Особенности развития межличностных взаимоотношений и самооценки в младшем школьном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 14:58, курсовая работа

Описание работы

В процессе проведенного исследования влияния статусного положения ребенка в группе на формирование уровня его самооценки можно сказать, что гипотеза подтвердилась, так как по полученным результатам видно, что чем выше статус ребенка в группе, тем более высокий уровень самооценки выявляется в процессе экспериментов и наоборот.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………
Глава I.

Файлы: 1 файл

курсовая 2.docx

— 44.76 Кб (Скачать файл)

 

В обоих случаях опрашиваемого  обычно просят установить последовательность своего выбора, следуя порядку предпочтения. Порядок выборов имеет при  анализе характера и закономерностей  межличностного общения. В группах  до 10-15 человек более целесообразно  количество выборов не ограничивать, в группах же до 30-40 человек лучше  позволить делать 3-5 выборов.

 

Социометрическая процедура  требует от экспериментатора четкого  определения критериев выборов  и их количества, исходя из целей  и задач исследования. Результатом  этого является карточка опроса. Её содержание составляет обращение к  испытуемому, объяснение смысла опроса, инструкцию по заполнению, перечень вопросов, гарантию сохранения тайны ответов, благодарность, шифр.

 

Ход социометрических исследований зависит также в значительной мере от личности экспериментатора, от его умения войти в контакт  с членами группы, объяснить им смысл и важность предстоящих  измерений. Вначале необходимо потратить  определенное время на знакомство с  группой. Этот период называется социометрической разминкой.

 

Результаты ответов переносят  на так называемые матрицы выбора. Их число соответствует числу  критериев. Матрица выбора является основой для социометрического  анализа. Для удобства обработки  данных каждый член группы получает свой номер и далее на протяжении всех этапов эксперимента фигурирует под ним. При исследовании школьного класса номера учащимся присваиваются согласно алфавитного списка.

 

Исходя из данных матрицы, можно определить величину социометрического  статуса любого члена группы. Она  равна сумме полученных данным членом группы выборов, деленной на число членов без одного: Ri+ - положительные выборы, полученные i-членом, Ri- - отрицательные.

 

Результаты отношений  испытуемых друг к другу при ответе по данному критерию могут быть изображены на социограмме, т.е. в виде схемы, которая  более наглядно чем матрица выбора показывает суть структуры общения  данной группы. Социограмма наглядно показывает картину эмоциональных  тяготений внутри группы, для обнаружения  которой путем наблюдений потребовалось  бы длительное время.

 

В исследовании применялась  методика изучения самооценки качеств  личности Т. Дембо - С. Рубинштейна.[24]

 

Целью данной методики является выявление уровня самооценки школьника  по заранее заданным качествам личности; выбор тех или иных качеств  личности обусловлен целями исследования (например, установленных с помощью  других методов трудностей в общении, для получения дополнительной информации можно предложить для оценки такое  качество как общительность).

 

Материалом для исследования послужили ряд шкал (100 мм.), условно  обозначающих проявление различных  качеств личности (доброта, честность, сообразительность и др.)

 

Методика предполагает следующую  процедуру проведения: Ребенку предлагается ряд шкал, условно обозначающих проявление различных черт личности, и следующая  инструкция: "Допустим, что на этой линии расположились все люди мира в порядке повышения их состояния  здоровья (пример со шкалой здоровья): внизу - самые больные люди, вверху - самые здоровые (те, которые никогда  не болеют). Как ты думаешь, где твое место среди всех людей мира по состоянию здоровья?".

 

На примере оценки качества "здоровье" ребенок с помощью  экспериментатора усваивает выполнение инструкции. Работу с остальными шкалами  он осуществляет самостоятельно.

 

Высота самооценки определяется с помощью условного разбиения  шкал на отрезки в соответствии с  пятибальной системой. При этом одно деление на шкале является равным 0,5 балла. Исходя из этого подсчитывается средний балл самооценки. "Нормальной", "Средней" самооценкой принято  считать самооценку со средним баллом 2.5 и немного выше; "Высокой" - со средним баллом 4-5; "Низкой" - со средним баллом 0-2.5.

 

Социометрический эксперимент  проводился в групповой форме. Учащимся была изложена тема и цель исследования, дано описание и устная инструкция. Все участники эксперимента были открыты и проявили желание участвовать  в эксперименте. В инструкции были подчеркнуты следующие моменты, каждый заполняет свой лист самостоятельно, не советуясь с соседом и не размышляя вслух.

