Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2014 в 18:36, курсовая работа
Цель исследования: изучение особенностей развития памяти в младшем школьном возрасте.
Исходя из цели исследования, предполагается решение следующих задач:
1) теоретическое рассмотрение процессов памяти;
2) проанализировать особенности развития памяти младших школьников;
3) подобрать комплекс методик для диагностики памяти в младшем школьном возрасте;
4) сформулировать методические рекомендации родителям, учителям и школьному психологу по развитию памяти младших школьников.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………...2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ……………….……………………….6
1.1. Общее понятие о памяти: физиологическая основа и виды………………….6
1.2. Возрастные особенности памяти младших школьников……………………14
Выводы по 1 главе …...…………………………………………………………….23
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПАМЯТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ……………………………………………………...…24
2.1. Эмпирическое изучение памяти младших школьников ………….………...24
2.2. Приемы и способы повышения эффективности запоминания учебного материала в младшем школьном возрасте ………………..……………….…27
2.3. Методические рекомендации по развитию памяти младших школьников .31
Выводы по 2 главе……………………………………………………………….....33
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ ………………………………………………………...…….35
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………......38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………….....41
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РВУЗ «КРЫМСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (г. Ялта)
ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Кафедра психологии
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ
В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Курсовая работа
студентки 3 курса,
специальности
«Практическая
психология»
Дробноход А. Н.
Научный руководитель:
к. психол. н., и.о. доцента кафедры психологии
Кучеренко С.В.
Ялта – 2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………...
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ……………….……………………….6
1.1. Общее понятие о памяти: физиологическая основа и виды………………….6
1.2. Возрастные особенности памяти младших школьников……………………14
Выводы по 1 главе …...…………………………………………………………….23
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПАМЯТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ……………………………………………………...…24
2.1. Эмпирическое изучение памяти младших школьников ………….………...24
2.3. Методические рекомендации по развитию памяти младших школьников .31
Выводы по 2 главе……………………………………………………………….
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ ………………………………………………………...…….35
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………......
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………….....41
Актуальность темы исследования. Проблема, касающаяся формирования и развития продуктивных способов запоминания информации является одной из актуальных проблем ХХI века. Различные приоритеты в отношении дидактических и психологических целей обучения в значительной степени предопределяют технологии, формы и методы обучения, используемые общеобразовательной школой. Серьезные социально-экономические противоречия и многообразие политико–правовых регламентаций породили в нашей многонациональной стране множество разнообразных стратегий образования. Тем не менее, научно обоснованные образовательные технологии, отвечающие требованиям времени, всегда в качестве первоочередных задач выдвигали поиск путей эффективного обучения школьников, их полноценного психического и физического развития, приобретения знаний, необходимых для успешной деятельности в любых жизненных сферах. Но, вместе с тем, различия в типах обучения всегда отражали фундаментальные психологические принципы, имеющие отношение к способам приобретения знаний.
Теория и практика психологической службы образования показала, что уровень интеллектуального развития школьников в средних общеобразовательных школах остается недостаточно высоким. К сожалению, в практике школьного обучения не обращается достаточного внимания на формирование у школьников адекватных, рациональных приёмов и способов запоминания. В связи с этим становятся востребованными такие технологии и методы обучения, которые, во-первых, сохраняют индивидуальную неповторимость личности, а во-вторых, направлены на максимальное раскрытие ее природных возможностей.
Невысокая успеваемость школьников является важной проблемой для педагогов и родителей. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Поэтому тема данного исследования: «Особенности развития памяти в младшем школьном возрасте» является актуальной.
Большинство исследований памяти в отечественной психологии базируется на деятельностном подходе. Проблемой развития памяти занимались И. П. Павлов, Н. Ф. Добрынина, А. А. Смирнова, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Л. В. Занков М. Н. Борисова, A. M. Вейн, Б. И. Каменецкая, Б. М. Теплов. Изучение законов человеческой памяти составляет одну из центральных, наиболее существенных глав психологической науки. Заслуга первого систематического изучения высших форм памяти у ребенка принадлежит Л. С. Выготскому, который впервые сделал предметом специального исследования вопрос о развитии высших форм памяти. Вместе со своими учениками А. Н. Леонтьевым и Л. В. Занковым он показал, что высшие формы памяти являются сложной формой психической деятельности, социальной по своему происхождению и опосредствованной по своему строению, и проследил основные этапы развития наиболее сложного опосредствованного запоминания.
