Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 08:55, курсовая работа
Цель данной работы следующая: определить уровень воображения у студентов БелГУ 2 курса. Задачи:
анализ психологической литературы по данной теме;
исследование способности к воображению и уровня его развития;
разработка рекомендаций по развитию воображения.
Объект исследования: познавательный процесс - воображение.
Глава II. Практическое исследование воображения
2.1. Организация и методы исследования
Целью исследования являлись тестирования, направленные на выявление и развитие воображения у студентов 2 курса БелГУ. Выборка испытуемых состояла из 25 человек в возрасте от 17 лет до 21 года.
Этапы исследования: 1 - Тест на способность к воображению, 2 – Тест на определения уровня воображения, 3 – Тест на развитие творческого мышления.
На первом этапе мы определяли наличие способности к воображению у испытуемых. Для этого им были выданы следующие материалы:: ручка, бланк с вопросами, секундомер. Испытуемым было предложено в течение 10 минут, не задумываясь, ответить на вопросы теста, обводя или подчеркивая выбранное ими утверждение. По окончанию тестирования со студентами проводилась беседа по поводу выполненного им задания и оставшихся после него впечатлений.
Второй этап состоял из определения уровня воображения у испытуемых. Им были так же выданы бланки с вопросами и ручки. Данное тестирование проводилось с той же выборкой студентов, что и в первом случае. На этот раз испытуемым предлагалось ответить на 12 вопросов. Свои ответы они должны были записывать рядом с вопросом. На выбор было лишь 2 варианта: да и нет. После теста с испытуемыми был разговор по поводу искренности и правдивости данных ими ответов.
На третьем этапе испытуемым предлагалась интересная задача, которая выявляет уровень творческого мышления человека. Материалами служили ручка, чистый лист бумаги, секундомер. Испытуемым было озвучено задание: «Мысленно представьте себе, что у вас есть обычная черная шляпа. Придумайте и укажите на бумаге (словами или рисунком) как можно больше предметов, которые можно сделать, используя этот предмет. Работайте 5 мин.»
После опыта с испытуемыми проводилась беседа, во время которой они сравнивали свои ответы с ответами друг друга. Это помогло определить разницу в развитии творческого мышления среди сверстников.
Критериями в первом исследовании выступало время выполнения теста, а также вариация ответов
Результаты оцениваются по шкале баллов, в которой определенный ответ равняется конкретному количеству баллов.
Таблица 2.1
Бальные значения по первому тесту
Варианты ответов |
Да |
Не могу сказать определенно |
Нет |
Баллы |
2 |
1 |
0 |
Баллы дают возможность точно установить степень способности к воображению. Выявить низкий, средний, высокий и очень высокий уровни. Каждому из них соответствует условный бальный промежуток.
Таблица 2.2
Соотношения баллов и уровня способности к воображению
Низкий |
Средний |
Высокий |
Очень высокий |
1-10 |
11-25 |
26-32 |
33-40 |
Результаты второго исследования так же определяются с помощь таблицы с баллами.
Таблица 2.3
Бальные значения по второму тесту
Варианты ответов |
Да |
Нет |
Баллы |
1 |
2 |
Результаты показывают уровень воображения испытуемых, определяя его как низкий, средний и высокий в соответствии с количеством баллов.
Таблица 2.4
Соотношение баллов и уровня развития воображения
Низкий |
Средний |
Высокий |
1-10 |
11-19 |
20-24 |
Третье тестирование оценивалось по степени оригинальности ответов. Каждый предложенный вариант оценивается в 2 балла. За однотипные варианты начисляйте по 1 баллу, за остроумные и оригинальные — по 4 балла. Чем больше баллов в итоге – тем выше уровень развития творческого мышления.
2.2. Анализ и
интерпретация результатов
Объект исследования – студенты 2 курса БелГУ, от 17 лет до 21 года.
