Особенности развития межличностных взаимоотношений и самооценки в младшем школьном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 14:58, курсовая работа

Описание работы

В процессе проведенного исследования влияния статусного положения ребенка в группе на формирование уровня его самооценки можно сказать, что гипотеза подтвердилась, так как по полученным результатам видно, что чем выше статус ребенка в группе, тем более высокий уровень самооценки выявляется в процессе экспериментов и наоборот.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………
Глава I.

Файлы: 1 файл

курсовая 2.docx

— 44.76 Кб (Скачать файл)

 

Кузьмин Е.С. Методы социальной психологии. - Л.: ЛГУ, 1977. - 168с.

 

Липкина А.И. Самооценка школьника. - М.: Знание, 1976. - 64с.

 

Мадорский Л.Р. Глазами подростков. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1991. - 176с.

 

Немов Р.С. Психология. Учебник  для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3-х кн-х. Кн. 1 Общие основы психологии- 2-е изд. - М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1994. -573с.

 

Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. - М.: Просвещение, 1993. - 256с.

 

Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М.: Знание, 1982. - 179с.

 

Петровский А.В., Абраменкова  В.В. Социальная психология: учебное  пособие для студентов пед. Институтов. - М.: Просвещение, 1987. - 147с.

 

Петровский В.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива. Учебное пособие для студентов  пед. институтов. - М.: Просвещение, 1978.- 117с.

 

Рогов Е. И. Настольная книга  практического психолога в образовании: учебное пособие. - М.: ВЛАДОС, 1996. -529с.

 

Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов на Дону: Феникс, 1997. - 214с.

 

Фельдштейн Д.И. Психологические  аспекты изучения современного подростка. М.: “Вопросы психологии”, 1985. - 32с.

 

Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка М.: Педагогика, 1988. - 114с.

 

Фридман Л.И., Кулагина И.Ю. Психологический  справочник учителя. - М.: Просвещение, 1991.- 161с.

 

Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. - М.: ВЛАДОС, 1998. -508с.

 

Размещено на Allbest.ru

 

 

Объект исследования: самооценка и межличностные отношения. 
Предмет исследования: взаимосвязь самооценки и межличностных отношений в трудовом коллективе магазина «Строительные материалы». 
Цель исследования: изучение взаимосвязи самооценки и межличност-ных отношений в трудовом коллективе опытно – экспериментальным путем. 
Цель, предмет и объект определили следующие задачи исследования: 
- определить понятие и особенности межличностных отношений; 
- определить понятие и виды самооценки; 
- определить роль самооценки в межличностных отношениях; 
- провести экспериментальное изучение межличностных взаимоотно-шений и самооценки в трудовом коллективе «Строительные материалы»; 
- дать рекомендации по оптимизации самооценки, улучшению межличностных отношений в трудовом коллективе «Строительные материалы». 
Методы исследования: диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн; «Экспресс-методика» по изучению психологического климата в коллективе О.С. Михалюк, А.Ю. Шалыто; карта-схема оценки психологической атмо-сферы в группе Л.Н. Лутошкина. 
В базе исследования принимали участия 10 сотрудников магазина «Строительные материалы» примерно одинакового возраста (22-30 лет), из них 8 мужчин и 2 женщины.

1 Андреева, Г.М. Социальная  психология / Г.М. Андреева. – М. : Аспект-Пресс, 2008. – 376с.

Введение 4 
1 Особенности развития межличностных взаимоотношений и самооценки 
в трудовом коллективе 6 
1.1 Понятие и особенности межличностных отношений 6 
1.2 Понятие и виды самооценки 15 
1.3 Роль самооценки в межличностных отношениях 19 
2 Экспериментальное изучение межличностных взаимоотношений  
и самооценки в трудовом коллективе 21 
2.1 Организация и методы исследования 21 
2.2 Анализ результатов исследования 28 
Заключение 32 
Библиографический список 34 
Приложение А Экспресс – Методика О.С. Михалюк, А.И. Шалыто 37 
Приложение Б Опросник Л.Н. Лутошкина 39 
Приложение В Рекомендации по оптимизации самооценки, улучшению  
межличностных отношений в магазине «Строительные  
материалы» 42

СОДЕРЖАНИЕ

 
 