 

Участники эксперимента имели  достаточно времени для обдумывания  ответов. В комнате во время эксперимента не присутствовали посторонние. Ребятам  была дана гарантия неразглашения (приложение 4).

 

Исследование самооценки качеств личности проводилось в  индивидуальной форме. Каждому была изложена тема и цель исследования, дано описание и инструкция, предоставлено  достаточно времени для обдумывания.

 

Учащиеся обеих экспериментальных  групп проявили интерес к данной теме, задумались над вопросом “Почему  я ставлю именно это качество на первое место?” (приложение 4).

 

Следующий этап работы - определение  диагностических показателей социометрического  исследования и их интерпретация. В  качестве таковых выступают:

 

а) социометрический статус ребенка в системе межличностных  отношений.

 

Статус ребенка определяется числом полученных им выборов. Дети могут  быть отнесены в зависимости от этого  к одной из 4-х статусных категорий:

 

1 - “звезды”: 5 и более  выборов,

 

2 - “предпочитаемые” - 3-4 выбора,

 

3 - “принебрегаемые” - 1-2 выбора,

 

4 - “отверженные” - 0 выборов.

 

1 и 2 статусная группы  являются благоприятными. Исходя  из этого, мы можем знать  насколько благоприятен статус  каждого ребенка в группе. Иными  словами, насколько ребенок желанен  в системе межличностных отношений,  испытывают ли к нему дети  симпатию или нет. В зависимости  от этого можно говорить об  эмоциональном климате группы  для каждого воспитанника: теплый, благоприятный, холодный, отчужденный.

 

б) уровень благополучия взаимоотношений (УБВ). Если большинство детей группы оказывается в благоприятных (1 и 2) статусных категориях, УБВ определяется как высокий, при одинаковом соотношении - как средний, при преобладании в  группе детей с неблагоприятным  статусом - как низкий, означающий неблагополучие большинства детей в системе  межличностных отношений, их неудовлетворенность  в общении, признании сверстниками;

 

в) индекс изолированности (ИИ). Группу можно считать благополучной, если в ней нет изолированных, или их число достигает 5-6%, менее  благополучной, если ИИ = 15-25%;

 

г) мотивация социометрических выборов: выясняется, какие мотивы лежат  в основе предложений каждого  ребенка, в какой степени дети разного пола, возраста осознают мотив  своего избирательного отношения к  сверстникам;

 

2.2 Анализ полученных результатов

 

Для исследования межличностных  отношений использовалась методика социометрии. Полученные результаты представлены в сводной таблице №1

 

Таблица №1. Представленность социального статуса

 

уровень 

Выраженность социального  статуса 

 

Количество 

 

ЗВЕЗДЫ 

36 

 

ПРЕДПОЧИТАЕМЫЕ 

12 

 

ПРЕНЕБРЕГАЕМЫЕ 

32 

 

ОТВЕРЖЕННЫЕ 

20 

 

 

 

Исходя из полученных данных видно, что: в данной группе большинство  звезд - 9 человек, что составляет 36% .Из таблицы так же видно, что группа предпочитаемых составляет 3 человека, что соответствует 12%, это свидетельствует, что 48% человек от общей численности  группы находятся в благоприятных  статусных категориях, удовлетворенны в общении и признании сверстниками.

 

Число пренебрегаемых человек  в группе соответствует 8 человекам  т.е. 32%.И соответственно 5 человек  являются в данной группе пренебрегаемыми  и это составляет 20% от общей численности, т.е. 52% членов группы находятся в  неблагоприятных статусных категориях, неблагополучны в системе межличностных  отношений, неудовлетворенны в общении.

 

В экспериментальной группе 52% детей имеют неблагоприятный  статус и относятся к третьей  и четвертой, а 48% относятся к первой и второй статусным группам.

 

Изучив полученные результаты по определению социологического статуса  каждого члена группы можно сделать  вывод, что в экспериментальной  группе эмоциональный климат группы более чем для половины группы воспитанников менее благоприятный.

 

Вывод: Так, как низкий УБВ  в экспериментальной группе означает неблагополучие большинства детей  в системе межличностных отношений, их неудовлетворенность в общении, признании сверстниками, то в целом  группу можно считать неблагополучной.

 

Обработка данных по методике Т. Дембо - С. Рубинштейн (определение  самооценки качеств личности).

 

После обработки методики нам необходимо сделать таблицу  сырых данных (приложение 6).

