Особенности развития психики и личности в раннем возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 15:39, курсовая работа

Описание работы

Личности людей формируются в процессе их интеракции друг с другом. На характер этих интеракций оказывают влияние многие факторы: возраст, интеллектуальный уровень, пол и вес. Например, в нашем обществе ценится стройность, поэтому у стройных в большей мере развито чувство собственного достоинства, чем у полных. Окружающая среда также может воздействовать на личность: ребенок, выросший в условиях голода, обычно отстает от сверстников по физическому и умственному развитию. Наконец, личность в значительной мере формируется на основе собственного индивидуального опыта. Потеря конечности может вызвать у человека постоянную тревогу; преждевременная смерть кого-нибудь одного из родителей порой вселяет боязнь полюбить кого-нибудь вновь из-за опасения еще раз потерять близкого человека

Содержание работы

Когнитивные особенности детей раннего возраста
Развитие восприятия
Развитие речи
Развитие мышления
Особенности аффективной (эмоциональной) сферы ребенка раннего
возраста
2.1. Комплекс оживления
2.2. Эмоциональное развитие ребенка раннего возраста
Особенности мотивационной сферы ребенка раннего возраста
3.1. Потребности в период младенчества
3.2. Кризис 3-х лет
3.3. Поведенческие особенности
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсовая возрастная.docx

— 67.35 Кб (Скачать файл)

3 Особенности мотивационной сферы ребенка

 

3.1. Потребности в период младенчества

Потребности являются первоисточником психической активности ребенка. Безусловно, человек испытывает в первые месяцы своей жизни преимущественно физиологические потребности — в пище, питье, тепле и тому подобном, и нет возможности говорить о наличии у него каких-либо мотивов и тем более ценностей, интересов, убеждений. Однако именно этот период — период младенчества — исключительно важен для формирования и дальнейшего развития всего мотивационного комплекса человека. Следовательно, на этом этапе онтогенетического развития совершенно необходимо рассмотреть те первые социально обусловленные потребности, которые впоследствии, претерпев качественные преобразования, будут предопределять не только уровень, но и направленность всей активности человека.

Основы будущей личности формируются в дошкольном возрасте, и, следовательно, правильное и рациональное воспитание должно начинаться с первых дней жизни человека. Иначе могут произойти существенные изменения в характере личности, его мировоззрении (благодаря тем или иным условиям), что в будущем может негативно сказаться как на самом человеке, так и на окружающих его людях.

В первом полугодии жизни ведущим мотивом общения ребенка с взрослым является личностный мотив. Он олицетворяется в персоне взрослого как ласкового доброжелателя, который в то же время служит центральным объектом познания и деятельности малыша.

Начиная со второго полугодия и позднее, вплоть до 2-х с половиной лет, ведущую роль в становлении психического развития ребенка занимает деловой мотив общения. Он воплощается в лице взрослого как искусного партнера по игре, образца для подражания и эксперта по оценке умений и знаний ребенка.

Можно выделить основные, наиболее значимые потребности детей этого возраста, неудовлетворение которых на рассматриваемой стадии онтогенетического развития негативно влияет на последующую социальную адаптацию человека и влечет за собой порой разрушительные последствия:

