Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2014 в 18:36, курсовая работа
Цель исследования: изучение особенностей развития памяти в младшем школьном возрасте.
Исходя из цели исследования, предполагается решение следующих задач:
1) теоретическое рассмотрение процессов памяти;
2) проанализировать особенности развития памяти младших школьников;
3) подобрать комплекс методик для диагностики памяти в младшем школьном возрасте;
4) сформулировать методические рекомендации родителям, учителям и школьному психологу по развитию памяти младших школьников.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………...2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ……………….……………………….6
1.1. Общее понятие о памяти: физиологическая основа и виды………………….6
1.2. Возрастные особенности памяти младших школьников……………………14
Выводы по 1 главе …...…………………………………………………………….23
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПАМЯТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ……………………………………………………...…24
2.1. Эмпирическое изучение памяти младших школьников ………….………...24
2.2. Приемы и способы повышения эффективности запоминания учебного материала в младшем школьном возрасте ………………..……………….…27
2.3. Методические рекомендации по развитию памяти младших школьников .31
Выводы по 2 главе……………………………………………………………….....33
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ ………………………………………………………...…….35
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………......38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………….....41
Экспериментатор снова ставит крестики под словами, которые повторил исследуемый. Затем опыт снова повторяется, 3, 4 и 5 раз, но уже без каких – либо инструкций. Экспериментатор просто говорит: «Еще раз».
В случае если исследуемый называет, какие–либо лишние слова, экспериментатор обязательно записывает их рядом с крестиками, а если слова эти повторяют, – ставит и под ними крестики.
В случае если исследуемый пытается вставлять в процессе опыта, какие – либо реплики, экспериментатор останавливает его; никаких разговоров во время этого опыта допускать нельзя.
После пятикратного повторения слов экспериментатор переходит к другим экспериментам, а в конце исследования, спустя 50 – 60 минут, снова спрашивает у исследуемого эти слова (без напоминания) [8]
Методика «Опосредованное запоминание» (В основу этого исследования положены методики, разработанные Л. С. Выготским, Л. В. Занковым, А. Н. Леонтьевым). Оборудование: два рисунка с изображением девяти знакомых предметов и пяти слов (см. Приложение Б). Картинки с изображением предметов вырезаются по линиям.
Цель исследования: выявление умения пользоваться приемами опосредованного запоминания, точности воспроизведения слов, предложенных для запоминания, особенностей мышления.
Процедура проведения: перед ребенком в ряд раскладывают девять картинок и говорят «Сейчас я буду называть слова. Чтобы легче было их запомнить и вспомнить, подбирай для каждого слова самую подходящую картинку. Например, к слову «время» подходит картинка «будильник», потому что он показывает «время». Если ребенок понял инструкцию, исследование продолжается. При этом требуется, чтобы ребенок объяснял каждую установленную связь между словом и выбранной картинкой. После того как все слова названы и к ним отобраны картинки, их убирают в сторону и дают задания отвлекающего характера. Через 20 – 30 минут ребенку предъявляют отобранные картинки и припомнить слова, которые назывались [8].
Методика «Пиктограммы», предложенная А. Р. Лурия, представляет собой метод исследования опосредованного запоминания, однако применяется не столько для исследования памяти, сколько для анализа характера ассоциаций. Для проведения достаточно иметь карандаш и бумагу. Нужно заранее подготовить 12 – 16 слов и выражений для запоминаний (см. Прил. В). Однако стандартные наборы слов применять необязательно, их необходимо варьировать, т.е., сохраняя основной состав слов, заменять два или три из них.
Испытуемому говорят, что будет проверяться его зрительная память, спрашивают о том, замечал ли он, как ему легче запомнить – на слух или с помощью зрения. Затем ему дают лист бумаги и карандаш и говорят: «На этой бумаге нельзя писать ни слов, ни букв. Я буду называть слова и целые выражения, которые вы должны будете запомнить. Для того, чтобы легче было запомнить, вы должны к каждому слову нарисовать что–либо такое, что бы могло помочь вам вспомнить заданное слово. Качество рисунка роли не играет, можно нарисовать что угодно и как угодно, лишь бы вам это смогло напомнить заданное слово – как узелок на память завязывают. Вот, например, задается первое выражение «Веселый праздник». Что можно нарисовать, чтобы вспомнить «Веселый праздник?» Желательно без крайней необходимости ничего больше испытуемому не подсказывать. Если он упорно жалуется на неумение рисовать, можно посоветовать: «Рисуйте то, что полегче». Если испытуемый заявляет, что он не в силах нарисовать праздник, можно повторить ему, что он не должен рисовать «веселый праздник», а лишь то, что поможет ему напомнить про веселый праздник. Если он легко подбирает рисунки и сам рассказывает вслух экспериментатору, что он выбирает и как он собирается припоминать, экспериментатор, молча, ведет протокол. Протокол ведется по следующей схеме (см. Прил. Д).
