Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 21:32, курсовая работа
Цель исследования – рассмотреть особенности развития психики детей раннего возраста.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1.Рассмотреть зарубежные и отечественные исследования по психологии развития.
2.Дать общую характеристику психологии раннего возраста: познавательное и сенсорное развитие.
3.Проанализировать особенности психического развития детей раннего возраста.
4.На основе проведенного исследования сделать выводы по работе.
На втором году жизни в содержании предметного сотрудничества ребенка со взрослым происходят существенные изменения. Содержанием их совместной деятельности становится изучение выработанных в обществе культурой способов применения предметов. Теперь ребенок живет не вместе со взрослым, а через взрослого, с его помощью. В раннем возрасте взрослый является для ребёнка не только источником участия и доброжелательности, не только «поставщиком» самих предметов, но и примером человеческих, характерных действий с предметами. Общение со взрослым носит ситуативно-деловой характер и выступает как деловое сотрудничество. Такое сотрудничество не сводится к прямой помощи или к демонстрации предметов. Ребёнку нужно соучастие взрослого, синхронная практическая деятельность вместе с ним, выполнение одного и того же дела. Во время такой деятельности ребёнок в то же время обретает и внимание взрослого, и его участие в поступках ребёнка и, главное - новые, адекватные варианты действия с предметами. Взрослый в настоящий момент не только даёт ребёнку в руки предметы, но вместе с предметом показывает способ действия с ним.
Ребёнком движет деловой мотив, склонность действовать с предметами, а взрослый играет как условие этого действия, как пример для подражания. Общение со взрослым течет на фоне практического взаимодействия с предметами.
Этой общественной ситуации развития отвечает и новый субъект ведущей деятельности ребёнка, а собственно предметная деятельность, связанная с изучением общественно-выработанными вариантами действий с предметами.
Предметная деятельность является ведущей потому, что именно в ней совершается формирование всех сторон жизни ребёнка. Именно в ней появляются важнейшие новообразования раннего возраста. Так, усвоение речи, которое является одним из основных достижений в раннем возрасте, прямо связано с вырабатыванием предметной деятельности. Нужда назвать нужный предмет или действие побуждает ребёнка выговаривать новые слова, применять речь как средство общения со взрослым. Восприятие, интерес и память ребёнка действуют и вырабатываются главным образом в процессе предметных действий малыша. Мышление ребёнка в раннем возрасте прямо введено в предметные акты и имеет наглядно-действенный характер. К концу раннего возраста формируются основы наглядно-образного и символического мышления, которые также базируются на опыт практических действий малыша [10,c.47].
Благодаря формированию предметных действий и речи в игре детей возникают игровые замещения, когда новое название знакомых предметов обусловливает способ их игрового применения. Становление игровых замещений даёт основу новой форме деятельности - сюжетно-ролевой игре, которая является главной на следующем этапе формирования психики ребёнка.
В раннем возрасте в первый раз начинается особенное отношение ребенка к своему ровеснику. Другой ребенок делается не просто «интересным предметом», но и компаньоном по общению. Достижения ребёнка в предметной деятельности и популярность их со стороны взрослых делаются для него мерой своего «Я» и способом утверждения собственного достоинства. У детей возникает разборчивая наклонность к достижению результата, продукта своей деятельности. Окончание этого периода указывает на кризис трёх лет, в котором проявляет себя выросшая независимость ребёнка и целеустремленность его действий.
Итак, в раннем возрасте совершается усиленное психическое развитие ребенка по нескольким направлениям, среди которых важнейшими являются: формирование предметной деятельности и делового общения со взрослым, созревание активной речи ребенка, вырабатывание произвольного поведения, формирование нужде в общении с ровесниками, возникновение игровых замещений, формирование самосознания и независимости.
