Особенности развития памяти младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2014 в 18:36, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение особенностей развития памяти в младшем школьном возрасте.
Исходя из цели исследования, предполагается решение следующих задач:
1) теоретическое рассмотрение процессов памяти;
2) проанализировать особенности развития памяти младших школьников;
3) подобрать комплекс методик для диагностики памяти в младшем школьном возрасте;
4) сформулировать методические рекомендации родителям, учителям и школьному психологу по развитию памяти младших школьников.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………...2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ……………….……………………….6
1.1. Общее понятие о памяти: физиологическая основа и виды………………….6
1.2. Возрастные особенности памяти младших школьников……………………14
Выводы по 1 главе …...…………………………………………………………….23
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПАМЯТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ……………………………………………………...…24
2.1. Эмпирическое изучение памяти младших школьников ………….………...24
2.2. Приемы и способы повышения эффективности запоминания учебного материала в младшем школьном возрасте ………………..……………….…27
2.3. Методические рекомендации по развитию памяти младших школьников .31
Выводы по 2 главе……………………………………………………………….....33
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ ………………………………………………………...…….35
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………......38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………….....41

Файлы: 1 файл

курсовая Дробноход.doc

— 406.50 Кб (Скачать файл)

На уроке иностранного языка не стоит вводить более 10 новых слов. Целесообразнее обсудить, обыграть, заучить 7–8 новых слов, затем вернуться к ним вместе с уже известными словосочетаниями, и только потом двигаться дальше, к изучению новых слов.

6) Материал неоднократно нужно повторять.

7) Двигайтесь. Когда изучаете какой–либо материал, хождение будет оказывать содействие лучшему запоминанию.

8) Чтобы тренировать память, можно делать простые упражнения. Например, стоя на остановке, внимательно рассмотрите дерево, запомните все детали. А вечером, прийти домой, и по возможности детальнее мысленно описать его. Чаще спрашивайте себя: «Что я делал позавчера в 9 часов?», «Во что вчера был одет мой товарищ?» и т.п.

9) Если вам тяжело запоминать  имена и фамилии, во время разговора  их нужно повторять несколько  раз. Сначала при первых секундах  разговора, потом на протяжении  беседы несколько раз нужно  назвать человека по имени. Это  упражнение эффективное даже тогда, когда нужно запомнить даты, числа, адреса.

10) Ничто так не развивает память, как чтение книг. Ведь когда мы читаем, работает воображение, строятся ассоциации, происходит крепкое запоминание. Чтобы запомнить, достаточно вообразить.

11) В зависимости от того, какое восприятие – зрительное, слуховое или на прикосновенье, у вас преобладает, эти органы нужно задействовать при запоминании. Если преобладает зрительное восприятие, во время чтения нужно подчеркивать важные слова цветными карандашами, рисовать таблицы, схемы. При лучшем восприятии на слух – нужно читать вслух, слушать записи на кассетах или дисках. А тем, у кого преобладает тактильная чувствительность, нужно создать для запоминания комфортные условия: сделать мягкое освещение, прилечь на диване или в мягком кресле, одеть одежду, в которой вы удобно чувствуете себя [38].

Рекомендации по развитию памяти младших школьников для психологов:

    1. Проводить своевременную диагностику памяти младших школьников.
    2. Наблюдать за детьми на занятиях.
    3. Составлять рекомендации по развитию памяти для педагогов и родителей.

 

 

Выводы по 2 главе

 

Для эмпирического изучения памяти в младшем школьном возрасте целесообразно использовать следующие методики:  методику «Заучивание 10 слов» А. Р. Лурия, «Опосредованное запоминание» (В основу этого исследования положены методики, разработанные Л. С. Выготским, Л. В. Занковым, А. Н. Леонтьевым.), «Пиктограммы» А. Р. Лурия.

По мнению Л. Ф. Обуховой, в младшем школьном возрасте идет интенсивное формирование приемов запоминания. Основные приемы и способы повышения эффективности запоминания учебного материала в младшем школьном возрасте: повторение изученного вслед за взрослым; соотнесение того, что запоминается, с чем-либо известным или сопоставление отдельных частей, вопросов внутри запоминаемого материала; составление плана, включающее в себя разбивку материала на части, группировку мыслей и выделение смысловых опорных пунктов; соотнесение содержания текста с имеющимися знаниями, включение нового в систему знаний; соотнесение содержания разных частей текста друг с другом; использование образов или наглядных представлений; перевод содержания текста на свой язык.