Введение 4 
1 Особенности развития межличностных взаимоотношений и самооценки 
в трудовом коллективе 6 
1.1 Понятие и особенности межличностных отношений 6 
1.2 Понятие и виды самооценки 15 
1.3 Роль самооценки в межличностных отношениях 19 
2 Экспериментальное изучение межличностных взаимоотношений  
и самооценки в трудовом коллективе 21 
2.1 Организация и методы исследования 21 
2.2 Анализ результатов исследования 28 
Заключение 32 
Библиографический список 34 
Приложение А Экспресс – Методика О.С. Михалюк, А.И. Шалыто 37 
Приложение Б Опросник Л.Н. Лутошкина 39 
Приложение В Рекомендации по оптимизации самооценки, улучшению  
межличностных отношений в магазине «Строительные  
материалы» 42 
 

РЕФЕРАТ

 
 
Курсовая работа содержит 36 с., 1 рисунка, 2 таблицы, 3 приложения, 31 источник. 
 
САМООЦЕНКА, МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, ВЗАИМО-СВЯЗЬ, ДИАГНОСТИКА, КОЛЛЕКТИВ. 
 
В первой главе курсовой работы рассматриваются теоретические основы развития межличностных взаимоотношений и самооценки в трудовом коллективе, в частности дается понятие и выявляются особенности межличностных отношений, а также рассматривается понятие, виды самооценки. Приводится характеристика методического аппарата исследования. 
Вторая глава посвящена экспериментальному изучению межличностных взаимоотношений и самооценки в трудовом коллективе магазина «Строительные материалы» г. Благовещенска. По результатам исследования разработаны рекомендации по оптимизации самооценки, улучшению межличностных отношений в трудовом коллективе. 

ВВЕДЕНИЕ

 
 
В психологии управления и в других социальных отраслях знаний социально – психологическим  аспектам жизнедеятельности коллектива на сегодняшний момент уделяется  большое внимание. 
Межличностные отношения являются одной из сторон психологиче-ских отношений, оказывающих исключительно большое влияние на поведение людей. Взаимоотношения в трудовом коллективе имеют свои особенности, так как они регламентируются законами и иными локальными актами организации.  
Проблема межличностных отношений в трудовом коллективе остается и в настоящее время актуальной, ведь исследования и повседневная практика показывают, что эффективность коллективной деятельности во многом зависит от качества взаимоотношений, от того, в какой мере они соответствуют нормативным актам, нормам нравственности. 
Для повышения производительности труда и создания благоприятного психологического климата руководителю необходимо знать межличностные отношения в коллективе. В любом коллективе между людьми протягиваются невидимые нити взаимоотношений, которые невозможно отразить ни в одном штатном расписании. Возникает неформальная структура, строящаяся на симпатиях и антипатиях членов коллектива. Известно, что внутригрупповые конфликты, как правило, зарождаются в неформальной структуре, а затем перемещаются в сферу формальных отношений, выбивая коллектив из нормального ритма работы.  
Один из методов исследования межличностных отношений, доступ-ных каждому руководителю, это углубленное изучение различных социальных фактов, а также конкретных поступков и действий людей, входящих в состав данного коллектива. Особое значение имеют личностные характеристики работников, в частности уровень самооценки.  
 
Объект исследования: самооценка и межличностные отношения. 
Предмет исследования: взаимосвязь самооценки и межличностных отношений в трудовом коллективе магазина «Строительные материалы». 
Цель исследования: изучение взаимосвязи самооценки и межличност-ных отношений в трудовом коллективе опытно – экспериментальным путем. 
Цель, предмет и объект определили следующие задачи исследования: 
- определить понятие и особенности межличностных отношений; 
- определить понятие и виды самооценки; 
- определить роль самооценки в межличностных отношениях; 
- провести экспериментальное изучение межличностных взаимоотно-шений и самооценки в трудовом коллективе «Строительные материалы»; 
- дать рекомендации по оптимизации самооценки, улучшению межличностных отношений в трудовом коллективе «Строительные материалы». 
Методы исследования: диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн; «Экспресс-методика» по изучению психологического климата в коллективе О.С. Михалюк, А.Ю. Шалыто; карта-схема оценки психологической атмо-сферы в группе Л.Н. Лутошкина. 
В базе исследования принимали участия 10 сотрудников магазина «Строительные материалы» примерно одинакового возраста (22-30 лет), из них 8 мужчин и 2 женщины. 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 
 
