Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 14:58, курсовая работа
В процессе проведенного исследования влияния статусного положения ребенка в группе на формирование уровня его самооценки можно сказать, что гипотеза подтвердилась, так как по полученным результатам видно, что чем выше статус ребенка в группе, тем более высокий уровень самооценки выявляется в процессе экспериментов и наоборот.
Введение…………………………………………………………………………
Глава I.
Сообщества детей и
подростков, основанные на "половой
сегрегации", возникают на определенном
этапе развития общества, являясь
реальными половозрастными
Переход от младшего школьного
возраста к подростковому
Уже сформировавшаяся способность детей к обобщению дает возможность подростку делать обобщения в достаточно сложной области - деятельности по усвоению норм человеческих взаимоотношений. Поэтому ведущей деятельностью подростка является интимно - личностное общение в различных сферах деятельности. Это дает ему возможность проявить себя и самоутвердиться. Именно поэтому подростки активизируют интимно - личностное и стихийно - групповое общение как в школе, так и вне её.
Ведущим центральным психическим
новообразованием подростка становится
чувство взрослости и становящееся
самосознание. Это приводит к тому,
что начинает меняться личность подростка,
сфера его интересов и
В подростковом возрасте дети большей частью замкнуты на себя, на сверстников, поэтому все привносимые в их среду нормы не носят устойчивого характера и часто отторгаются подростками.
Д.И. Фельдштейн рассматривая
генезис развития подростка, отмечал,
что в этом возрасте значительное
внимание следует уделять эмоциональной
сфере, так как именно она определяет
многие моменты поведения и общения
подростков. Хотя большинство организуемых
подростками групп носит
Межличностные отношения
ребенка со сверстниками, возникающие
стихийно или организуемые взрослыми,
имеют отчетливо выраженные возрастные
социально - психологические
Фаза индивидуализации, относительно преобладающая в подростковом возрасте над собственно адаптационными процессами, характеризуется уточнением и развитием представлений о самом себе - активным формированием образа "Я". По сравнению с начальной школой у детей интенсивно развивается самосознание, расширяются контакты со сверстниками. Участие в работе различных общественных организаций, кружков по интересам, спортивных секций выводит подростка на орбиту широких социальных связей. Развитие ролевых отношений сочетается с интенсивным формированием личностных взаимоотношений, которые с этого времени приобретают особо важное значение.
Взаимоотношения со сверстниками
становятся более избирательными и
стабильными. При сохранении высоко
ценимых свойств "хорошего товарища"
повышается роль нравственного компонента
во взаимооценках. Морально - волевые
характеристики партнера становятся важнейшим
основанием предпочтений. Статус личности
более всего связан с волевыми
и интеллектуальными свойствами
ученика. Высоко оцениваются сверстники,
которых отличают готовность и умение
быть хорошим товарищем. Доброта, как
и в начальной школе, остается
одним из ведущих оснований
Как популярные, так и непопулярные школьники отличаются по уровню социального развития личности. Первые демонстрируют более зрелые подходы к анализу конфликтов. Они анализируют ситуации достаточно объективно и рассматривают их даже несколько отстраненно. Восприятие событий у непопулярных ограничено рамками конкретной конфликтной ситуации. Они либо уходят от решения, либо, ориентируясь на сиюминутный результат, не задумываются о последствиях предпринятых ими действий.
Обостренная потребность
в индивидуализации личности в сочетании
с максимализмом в оценках
окружающих, которые тоже стремятся
обрести и продемонстрировать свою
индивидуальность, может осложнять
процессы группового развития. "Индивидуализация
рождает напряженную
Уровень развития коллективных отношений определяет специфику процессов индивидуализации. В классах, где взаимоотношения основаны на доверии, взаимопомощи, ответственности, проявления самобытности, независимо от статуса членов группы, встречают поддержку и способствуют интеграции личности в группе. Обогащенной оказывается не только личность, проявляющая творческую инициативу, смелость в отказе от отрицательных традиций, но и коллектив. В группах с низким уровнем коллективных отношений проявления индивидуальности пресекаются без учета их нравственного содержания. Необычность одноклассника воспринимается как нежелательный фактор и несет в себе угрозу для персонализации остальных. В классах с подобным типом межличностных отношений индивидуализация одного происходит за счет деиндивидуализации других.[12]
Каждый подросток
Из множества сфер общения
подростком выделяется референтная
группа сверстников, с требованиями
которой он считается и на мнение
которой ориентируется в
1.2 Особенности развития самооценки у детей младшего подросткового возраста
Важно также понять каким
образом решается вопрос положения
ученика в системе
Также, экспериментально выявлено,
что чем ниже успеваемость того,
кто оценивает отличников, тем
эти оценки выше, а отношение - доброжелательнее.