Сформулированы методические рекомендации по развитию памяти младшего школьника для родителей и педагогов: использование эмоционально окрашенного материала, эффектов края и незавершенного действия (Б. В. Зейгарник), многократные повторения, повторения в движении, использование специальных упражнений, чтение книг, задействование различных модальностей восприятия при запоминании и др. Методические рекомендации по развитию памяти детей младшего школьного возраста для психологов включают в себя: проведение своевременной диагностики памяти младших школьников; наблюдение за детьми на занятиях; составление рекомендаций по развитию памяти для педагогов и родителей.

 

 

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ

 

 

На основе изложенного в курсовой работе материала сформулированы следующие выводы.

Проанализировав теоретические источники, были рассмотрены понятия памяти, ее функции и свойства. Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

В развитии памяти человека большую роль играет период дошкольного и младшего школьного детства. Для детей в этом плане очень важны слуховые, зрительные и двигательные впечатления. Чем младше ребенок, тем более непосредственно выступают его чувства, прежде всего удовольствие и неудовольствие от того, что он увидел, сделал, получил. Именно на этих чувствах строится вся система педагогического воздействия. Память на чувства с развитием ребенка становится несколько иной, как и сами чувства, и причины, их вызывающие.

Память ребенка особенно богата образами отдельных конкретных предметов. В этих образах воедино слиты существенные, общие черты, свойственные целой группе предметов, а также и несущественные признаки, детали. В возрасте 5–6 лет начинает формироваться произвольная память. У дошкольников преобладает наглядно-образная память. Но на протяжении дошкольного и младшего школьного периода возникает и развивается память словесно-логическая.

Основой логической памяти является использование мыслительных процессов в качестве опоры, средства запоминания. В качестве мыслительных приемов запоминания могут быть использованы: смысловое соотнесение, классификация, выделение смысловых опор, составление плана и др.

Основная задача взрослых – ускорить развитие произвольной и словесно-логической памяти детей. Большую помощь в этом оказывают современные диагностические методики, которые позволяют определить уровень развития памяти у детей, и различные методические игры и упражнения, развивающие различные виды памяти.

При поступлении ребенка в школу для успешности его обучения в младших классах необходимо знать, как минимум, следующие виды памяти и их показатели:

– кратковременную и оперативную зрительную и слуховую память, включая их объём и способность удерживать информацию. Без развитой кратковременной и оперативной зрительной и слуховой памяти любая информация, воспринимаемая с помощью органов чувств, не будет попадать в долговременную память и там сохраняться;

– опосредованную память, которая характеризуется наличием и самостоятельным, инициативным использованием ребенком различных средств запоминания, хранения и воспроизведения информации (участие мышления в запоминании и сохранении информации);

– динамические особенности процесса запоминания и припоминания, включая такие показатели, как динамичность заучивания и его продуктивность, количество повторений, необходимых для безошибочного припоминания определенного набора единиц информации.

Память ребенка младшего школьного возраста должна оцениваться не в целом, а дифференцировано – по отдельным показателям, и по каждому из них необходимо делать заключение. Что же касается общих выводов о состоянии мнемических процессов у ребёнка, то они имеют условное значение и только в общем характеризуют то, в какой степени развитой является его память. Те виды памяти, которые в данном случае не изучались, могут оказаться важными в определенных видах деятельности.

Для изучения памяти в младшем школьном возрасте целесообразно использовать следующие методики:  методику «Заучивание 10 слов» А. Р. Лурия, «Опосредованное запоминание» (разработанную А. Н. Леонтьевым), «Пиктограммы» А. Р. Лурия.

Рассмотрены основные приемы и способы повышения эффективности запоминания учебного материала в младшем школьном возрасте, а именно: повторение изученного вслед за взрослым; соотнесение того, что запоминается, с чем–либо известным или сопоставление отдельных частей, вопросов внутри запоминаемого материала; составление плана, включающее в себя разбивку материала на части, и выделение смысловых опорных пунктов; соотнесение содержания текста с имеющимися знаниями, включение нового в систему знаний; соотнесение содержания разных частей текста друг с другом; использование образов или наглядных представлений; перевод содержания текста на свой язык.

