Особенности развития внимания у младших школьников с умственной отсталостью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 08:19, курсовая работа

Описание работы

Цель: Изучить особенности развития внимания у младших школьников с умственной отсталостью
Гипотеза: Если младший школьник имеет умственную отсталость то, то его внимание крайне неустойчиво, снижен объем и концентрация.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы внимания у младших школьников с умственной отсталостью
1.1. Внимание, виды внимания, свойства внимания……………………………5
1.2. Психолого - педагогическая характеристика младших школьников c умственной отсталостью………………………………………………………...15
1.3.Особенности развития внимания у младших школьников с умственной отсталостью………………………………………………………………………19
Глава 2. Эмпирическое изучение особенностей внимания младших школьников с умственной отсталостью
2.1. Организация и логика исследования............................................................21
2.2. Изучение особенностей внимания у младших школьников с умственной отсталостью ……………………………………………………………………...22
2.3. Анализ и интерпретация результатов...........................................................23
Заключение.............................................................................................................25
Список литературы................................................................................................27

Файлы: 1 файл

курсовая 2.doc

— 127.00 Кб (Скачать файл)

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Омский государственный педагогический университет»

(ФГБОУ  ВПО «ОмГПУ»)

 

Факультет специальной педагогики и психологии

кафедра специальной психологии

Особенности развития внимания у младших школьников с умственной отсталостью

Курсовая работа 2

                                                               

Выполнила  студентка 621 группы

очного отделения 

направление «Педагогика»

профиль «Психологическое сопровождение образования лиц с проблемами в развитии»                        

             Саторина Анастасия Викторовна                                ____________                                                    

(подпись)

Научный руководитель: 

 Неелова Елена Константиновна

Преподаватель психологических  дисциплин 

« ___ » _______________2012г.

Оценка ____________                                                                                                        

____________

    (подпись руководителя)


Омск – 2012

 

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретическое обоснование  проблемы  внимания у младших  школьников с умственной отсталостью

1.1. Внимание, виды внимания, свойства внимания……………………………5

1.2. Психолого - педагогическая  характеристика младших школьников c умственной отсталостью………………………………………………………...15

1.3.Особенности развития  внимания у младших школьников  с умственной отсталостью………………………………………………………………………19

Глава 2. Эмпирическое изучение особенностей  внимания младших школьников с умственной отсталостью

2.1. Организация и логика  исследования............................................................21

2.2. Изучение  особенностей внимания у младших  школьников с умственной отсталостью ……………………………………………………………………...22

2.3. Анализ и  интерпретация результатов...........................................................23

Заключение.............................................................................................................25

Список литературы................................................................................................27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Внимание - сторона всех познавательных процессов сознания, и при том их сторона, в которой  они выступают как деятельность, направленная на объект. В отличие от познавательных процессов (восприятие, память, мышление и т.п.) внимание своего особого содержания не имеет; оно проявляется как бы внутри этих процессов и неотделимо от них. Внимание характеризует динамику протекания психических процессов.

Все процессы познания, будь то восприятие или мышление, направлены на тот или иной объект, который  в них отражается: мы воспринимаем что-то, думаем чем-то, что-то себе представляем или воображаем. Вместе с тем воспринимает не восприятие само по себе, и мыслит не сама по себе мысль; воспринимает и мыслит человек - воспринимающая и мыслящая личность. Поэтому в каждом из перечисленных процессов всегда имеется какое-то отношение личности к миру, субъекта к объекту, сознания к предмету. Это отношение находит себе выражение во внимании.

Мы внимательны, когда мы не только слышим, но и слушаем  или даже прислушиваемся, не только видим, но и смотрим или даже всматриваемся, т.е. когда подчеркнута или повышена активность нашей познавательной деятельности в процессе познания или отражения объективной реальности. Внимание - это в первую очередь динамическая характеристика протекания познавательной деятельности: оно выражает преимущественную связь психической деятельности с определенным объектом, на котором она как в фокусе сосредоточена. Внимание - это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность.

Объект: Особенности внимания

Предмет: процесс  развития внимания у младших школьников с умственной отсталостью

Цель: Изучить  особенности развития внимания у  младших школьников с умственной отсталостью

Гипотеза: Если младший школьник имеет умственную отсталость то, то его внимание крайне неустойчиво, снижен объем и концентрация.

