Особенности развития воображения у студентов 2 курса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 08:55, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы следующая: определить уровень воображения у студентов БелГУ 2 курса. Задачи:
анализ психологической литературы по данной теме;
исследование способности к воображению и уровня его развития;
разработка рекомендаций по развитию воображения.
Объект исследования: познавательный процесс - воображение.

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ.docx

— 252.18 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Воображение - особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических  процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между  восприятием, мышлением и памятью. Воображение играет огромную роль в  жизни человека. Благодаря воображению  человек творит, разумно планирует  свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом  воображения и творчества людей. Воображение играет также огромное значение для развития и совершенствования  человека как вида. 

Воображение выводит человека за пределы его  сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек  может жить в разном времени, что  не может себе позволить никакое  другое существо в мире.

Ценность воображения  в том, что оно позволяет принять  решение и найти выход в  проблемной ситуации, даже при отсутствии нужной полноты знаний. Оно способствует личностному, карьерному росту, творческому  подходу к выполнению поставленных задач.

Значение воображения  в психическом развитии велико. И  поэтому возникло желание углубить и расширить свои знания в этой области. Актуальность данного исследования состоит в том, что нам как  будущим  руководителям, необходимо знать особенности воображения  человека и учитывать их при организации  трудового, образовательного и воспитательного  процессов.

Цель данной работы следующая: определить уровень воображения у студентов БелГУ  2 курса.

Задачи:

  1. анализ психологической литературы по данной теме;
  2. исследование способности к воображению и уровня его развития;
  3. разработка рекомендаций  по развитию воображения.

Объект исследования: познавательный процесс -  воображение.

Предмет исследования: особенности  развития воображения у студентов 2 курса.

Методы исследования:

1) беседа;

2) тестирование;

3) анализ результатов тестирования.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Теоретические основы воображения

1.1.Определение,  виды и сущность воображения

 

Воображение – это психический  процесс создания образов предметов, ситуаций, обстоятельств путем приведения имеющихся у человека знаний в  новое сочетание [27,271].

  Воображение принадлежит  к числу высших познавательных  процессов и отражает действительность. Но воображение не может развернуться  на пустом месте. Для того, чтобы  начать фантазировать, человек  должен увидеть, услышать, получить  впечатления и удержать их  в памяти [27,271].

"Паук совершает операции, напоминающие операции ткача,  и пчела постройкой своих восковых  ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор  от наилучшей пчелы с самого  начала отличается тем, что,  прежде чем строить ячейку  из воска, он уже построил  её в своей голове" - так Карл  Маркс определил, что все, что  создается человеком, берет свое  начало в воображении. Наличие  воображение – это еще один  из пунктов в списке отличий  человека от всех иных живых  организмов [7,112].

Согласно Е.И.Игнатьеву, “основной  признак процесса воображения заключается  в преобразовании и переработке  данных и материалов прошлого опыта, в результате чего получается новое  представление”.  
А “Философский словарь” определяет воображение как “способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в человеческом сознании на основе преобразования полученных от действительности впечатлений”.

Л.С. Выготский отмечал, что  “ воображение не повторяет в  тех же сочетаниях и в тех же формах отдельных впечатлений, которые  накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных  впечатлений. Иначе говоря, при внесении нового в само течение наших впечатлений  и изменение этих впечатлений  так, что в результате этой деятельности возникает новый, ранее не существовавший образ, составляет самую основу той  деятельности, которую мы называем воображением ” [4,374].

“ Воображение, - писал С.Л. Рубинштейн,- связано с нашей способностью и необходимостью творить новое”.

“ Воображение- это отлёт  от прошлого опыта, преобразование его. Воображение- это преобразование данного, осуществляемое в образной форме” [28,35].

По мнению Э.В.Ильенкова  сущность воображения заключается  в умении «схватывать» целое раньше части, в умении на основе отдельного намёка, тенденции строить целостный  образ [9,349].

Отличительной особенностью воображения является своеобразный «отлёт от действительности», когда  на основе отдельного признака реальности строится новый образ, а не просто реконструируются имеющиеся представления, что характерно для функционирования внутреннего плана действий [13,123].

Многие исследователи  отмечают, что воображение - есть процесс  создания новых образов, протекающий  в наглядном плане. Здесь воображение  относится к формам чувственного отражения. Другие исследователи считают, воображение создаёт не только новые  чувственные образы, но и продуцирует  новые мысли [17,242].

Воображение - одна из фундаментальных  характеристик человека. В нем  наиболее наглядно проявляется отличие  человека от животного. Философ Э.В. Ильенков писал: “Сама по себе взятая фантазия принадлежит к числу  не только драгоценных, но и всеобщих, универсальных способностей, отличающих человека от животного. Без неё нельзя сделать ни шагу не только в искусстве. Без силы воображения невозможно было бы даже перейти улицу через  поток машин. Человечество, лишённое фантазии, никогда бы не запустило  в космос ракеты” [13,123 ].

Д.Дидро говорил: “Воображение! Без этого качества нельзя быть ни поэтом, ни философом, ни мыслящим существом, ни просто человеком. Воображение- это  способность вызывать образы” [2,55].

Как видно из определений, существенным признаком воображения  считается способность субъекта создавать новые образы. Но этого  недостаточно, потому что нельзя тогда  провести различия между воображением и мышлением. Ведь мышление человека (создание познавательных образов посредством  выводов, обобщений, анализа, синтеза) не может быть просто отождествлено  с воображением, потому что создание новых знаний и понятий может  происходить и без участия  воображения [18,230].

