Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 14:58, курсовая работа
В процессе проведенного исследования влияния статусного положения ребенка в группе на формирование уровня его самооценки можно сказать, что гипотеза подтвердилась, так как по полученным результатам видно, что чем выше статус ребенка в группе, тем более высокий уровень самооценки выявляется в процессе экспериментов и наоборот.
Введение…………………………………………………………………………
Глава I.
Кузьмин Е.С. Методы социальной психологии. - Л.: ЛГУ, 1977. - 168с.
Липкина А.И. Самооценка школьника. - М.: Знание, 1976. - 64с.
Мадорский Л.Р. Глазами подростков. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1991. - 176с.
Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3-х кн-х. Кн. 1 Общие основы психологии- 2-е изд. - М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1994. -573с.
Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. - М.: Просвещение, 1993. - 256с.
Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М.: Знание, 1982. - 179с.
Петровский А.В., Абраменкова В.В. Социальная психология: учебное пособие для студентов пед. Институтов. - М.: Просвещение, 1987. - 147с.
Петровский В.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива. Учебное пособие для студентов пед. институтов. - М.: Просвещение, 1978.- 117с.
Рогов Е. И. Настольная книга
практического психолога в
Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов на Дону: Феникс, 1997. - 214с.
Фельдштейн Д.И. Психологические аспекты изучения современного подростка. М.: “Вопросы психологии”, 1985. - 32с.
Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка М.: Педагогика, 1988. - 114с.
Фридман Л.И., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. - М.: Просвещение, 1991.- 161с.
Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. - М.: ВЛАДОС, 1998. -508с.
Размещено на Allbest.ru
Объект исследования: самооценка
и межличностные отношения.
Предмет исследования: взаимосвязь самооценки
и межличностных отношений в трудовом
коллективе магазина «Строительные материалы».
Цель исследования: изучение взаимосвязи
самооценки и межличност-ных отношений
в трудовом коллективе опытно – экспериментальным
путем.
Цель, предмет и объект определили следующие
задачи исследования:
- определить понятие и особенности межличностных
отношений;
- определить понятие и виды самооценки;
- определить роль самооценки в межличностных
отношениях;
- провести экспериментальное изучение
межличностных взаимоотно-шений и самооценки
в трудовом коллективе «Строительные
материалы»;
- дать рекомендации по оптимизации самооценки,
улучшению межличностных отношений в
трудовом коллективе «Строительные материалы».
Методы исследования: диагностика самооценки
Дембо-Рубинштейн; «Экспресс-методика»
по изучению психологического климата
в коллективе О.С. Михалюк, А.Ю. Шалыто;
карта-схема оценки психологической атмо-сферы
в группе Л.Н. Лутошкина.
В базе исследования принимали участия
10 сотрудников магазина «Строительные
материалы» примерно одинакового возраста
(22-30 лет), из них 8 мужчин и 2 женщины.
1 Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М. : Аспект-Пресс, 2008. – 376с.
Введение 4
1 Особенности развития
межличностных взаимоотношений и самооценки
в трудовом коллективе
6
1.1 Понятие и особенности
межличностных отношений 6
1.2 Понятие и виды самооценки
15
1.3 Роль самооценки в межличностных
отношениях 19
2 Экспериментальное изучение
межличностных взаимоотношений
и самооценки в трудовом
коллективе 21
2.1 Организация и методы
исследования 21
2.2 Анализ результатов исследования
28
Заключение 32
Библиографический список 34
Приложение А Экспресс – Методика О.С.
Михалюк, А.И. Шалыто 37
Приложение Б Опросник Л.Н. Лутошкина 39
Приложение В Рекомендации по оптимизации
самооценки, улучшению
межличностных отношений в магазине «Строительные
материалы» 42
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 4
1 Особенности развития
межличностных взаимоотношений и самооценки
в трудовом коллективе 6
1.1 Понятие и особенности
межличностных отношений 6
1.2 Понятие и виды самооценки
15
1.3 Роль самооценки
в межличностных отношениях 19
2 Экспериментальное
изучение межличностных взаимоотношений
и самооценки в трудовом коллективе
21
2.1 Организация и методы
исследования 21
2.2 Анализ результатов
исследования 28
Заключение 32
Библиографический список 34
Приложение А Экспресс – Методика О.С.
Михалюк, А.И. Шалыто 37
Приложение Б Опросник Л.Н. Лутошкина 39
Приложение В Рекомендации по оптимизации
самооценки, улучшению
межличностных отношений в магазине «Строительные
материалы» 42
РЕФЕРАТ
Курсовая работа содержит 36 с., 1 рисунка,
2 таблицы, 3 приложения, 31 источник.
