, вместе с тем в среде  сверстников возникают такие  качества и формы общения, которые  начинают определять первые попытки  юношеской дружбы и любви.

 

Межличностные отношения  ребенка со сверстниками, возникающие  стихийно или организуемые взрослыми, имеют отчетливо выраженные возрастные социально - психологические характеристики.

 

Фаза индивидуализации, относительно преобладающая в подростковом возрасте над собственно адаптационными процессами, характеризуется уточнением и развитием  представлений о самом себе - активным формированием образа "Я". По сравнению  с начальной школой у детей  интенсивно развивается самосознание, расширяются контакты со сверстниками. Участие в работе различных общественных организаций, кружков по интересам, спортивных секций выводит подростка  на орбиту широких социальных связей. Развитие ролевых отношений сочетается с интенсивным формированием  личностных взаимоотношений, которые  с этого времени приобретают  особо важное значение.

 

Взаимоотношения со сверстниками становятся более избирательными и  стабильными. При сохранении высоко ценимых свойств "хорошего товарища" повышается роль нравственного компонента во взаимооценках. Морально - волевые  характеристики партнера становятся важнейшим  основанием предпочтений. Статус личности более всего связан с волевыми и интеллектуальными свойствами ученика. Высоко оцениваются сверстники, которых отличают готовность и умение быть хорошим товарищем. Доброта, как  и в начальной школе, остается одним из ведущих оснований межличностного выбора.

 

Как популярные, так и непопулярные школьники отличаются по уровню социального  развития личности. Первые демонстрируют  более зрелые подходы к анализу  конфликтов. Они анализируют ситуации достаточно объективно и рассматривают  их даже несколько отстраненно. Восприятие событий у непопулярных ограничено рамками конкретной конфликтной  ситуации. Они либо уходят от решения, либо, ориентируясь на сиюминутный  результат, не задумываются о последствиях предпринятых ими действий.

 

Обостренная потребность  в индивидуализации личности в сочетании  с максимализмом в оценках  окружающих, которые тоже стремятся  обрести и продемонстрировать свою индивидуальность, может осложнять  процессы группового развития. "Индивидуализация рождает напряженную потребность, которая была бы одновременно самораскрытием и проникновением во внутренний мир  другого"[19].

 

Уровень развития коллективных отношений определяет специфику  процессов индивидуализации. В классах, где взаимоотношения основаны на доверии, взаимопомощи, ответственности, проявления самобытности, независимо от статуса членов группы, встречают  поддержку и способствуют интеграции личности в группе. Обогащенной оказывается  не только личность, проявляющая творческую инициативу, смелость в отказе от отрицательных  традиций, но и коллектив. В группах  с низким уровнем коллективных отношений  проявления индивидуальности пресекаются без учета их нравственного содержания. Необычность одноклассника воспринимается как нежелательный фактор и несет в себе угрозу для персонализации остальных. В классах с подобным типом межличностных отношений индивидуализация одного происходит за счет деиндивидуализации других.[12]

 

Каждый подросток психологически принадлежит к нескольким группам: семье, школьному классу, дружеским  компаниям и т. п. Если цели и ценности групп не противоречат друг другу, формирование личности подростка проходит в однотипных социальных условиях. Противоречивость норм и ценностей различных групп  ставит подростка в позицию выбора. Нравственный выбор может сопровождаться межличностными и внутриличностными  конфликтами.[18]

 

Из множества сфер общения  подростком выделяется референтная  группа сверстников, с требованиями которой он считается и на мнение которой ориентируется в значимых для себя ситуациях.

 

1.2 Особенности развития  самооценки у детей младшего  подросткового возраста

 

Важно также понять каким  образом решается вопрос положения  ученика в системе межличностных  отношений. Дифференциация в группах  детей и подростков подвержена определенным закономерностям. Одной из них можно  назвать связь статуса ученика  в группе с его успеваемостью. В то же время не столько сама по себе успеваемость определяет статус ученика в классе, сколько те личностные качества, которые характеризуют  его отношение к учебе: трудолюбие, добросовестность и т.д. Популярными  в учебном коллективе, как правило, являются ученики с широким кругом интересов и серьезными духовными  запросами. Эту группу школьников отличает серьезное отношение к учебной  деятельности. Учащиеся, занимающие неблагоприятное  положение в структуре межличностных  отношений, относятся либо к слабо  успевающим, либо к неуспевающим и  имеют низкий статус.

 

Также, экспериментально выявлено, что чем ниже успеваемость того, кто оценивает отличников, тем  эти оценки выше, а отношение - доброжелательнее. Соответственно, чем значительнее собственные  достижения в учебной деятельности, тем ниже оценка, которую эта группа учащихся дает отличникам. У учащихся средних и старших классов  школы выявлена тенденция расхождения  статусов в различных сферах взаимодействия. Чем выше у подростка положение  в системе межличностных отношений  в неформальной компании, тем оно  ниже в коллективе класса, разумеется, при условии различного уровня развития этих групп. Подростки, стремясь повысить в школе свой статус, но не обладая  для этого достаточными социально  приемлемыми средствами, сплошь и  рядом реализует свои цели неадекватными  способами, привнося в общение с  одноклассниками нормы и "ценности" компании - зачастую имеющей характер асоциальной ассоциации, - которые, как они надеются, обеспечат им признание среди соучеников.