 

 

 

1.1. Внимание, виды внимания, свойства внимания

Внимание –  это направленность и сосредоточенность  сознания в данный момент времени  на каком-то реальном или идеальном  объекте. Внимание помогает лучше осознать себя, свои мысли и переживания, так как его целью является улучшение деятельности всех познавательных процессов. С этим связан и тот факт, что внимание не имеет, в отличие от других познавательных процессов, своего собственного продукта.[5]

Внимание часто, особенно в классической психологии, отождествляется с ясной, отчетливой областью сознания. Попадая в эту область, объекты нашей деятельности осознаются нами намного лучше, их изменения лучше замечаются и фиксируются, что помогает быстрее и точнее добиться нужного результата. Внимание не только переводит и удерживает объект в зоне ясного сознание, но и помогает отвлечься от ненужных в данный момент мыслей и представлений, отсеивая их и не допуская сосредоточения на посторонних (для данной деятельности) вещах. Таким образом, внимание осуществляет отбор нужной информации из того потока, который окружает человека, обеспечивает избирательность поведения, помогает сохранять постоянный контроль над деятельностью.[3]

Выделяют три  основных вида внимания – непроизвольное, произвольное и постпроизвольное.

Внимание, возникающее  без всякого намерения и без  заранее поставленной цели с нашей  стороны, называется непроизвольным или  преднамеренным. Факторами, вызывающими  непроизвольное внимание, являются как  характеристики внешних раздражителей, так и характер деятельности человека, его мотивы и стремления.

Непроизвольное  внимание вызывают особенности действующих  на человека раздражителей. К таким  особенностям относятся:

  1. Наиболее значимыми внешними характеристиками, вызывающими непроизвольное внимание и сосредоточение на объекте, являются интенсивность и новизна раздражителей. Так, люди непроизвольно реагируют на громкий звук, яркий свет, резкий запах. В тех случаях, когда интенсивность двух раздражителей практически одинакова, возникают колебания внимания, так как человек не может выбрать, на каком объекте сосредоточиться, и то один, то другой попеременно становятся доминирующими. Сила раздражителя – сильный звук, яркий свет. При этом важное значение имеет относительная сила раздражителя (в полной тишине легкий шорох привлекает внимание), контрастность раздражителей (среди маленьких предметов внимание привлекает большой, среди светлых предметов - темный), значение раздражителя для данного человека или для данных условий (в общем шуме важное сообщение, произносимое тихо, слабый световой сигнал, имеющий жизненно важное значение, плеск воды для жаждущего воспринимаются как сильные раздражители).
  2. Новизна, необычность раздражителя. Необычная легковая машина новой марки привлекает всеобщее внимание. Советские люди, посетившие ботанический сад в Индии, рассказывают, что среди богатых цветов ботанического сада их особое внимание привлекла наша ромашка. Помимо новизны и интенсивности, как уже было сказано, внимание привлекают предметы, которые связаны с интересами, мотивами и установками человека, поэтому из огромной массы информации люди в первую очередь слышат то, что их интересует или на что у них сформировалась определенная установка. При этом установка не только направляет внимание на определенные объекты, но и «отсекает» несоответствующую ей информацию.
  3. Подвижность предмета, а также начало или прекращение действия раздражителя. Например, гусеница неподвижна – мы ее не замечаем, она совершает движение и немедленно привлекает наше внимание. Точно так же из однородного ряда объектов мы обращаем внимание на тот, который хоть чем-то отличается от других – величиной, цветом, расположением. Внимание направляется и на движущиеся объекты, даже если они не являются очень яркими. Человек всегда обращает внимание на появившийся в поле зрения новый объект, а также на изменения, происходящие в знакомых предметах или окружающих людях.

Непроизвольное  внимание возникает в зависимости  от состояния самого человека, связано  с его настроением, переживаниями, ожиданиями, потребностями, интересами и отношением к тому, что воздействует на него.[20]

Внимание, возникающее  вследствие сознательно поставленной цели, называется произвольным или  преднамеренным.

Произвольное  внимание, напротив, вызывается только сознательным и целенаправленным усилием, которое помогает сосредоточиться на предметах, не вызывающих большого интереса, но необходимых для завершения деятельности. Такое внимание удерживает мысль на решении задачи или чтении неинтересной, но необходимой для экзамена книги. Воля помогает бороться и с отвлечение внимания, неизбежным в этих случаях, так как любой шум или новый объект в поле зрения вызывают непроизвольное внимание, которое в данном случае становится помехой для выполняемой задачи.