САМООЦЕНКА, МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ
ОТНОШЕНИЯ, ВЗАИМО-СВЯЗЬ, ДИАГНОСТИКА,
КОЛЛЕКТИВ.
В первой главе курсовой работы рассматриваются
теоретические основы развития межличностных
взаимоотношений и самооценки в трудовом
коллективе, в частности дается понятие
и выявляются особенности межличностных
отношений, а также рассматривается понятие,
виды самооценки. Приводится характеристика
методического аппарата исследования.
Вторая глава посвящена экспериментальному
изучению межличностных взаимоотношений
и самооценки в трудовом коллективе магазина
«Строительные материалы» г. Благовещенска.
По результатам исследования разработаны
рекомендации по оптимизации самооценки,
улучшению межличностных отношений в
трудовом коллективе.
ВВЕДЕНИЕ
В психологии управления
и в других социальных отраслях знаний
социально – психологическим
аспектам жизнедеятельности коллектива
на сегодняшний момент уделяется
большое внимание.
Межличностные отношения являются одной
из сторон психологиче-ских отношений,
оказывающих исключительно большое влияние
на поведение людей. Взаимоотношения в
трудовом коллективе имеют свои особенности,
так как они регламентируются законами
и иными локальными актами организации.
Проблема межличностных отношений в трудовом
коллективе остается и в настоящее время
актуальной, ведь исследования и повседневная
практика показывают, что эффективность
коллективной деятельности во многом
зависит от качества взаимоотношений,
от того, в какой мере они соответствуют
нормативным актам, нормам нравственности.
Для повышения производительности труда
и создания благоприятного психологического
климата руководителю необходимо знать
межличностные отношения в коллективе.
В любом коллективе между людьми протягиваются
невидимые нити взаимоотношений, которые
невозможно отразить ни в одном штатном
расписании. Возникает неформальная структура,
строящаяся на симпатиях и антипатиях
членов коллектива. Известно, что внутригрупповые
конфликты, как правило, зарождаются в
неформальной структуре, а затем перемещаются
в сферу формальных отношений, выбивая
коллектив из нормального ритма работы.
Один из методов исследования межличностных
отношений, доступ-ных каждому руководителю,
это углубленное изучение различных социальных
фактов, а также конкретных поступков
и действий людей, входящих в состав данного
коллектива. Особое значение имеют личностные
характеристики работников, в частности
уровень самооценки.
Объект исследования: самооценка и межличностные
отношения.
Предмет исследования: взаимосвязь самооценки
и межличностных отношений в трудовом
коллективе магазина «Строительные материалы».
Цель исследования: изучение взаимосвязи
самооценки и межличност-ных отношений
в трудовом коллективе опытно – экспериментальным
путем.
Цель, предмет и объект определили следующие
задачи исследования:
- определить понятие и особенности межличностных
отношений;
- определить понятие и виды самооценки;
- определить роль самооценки в межличностных
отношениях;
- провести экспериментальное изучение
межличностных взаимоотно-шений и самооценки
в трудовом коллективе «Строительные
материалы»;
- дать рекомендации по оптимизации самооценки,
улучшению межличностных отношений в
трудовом коллективе «Строительные материалы».
Методы исследования: диагностика самооценки
Дембо-Рубинштейн; «Экспресс-методика»
по изучению психологического климата
в коллективе О.С. Михалюк, А.Ю. Шалыто;
карта-схема оценки психологической атмо-сферы
в группе Л.Н. Лутошкина.
В базе исследования принимали участия
10 сотрудников магазина «Строительные
материалы» примерно одинакового возраста
(22-30 лет), из них 8 мужчин и 2 женщины.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1 Андреева, Г.М. Социальная психология
/ Г.М. Андреева. – М. : Аспект-Пресс,
2008. – 376с.
2 Бодалев, А.А. Восприятие человека человеком
/ А.А. Бобалев. – СПб. : ЛГУ, 2008. – 241с.
3 Бороздина, Л.В., Молчанова О.Н. Самооценка
в первой зрелости // Вестник МГУ. Сер.14,
Психология, 1990, №2, с.24 – 48.
4 Бороздина, Л.В. Самооценка в возрасте
второй зрелости / Л.В. Бороздина, О.Н. Молчанова
// Вестник МГУ. Сер. 14., Психология. – 2007.
– №1. –С. 27 – 42.