  1. Аффилиативная потребность — потребность в общении, в эмоциональных контактах, стремление быть среди других людей. Многие исследователи-персонологи утверждают, что фундамент детской личности закладывается в самый ранний период взаимодействия ребенка с ухаживающим за ним взрослым, при этом наиболее важную роль играет их аффективная связь. Потребность в любви, эмоциональной привязанности является одной из главенствующих потребностей, которая способна в значительной мере определять не только поведение, но и всю жизнь человека. Только постоянный эмоциональный контакт между матерью и младенцем, включающий в себя наряду с вербальными средствами общения тактильные ощущения — ласки, поцелуи, объятия, способен удовлетворить потребность в любви у ребенка на раннем этапе развития.
  2. Потребность в безопасности, или базальное доверие к жизни. Потребность в безопасности — это потребность ребенка в стабильности, защите, в свободе от страха, тревоги и хаоса, потребность в структуре жизни, ее упорядоченности, наличии определенных привычек и правил, в том числе и ограничений и т. п.  В зависимости от степени удовлетворения потребности в аффилиации у ребенка будет развиваться доверие (недоверие) к другим людям и к окружающему миру вообще. В соответствии с психосоциальной теорией развития Э. Эриксона, в период до 1 года у ребенка формируется базальное чувство доверия. В случае положительного формирования этого чувства социальный мир будет восприниматься малышом как безопасное, стабильное место, что и является главным условием дальнейшего развития здоровой личности Понятие базального чувства доверия можно соотнести с потребностью человека в безопасности. Эта потребность, как показывает А. Маслоу, проявляется особенно ярко и наглядно у младенцев. Потребность в безопасности у детей проявляется также и в их тяге к постоянству, к упорядочению повседневной жизни. Малышу необходимо, чтобы этот мир был предсказуем, размерен и организован.
  3. Потребность в новых впечатлениях. Приблизительно на 3—5-й неделе жизни ребенок начинает проявлять пристальный интерес к тому, что происходит вокруг. Это выражается в появлении у малыша зрительного сосредоточения, что в свою очередь способствует изменению поведенческих характеристик ребенка. Исследователи называют это началом проявления потребности в информации или потребности в новых впечатлениях.
  4. Мотив достижения. Мотив достижения - это потребность индивида добиваться успехов и избегать неудач. Феномены, которые могут «мотивационно» быть достигнуты малышом уже в раннем детстве, включают в себя поведенческие повторения, которые Бюлер интерпретировал как «функциональное удовольствие», а Пиаже — как вторичные и третичные циклические реакции. Позднее, на втором году жизни, желание ребенка все делать самостоятельно — «Я сам» (как правило, при кормлении и одевании) — также рассматривается некоторыми авторами как предвестники мотивационного поведения. С другой стороны, потребность в достижении является продуктом социально научающих ситуаций и подкреплений, которые ребенок получает в повседневной жизни.

 

 

 

3.2. Кризис трех лет

Кризис 3-х лет - граница между ранним и дошкольным детством - один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. По Д.Б. .Эльконину, это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего "я". Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения.

Изменение позиции ребенка, возрастание  его самостоятельности и активности требуют от близких взрослых своевременной  перестройки. Если же новые отношения  с ребенком не складываются, его  инициатива не поощряется, самостоятельность  постоянно ограничивается, у ребенка  возникают собственно кризисные  явления, проявляющиеся в отношениях со взрослыми (и никогда - со сверстниками). Л.С.Выготский, вслед за Э.Келер, описывает 7 характеристик кризиса 3-х лет. Первая из них - негативизм. Остановимся на ней подробнее, чтобы понять, как изменяется в это время структура поведения ребенка.

Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу  взрослого. Он не делает что-то только потому, что это предложил ему  определенный взрослый человек. Вообще негативизм избирателен: ребенок игнорирует требования одного члена семьи или  одной воспитательницы, а с другими  достаточно послушен. Главный мотив  действия сделать наоборот, т.е. прямо  противоположное тому, что ему  сказали.

На первый взгляд, кажется, что так  ведет себя непослушный ребенок  любого возраста. Но при обычном  непослушании он чего-то не делает потому, что именно этого ему делать и  не хочется - возвращаться домой с  улицы, чистить зубы или ложиться вовремя спать. Если же ему предложить другое занятие, интересное и приятное для него, он тут же согласится. При  негативизме события развиваются  иначе. Л.С.Выготский приводит такой  пример из своей клинической практики. Девочка, переживающая кризис 3-х лет, очень хотела, чтобы ее взяли на конференцию, где взрослые "обсуждают  детей", но, получив разрешение, на заседание не пошла. Это была негативная реакция на предложение взрослого. На самом деле ей так же хотелось пойти, как и раньше, до своего отказа, и, оставшись одна, девочка горько плакала.

Еще два примера, описанных Л.И.Божович. Мальчик с затянувшимся кризисом решил рисовать, но вместо ожидавшегося отказа получил одобрение родителей. С одной стороны, рисовать ему  хочется, с другой - еще больше хочется  сделать наоборот. Мальчик нашел  выход из этого сложного положения: расплакавшись, он потребовал, чтобы, рисовать ему запретили. После исполнения этого желания он с удовольствием  принялся за рисунок. Другой ребенок  читал "наоборот" известные строки Пушкина: "И не по синим, и не по волнам, и не океана, и не звезды, и не блещут, и не в небесах".