 

Результаты проведения представленной методики в группе детей младшего подросткового возраста исходя из данных таблицы сводных данных№2 выглядят следующим образом:

 

№ 

Уровень социального статуса 

Уровень самооценки 

 

Завышенная 

Адекватная 

Заниженная 

 

Звезда 

78% 

22% 

0% 

 

Принимаемые 

0% 

100% 

0% 

 

Пренебрегаемые 

0% 

100% 

0% 

 

Отверженные 

0% 

20% 

80% 

 

 

 

Сопоставляя статусное положение  каждого ребенка группы с присущим ему уровнем самооценки в таблице, мы получили следующие результаты:

 

из общего количества детей  первого статуса (звезды) 78% детей  имеют высокий уровень самооценки и 22% имеют средний уровень самооценки;

 

из всех детей находящихся  во втором статусе (предпочитаемые) 100% детей имеют средний уровень  самооценки;

 

100% детей, относящихся  к третей статусной категории  (принебрегаемые) имеют средний уровень  самооценки;

 

из всех детей, находящихся  в четвертой статусной категории (отверженные)- 80% имеют низкий уровень  самооценки и 20% детей имеют средний  уровень самооценки.

 

В результате исследования связи  самооценки школьника с его статусным  положением в системе межличностных  отношений можно сделать вывод: самооценка подростка в целом  тем ниже, чем ниже его статусное  положение в группе.

 

В нашем психодиагностическом исследовании были получены следующие  результаты:

 

На основании анализа  литературных источников описаны основные аспекты межличностных отношений  в группе детей младшего подросткового  возраста, даны представления о самооценке детей данного возраста.

 

Проведена исследовательская  работа на основании которой можно  сделать следующие выводы:

 

в экспериментальной группе большинство детей имеют неблагоприятный  статус (52%), то есть относятся к категориям “отверженные” и “принебрегаемые”. Следовательно большинство детей  в классе неблагополучны в системе  межличностных взаимоотношений, неудовлетворенны в общении, в признании сверстниками;

 

самооценка детей данной экспериментальной группе находится  в пределах нормы (средний уровень), но также есть дети, которые имеют  адекватно высокий и адекавтно  низкий уровень самооценки;

 

обработка данных при применении сводных таблиц 1 и 2 показала, что  дети с низким статусным положением имеют более низкую самооценку, чем  дети, имеющие высокий статус.

 

3. Заключение

 

В процессе проведенного исследования влияния статусного положения ребенка  в группе на формирование уровня его  самооценки можно сказать, что гипотеза подтвердилась, так как по полученным результатам видно, что чем выше статус ребенка в группе, тем более  высокий уровень самооценки выявляется в процессе экспериментов и наоборот.

 

 Список используемой  литературы

 

Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Издательство Московского  Университета, 1980. - 195с.

 

Байярд Р.Т. Ваш беспокойный  подросток. - М.: Просвещение, 1991. - 63с.

 

Битянова М.Р. Социальная психология. - М.: Просвещение, 1994. - 83с.

 

Бодалев А.А. Личность и общение: избранные труды. - М.: Просвещение, 1983. - 274с.

 

Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М.: Просвещение, 1995. - 352с.

 

Бурлачук Л.Ф., Морозов  С.М. Словарь - справочник по психодиагностике. - СПб.: Питер Ком, 1999г. - 528с.

 

Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. - М.: Просвещение, 1984. - 374с.

 

Давыдов В.В., Драгунова Т.В., Ительсон Л.Б., Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология: учебник  для студентов пед. институтов. - М.: Просвещение, 1979. - 288с.

 

Донцов А.И. Психология коллектива. - М.: Издательство Московского Университета, 1984. - 174с.

 

Драгунова Т.В., Эльконин Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности  младших подростков. - М.: Просвещение, 1967. - 156с.

 

Дубровина И.В., Лисина М.И. Возрастные особенности психического развития детей. - М.: АПН СССР, 1982. - 164с.

 

Карпенко Л.А., Петровский А. В. Краткий психологический словарь. - М.: Просвещение, 1981. - 195с.

 

Кондратьева С.В. Практическая психология: учебно-методическое пособие. - Минск: Университетское, 1997. - 212с.

 

Крутецкий В.А. Психология. Учебник  для учащихся пед. училищ. 2-е изд. - М.: Просвещение, 1986г. 147с.

 

Крылов А.А. Практикум по общей и экспериментальной психологии. - Л.: Издательство Ленинградского Университета, 1987. - 256с.

Информация о работе Особенности развития межличностных взаимоотношений и самооценки в младшем школьном возрасте