Таким образом, общение со взрослым, совместная предметная деятельность могут значительно ускорить и улучшить интеллектуальное развитие детей, не случайно М.И. Лисина назвала главным видом общения в этот период ситуативно-деловым. Тем не менее общение со взрослым играет большую роль не только для развития интеллектуальной сферы, но и для развития личности детей раннего возраста. Представление о себе, первая самооценка детей в это время является на самом деле интериоризованной оценкой взрослого. Потому беспрестанные замечания, игнорирование пусть даже не всегда успешных попыток детей сделать что-то независимо, недооценка их усердий могут привести уже в этом возрасте к нерешительности, уменьшению притязаний на успех в выполняемой деятельности. Об этом писал и Э. Эриксон, приводя доказательства, что в раннем возрасте у детей вырабатывается чувство независимости, автономности либо, при неблагоприятном процессе развития, чувство подчиненности от него. Преобладание одной из двух вариаций связано с тем, как взрослые дают реакции на первые усилия ребенка достичь независимости. В какой-то степени обрисовка этого этапа у Эриксона связана с изображением развития новообразования «я - сам» в отечественной психологии [3,c.24].
Так, в исследованиях Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович и других психологов говорилось о том, что к концу раннего возраста у детей возникают первые представления о себе как о личности, выделяющейся от других независимостью собственных поступков. В это же время у детей возникают первые симптомы негативизма, упорства и агрессии, которые являются признаками кризиса 3 лет. Это один из самых главных и эмоционально насыщенных кризисов в процессе формирования личности ребенка. Концентрация внимания на отрицательном этапе этого кризиса, преград, которые появляются при развитии независимости, активности детей (значительная степень опеки - гиперопека, авторитарность, большие требования и критика со стороны взрослых), не только мешают нормальному формированию самосознания и самооценки детей, но и могут привести к тому, что негативизм, упорство, агрессия, так же как и беспокойство, отгороженность становятся постоянными свойствами личности. Эти свойства, конечно же, оказывают влияние на все виды деятельности детей - и на их общение с окружающими, и на их учебу и могут привести к серьезным отклонениям в младшем школьном и, особенно, подростковом возрасте.
Признаки кризиса трех лет (по Л. С. Выготскому):
негативизм (неповиновение, нежелание осуществлять предписания взрослого, склонность все делать наоборот);
упрямство (ребенок настаивает на своем не потому, что он что-то сильно желает, а потому, что он этого потребовал);
строптивость (протест ребенка устремлен не против конкретного взрослого, а против образа жизни; это восстание против всего, с чем он имел дело раньше);
своеволие (ребенок все хочет делать самостоятельно и добивается самостоятельности там, где мало на что способен) [4,c.149].
Однако не все дети показывают столь вызывающие отрицательные формы поведения или скоро справляются с ними. В то же время их развитие как личности протекает вполне нормально. Необходимо распознавать объективный и субъективный кризис. Объективный кризис — неизбежный и закономерный этап развития личности ребенка, на котором возникают личностные новообразования. По виду, по своей субъективной картине, он далеко не всегда ему сопутствует плохое поведение.
1.Возрастная психология — это область психологической науки, исследующая факты и закономерности развития человека, возрастную динамику его психики. Объект изучения возрастной психологии — развивающийся, изменяющийся в онтогенезе нормальный, здоровый человек.
Существенной составной частью возрастной психологии была и остается детская психология.
2.Ранний возраст в жизни человека это период от 1 года до 3-х лет. На данном этапе значительно меняется общественные условия развития ребенка. К началу раннего возраста ребенок, приобретая склонность к независимости от взрослого, остается сплоченным с ним, ибо ребенку необходима его практическая помощь, одобрение и похвала. Это противоречие находит разрешение в новой социальной ситуации развития ребенка, которая представляет собой сотрудничество или совместную деятельность ребенка и взрослого.
3.В раннем возрасте совершается усиленное психическое развитие, основными составляющими которого являются:
предметная деятельность и деловое общение со взрослым;
активная речь;
произвольное поведение;
формирование потребности в общении со сверстниками;
начало символической игры;
самосознание и самостоятельность.
К трем годам у ребенка зарождаются свои желания, нередко не совпадающие с желаниями взрослого, возникает стремление к независимости, склонность функционировать автономно от взрослых и без них. К концу раннего возраста возникает известная формула «Я сам».
Резко возросшее тяготение к самостоятельности и независимости повергает к значительным модификациям в связях ребенка и взрослого. Этот этап в психологии обрел название кризиса трех лет. Критическим этот возраст является потому, что на протяжении всего нескольких месяцев значительно изменяется поведение ребенка и его связи с окружающими людьми.
4.Таким
образом, в раннем возрасте совершается
активное психическое развитие
ребенка по нескольким
Информация о работе Особенности развития психики детей раннего возраста