Особенности развития психики и личности в раннем возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 15:39, курсовая работа

Описание работы

Личности людей формируются в процессе их интеракции друг с другом. На характер этих интеракций оказывают влияние многие факторы: возраст, интеллектуальный уровень, пол и вес. Например, в нашем обществе ценится стройность, поэтому у стройных в большей мере развито чувство собственного достоинства, чем у полных. Окружающая среда также может воздействовать на личность: ребенок, выросший в условиях голода, обычно отстает от сверстников по физическому и умственному развитию. Наконец, личность в значительной мере формируется на основе собственного индивидуального опыта. Потеря конечности может вызвать у человека постоянную тревогу; преждевременная смерть кого-нибудь одного из родителей порой вселяет боязнь полюбить кого-нибудь вновь из-за опасения еще раз потерять близкого человека

Содержание работы

Когнитивные особенности детей раннего возраста
Развитие восприятия
Развитие речи
Развитие мышления
Особенности аффективной (эмоциональной) сферы ребенка раннего
возраста
2.1. Комплекс оживления
2.2. Эмоциональное развитие ребенка раннего возраста
Особенности мотивационной сферы ребенка раннего возраста
3.1. Потребности в период младенчества
3.2. Кризис 3-х лет
3.3. Поведенческие особенности
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсовая возрастная.docx

— 67.35 Кб (Скачать файл)

Формирование мотивационной сферы происходит таким образом: ребенок этого возраста испытывает не только базовые физиологические потребности — в пище, питье, тепле и тому подобном, но и ярко выраженные потребности в аффилиации, в безопасности, в общении, в новых впечатлениях.  Затем развитие мотивационной сферы идет в направлении структуризации мотивов и формирования новых потребностей и установок.

Началом формирования мотивационной  активности ребенка является поведение, связанное с появлением у него потребности в новых впечатлениях. Процесс развития и усложнения этой потребности ведет за собой развитие других социально обусловленных  потребностей человека. При этом необходимо отметить, что развитие этой потребности  у ребенка не обеспечивается само по себе, а ему необходима специальная  организация со стороны взрослого  человека.

Происходящие изменения потребностей в общении протекают в атмосфере  коренной перестройки взаимоотношений  ребенка с окружающими людьми. Зарождение потребности в автономии, признании и уважении проявляется  в реакциях негативизма и упрямства (кризис 3-х лет). Достаточное удовлетворение этих потребностей на этом этапе способствует дальнейшему формированию у ребенка глобального чувства самоуважения — одной из фундаментальных потребностей человека.

Формирование Я-концепции у ребенка  на самом раннем этапе его развития происходит под влиянием общения  со взрослыми. Первые два месяца жизни  у ребенка нет грани между  собой и миром. Затем появляется осознание своего тела (в 3-8 месяцев). Подражание окружающим людям и изучение норм поведения начинается с б  месяцев. Внешний Я-образ (узнавание  себя в зеркале, на фотографии) формируется  с 8 месяцев. Вербальный образ своего Я появляется с 18 месяцев. Интернализация общественных норм, ориентация на социальные нормы в своем поведении возникает  у ребенка около 2 лет.

Около 2 лет у ребенка появляются «собственничество» (распространение  понятия «Я» на то, что ему принадлежит) и элементы саморегуляции (самоинструктирование, самопоощрение, самопорицание).

Основная линия развития поведения  ребенка в раннем возрасте представляет собой последовательное движение от менее дифференцированных движений, характерных для первой половины первого года жизни, через интенсивное  освоение своего собственного тела к  достаточно высоко дифференцированной предметной деятельности, становлению  речи и интенсификации общения со взрослым на втором году жизни. В дальнейшем развитыми личностными новообразованиями  ребенка являются ранние проявления у него эмпатии и самоконтроля, которые в свою очередь во многом определяют морально-нравственную ориентацию и поведение ребенка на данном этапе его возрастного развития.

Следует отметить, что важнейшими факторами развития ребенка на начальной  стадии онтогенеза является общение  со взрослыми, а затем - игра как специфический  вид деятельности для данного  возраста.

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

1

Аффективная сфера

Совокупность  переживаний человеком своего отношения  к окружающей действительности и  к самому себе.

2

Когнитивные процессы

Совокупность  процессов, обеспечивающих преобразование сенсорной информации от момента  попадания стимула на рецепторные  поверхности до получения ответа в виде знания.

3

Комплекс оживления

Позитивная  эмоциональная экспрессия, выражаемая в мимике, движениях, звуках, производимых ребенком.

4

Кризис трех лет

Относительно  непродолжительный период развития, характеризующийся резкими психологическими изменениями, возникающими при переходе от одной возрастной ступени к другой.

5

Потребность

Переживаемое  состояние внутреннего напряжения,возникающее  вследствие отражения в сознании нужды и выступающее источником активности.

6

Развитие

Это процесс  необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению  количественных, качественных и структурных  преобразований психики и поведения  человека.

7

Социогенные потребности

Потребности, порождаемые жизнью человека в социуме.

8

Социальные эмоции

Это переживание  человеком своего отношения к  окружающим людям.

9

Эмоции

Отношение человека к миру, к тому, что он испытывает и делает, в форме непосредственного переживания.

10

Я-концепция

Совокупность  всех представлений индивида о себе.


 

Список  использованных источников

1

Абрамова  Г.С. Возрастная психология: Учебное  пособие для студентов вузов. 1999г

2

Выготский Л.С. Проблема возраста. 1998г

3

Крайг Г. Психология развития. 2000г

4

Кулагина  И.Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка  до семнадцати лет. 1996г

5

Поливанова  К.Н. Психология возрастных кризисов. 2000г

6

Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. 2002г

7

Слободчиков В.И., Исаев Е.М. Психология развития человека. 2000г.

8

Смирнова  Е.О. Детская психология. 2003г

9

Шаргаева  О.А. Детская психология: Теоретический  и практический курс. 2001г

10

Эльконин  Д.Б. Психология развития. 2001г

11

Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии. 2001г


Приложения

1





Информация о работе Особенности развития психики и личности в раннем возрасте