Произвольное  внимание возникло у человека и развивалось в процессе труда, так как без способности направлять и поддерживать внимание в процессе труда невозможно осуществлять трудовую деятельность. У школьников произвольное внимание развивается в процессе учебной деятельности, воспитания и самовоспитания. В процессе учебной деятельности требуется ясная постановка цели, организованность, сохранение и поддержание внимания в ходе всей работы. [1]

Сохранение  устойчивого произвольного внимания зависит от ряда условий.

  1. Осознание долга и обязанности в выполнении данной деятельности. Осознание учеником долга хорошо учиться вызывает у него преднамеренное внимание к учебной работе в тех случаях, когда что-то отвлекает его от учения.
  2. Отчетливое понимание цели и задачи выполняемой деятельности. Учитель ставит задачу перед учеником – следить, как читает другой ученик, и исправлять его ошибки. Школьник внимательно следит за чтением, он осознал необходимость быть внимательным.
  3. Устойчивость интересов. Ученик увлечен шахматной партией. У него встречаются трудности в позиции, появляются усталость, но внимание не снижается.
  4. Привычные условия работы. В строго определенное время и в определенном месте школьник готовит уроки, это поддерживает его произвольное внимание.
  5. Создание благоприятных условий для деятельности, то есть исключение отрицательно действующих посторонних раздражителей (телевизионные передачи, интересный рассказ, читаемый по радио, или громка музыка, крики и шум). [2]

Произвольное  внимание может трансформироваться в постпроизвольное в том случае, когда возникает интерес к выполняемой деятельности и сохранение устойчивого внимания уже не требует постоянных волевых усилий. [1]

Произвольное  и непроизвольное внимание тесно  связаны между собой, произвольное может сменяться непроизвольным, а непроизвольное – произвольным. Например, школьник начал читать заданный учительницей рассказ. Он читает только потому, что завтра его могут спросить, никакого интереса к чтению нет, и школьник делает усилие, заставляет себя читать и быть внимательным (здесь выступает произвольное, преднамеренное внимание). Одна мысль в рассказе, связанная с занимательным примером, заинтересовала мальчика, напряжение исчезает, и школьник читает, не делая усилия быть внимательным – чтение подчинило его внимание (здесь выступает уже непроизвольное, непреднамеренное внимание). Но вот снова идут скучные рассуждения. Школьник читает дальше, и интерес к чтению пропадает. Он с большим удовольствием кончил бы читать, но читать надо – это урок, и ученик делает над собой усилие, читает и заставляет себя быть внимательным. Снова непроизвольное внимание сменилось произвольным.[1]

Помимо произвольно  и непроизвольного внимания выделяют еще один вид внимания – послепроизвольное  внимание, которое соединяет в  себе некоторые черты произвольного  и непроизвольного внимания. Послепроизвольным оно называется потому, что возникает на основе произвольного внимания, после него.

В учебной деятельности школьника обычно представлены все  три вида внимания.

Основными характеристиками внимания являются его устойчивость (и отвлекаемость), объем, концентрация, переключение, распределение и сосредоточенность.

Устойчивость  внимания – это длительное удержание  внимания на предмете или какой-либо деятельности. Колебание внимания –  это периодическое отвлечение и  ослабление внимания к данному объекту или деятельности. [4]

Устойчивость  связанна со способностью в течение  длительного времени сохранять  сосредоточение на одном и том  же объекте. Монотонная деятельность (например, у конвейера), неинтересный разговор с постоянным собеседником, скучная задачка нарушают устойчивость внимания, и только волевая регуляция способна ее вернуть. Малоинтересный фильм, в отличие от книги, группа (а не один) собеседников, ведущих даже малозначительный разговор, могут в большей степени поддержать устойчивость внимания. Это связанно с постоянным изменением ситуации, вызывающим ориентировку и переключение внимания с одного объекта на другой. Особенно важным фактором устойчивого внимания является заинтересованность человека в деятельности, удовольствие и от процесса ее выполнения, и от результата. Таким образом, можно сделать вывод о том, что устойчивое внимание связанно всегда либо с интересом (вызываемым удовольствием, значимостью, новизной, яркостью объекта), либо с волевым усилием. На этом основании построены некоторые методы агитации и манипулирования поведением, например реклама, которая своей яркостью, новизной, движением должна вызвать непроизвольное внимание и удерживать информацию в памяти. [1]

Информация о работе Особенности развития внимания у младших школьников с умственной отсталостью