После проведения тестирования были подведены и получены следующие результаты:
Таблица 2.5
Интерпретация результатов теста №1
№ |
Количество баллов |
Уровень |
1 |
10 |
Низкий |
2 |
19 |
Средний |
3 |
30 |
Высокий |
4 |
14 |
Средний |
5 |
31 |
Высокий |
6 |
28 |
Высокий |
7 |
27 |
Высокий |
8 |
31 |
Высокий |
9 |
16 |
Средний |
10 |
26 |
Высокий |
11 |
20 |
Средний |
12 |
23 |
Средний |
13 |
25 |
Средний |
14 |
19 |
Средний |
15 |
21 |
Средний |
16 |
24 |
Средний |
17 |
16 |
Средний |
18 |
15 |
Средний |
19 |
19 |
Средний |
20 |
10 |
Низкий |
21 |
7 |
Низкий |
22 |
25 |
Средний |
23 |
23 |
Средний |
24 |
29 |
Высокий |
25 |
10 |
Низкий |
Подведенные итоги говорят
о том, что большинство студентов
имеют средний уровень
Результаты второго
Таблица 2.6
Результаты творческого задания
№ |
Количество баллов |
1 |
13 |
2 |
18 |
3 |
16 |
4 |
4 |
5 |
16 |
6 |
14 |
7 |
22 |
8 |
16 |
9 |
22 |
10 |
18 |
11 |
4 |
12 |
18 |
13 |
10 |
14 |
12 |
15 |
30 |
16 |
22 |
17 |
8 |
18 |
6 |
19 |
0 |
20 |
2 |
21 |
28 |
22 |
12 |
23 |
3 |
24 |
22 |
25 |
18 |
Баллы за последнее задание имеют довольно различный числовой эквивалент, что олицетворяет разноплановость уровней творческого мышления среди выбранных студентов. Но тем неменее, можно сделать вывод, что студенты с низким показателем – это те, кто набрал низкое количество баллов по двум первым тестированиям.
В ходе обработки и сведения данных по результатам всех тестов получилось, что треть студентов имеют низкий, треть – средний и треть - высокий уровень воображения и творческих способностей.
Таблица 2.7
Общие результаты исследования
№ |
Количество баллов |
Уровень |
1 |
41 |
Низкий |
2 |
54 |
Средний |
3 |
63 |
Высокий |
4 |
33 |
Низкий |
5 |
69 |
Высокий |
6 |
62 |
Высокий |
7 |
70 |
Высокий |
8 |
63 |
Высокий |
9 |
54 |
Средний |
10 |
65 |
Высокий |
11 |
44 |
Низкий |
12 |
59 |
Высокий |
13 |
55 |
Средний |
14 |
48 |
Средний |
15 |
70 |
Высокий |
16 |
69 |
Высокий |
17 |
43 |
Средний |
18 |
38 |
Низкий |
19 |
35 |
Низкий |
20 |
30 |
Низкий |
21 |
51 |
Средний |
22 |
57 |
Высокий |
23 |
39 |
Низкий |
24 |
69 |
Высокий |
25 |
47 |
Средний |
Вывод:
Развитие воображения и творческих способностей совершенно индивидуально и зависит от многих факторов. Однако большинству студентов, исходя из тестирования, присущи высокий и средний показатели. Им рекомендуется постоянно и систематически заниматься развитием своего творческого потенциала с помощью различных заданий и упражнений.
2.3. Рекомендации по развитию воображения
Мы отмечали ранее, что воображение человека тесно связано с его мышлением. Мысль и образ неразделимы, поэтому все, что способствует развитию мышления, полезно и для воображения.
И мышление, и фантазия, возникшие
в трудовой деятельности, исключительно
важны для организации и
Трудно дать однозначные рекомендации, как целенаправленно развить свое воображение. Вот несколько самых общих соображений на этот счет.
Упражнение №1
Воображение развивается в игре,
особенно в тех ее видах, где человек
как бы выполняет определенную роль.
О некоторых таких играх
«Игра со словами» — началом игры может служить любое слово, которое является ключевым. К каждой его букве придумываются первые пришедшие в голову слова. Начинаются эти слова с буквы, входящей в ключевое слово. Затем из этих слов придумывается история или рифмованные строки (стихи).
«Игра в рассказчика» — все участники игры по очереди рассказывают своим товарищам выдуманную историю. Затем иллюстрируют свой рассказ рисунками.
«Игра в фантастические гипотезы»
— техника ее заключается в
постановке вопроса: что было бы, если
бы…? Играющий должен быстро назвать
любые пришедшие ему в голову
подлежащее и сказуемое. Они в
сочетании со словами «что было бы,
если бы…» создадут гипотезу, на основе
которой начинает работать фантазия.
Например: «Что было бы, если бы город
Москва оказался посреди моря?»; «Что
было бы, если бы к вам постучался
крокодил и попросил конфет?» и
т. д. Больше всего увлекают самые
неожиданные и даже нелепые вопросы.
Польза от такой игры в том, что
воображение привыкает «
«Игра в придумывание загадок» —
очень облегчает придумывание загадок
такой прием, как отстранение
от знаний, т. е. как бы характеристика
объекта или явления для
Информация о работе Особенности развития воображения у студентов 2 курса