Соответственно, чем значительнее собственные
достижения в учебной деятельности,
тем ниже оценка, которую эта группа
учащихся дает отличникам. У учащихся
средних и старших классов
школы выявлена тенденция расхождения
статусов в различных сферах взаимодействия.
Чем выше у подростка положение
в системе межличностных
Потребность в приобретении
и поддержке статуса - одна из важных
социальных потребностей. Невозможность
занять определенное положение в
структуре групповых отношений
или угроза утраты имеющегося статуса
может вызывать состояние "аффекта
неадекватности". Это явление
возникает у подростков в том
случае, когда высокие притязания
в какой - то сфере деятельности не
могут быть подкреплены реальными
достижениями. При этом негативные
эмоциональные реакции зачастую
обращены на тех, кто указывает ученику
на его промахи, - "виноватыми"
оказываются все, но не он сам. Аффект
неадекватности в подобных ситуациях
наблюдается у школьников всех возрастных
групп, как у успевающих, так и
у слабых учеников. Переживаемое ими
чувство неудовлетворенности
В период 10 - 11 лет у учащихся
начинает происходить бурный физический
рост и значительные изменения в
строении организма. Физическое развитие
определяет не только внешние и внутренние
изменения в организме
Для подростков стремление быть
как взрослый переходит в потребность
быть взрослым, быть самостоятельным.
Появляется стремление осознавать себя
как личность, иметь собственную
оценку, отличную от мнения взрослых. Подросток
стремиться быть в обществе, в среде
сверстников и иметь там
На первых порах в основе
самосознания подростка лежат суждения
о нем других- взрослых (учителей
и родителе), коллектива, товарищей.
Младший подросток словно смотрит
на себя глазами окружающих. С возрастом,
помимо этого, начинает сказываться
тенденция самостоятельно анализировать
и оценивать собственную
межличностное взаимоотношение самооценка младший возраст
Глава 2. Экспериментальное
изучение межличностных
2.1 Методы направленные
на изучение межличностных
В ходе исследования были использованы методы наблюдения, тестирования.
Исходя из гипотезы, исследование было спланировано следующим образом
1 этап- исследование межличностных
взаимоотношений и
2 этап- изучение самооценки.
3 этап- анализ, обработка,
интерпретация итогов
Для того чтобы использовать количественные характеристики при изучении социальных взаимодействий в группе применяется так называемая социометрическая процедура, или социометрия (впервые предложенная Д. Морено) [3].
Социометрия - это система
некоторых приёмов, дающих возможность
выяснить количественное определение
предпочтений, безразличий или неприятий,
которые получают индивиды в процессе
межличностного общения и взаимодействия.
Данные социометрического анализа
широко используют при исследовании
самочувствия личности в группе, при
определении структуры
Подобные вопросы называются социометрическими критериями, они охватывают различные стороны деятельности и общения личностей внутри групп. Такие критерии могут быть связаны с выполнением какой-либо задачи, с учебой, общественными нагрузками, отдыхом, совместным времяпрепровождением и т.д. Различают сильные и слабые критерии выбора. Сильные критерии касаются наиболее важных и значимых для испытуемого сторон его жизни. Слабые критерии - это круг вопросов, связанных с сиюминутными, ситуативными факторами.
В практике социометрического эксперимента используется, как правило, 5-7 критериев (Н.Г. Валентинова, И.П. Волков, Е.С. Кузьмин), реже 2-3 (Е. Дженнингс, Д. Морено, Л. Фестингер).
Существенное значение для точности эксперимента имеет число выборов, которыми располагают испытуемые. Выборы могут быть свободными ("Назови тех одноклассников, которых ты пригласил бы к себе на день рождения") и фиксированными ("Назови тех пять одноклассников, которых ты бы пригласил к себе на день рождения").