1 Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М. : Аспект-Пресс, 2008. – 376с. 
2 Бодалев, А.А. Восприятие человека человеком / А.А. Бобалев. – СПб. : ЛГУ, 2008. – 241с. 
3 Бороздина, Л.В., Молчанова О.Н. Самооценка в первой зрелости // Вестник МГУ. Сер.14, Психология, 1990, №2, с.24 – 48. 
4 Бороздина, Л.В. Самооценка в возрасте второй зрелости / Л.В. Бороздина, О.Н. Молчанова // Вестник МГУ. Сер. 14., Психология. – 2007. – №1. –С. 27 – 42. 
5 Бороздина, Л.В. Самооценка в разных возрастных группах: от подростков до престарелых / Л.В. Бороздина, О.Н. Молчанова. – М. : ООО «Проект – Ф», 2001 – 204 с. 
6 Бороздина, Л.В. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний / Л.В. Бороздина, Е.А. Залученова // Вопросы психологии. – 1993. – №1. – С.104-113. 
7 Вендров, Е.Е. Психологические проблемы управления / Вендров Е.Е. – М. : Экономика, 2009. – 257 с. 
8 Глуханюк, Н.С. Практикум по общей психологии: Учеб. пособие / Н.С. Глуханюк, Е.В. Дьяченко, С.Л. Семенова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Московского психолого – социального института, 2009. – 224 с.  
9 Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология / В.Н. Дружи-нин. – М. : ИНФРА-М, 2010. – 385 с. 
10 Жариков, Е.С. Психология управления. Книга для руководителя и менеджера по персоналу / Е.С. Жариков. – М. : МЦФЭР, 2009. – 512 с. 
11 Захарова, А.В. Структурно-динамическая модель самооценки / А.В. Захарова // Вопросы психологии. –1989. – №1. – С. 5 – 18. 
12 Зинько, Е.В. Соотношение характеристик самооценки и уровня притязаний. Часть 1. Самооценка и ее параметры / Е.В. Зинько // Психологический журнал. – 2006. – № 3. – С. 18 – 30. 
13 Карелина, А.А. Психологические тесты / А.А. Карелина: в 2-х т. – М: Владос, 2003. – Т. 2. – 248 с. 
14 Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах / Я.Л. Коломинский. – Минск : Изд-во БГУ, 2009. – 284с. 
15 Кон, И. С. Психология ранней юности / И.С. Кон. – М. : Просвещение,1989. – 255 с. 
16 Кочеткова, А.И. Психологические основы современного управ-ления персоналом / А.И. Кочеткова. – М. : Норма, 2009. - 250 с. 
17 Кричевский, Р.Л., Социальная психология малой группы / Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская. – М. : Аспект-Пресс, 2009. – 318с. 
18 Куницына, В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. – СПб. : Питер, 2006. – 269с. 
19 Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. – СПб. : Питер, 2007. – 688 с.  
20 Михеев, В.И. Социально-психологические аспекты управления. Стиль и методы работы руководителя / В.И. Михеев. – М. : Экономика,2009. – 215с. 
21 Моргунов, Е.Б. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение / Е.Б. Моргунов. – М. : Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2009. –262с. 
22 Обозов, Н.Н. Психология межличностных отношений / Н.Н. Обозов. – Киев : Наука, 2009. –191с. 
23 Ольшанский, В.Б. Личность и социальные ценности / В.Б. Оль-шанский. – М. : Просвещение, 2008. – 339с. 
24 Обозов, Н.Н. Три подхода к исследованию психологической совместимости / Н.Н. Обозов, А.Н. Обозова. – Самара : БАХРАХ-М, 2007. –521с. 
25 Петровский, А.В. Личность. Деятельность. Коллектив / А.В. Петровский. – М. : Знание, 2008. – 384с. 
26 Пугачев, В.П. Управление персоналом организации / В.П. Пугачев. – М. : Аспект Пресс, 2009. – 279 с. 
27 Реан, А.А. Психология и психодиагностика личности. Теория, методы исследования, практикум / А.А. Реан. – СПб. : Прайм – ЕВРОЗНАК, 2006. – 255 с. 
28 Сафин, В.Ф. Устойчивость самооценки и механизм её сохране-ния / В.Ф. Сафин // Вопросы психологии. – 1975. – №3. – С. 62 – 72. 
29 Устюжанин, А.П. Социально-психологические аспекты управления коллективом / А.П. Устюжанин, Ю.А. Утюмов. – М. : Академия, 2008. – 356 с. 
30 Чеснокова, И.И. Проблема самосознания в психологии / И.И. Чеснокова. – М. : Наука, 1977. – 143 с. 
31 Шекшня, С.В. Управление персоналом современной организации / С.В. Шекшня. – М. : Интел-Синтез, 2010. – 368 с.

 


Информация о работе Особенности развития межличностных взаимоотношений и самооценки в младшем школьном возрасте