После выполнения задания (от 12 до 16 слов) листок с рисунками откладывают в сторону и лишь в конце исследования (спустя час) предлагают испытуемому припомнить по рисункам заданные слова. Припоминание нужно предлагать не по порядку, лучше одно – с начала, другое – с конца. Можно предложить испытуемому записывать под рисунком слово или выражение, которое было ему задано. Обязательно следует спросить, как удалось ему вспомнить слово, чем помог ему рисунок [8, С. 65].
Целесообразно сообщить младшим школьникам информацию о различных приемах и способах запоминания, и помочь в овладении теми из них, которые окажутся наиболее эффективными.
По Л. Ф. Обуховой [33], в младшем школьном возрасте идет интенсивное формирование приемов запоминания. От наиболее примитивных приемов (повторение, внимательное длительное рассмотрение материала) в более старшем возрасте ребенок переходит к группировке, осмыслению связей разных частей материала.
З. М. Истомина [20] в исследовании произвольного запоминания у младших школьников, выявила способы, с помощью которых дети осуществляют запоминание. Самый простой способ запоминания – повторение изученного вслед за взрослым. В дальнейшем повторение приобретает новую форму – дети повторяют поручение не в процессе выслушивания его, а после того, как оно выслушано. Переход к мысленному повторению превращает запоминание в процесс внутренний, делает возможным дальнейшее развитие процесса запоминания и его интеллектуализацию.
Е. О. Смирнова [41] отмечает, что способом, облегчающим запоминание и последующее воспроизведение, является соотнесение того, что запоминается, с чем-либо известным или сопоставление отдельных частей, вопросов внутри запоминаемого материала. Развитие этого процесса идет от непосредственного запоминания с опорой на внешние вспомогательные средства (предметы и картины), а затем – на внутренние (составление плана, воспроизведение вслух или про себя, нахождение сходства между новым и старым). Эти вопросы исследовал А.Н. Леонтьев в эксперименте с детьми разного возраста.
С точки зрения Р. С. Немова [32], специальные исследования, направленные на изучение возможностей формирования этих приемов у младших школьников, показывают, что обучение мнемическому приему, в основе которого лежит умственное действие, должно включать два этапа: формирование самого умственного действия и использование его как мнемического приема, т.е. средства запоминания.
Показателем произвольности служат приемы запоминания. Сначала основным приемом является многократное прочитывание всего материала. Затем учащиеся начинают пользоваться более сложным приемом: чередуют прочитывание с воспроизведением.
А. А. Смирнов [41] выделил следующие приемы для детей младшего школьного возраста, с помощью которых достигается лучшее понимание материала с целью его более прочного запоминания:
1) составление плана, включающее в себя разбивку материала на части, группировка мыслей и выделение смысловых опорных пунктов, содержащих в себе основное, существенное. Деление текста на смысловые части является важнейшим приемом осмысленного запоминания. Это деление требует сложной мыслительной деятельности, представляющее для младших школьников значительную трудность. Для овладения этим приемом нужна специальная организация работы учащихся.
2) соотнесение содержания текста с имеющимися знаниями, включение нового в систему знаний. А.А. Смирнов ввел три параметра соотнесения. Первый – это богатство знаний, всплывающих в осознании при соотнесении нового с уже известным. Второй – существенность связей, на которые можно опереться при соотнесении. Третий – степень осознанности отношений, устанавливаемых между новым и известным.
3) соотнесение содержания разных частей текста друг с другом;
4) использование образов или наглядных представлений;
5) перевод содержания текста на свой язык.
Рассматривая акты мышления в качестве основы активной мнемической деятельности, ученики и последователи А. А. Смирнова, А. Н. Леонтьева, П. И. Зинченко расширили и модифицировали выделенные ими приемы мнемической деятельности. На углубление понимания материала для его запоминания направлены такие приемы, как: классификация или логическая группировка материала, его систематизация, выделение главного в тексте, обобщение запоминаемых сведений.
Таким образом, после специального обучения младшие школьники начинают с успехом применять приемы и способы эффективного запоминания учебного материала [41].
Важно знать также какие факторы, влияют на развитие памяти в младшем школьном возрасте. Когда информация трудна для запоминания, сложно организована, и ребенок ограничен во времени, на помощь приходят специальные приемы быстрого запоминания. Они позволяют избежать занудной зубрежки. Таких приемов существует много. Различные приемы и способы эффективны для каждого по-разному.
Самое главное – не познакомиться с как можно большим количеством частных приемов и способов, а понять общие факторы, по которым все они построены. Освоив их, младший школьник сможет запоминать абсолютно любую необходимую информацию самым эффективным именно для него способом.
Т. Б. Никитина [11] указывает на такие факторы, которые лежат в основе любого эффективного запоминания, как:
Фактор желания. Для того чтобы запомнить информацию, нужно хотеть это сделать. Иметь четкое и осознанное намерение, ставить задачу запомнить. Как ни странно, огромный процент неудачного запоминания связан с тем, что ученик не ставил сознательную задачу – запомнить.
