Особенности развития психики детей раннего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 21:32, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – рассмотреть особенности развития психики детей раннего возраста.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1.Рассмотреть зарубежные и отечественные исследования по психологии развития.
2.Дать общую характеристику психологии раннего возраста: познавательное и сенсорное развитие.
3.Проанализировать особенности психического развития детей раннего возраста.
4.На основе проведенного исследования сделать выводы по работе.

Файлы: 1 файл

курсовая осоенности развития психики детей раннего возраста.docx

— 86.29 Кб (Скачать файл)

На втором году жизни в содержании предметного сотрудничества ребенка со взрослым происходят существенные изменения. Содержанием их совместной деятельности становится изучение выработанных в обществе культурой  способов применения предметов. Теперь ребенок живет не вместе со взрослым, а через взрослого, с его помощью. В раннем возрасте взрослый является для ребёнка не только источником участия и доброжелательности, не только «поставщиком» самих предметов, но и примером человеческих, характерных действий с предметами. Общение со взрослым носит ситуативно-деловой характер и выступает как деловое сотрудничество. Такое сотрудничество не сводится к прямой помощи или к демонстрации предметов. Ребёнку нужно соучастие взрослого, синхронная практическая деятельность вместе с ним, выполнение одного и того же дела. Во время такой деятельности ребёнок в то же время обретает и внимание взрослого, и его участие в поступках ребёнка и, главное - новые, адекватные варианты действия с предметами. Взрослый в настоящий момент не только даёт ребёнку в руки предметы, но вместе с предметом показывает способ действия с ним.

Ребёнком движет деловой мотив, склонность действовать с предметами, а взрослый играет как условие этого действия, как пример для подражания. Общение со взрослым течет на фоне практического взаимодействия с предметами.

Этой общественной ситуации развития отвечает и новый субъект ведущей деятельности ребёнка, а собственно предметная деятельность, связанная с изучением общественно-выработанными вариантами действий с предметами.

Предметная деятельность является ведущей потому, что именно в ней совершается формирование всех сторон жизни ребёнка. Именно в ней появляются важнейшие новообразования раннего возраста. Так, усвоение речи, которое является одним из основных достижений в раннем возрасте, прямо связано с вырабатыванием предметной деятельности. Нужда назвать нужный предмет или действие побуждает ребёнка выговаривать новые слова, применять речь как средство общения со взрослым. Восприятие, интерес и память ребёнка действуют и вырабатываются главным образом в процессе предметных действий малыша. Мышление ребёнка в раннем возрасте прямо введено в предметные акты и имеет наглядно-действенный характер. К концу раннего возраста формируются основы наглядно-образного и символического мышления, которые также базируются на опыт практических действий малыша [10,c.47].

Благодаря формированию предметных действий и речи в игре детей возникают игровые замещения, когда новое название знакомых предметов обусловливает способ их игрового применения. Становление игровых замещений даёт основу новой форме деятельности - сюжетно-ролевой игре, которая является главной на следующем этапе формирования психики ребёнка.

В раннем возрасте в первый раз начинается особенное отношение ребенка к своему ровеснику. Другой ребенок делается не просто «интересным предметом», но и компаньоном по общению. Достижения ребёнка в предметной деятельности и популярность их со стороны взрослых делаются для него мерой своего «Я» и способом утверждения собственного достоинства. У детей возникает разборчивая наклонность к достижению результата, продукта своей деятельности. Окончание этого периода указывает на кризис трёх лет, в котором проявляет себя выросшая независимость ребёнка и целеустремленность его действий.

Итак, в раннем возрасте совершается усиленное психическое развитие ребенка по нескольким направлениям, среди которых важнейшими являются: формирование предметной деятельности и делового общения со взрослым, созревание активной речи ребенка, вырабатывание произвольного поведения, формирование нужде в общении с ровесниками, возникновение игровых замещений, формирование самосознания и независимости.

Таким образом, общение со взрослым, совместная предметная деятельность могут значительно ускорить и улучшить интеллектуальное развитие детей, не случайно М.И. Лисина назвала главным видом общения в этот период ситуативно-деловым. Тем не менее общение со взрослым играет большую роль не только для развития интеллектуальной сферы, но и для развития личности детей раннего возраста. Представление о себе, первая самооценка детей в это время является на самом деле интериоризованной оценкой взрослого. Потому беспрестанные замечания, игнорирование пусть даже не всегда успешных попыток детей сделать что-то независимо, недооценка их усердий могут привести уже в этом возрасте к нерешительности, уменьшению притязаний на успех в выполняемой деятельности. Об этом писал и Э. Эриксон, приводя доказательства, что в раннем возрасте у детей вырабатывается чувство независимости, автономности либо, при неблагоприятном процессе развития, чувство подчиненности от него. Преобладание одной из двух вариаций связано с тем, как взрослые дают реакции на первые усилия ребенка достичь независимости. В какой-то степени обрисовка этого этапа у Эриксона связана с изображением развития новообразования «я - сам» в отечественной психологии [3,c.24].