Из этих примеров видно, как меняется мотивация поведения ребенка. Раньше в наглядной ситуации у него возникал аффект - непосредственное эмоционально напряженное желание что-то сделать; импульсивные действия ребенка соответствовали  этому желанию. В 3 года он впервые  становится способен поступать вопреки  своему непосредственному желанию. Поведение ребенка определяется не этим желанием, а отношениями  с другим, взрослым человеком. Мотив  поведения уже находится вне ситуации, данной ребенку. Конечно, негативизм - кризисное явление, которое должно исчезнуть со временем. Но то, что ребенок в три года получает возможность действовать не под влиянием любого случайно возникшего желания, а поступать, исходя из других, более сложных и стабильных мотивов, является важным завоеванием в его развитии.

Вторая характеристика кризиса 3-х  лет - упрямство. Это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались. Его первоначальное решение определяет все его поведение, и отказаться от этого решения даже при изменившихся обстоятельствах ребенок не может. Упрямство -не настойчивость, с которой ребенок добивается желаемого. Упрямый ребенок настаивает на том, чего ему не так уж сильно хочется или совсем не хочется, или давно расхотелось. Допустим, ребенка зовут домой и он отказывается уходить с улицы. Заявив, что он будет кататься на велосипеде, он действительно будет продолжать кружить по двору, чем бы его не соблазняли (игрушкой, десертом, гостями), хотя и с совершенно унылым видом.

В переходный период может появиться  строптивость. Она направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве системы отношений, против принятых в семье норм воспитания. Ребенок стремится настоять на своих желаниях и недоволен всем, что ему предлагают и делают другие. "Да ну!" - самая распространенная реакция в таких случаях.

Разумеется, ярко проявляется тенденция  к самостоятельности: ребенок хочет  все делать и решать сам. В принципе, это положительное явление, но во время кризиса гипертрофированная тенденция к самостоятельности  приводит к своеволию, она часто неадекватна возможностям ребенка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми.

У некоторых детей конфликты  со взрослыми становятся регулярными, они как бы постоянно находятся  в состоянии войны со взрослыми. В этих случаях говорят о протесте-бунте. В семье с единственным ребенком может появиться деспотизм. Ребенок  жестко проявляет свою власть над  окружающими его взрослыми, диктуя, что он будет есть, а что не будет, может мама уйти из дома или  нет и т. д. Если в семье несколько  детей, вместо деспотизма обычно возникает  ревность: та же тенденция к власти здесь выступает как источник ревнивого, нетерпимого отношения  к другим детям, которые не имеют  почти никаких прав в семье, с  точки зрения юного деспота.

Интересная характеристика кризиса 3-х лет, которая будет присуща  всем последующим переходным периодам, - обесценивание. Что обесценивается в глазах ребенка? То, что было привычно, интересно, дорого раньше. 3-летний ребенок может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя (обесцениваются старые привязанности к вещам) и т.п.

Все эти явления свидетельствуют  о том, что у ребенка изменяется отношение к другим людям и  к самому себе. Он психологически отделяется от близких взрослых.

 

3.3. Поведенческие особенности

Основная линия развития поведения  ребенка в раннем возрасте представляет собой последовательное движение от менее дифференцированных движений, характерных для первой половины первого года жизни, когда реализуется  стремление к формированию эмоционального контакта со взрослым, через интенсивное  освоение своего собственного тела к  достаточно высоко дифференцированной предметной деятельности, становлению  речи и интенсификации общения со взрослым на втором году жизни.

  Овладение языком позволяет  ребенку не только эффективно  общаться с окружающими, но  и произвольно управлять своим  поведением. Общение детей в этом  возрасте постепенно качественно  изменяется, однако до 3 лет дети  преимущественно общаются со  взрослыми и игнорируют других  детей. В деятельности и общении  детей становятся все более  заметными индивидуальные и половые  различия.

     Дети дошкольного  возраста обладают рядом психологических  и поведенческих особенностей. К  этим особенностям, прежде всего,  относится сравнительно низкий  уровень сознания и самосознания. У большинства дошкольников такие  познавательные процесс как внимание, память, восприятие, воображение и  мышление находится на сравнительно  низком уровне развития.  
      У детей 3-6 лет уже есть элементы произвольности в управлении своими познавательными процессами. Но основная часть детей этого возраста отличается преобладанием непроизвольных познавательных процессов, на них и опирается ребенок, познавая окружающий мир.