В отечественной и зарубежной психологии накоплен весьма обширный эмпирический материал, являющийся результатом многочисленных экспериментальных исследований памяти младших школьников: А. Аалль, Е. Брунсвик, Л. С. Выготский, Л. Гольдшейдер, П. И. Зинченко, Н. П. Иванова, С. А. Изюмова, Д. И. Красильщикова, Е. М. Кудрявцева, А. Н. Леонтьев, А. И. Липкина, В. Я. Ляудис, К. П. Мальцева, Э. Мейман, А. Польман, Г. В. Репкина, В. И. Самохвалова, А. А. Смирнов, Г. А. Стюхина, Э. А. Фарапонтова, Т. Х. Хасаева, Л. В. Черемошкина, В. Д. Шадриков, А. Н. Шлычкова, В. Штерн и др.
Теоретико–методологическая основа исследования: культурно–историческая теория Л. С. Выготского, трехкомпонентная модель структуры психических функций Б. Г. Ананьева, принципы системного подхода к изучению психики Б. Ф. Ломова; концепция способностей В. Д. Шадрикова; концепция мнемических способностей Л. В. Черемошкиной.
Объект исследования: познавательная сфера личности.
Предмет исследования: особенности развития памяти в младшем школьном возрасте.
Цель исследования: изучение особенностей развития памяти в младшем школьном возрасте.
Исходя из цели исследования, предполагается решение следующих задач:
1) теоретическое рассмотрение процессов памяти;
2) проанализировать особенности развития памяти младших школьников;
3) подобрать комплекс методик для диагностики памяти в младшем школьном возрасте;
4) сформулировать методические рекомендации родителям, учителям и школьному психологу по развитию памяти младших школьников.
Методы исследования: теоретические – анализ психолого-педагогической, научно-методической и справочной литературы; эмпирические – методика «Заучивание 10 слов» А. Р. Лурия, методика «Опосредованное запоминание» А. Н. Леонтьева, методика «Пиктограммы» А. Р. Лурия.
Теоретическая значимость исследования заключается в рассмотрении развития памяти с учётом возрастных особенностей на этапе младшего школьного возраста.
Практическая значимость исследования заключается в составлении программы диагностики и развития памяти младших школьников в процессе учебной деятельности.
Структура работы: работа состоит из введения, двух разделов, выводов, списка использованных источников (50 источников) и 3 приложений. Основное содержание работы представлено на 37 страницах.
Важнейшая особенность психики состоит в том, что отражение внешних воздействий постоянно используется индивидом в его дальнейшем поведении. Формирование и развитие психики было бы невозможно, если бы образы внешнего, возникающие в коре мозга, исчезали бы бесследно.
Память – это способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врождённые и приобретённые механизмы поведения есть нечто иное, как запечатлённый, передаваемый по наследству или приобретенный в процессе индивидуальной жизни опыт. Без постоянного обновления такого опыта живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим быстро меняющимся событиям в жизни. Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться, так как то, что он приобретает, не с чем было бы сравнить, оно бы безвозвратно утрачивалось. «Без памяти, – писал С. Л. Рубинштейн – мы бы существовали мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее по мере его протекания, безвозвратно исчезло бы в прошлом» [42].
Человеку надо много знать и многое помнить, с каждым годом все больше и дольше. Книги, записи, магнитофоны, карточки в библиотеках, компьютеры помогают человеку помнить, но главное – это его собственная память. Без нее невозможно нормальное функционирование личности и ее развитие.
В концепции Р. Аткинсона «память рассматривается как динамическая, развивающаяся многоуровневая система, открытая по своему характеру и не полно связанная по структуре и по свойствам» [5, с. 276].
