Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2014 в 18:36, курсовая работа
Цель исследования: изучение особенностей развития памяти в младшем школьном возрасте.
Исходя из цели исследования, предполагается решение следующих задач:
1) теоретическое рассмотрение процессов памяти;
2) проанализировать особенности развития памяти младших школьников;
3) подобрать комплекс методик для диагностики памяти в младшем школьном возрасте;
4) сформулировать методические рекомендации родителям, учителям и школьному психологу по развитию памяти младших школьников.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………...2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ……………….……………………….6
1.1. Общее понятие о памяти: физиологическая основа и виды………………….6
1.2. Возрастные особенности памяти младших школьников……………………14
Выводы по 1 главе …...…………………………………………………………….23
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПАМЯТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ……………………………………………………...…24
2.1. Эмпирическое изучение памяти младших школьников ………….………...24
2.2. Приемы и способы повышения эффективности запоминания учебного материала в младшем школьном возрасте ………………..……………….…27
2.3. Методические рекомендации по развитию памяти младших школьников .31
Выводы по 2 главе……………………………………………………………….....33
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ ………………………………………………………...…….35
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………......38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………….....41
На уроке иностранного языка не стоит вводить более 10 новых слов. Целесообразнее обсудить, обыграть, заучить 7–8 новых слов, затем вернуться к ним вместе с уже известными словосочетаниями, и только потом двигаться дальше, к изучению новых слов.
6) Материал неоднократно нужно повторять.
7) Двигайтесь. Когда изучаете какой–либо материал, хождение будет оказывать содействие лучшему запоминанию.
8) Чтобы тренировать память, можно делать простые упражнения. Например, стоя на остановке, внимательно рассмотрите дерево, запомните все детали. А вечером, прийти домой, и по возможности детальнее мысленно описать его. Чаще спрашивайте себя: «Что я делал позавчера в 9 часов?», «Во что вчера был одет мой товарищ?» и т.п.
9) Если вам тяжело запоминать имена и фамилии, во время разговора их нужно повторять несколько раз. Сначала при первых секундах разговора, потом на протяжении беседы несколько раз нужно назвать человека по имени. Это упражнение эффективное даже тогда, когда нужно запомнить даты, числа, адреса.
10) Ничто так не развивает память, как чтение книг. Ведь когда мы читаем, работает воображение, строятся ассоциации, происходит крепкое запоминание. Чтобы запомнить, достаточно вообразить.
11) В зависимости от того, какое восприятие – зрительное, слуховое или на прикосновенье, у вас преобладает, эти органы нужно задействовать при запоминании. Если преобладает зрительное восприятие, во время чтения нужно подчеркивать важные слова цветными карандашами, рисовать таблицы, схемы. При лучшем восприятии на слух – нужно читать вслух, слушать записи на кассетах или дисках. А тем, у кого преобладает тактильная чувствительность, нужно создать для запоминания комфортные условия: сделать мягкое освещение, прилечь на диване или в мягком кресле, одеть одежду, в которой вы удобно чувствуете себя [38].
Рекомендации по развитию памяти младших школьников для психологов:
Выводы по 2 главе
Для эмпирического изучения памяти в младшем школьном возрасте целесообразно использовать следующие методики: методику «Заучивание 10 слов» А. Р. Лурия, «Опосредованное запоминание» (В основу этого исследования положены методики, разработанные Л. С. Выготским, Л. В. Занковым, А. Н. Леонтьевым.), «Пиктограммы» А. Р. Лурия.
По мнению Л. Ф. Обуховой, в младшем школьном возрасте идет интенсивное формирование приемов запоминания. Основные приемы и способы повышения эффективности запоминания учебного материала в младшем школьном возрасте: повторение изученного вслед за взрослым; соотнесение того, что запоминается, с чем-либо известным или сопоставление отдельных частей, вопросов внутри запоминаемого материала; составление плана, включающее в себя разбивку материала на части, группировку мыслей и выделение смысловых опорных пунктов; соотнесение содержания текста с имеющимися знаниями, включение нового в систему знаний; соотнесение содержания разных частей текста друг с другом; использование образов или наглядных представлений; перевод содержания текста на свой язык.
Сформулированы методические рекомендации по развитию памяти младшего школьника для родителей и педагогов: использование эмоционально окрашенного материала, эффектов края и незавершенного действия (Б. В. Зейгарник), многократные повторения, повторения в движении, использование специальных упражнений, чтение книг, задействование различных модальностей восприятия при запоминании и др. Методические рекомендации по развитию памяти детей младшего школьного возраста для психологов включают в себя: проведение своевременной диагностики памяти младших школьников; наблюдение за детьми на занятиях; составление рекомендаций по развитию памяти для педагогов и родителей.
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ
На основе изложенного в курсовой работе материала сформулированы следующие выводы.
Проанализировав теоретические источники, были рассмотрены понятия памяти, ее функции и свойства. Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.