Сформулированы методические рекомендации для родителей, педагогов и психологов по развитию памяти младшего школьника: использование использование эмоционально окрашенного материала, эффектов края и незавершенного действия, многократные повторения, повторения в движении, использование специальных упражнений, чтение книг, задействование различных модальностей восприятия при запоминании и др.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Методика «заучивания 10 слов» А. Р. Лурии

 

Протокол

 

 

Лес

Хлеб

Окно

Стул

Вода

Брат

Конь

Гриб

Игла

Мед

1

                   

2

                   

3

                   

4

                   

5

                   

Спустя час

                   

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Методика «Опосредованное запоминание» А. Н. Леонтьева

 

Стимульный материал

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Методика «Пиктограммы» А. Р. Лурии

 

Стимульный материал

 

1. Веселый праздник                                   

2. Интересная книга                                   

3. Вкусный обед                                         

4. Маленькая кошка                                   

5. Крепкая дружба

6. Красивая игрушка

7. Теплый ветер

8. Большая семья

9. Большой подарок

10. Красивая школа

11. Старенькая бабушка

12. Новая машина

 

Протокол исследования

 

Словосочетания

Рисунки и объяснения испытуемого

Восприятие спустя час

1. Веселый праздник                                   

2. Интересная книга                                    

3. Вкусный обед                                          

4. Маленькая кошка                                   

5. Крепкая дружба

6. Красивая игрушка

7. Теплый ветер

8. Большая семья

9. Большой подарок

10. Красивая школа

11. Старенькая бабушка

12. Новая машина

   