5 Бороздина, Л.В. Самооценка в разных возрастных
группах: от подростков до престарелых
/ Л.В. Бороздина, О.Н. Молчанова. – М. : ООО
«Проект – Ф», 2001 – 204 с.
6 Бороздина, Л.В. Увеличение индекса тревожности
при расхождении уровней самооценки и
притязаний / Л.В. Бороздина, Е.А. Залученова
// Вопросы психологии. – 1993. – №1. – С.104-113.
7 Вендров, Е.Е. Психологические проблемы
управления / Вендров Е.Е. – М. : Экономика,
2009. – 257 с.
8 Глуханюк, Н.С. Практикум по общей психологии:
Учеб. пособие / Н.С. Глуханюк, Е.В. Дьяченко,
С.Л. Семенова. – 2-е изд., перераб. и доп.
– М. : Издательство Московского психолого
– социального института, 2009. – 224 с.
9 Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология
/ В.Н. Дружи-нин. – М. : ИНФРА-М, 2010. – 385 с.
10 Жариков, Е.С. Психология управления.
Книга для руководителя и менеджера по
персоналу / Е.С. Жариков. – М. : МЦФЭР, 2009.
– 512 с.
11 Захарова, А.В. Структурно-динамическая
модель самооценки / А.В. Захарова // Вопросы
психологии. –1989. – №1. – С. 5 – 18.
12 Зинько, Е.В. Соотношение характеристик
самооценки и уровня притязаний. Часть
1. Самооценка и ее параметры / Е.В. Зинько
// Психологический журнал. – 2006. – № 3.
– С. 18 – 30.
13 Карелина, А.А. Психологические тесты
/ А.А. Карелина: в 2-х т. – М: Владос, 2003. –
Т. 2. – 248 с.
14 Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений
в малых группах / Я.Л. Коломинский. – Минск
: Изд-во БГУ, 2009. – 284с.
15 Кон, И. С. Психология ранней юности /
И.С. Кон. – М. : Просвещение,1989. – 255 с.
16 Кочеткова, А.И. Психологические основы
современного управ-ления персоналом
/ А.И. Кочеткова. – М. : Норма, 2009. - 250 с.
17 Кричевский, Р.Л., Социальная психология
малой группы / Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская.
– М. : Аспект-Пресс, 2009. – 318с.
18 Куницына, В.Н., Казаринова Н.В., Погольша
В.М. Межличностное общение. – СПб. : Питер,
2006. – 269с.
19 Майерс, Д. Социальная психология / Д.
Майерс. – СПб. : Питер, 2007. – 688 с.
20 Михеев, В.И. Социально-психологические
аспекты управления. Стиль и методы работы
руководителя / В.И. Михеев. – М. : Экономика,2009.
– 215с.
21 Моргунов, Е.Б. Управление персоналом:
исследование, оценка, обучение / Е.Б. Моргунов.
– М. : Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2009.
–262с.
22 Обозов, Н.Н. Психология межличностных
отношений / Н.Н. Обозов. – Киев : Наука,
2009. –191с.
23 Ольшанский, В.Б. Личность и социальные
ценности / В.Б. Оль-шанский. – М. : Просвещение,
2008. – 339с.
24 Обозов, Н.Н. Три подхода к исследованию
психологической совместимости / Н.Н. Обозов,
А.Н. Обозова. – Самара : БАХРАХ-М, 2007. –521с.
25 Петровский, А.В. Личность. Деятельность.
Коллектив / А.В. Петровский. – М. : Знание,
2008. – 384с.
26 Пугачев, В.П. Управление персоналом
организации / В.П. Пугачев. – М. : Аспект
Пресс, 2009. – 279 с.
27 Реан, А.А. Психология и психодиагностика
личности. Теория, методы исследования,
практикум / А.А. Реан. – СПб. : Прайм – ЕВРОЗНАК,
2006. – 255 с.
28 Сафин, В.Ф. Устойчивость самооценки
и механизм её сохране-ния / В.Ф. Сафин //
Вопросы психологии. – 1975. – №3. – С. 62
– 72.
29 Устюжанин, А.П. Социально-психологические
аспекты управления коллективом / А.П.
Устюжанин, Ю.А. Утюмов. – М. : Академия,
2008. – 356 с.
30 Чеснокова, И.И. Проблема самосознания
в психологии / И.И. Чеснокова. – М. : Наука,
1977. – 143 с.
31 Шекшня, С.В. Управление персоналом современной
организации / С.В. Шекшня. – М. : Интел-Синтез,
2010. – 368 с.