Так, в исследованиях Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович и других психологов говорилось о том, что к концу раннего возраста у детей возникают первые представления о себе как о личности, выделяющейся от других независимостью собственных поступков. В это же время у детей возникают первые симптомы негативизма, упорства и агрессии, которые являются признаками кризиса 3 лет. Это один из самых главных и эмоционально насыщенных кризисов в процессе формирования личности ребенка. Концентрация внимания на отрицательном этапе этого кризиса, преград, которые появляются при развитии независимости, активности детей (значительная степень опеки - гиперопека, авторитарность, большие требования и критика со стороны взрослых), не только мешают нормальному формированию самосознания и самооценки детей, но и могут привести к тому, что негативизм, упорство, агрессия, так же как и беспокойство, отгороженность становятся постоянными свойствами личности. Эти свойства, конечно же, оказывают влияние на все виды деятельности детей - и на их общение с окружающими, и на их учебу и могут привести к серьезным отклонениям в младшем школьном и, особенно, подростковом возрасте.

Признаки кризиса трех лет (по Л. С. Выготскому):

негативизм (неповиновение, нежелание осуществлять предписания взрослого, склонность все делать наоборот);

упрямство (ребенок настаивает на своем не потому, что он что-то сильно желает, а потому, что он этого потребовал);

строптивость (протест ребенка устремлен не против конкретного взрослого, а против образа жизни; это восстание против всего, с чем он имел дело раньше);

своеволие (ребенок все хочет делать самостоятельно и добивается самостоятельности там, где мало на что способен) [4,c.149].

Однако не все дети показывают столь вызывающие отрицательные формы поведения или скоро справляются с ними. В то же время их развитие как личности протекает вполне нормально. Необходимо распознавать объективный и субъективный кризис. Объективный кризис — неизбежный и закономерный этап развития личности ребенка, на котором возникают личностные новообразования. По виду, по своей субъективной картине, он далеко не всегда ему сопутствует плохое поведение.

Итак, изменение социальной ситуации развития проявляется в том, что ребенок (1-3 года) становится более самостоятельным в познании окружающей действительности и начинает использовать взрослого как средство общения с предметным миром.

Главная особенность социальной ситуации состоит в том, что ребенок входит в предметный мир - «мир постоянных вещей», усваивая функции предметов, их названия, значения, смысл. Новое отношение ребенка к миру предметов заключается в том, что они начинают выступать для ребенка не просто как объекты, удобные для манипулирования, а как вещи, имеющие определенное назначение и определенный способ употребления (B.C. Мухина) [13,c.129].

Раннее детство - возраст социализации, то есть приобщения детей к нормам и ценностям общества. Взрослые и их формы взаимодействия с ребенком служат эталонами поведения. Ребенок внимательно следит за тем, как поступают и общаются окружающие его люди. Однако для присвоения ребенком этих норм требуются соответствующие указания, разъяснения и образцы поведения взрослых. Наиболее эффективные методы социализации детей раннего детства заключаются в последовательном моделировании приемлемых форм поведения и установлении с малышом теплых, дружеских отношений.

 

Выводы по главе

 

Ранним возрастом называют период от года до 3 лет. В это время происходят важнейшие изменения в психическом развитии детей - формируется мышление, активно развивается двигательная сфера, возникают первые устойчивые качества личности.

Ведущей в этом возрасте является предметная деятельность, которая влияет на все сферы психики детей, определяя во многом специфику их общения с окружающими.

Итак, ранний возраст - период становления познавательных процессов на основе действия. В действиях складывается константность восприятия, сосредоточенность внимания, моторная память и обобщения, умение изображать. Усвоение речи создает категории предметов, упорядочивает картину мира.