Возникновение образов фантазии - это результат деятельности мозга  человека. Воображение, как и все  другие психические процессы, является функцией коры больших полушарий. Вместе с тем сложность структуры  воображения и его связь с  эмоциями даёт основания предполагать, что физиологические механизмы  воображения расположены не только в коре, но и в более глубоко  залегающих отделах мозга. Исследования последних лет подтверждают это  предположение. Такими глубинными отделами мозга является гипоталамо - лимботическая  система. Воображение оказывает  значительное влияние на работу многих систем организма [19,302].

Виды воображения. Воображение характеризуется активностью, действенностью. Опережающее отражение действительности происходит в воображении в виде ярких представлений, образов. Для более полного представления о видах и способах воображения можно воспользоваться схемой.

Воображение может быть воссоздающим (создание образа предмета по его описанию) и  творческим (создание новых образов, требующих отбора материалов, в соответствии с замыслом). Создание образов воображения  осуществляется с помощью нескольких способов. Как правило они используются человеком (а ребенком особенно) неосознанно. Первый такой способ — агглютинация, т. е. «склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок человек-зверь или человек-птица.

  Второй способ — гиперболизация. Это парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей. Примером могут служить следующие сказочные персонажи: Карлик Нос, Гуливер, Мальчик Спальчик.

Третий  известный способ создания образов  фантазии — схематизация. В этом случае отдельные представления сливаются, различия сглаживаются. Отчетливо прорабатываются основные черты сходства. Это любой схематический рисунок [30,234].

  Четвертым способом является  типизация. Для него характерно  выделение существенного, повторяющегося  в однородных в каком-то отношении  фактах и воплощении их в  конкретном образе. Например, существуют  профессиональные образы рабочего, врача, инженера и т. д.

Пятый способ — акцентирование. В создаваемом образе какая-то часть, деталь выделяется, особо подчеркивается. Классическим примером является шарж, карикатура.

Основой создания любых образов фантазии является синтез и аналогия. Аналогия может быть близкой, непосредственной и отдаленной, ступенчатой. Например, внешний вид самолета напоминает парящую птицу. Это близкая аналогия. Космический корабль — отдаленная аналогия с морским кораблем. На использовании синтеза, аналогий и способов построения образов воображения строятся многочисленные приемы диагностики воображения и его развития [25,120].

 

Воображение может быть четырех  основных видов (рис.1):

 

 

Рис.1 Основные виды воображения

 

Активное  воображение – характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы.

Пассивное воображение заключается в том, что его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.

Продуктивное  воображение – отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. При этом в образе эта действительность творчески преобразуется.

Репродуктивное  воображение – при его использовании ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество [20,204].

С процессом  воображения в практической деятельности людей прежде всего связан процесс  художественного творчества. Так, с репродуктивным воображением может быть соотнесено направление в искусстве, называемое натурализмом, а также отчасти реализм. По картинам И.И. Шишкина, например, ботаники могут изучать флору русского леса, так как все растения на его полотнах выписаны с "документальной" точностью. Работы художников-демократов второй половины XIX века И. Крамского, И. Репина, В. Петрова при всей их социальной заостренности также являются поиском формы, максимально приближенной к копированию действительности [5,190].

В искусстве  источником любого направления может  быть только жизнь, она же выступает  в качестве первичной базы для  фантазии. Однако никакая фантазия не способна изобрести нечто такое, что человеку не было бы известно. В  связи с этим именно реальность становится основной творчества ряда мастеров искусства, чей полет творческой фантазии уже  не удовлетворяют реалистические, а  тем более натуралистические  средства воображения. Но эта реальность пропускается через продуктивное воображение  творцов, они по-новому ее конструируют, пользуясь светом, цветом, наполняя свои произведения вибрацией воздуха (импрессионизм), прибегая к точечному  изображения предметов (пуантилизм в живописи и музыке), разлагая объективный  мир на геометрические фигуры (кубизм) и т.д. [24,112].

Поэтому с продуктивным воображением в искусстве  мы встречаемся и в тех случаях, когда воссоздание действительности реалистическим методом художника  не устраивает. Его мир – фантасмагория, иррациональная образность, за которой  – вполне очевидные реалии. Например, плодом такого воображения является роман М. Булгакова "Мастер и Маргарита", фантастика братьев Стругацких и др. Обращение к столь необычным и причудливым образам позволяет усилить интеллектуальное и эмоционально-нравственное воздействие искусства на человека.

Чаще  всего творческий процесс в искусстве  связан с активным воображением: прежде чем запечатлеть какой-либо образ  на бумаге, холсте или нотном листе, художник создает его в своем  воображении, прилагая к этому сознательные волевые усилия. Нередко активное воображение настолько захватывает  творца, что он утрачивает связь  со своим временем, своим "я", вживаясь в создаваемый им образ. Немало свидетельств этому дано в литературе.

Реже  импульсом творческого процесса становится пассивное воображение, так как спонтанные, независимые  от воли художника образы чаще всего  являются продуктом подсознательной  работы его мозга, скрытой от него самого. И, тем не менее, наблюдения за творческим процессом, описанные  в литературе, дают возможность привести примеры роли пассивного воображения  в художественном творчестве. Так, Франц  Кафка исключительную роль в своем  творчестве уделял сновидениям, запечатлевая их в своих фантастически мрачных  произведениях.

Информация о работе Особенности развития воображения у студентов 2 курса