 

Потребность в приобретении и поддержке статуса - одна из важных социальных потребностей. Невозможность  занять определенное положение в  структуре групповых отношений  или угроза утраты имеющегося статуса  может вызывать состояние "аффекта  неадекватности". Это явление  возникает у подростков в том  случае, когда высокие притязания в какой - то сфере деятельности не могут быть подкреплены реальными  достижениями. При этом негативные эмоциональные реакции зачастую обращены на тех, кто указывает ученику  на его промахи, - "виноватыми" оказываются все, но не он сам. Аффект неадекватности в подобных ситуациях  наблюдается у школьников всех возрастных групп, как у успевающих, так и  у слабых учеников. Переживаемое ими  чувство неудовлетворенности проявляется  в агрессии, в отказе выполнять  требования учителя, в демонстративном  нарушении дисциплины.

 

В период 10 - 11 лет у учащихся начинает происходить бурный физический рост и значительные изменения в  строении организма. Физическое развитие определяет не только внешние и внутренние изменения в организме подростков, но и потенциальные способности  их к интеллектуальной, умственной деятельности. Вместе с тем в период раннего подросткового возраста определяющим фактором поведения ребенка  и отношения к поведению и  отношению к нему других являются внешние данные, характер сопоставления  себя со взрослыми. Отличие "паспортного" возраста и физического способствует тому, что у детей возникает  неадекватная оценка самих себя, своих  возможностей.

 

Для подростков стремление быть как взрослый переходит в потребность  быть взрослым, быть самостоятельным. Появляется стремление осознавать себя как личность, иметь собственную  оценку, отличную от мнения взрослых. Подросток  стремиться быть в обществе, в среде  сверстников и иметь там определенный авторитет, занимать определенное положение. В этом возрасте становиться наиболее выраженным конфликт между предметной и мотивационно - потребностной сферой деятельности ребенка. Это противоречие возникает на основе "надвигающейся  тесноты" учебной деятельности. Ребенок  по некоторым причинам переходит  к тем видам деятельности, которые  требуют меньшей дисциплины и  где мнение сверстников является определяющим. Один из самых важных моментов в развитии личности подростка - формирование у него самосознания, потребности осознать себя как личность. У подростка возникает интерес  к себе, своей внутренней жизни, качествам  собственной личности, потребность  в самооценке, сопоставлении себя с другими людьми. Он начинает всматриваться  в самого себя, стремится познать  сильные и слабые стороны своей  личности. Потребность самосознания возникает из жизни, практической деятельности, определяется растущими требованиями взрослых коллектива. У подростка  возникает потребность оценить  свои возможности, для того чтобы  найти свое место в коллективе.[18]

 

На первых порах в основе самосознания подростка лежат суждения о нем других- взрослых (учителей и родителе), коллектива, товарищей. Младший подросток словно смотрит  на себя глазами окружающих. С возрастом, помимо этого, начинает сказываться  тенденция самостоятельно анализировать  и оценивать собственную личность. Но поскольку подросток еще не обладает достаточным умением правильно анализировать собственные личностные проявления, то на этой основе возможны конфликты, порождаемые противоречием между уровнем притязаний подростка, его мнением о себе и его реальным положением в коллективе, отношением к нему со стороны взрослых и товарищей.[26]

 

межличностное взаимоотношение  самооценка младший возраст

 

 Глава 2. Экспериментальное  изучение межличностных взаимоотношений  и самооценки детей младшего  подросткового возраста

 

2.1 Методы направленные  на изучение межличностных отношений  и самооценки в младшем школьном  возрасте

 

В ходе исследования были использованы методы наблюдения, тестирования.

 

Исходя из гипотезы, исследование было спланировано следующим образом

 

1 этап- исследование межличностных  взаимоотношений и установление  социального статуса каждого  ребенка в группе.

 

2 этап- изучение самооценки.

 

3 этап- анализ, обработка,  интерпретация итогов исследования.

 

Для того чтобы использовать количественные характеристики при  изучении социальных взаимодействий в  группе применяется так называемая социометрическая процедура, или социометрия (впервые предложенная Д. Морено) [3].

 

Социометрия - это система  некоторых приёмов, дающих возможность  выяснить количественное определение  предпочтений, безразличий или неприятий, которые получают индивиды в процессе межличностного общения и взаимодействия. Данные социометрического анализа  широко используют при исследовании самочувствия личности в группе, при  определении структуры первичных  групп, при исследовании способов и  форм распределения авторитета и  власти в малых группах, при диагностики  уровня деловой активности и т.д. Социометрический метод, как замечает К. К. Платонов, предполагает анализ осмысленных ответов членов группы на ряд поставленных вопросов различного типа и характера, например: "С кем бы ты хотел сидеть за одной партой?"; "…готовиться вместе к контрольной работе?" и т.д.[22]

 

Подобные вопросы называются социометрическими критериями, они  охватывают различные стороны деятельности и общения личностей внутри групп. Такие критерии могут быть связаны  с выполнением какой-либо задачи, с учебой, общественными нагрузками, отдыхом, совместным времяпрепровождением и т.д. Различают сильные и слабые критерии выбора. Сильные критерии касаются наиболее важных и значимых для испытуемого сторон его жизни. Слабые критерии - это круг вопросов, связанных с сиюминутными, ситуативными факторами.

 

В практике социометрического  эксперимента используется, как правило, 5-7 критериев (Н.Г. Валентинова, И.П. Волков, Е.С. Кузьмин), реже 2-3 (Е. Дженнингс, Д. Морено, Л. Фестингер).

 

Существенное значение для  точности эксперимента имеет число  выборов, которыми располагают испытуемые. Выборы могут быть свободными ("Назови тех одноклассников, которых ты пригласил  бы к себе на день рождения") и  фиксированными ("Назови тех пять одноклассников, которых ты бы пригласил  к себе на день рождения").

Информация о работе Особенности развития межличностных взаимоотношений и самооценки в младшем школьном возрасте