Таким образом, за три первых года жизни ребенок стал самостоятельной личностью со своими стремлениями, умениями, манерой поведения, личностными привязанностями и идеальными образами. Такое превращение произошло под влиянием взрослого в форме создания предметной среды, показа и поощрения определенных способов действий, формирования основ воображения и образного плана сознания [11,c.24]. Во взаимодействии со взрослым ребенок становится все более умелым и самостоятельным в помыслах и, наконец, демонстративно отделяется - «Я сам!». Вместе с тем на основе действий произошло развитие познавательной сферы. Появилось константное восприятие, словесная память, воображение, основные мыслительные операции. Ребенок отделил предметы от действий, выделил себя из окружающего мира, у него появилось самосознание – основное новообразование раннего возраста.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, цель нашей работы достигнута. Нами были рассмотрены особенности развития психики детей раннего возраста. Теоретическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных данных в психологической практике с целью психологической диагностике ребенка, а также – в психокоррекционной работе с детьми и взрослыми, имеющими личностные проблемы и психологические трудности.

По работе можно сделать следующие выводы.

1.Возрастная психология — это область психологической науки, исследующая факты и закономерности развития человека, возрастную динамику его психики. Объект изучения возрастной психологии — развивающийся, изменяющийся в онтогенезе нормальный, здоровый человек.

Существенной составной частью возрастной психологии была и остается детская психология.

2.Ранний возраст в жизни человека это период от 1 года до 3-х лет. На данном этапе значительно меняется общественные условия развития ребенка. К началу раннего возраста ребенок, приобретая склонность к независимости от взрослого, остается сплоченным с ним, ибо ребенку необходима его практическая помощь, одобрение и похвала. Это противоречие находит разрешение в новой социальной ситуации развития ребенка, которая представляет собой сотрудничество или совместную деятельность ребенка и взрослого.

3.В раннем возрасте совершается усиленное психическое развитие, основными составляющими которого являются:

предметная деятельность и деловое общение со взрослым;

активная речь;

произвольное поведение;

формирование потребности в общении со сверстниками;

начало символической игры;

самосознание и самостоятельность.

К трем годам у ребенка зарождаются свои желания, нередко не совпадающие с желаниями взрослого, возникает стремление к независимости, склонность функционировать автономно от взрослых и без них. К концу раннего возраста возникает известная формула «Я сам».

Резко возросшее тяготение к самостоятельности и независимости повергает к значительным модификациям в связях ребенка и взрослого. Этот этап в психологии обрел название кризиса трех лет. Критическим этот возраст является потому, что на протяжении всего нескольких месяцев значительно изменяется поведение ребенка и его связи с окружающими людьми.

4.Таким  образом, в раннем возрасте совершается  активное психическое развитие  ребенка по нескольким направлениям, среди которых основными являются: формирование предметной деятельности  и делового общения со взрослым, формирование активной речи ребенка, вырабатывание произвольного поведения, развитие потребности в общении  с ровесниками, появление игровых  замещений, формирование самосознания  и независимости.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.Аверин, В.А. Психология  детей и подростков/ В.А. Аверин.  - 2-е изд., перераб. - СПб.: Изд-во Михайлова  В.А., 2009. - 379 с.

2.Божович, Л. И. Личность и  ее формирование в детском  возрасте / Л. И. Божович // Возрастная  и педагогическая психология: Хрестоматия. - Москва: ACADEMIA, 2009.- 446 с.

3.Венгер, А. Л. Проблемы детской  психологии и научное творчество  Д. Б. Эльконина // Вопросы психологии: Научный журнал/ В. И. Слободчиков, Б. Д. Эльконин.   — 2008. — № 3. —  С. 20—29.

4.Выготский, Л. С. Педагогическая  психология [Текст] / Л. С. Выготский; Под  ред. В. В. Давыдова. - М.: Педагогика-Пресс, 2009. – 533 с.

5.Галигузова, Л.Н. Воспитание  и развитие детей от 1 года до 2 лет: метод, пособие для педагогов  дошк. образоват. Учреждений/  Л.Н. Галигузова, Л.Г. Голубева, Т.И. Гризик и др.- М.: Просвещение, 2009. - 159 с.

6.Глозман, Ж. М. Исследование  механизмов речевой и моторной  готовности/ Ж. М. Глозман, А. А. Кисельников, Е. В. Созинова // Вестник Московского  университета. - 2010. - Сер. 14: Психология. – 2010. - № 1. - С.  49-58.

7.Детская возрастная психология: Учеб. пособие / Авт.-сост. Д. А. Донцов, М. В. Донцова, Е. А. Поляков, Г. В. Сухова. -Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2011.-203 с.

8.Крайг, Г. Психология развития/ Г. Крайг. - СПб.: Питер, 2011. - 992 с.

9.Кулагина, И.Ю. Возрастная психология/ И.Ю. Кулагина.  - М.: Изд. УРАО, 2011. – 176 с.

Информация о работе Особенности развития психики детей раннего возраста