Фактор осознания. Кроме желания необходимо подумать над мотивом – для чего пригодится запоминаемая информация, как и когда, придется ее использовать. Хорошо, если ребенок сможет осознать и поставить цель предстоящего запоминания. Для того чтобы запомнить информацию, нужно установить связь с уже имеющимися у ребенка знаниями или опытом. Другими словами, каждую новую единицу информации нельзя оставить не сцепленной ни с чем – нужно обязательно связать ее с чем–то. Если никакой связи не установлено, то отыскать ее в недрах памяти будет очень сложно. Для того чтобы информация была усвоена, у ребенка есть два пути: или ее зубрить, или же установить связь или связи и ограничиться одним–двумя повторами. Причем чем больше связей между двумя мыслями или фактами будет установлено, тем выше вероятность вспомнить одну информацию при помощи другой. При установлении каждой новой связи, в свою очередь, устанавливаются новые нервные связи, и чем больше таких связей, тем сцепление между фактами лучше. Связи могут быть двух основных видов – логические (смысловые) и ассоциативные (образные, абстрактные).
Фактор ярких впечатлений. Чтобы запоминание произошло быстрее, а следы хранились как можно дольше, необходимо помочь детской памяти трансформировать запоминаемую информацию в комфортный для нее вид. Другими словами, любую информацию нужно постараться сделать такой, чтобы она выглядела как яркое впечатление.
Фактор хорошего внимания. Без внимания нет запоминания. Восемьдесят процентов неуспеха в запоминании имеют отношение к недостаточно хорошему вниманию. Поэтому надо, во–первых, выработать навыки концентрации внимания, а во–вторых, никогда не забывать его, вовремя подключать. Применяя техники запоминания, необходимо помнить о следующем: техники – это не подмена собственно запоминания, а лишь средство для сокращения времени на запоминание. Природная память, данная с рождения, всегда участвует в работе. Техники – это помощь ей, их нельзя переоценивать и нужно подстраивать под природную (ее еще называют натуральной) память [11, c.45–47].
Считается, что младшему школьнику необходимо прибегать не только к приемам и способам запоминания учебного материала, но и к рассмотренным нами факторам эффективного запоминания, в основе которых лежит: желание, осознание, яркие впечатления, хорошее внимание. Освоив их, младший школьник сможет запоминать абсолютно любую необходимую информацию самым эффективным именно для него способом.
2.3. Методические рекомендации по развитию памяти младших школьников для педагогов, родителей и психологов
Можно сформулировать следующие методические рекомендации по развитию памяти младших школьников для педагогов и родителей [38].
1) Материал, который вызывает эмоции, запоминается быстрее, прочнее и охотнее. Эмоционально нейтрального материала быть не должно. Желательно, чтобы информация вызывала положительные эмоции, в этом случае человек способен запомнить в два раза больше. Взрослый, может создать для ребенка положительную атмосферу несколькими фразами, например: «Посмотри, какое красивое слово, необычное, странное, отталкивающее...» и т. п.
2) Используйте так называемый «эффект начала и конца». Успешнее всего запоминается информация, которая обсуждалась в начале урока и в конце, или в начале параграфа и в завершении его. Если наиболее ценная информация содержалась в середине параграфа, то необходимо акцентировать внимание ребенка на ней. Например, дать установку на запоминание: «Это необходимо запомнить!» Такого рода обращения выполняют регулирующую функцию по отношению к памяти ребенка.
Небольшой по объему текст нужно поделить на 3 части. Здесь срабатывает фактор края – есть начальная информация и конечная. Между началом и концом нужно установить логическую связь. Материал большого объема нужно делить на 7 частей. Именно столько объектов легко фиксируется в памяти.
3) Прочнее запоминаются незаконченные действия (так называемый эффект Б. В. Зейгарник). Поэтому есть смысл не требовать от ребенка строгой последовательности при выполнении домашних заданий. Надо научить ребенка ориентироваться в материале и, исходя из этого, планировать свою деятельность. Попробуйте сделать это ради эксперимента. Например, сначала ребенок читает (может быть, бегло) параграф по географии, затем переходит к домашнему заданию по иностранному языку, а после этого возвращается к учебнику по географии. Результат может удивить: многое запомнилось, каким–то образом сохранилось. Поэтому последующее перечитывание параграфа будет закрепляющим.
4) Эффективность запоминания
зависит от функционального
5) Память человека устроена так, что новый материал всегда базируется на уже известном. При изложении любого нового материала надо иметь в виду, что запоминание будет успешнее, если новая информация будет содержать около 30 процентов уже известной. Объяснение сложного нового материала необходимо начинать с обращения к уже известному.
Информация о работе Особенности развития памяти младших школьников