В развитии памяти человека большую роль играет период дошкольного и младшего школьного детства. Для детей в этом плане очень важны слуховые, зрительные и двигательные впечатления. Чем младше ребенок, тем более непосредственно выступают его чувства, прежде всего удовольствие и неудовольствие от того, что он увидел, сделал, получил. Именно на этих чувствах строится вся система педагогического воздействия. Память на чувства с развитием ребенка становится несколько иной, как и сами чувства, и причины, их вызывающие.
Память ребенка особенно богата образами отдельных конкретных предметов. В этих образах воедино слиты существенные, общие черты, свойственные целой группе предметов, а также и несущественные признаки, детали. В возрасте 5–6 лет начинает формироваться произвольная память. У дошкольников преобладает наглядно-образная память. Но на протяжении дошкольного и младшего школьного периода возникает и развивается память словесно-логическая.
Основой логической памяти является использование мыслительных процессов в качестве опоры, средства запоминания. В качестве мыслительных приемов запоминания могут быть использованы: смысловое соотнесение, классификация, выделение смысловых опор, составление плана и др.
Основная задача взрослых – ускорить развитие произвольной и словесно-логической памяти детей. Большую помощь в этом оказывают современные диагностические методики, которые позволяют определить уровень развития памяти у детей, и различные методические игры и упражнения, развивающие различные виды памяти.
При поступлении ребенка в школу для успешности его обучения в младших классах необходимо знать, как минимум, следующие виды памяти и их показатели:
– кратковременную и оперативную зрительную и слуховую память, включая их объём и способность удерживать информацию. Без развитой кратковременной и оперативной зрительной и слуховой памяти любая информация, воспринимаемая с помощью органов чувств, не будет попадать в долговременную память и там сохраняться;
– опосредованную память, которая характеризуется наличием и самостоятельным, инициативным использованием ребенком различных средств запоминания, хранения и воспроизведения информации (участие мышления в запоминании и сохранении информации);
– динамические особенности процесса запоминания и припоминания, включая такие показатели, как динамичность заучивания и его продуктивность, количество повторений, необходимых для безошибочного припоминания определенного набора единиц информации.
Память ребенка младшего школьного возраста должна оцениваться не в целом, а дифференцировано – по отдельным показателям, и по каждому из них необходимо делать заключение. Что же касается общих выводов о состоянии мнемических процессов у ребёнка, то они имеют условное значение и только в общем характеризуют то, в какой степени развитой является его память. Те виды памяти, которые в данном случае не изучались, могут оказаться важными в определенных видах деятельности.
Для изучения памяти в младшем школьном возрасте целесообразно использовать следующие методики: методику «Заучивание 10 слов» А. Р. Лурия, «Опосредованное запоминание» (разработанную А. Н. Леонтьевым), «Пиктограммы» А. Р. Лурия.
Рассмотрены основные приемы и способы повышения эффективности запоминания учебного материала в младшем школьном возрасте, а именно: повторение изученного вслед за взрослым; соотнесение того, что запоминается, с чем–либо известным или сопоставление отдельных частей, вопросов внутри запоминаемого материала; составление плана, включающее в себя разбивку материала на части, и выделение смысловых опорных пунктов; соотнесение содержания текста с имеющимися знаниями, включение нового в систему знаний; соотнесение содержания разных частей текста друг с другом; использование образов или наглядных представлений; перевод содержания текста на свой язык.
Сформулированы методические рекомендации для родителей, педагогов и психологов по развитию памяти младшего школьника: использование использование эмоционально окрашенного материала, эффектов края и незавершенного действия, многократные повторения, повторения в движении, использование специальных упражнений, чтение книг, задействование различных модальностей восприятия при запоминании и др.
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Методика «заучивания 10 слов» А. Р. Лурии
Протокол
Лес |
Хлеб |
Окно |
Стул |
Вода |
Брат |
Конь |
Гриб |
Игла |
Мед | |
1 |
||||||||||
2 |
||||||||||
3 |
||||||||||
4 |
||||||||||
5 |
||||||||||
Спустя час |
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Методика «Опосредованное запоминание» А. Н. Леонтьева
Стимульный материал
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Методика «Пиктограммы» А. Р. Лурии
Стимульный материал
1. Веселый праздник
2. Интересная книга
3. Вкусный обед
4. Маленькая кошка
5. Крепкая дружба
6. Красивая игрушка
7. Теплый ветер
8. Большая семья
9. Большой подарок
10. Красивая школа
11. Старенькая бабушка
12. Новая машина
Протокол исследования
Словосочетания |
Рисунки и объяснения испытуемого |
Восприятие спустя час |
1. Веселый праздник 2. Интересная книга 3. Вкусный обед 4. Маленькая кошка 5. Крепкая дружба 6. Красивая игрушка 7. Теплый ветер 8. Большая семья 9. Большой подарок 10. Красивая школа 11. Старенькая бабушка 12. Новая машина |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Информация о работе Особенности развития памяти младших школьников