     Дети - дошкольники очень  слабо осознают собственные личностные  качества и не могут правильно  оценить свое поведение. Начиная  с 4-х - 6 лет, дети уже могут  оценить себя как личность, но  в ограниченных пределах.

Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики  на основе тех предпосылок, которые  сложились в раннем детстве. По всем линиям психического развития возникают  новообразования различной степени  выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и структурными особенностями. Происходят они благодаря многим факторам: речи и общению со взрослыми  и сверстниками, различным формам познания и включению в различные  виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые). Наряду с новообразованиями, в развитии психофизиологических функций  на основе индивидной организации возникают  сложные социальные формы психики, такие, как личность и ее структурные  элементы (характер, интересы и другие), субъекты общения, познания и деятельности и их основные компоненты – способности  и склонности. Одновременно происходит дальнейшее развитие и социализация индивидной организации, в наибольшей степени, выраженные на психофизиологическом уровне, в познавательных функциях и психомоторике. Формируются новые  психические функции, точнее, новые  уровни, которым благодаря усвоению речи становятся присущи новые свойства, позволяющие ребенку адаптироваться к социальным условиям и требованиям  жизни. 
Дошкольный возраст является предметом пристального внимания ученых и практиков как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности, маленький человек активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. На этапе дошкольного детства развивается самопознание, формируется самооценка, происходит выстраивание иерархии мотивов и их соподчинение. И именно в этот период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребенка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных, а также отношения родителей. 

Заключение

Рассматривая особенности развития психики и личности в раннем возрасте, необходимо отметить следующее. На первых этапах когнитивного развития прежде всего происходит развитие тех  процессов, которые обеспечивают контакт человека с внешней средой через наглядные образы. Сразу после рождения у ребенка более развитой оказывается кожная чувствительность, достаточно высоко развита вкусовая и обонятельная чувствительность. Развитие зрения и слуха происходит постепенно в течение всего периода младенчества. После 6 месяцев жизни у ребенка появляются элементы настоящего речевого общения. В конце первого — начале второго года жизни происходит переход к периоду первоначального овладения языком. Потребность в речевом общении становится одной из жизненных потребностей ребенка.

Развитие мышления проходит в этом возрасте несколько стадий: обобщение, развитие речи, сравнение. К концу  второго года жизни память ребенка  достигает уровня развития, обеспечивающего  дальнейший рост всех психических процессов.

В первые месяцы жизни у ребенка  отмечается наличие только непроизвольного  внимания. Зачатки произвольного  внимания обычно начинают проявляться  к концу первого — началу второго  года жизни ребенка. Развитие восприятия в дальнейшем протекает в форме  процесса развития и формирования перцептивных действий, от конкретных манипуляций  с предметами до интериоризации (переноса практических действий во внутренний план на психическом уровне). Развитие произвольной памяти протекает в  этом возрасте на фоне феномена амнезии  детства, который свидетельствует  о том, что на рубеже 3-4 лет происходит переход от младенческой к взрослой организации памяти. Основным фактором развития всех психических познавательных процессов в этом возрасте является игра, которая в процессе развития ребенка изменяется по содержанию от предметно-манипуляционной до сюжетно-ролевой.

Развитие эмоциональной сферы ребенка является важнейшим фактором связи его с окружающим миром. Появление комплекса оживления свидетельствует о завершении кризиса новорожденности и начале развития социальных эмоций. Развитие эмпатии у ребенка наблюдается в конце первого года жизни. На втором году жизни у малыша в силу различных причин и обстоятельств начинается активное проявление отрицательных эмоций, в том числе и эмоций страха. В дальнейшем можно выделить основные направления в развитии эмоциональной сферы: усложняется содержание эмоциональной сферы, импре-сивная сторона эмоций и чувств; формируется общий эмоциональный фон психической жизни ребенка; становится иной экспрессивная сторона эмоций и чувств ребенка-дошкольника.

Информация о работе Особенности развития психики и личности в раннем возрасте