В свою очередь В. М. Блейхер, И. В. Крук считают, что «память – это способность организации и сохранения прошлого жизненного опыта, позволяющего его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память осуществляет связь времен – прошлого, настоящего и будущего и является важной психической функцией, обеспечивающей развитие индивидуума и го обучение» [6, С. 174].
В своих работах А. В. Петровский и М. Г. Ярошевский [38] анализировали память и пришли к выводу, что это процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.
Немов Р. С. [32] рассматривал память как процессы запоминания, сохранения, воспроизведения и переработки человеком разнообразной информации.
Под памятью С. А. Изюмова [18] понимала сложную систему многоуровнего и многоступенчатого перекодирования информации, активный процесс, функционирующий во взаимосвязи с другими процессами, в первую очередь с мышлением, а так же с вниманием и восприятием.
Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко [29, с. 156] утверждали, что «память – это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта». Физиологической основой памяти является образование, сохранение и актуализация временных связей в мозге.
Таким образом, можно заключить, что под понятием «память» в современной психологии подразумевается следующее: память – это форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.
Образы предметов или процессов реальной действительности, которые мы воспринимали ранее, а сейчас мысленно воспроизводим, называются представлениями. Представления памяти делятся на единичные и общие. Представления памяти являются воспроизведением, более или менее точным, предметов или явлений, когда–то воздействующих на наши органы чувств.
Представление воображения – это представление о предметах и явлениях, которые в таких сочетаниях или таком виде никогда нами не воспринимались. Представления воображения также основываются на прошлых восприятиях, однако эти последние служат лишь материалом, из которого мы создаем с помощью воображения новые представления и образы.
В основе памяти лежат ассоциации, или связи. Предметы, явления и т.д. связанные в действительности, связываются и в памяти человека.
Запомнить что–то – это значит связать запоминание с уже известным, образовать ассоциацию. Ассоциация представляет собой временную нервную связь (физиологическую). Различают два рода ассоциаций: простые и сложные. К простым относится 3 вида ассоциаций: по смежности, по сходству и по контрастности. Ассоциации по смежности объединяют два явления, связанных во времени или пространстве. Ассоциации по сходству связывают два явления, имеющих сходные черты: при упоминании об одном из них, вспоминается другое. Ассоциации опираются на сходстве нервных связей, которые вызываются в нашем мозге двумя объектами. Ассоциации по контрасту связывают два противоположных явления. Этому способствует то, что в практической деятельности эти противоположные объекты обыкновенно сопоставляются и сравниваются, что и приводит к образованию соответствующих нервных связей [20 ,С. 167].
Кроме этих видов существуют сложные ассоциации – смысловые. В них связываются два явления, которые и в действительности постоянно связаны: часть и целое, род и вид, причина и следствие. Эти ассоциации являются основой наших знаний. Образование связей между различными представлениями определяется не тем, каков сам по себе запоминаемый материал, а, прежде всего тем, что с ним делает субъект. То есть деятельность личности – основной фактор, детерминирующий (определяющий) формирование всех психических процессов, в том числе и процессов памяти.
Память – это сложно система психических процессов, поэтому выделяют несколько оснований для классификации ее видов. По степени волевой регуляции процессов запоминания и воспроизведения различают произвольную и непроизвольную память. Непроизвольная память характеризуется тем, что информация запоминается сама собой без специального заучивания. Сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает.
Произвольная память связна с сознательной целью что–либо запомнить и воспроизведение требует специальных волевых усилий и особых приемов. Информация запоминается целенаправлено, с помощью специальных приемов. Эффективность произвольной памяти зависит от целей запоминания, от приемов заучивания.
Приемы заучивания:
а) механическое дословное многократное повторение работает механическая память, тратиться много сил, времени, а результаты низкие, запоминание без осмысления.
б) логический пересказ, который включает: логическое осмысление материала, систематизацию, выделение главных логических компонентов информации, пересказ своими словами – работает логическая память (смысловая) – вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей. Эффективность логической памяти в 20 раз выше, чем механической;
Информация о работе Особенности развития памяти младших школьников