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

  1. Абрамова Г. С. Возрастная психология / Г. С. Абрамова. – М. : Наука, 2000. – 256 с.
  2. Аверин В. А. Психология детей и подростков : учеб. пособие для студ. высш. учеб. зав. / В. А. Аверин. – 2–е изд. – СПб. : Изд–во Михайлова В. А., 1998. – 379 с.
  3. Адам Д. Восприятие, сознание, память : размышления биолога / Под ред. Е. Н. Соколова. – М. : Мир, 1998. – 150 с.
  4. Асмолов А. Г. Принципы организации памяти человека. Системно–деятельностный подход к изучению познавательных процессов : учебно–методическое пособие / А. Г. Асмолов. – М. : РПА, 2001. – 456 с.
  5. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения / Р. Аткинсон. – М. : Прогресс, 1999. – 526 с.
  6. Блейхер В. М.  Словарь психиатрических терминов / В. М. Блейхер, И. В. Крук – М.: Просвещение, 1995. – 490 с.
  7. Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения / П. П. Блонский. – М. : ВЛАДОС, 1998. – 476 с.
  8. Блонский П. П. Психология младшего школьника. – М. : Изд–во института практической психологии, 1997. – 574 с.
  9. Богданова Т. Г. Диагностика познавательной сферы ребенка // Т.В.Корнилова. – М. : Роспедагенство, 1994. – 68 с.
  10. Большой психологический словарь / cост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. – 3–е изд. – СПб. : Прайм–ЕВРОЗНАК, 2007. – 672, [6] с. –  (Большая университетская библиотека).
  11. Бочарова С. П. Психология и память. Теория и практика для обучения и работы / С. П. Бочарова. – Х. : Гуманитарный Центр, 2007. – 384 с.
  12. Вейн A. M. Память человека / Б. И. Каменецкая. – М. : Наука, 2000 – 209 с.
  13. Веккер Л. М. Психические процессы / Л. М. Веккер. – Л. : Изд–во ЛГУ, 2000. – 323 с.
  14. Выготский Л. С. Собрание сочинений : в 6 т. / Лев Семенович Выготский ; ред. А. В. Запорожец. – М. : Педагогика, 1984. – Т. 4 : Детская психология. – 433 с.
  15. Гамезо М. В. Атлас по психологии / М. В. Гамезо, И. А. Домашенко. – М. : Наука, 2004. – 96 с.
  16. Джеймс У. Психология / Уильям Джеймс. – М. : Педагогика, 1991. – 368 с.
  17. Доналдсон М. Мыслительная деятельность у детей / Доналдсон М. – М. : Академия, 2006. – 246 с.
  18. Изюмова С. А. Фундаментальные проблемы общей психологии / Изюмова С. А.– М.: Наука, 2004. – 430 с.
  19. Забрамная С. Д. «От диагностики к развитию» : материалы для психолого–педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах школ. – М. : Новая школа, 1998. – 144 с.
  20. Заика Е. В., Кузнецов М. А. Кратковременная память и усвоение практических умений. // Вопросы психологии. – 2001. – № 2. – С. 120 – 124.
  21. Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание / П. И. Зинченко. – М. : Наука, 1998. – 178 с.
  22. Истомина З. М. Развитие памяти. Учебно–методическое пособие / З. М. Истомина. – М. : Академия, 2005. – 238 с.
  23. Крайг Г. Психология развития / Г. Крайг, – СПб. : Питер, 2000. – 167 с.
  24. Кубрякова Е. С. Краткий словарь когнитивных терминов / Е. С. Кубрякова. – М. : МГУ, 1996. – 344 с.
  25. Кулагина И. Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека : учеб. пособие для вузов / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий ; Ун–т Рос. акад. образования. – М., 2001. – 258 с.
  26. Леонтьев А. Н. Развитие высших форм запоминания. / Избранные психологические произведения / А. Н. Леонтьев. – М. : Педагогика, 2000. – Т. 1. – 391 с.
  27. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. – М. : Наука, 1984. – 444 с.
  28. Лурия А. Р. Внимание и память / А. Р. Лурия. – М. : Просвещение, 2001. – 396 с.
  29. Ляудис В. Я. Память в процессе развития / В. Я. Ляудис. – М. : Академия, 2006. – 386 с.
  30. Мальцева К. П. Развитие памяти школьника / К. П. Мальцева. – М. : Изд–во АПН, 1956. – 32 с.
  31. Мещеряков Б. Г. Большой психологический словарь / Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. – СПб. : Прайм, 2008 – 433 с.
  32. Мухина В. С. Детская психология / Мухина В. С. – М. : Просвещение, 2004. – 354 с.
  33. Неймера Ю. Л. Психологический словарь / [Под ред. Ю. Л. Неймера] Ростов–на–Дону: Феникс, 2003. – 278 c.
  34. Немов Р. С. Общие основы психологии / Немов Р. С. – М. : Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 576 с.
  35. Обухова Л. Ф. Возрастная психология / Обухова Л. Ф. – М. : ПОР – 2003. – 324 с.
  36. Огородникова Л. А. Развитие мнемических способностей младших школьников : дис. … канд. психол. наук : 19.00.07 – педагогическая психология / Огородникова Лариса Анатольевна. – Ярославль, 2002 – 235 с.
  37. Панько Е. А. Развитие познавательных процессов дошкольников. [Учебное пособие.] / Панько Е. А. – Минск, 1997. – 397 с.
  38. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / общ. ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. – СПб. : Питер, 2000. – 560 с.
  39. Петровский А. В. Психология: Учебник для студ высш. пед. учеб, заведений. – 2–е изд., стереотип / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский – М.: Издательский центр <Академия>; Высшая школа, 1998 – 512 с.
  40. Репкина Г. В. Развитие памяти младших школьников в учебной деятельности / Развитие психики школьников в процессе учебной деятельности. / Г. В. Репкина – М.: Наука, 2002. – с. 78–89.
  41. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – 2 – е изд., перераб. и доп. / Рогов Е. И. – М. : ВЛАДОС, 2001 – Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. – 548 с.
  42. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / Рубинштейн С. Л. – СПб. : Питер, 2001. – 476 с.
  43. Середа Г. К. Проблемы памяти и обучения / Вопросы психологии / Г. К. Середа. – М. : Наука, 1999. – № 1. – с. 115–126.
  44. Смирнов A. A. Проблемы психологии памяти / Избранные психологические труды / A. A. Смирнов. – М. : Педагогика, 1987. – Т. 2. – 331 с.
  45. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология [Учебник для студентов ср. учеб. заведений] / Талызина Н. Ф. – М. : Академия, 2006. – 356 с.
  46. Тихомирова Л. Ф. Познавательные способности. Дети 5–7 лет / Тихомирова Л. Ф. – Ярославль, 2001. – 197 с.
  47. Урунтаева Г. А. Практикум по детской психологии / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. – М. : Владос, 1995. – 325 с.
  48. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения: / К. Д. Ушинский. – М.: Просвещение, 2003. – Т. 2. – 469 с.
  49. Шадриков В. Д., Методика диагностики продуктивности мнемических способностей / Диагностика познавательных способностей / В. Д. Шадриков, Л. В. Черемошкина. – Ярославль: ЯГПИ, 2002. – 147–151.
  50. Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных процессов учащихся / Щукина Г. И. – М. : Наука, 2002. – 368 с.

Информация о работе Особенности развития памяти младших школьников