Особенности развития воображения у студентов 2 курса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 08:55, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы следующая: определить уровень воображения у студентов БелГУ 2 курса. Задачи:
анализ психологической литературы по данной теме;
исследование способности к воображению и уровня его развития;
разработка рекомендаций по развитию воображения.
Объект исследования: познавательный процесс - воображение.

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ.docx

— 252.18 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Глава II. Практическое исследование воображения

2.1. Организация  и методы исследования

 

Целью исследования являлись  тестирования, направленные на выявление и развитие воображения у студентов 2 курса БелГУ.  Выборка испытуемых состояла из 25 человек в возрасте от 17 лет до 21 года.

Этапы исследования: 1 - Тест на способность к воображению, 2 – Тест на определения уровня воображения, 3 – Тест на развитие творческого мышления.

На первом этапе мы определяли наличие способности к воображению у испытуемых. Для этого им были выданы следующие материалы:: ручка, бланк с вопросами, секундомер. Испытуемым было предложено в течение 10 минут, не задумываясь, ответить на вопросы теста, обводя или подчеркивая выбранное ими утверждение. По окончанию тестирования со студентами проводилась беседа по поводу выполненного им задания и оставшихся после него впечатлений.

Второй этап состоял из определения уровня воображения  у испытуемых. Им были так же выданы бланки с вопросами и ручки. Данное тестирование проводилось с той  же выборкой студентов, что и в  первом случае. На этот раз испытуемым предлагалось ответить на  12 вопросов. Свои ответы они должны были записывать рядом с вопросом. На выбор было лишь 2 варианта: да и нет. После теста с испытуемыми был разговор по поводу искренности и правдивости данных ими ответов.

На третьем этапе испытуемым предлагалась интересная задача, которая  выявляет уровень творческого мышления человека. Материалами служили ручка, чистый лист бумаги, секундомер. Испытуемым было озвучено задание: «Мысленно представьте себе, что у вас есть обычная черная шляпа. Придумайте и укажите на бумаге (словами или рисунком) как можно больше предметов, которые можно сделать, используя этот предмет. Работайте 5 мин.»

После опыта с испытуемыми  проводилась беседа, во время которой  они сравнивали свои ответы с ответами друг друга. Это  помогло определить разницу в развитии творческого  мышления среди сверстников.

Критериями в первом исследовании выступало время выполнения теста, а также вариация ответов

 Результаты оцениваются  по шкале баллов, в которой  определенный ответ равняется  конкретному количеству баллов.

Таблица 2.1

Бальные значения по первому  тесту

Варианты ответов

Да

Не могу сказать определенно

Нет

Баллы

2

1

0


 

Баллы дают возможность точно  установить степень способности к воображению. Выявить низкий, средний, высокий и очень высокий уровни. Каждому из них соответствует условный бальный промежуток.

 

Таблица 2.2

Соотношения баллов и уровня способности к воображению

Низкий

Средний

Высокий

Очень высокий

1-10

11-25

26-32

33-40


 

Результаты второго исследования так же определяются с помощь таблицы с баллами.

Таблица 2.3

Бальные значения по второму  тесту

Варианты ответов

Да

Нет

Баллы

1

2


 

Результаты показывают уровень  воображения испытуемых, определяя  его как низкий, средний и высокий  в соответствии с количеством  баллов.

 

Таблица 2.4

Соотношение баллов и уровня развития воображения

Низкий

Средний

Высокий

1-10

11-19

20-24


 

Третье тестирование оценивалось по степени оригинальности ответов. Каждый предложенный вариант оценивается в 2 балла. За однотипные варианты начисляйте по 1 баллу, за остроумные и оригинальные — по 4 балла. Чем больше баллов в итоге – тем выше уровень развития творческого мышления.

2.2. Анализ и  интерпретация результатов исследования

 

Объект исследования –  студенты 2 курса БелГУ, от 17 лет до 21 года.

  1. Выявление способности к воображению.

 

После проведения тестирования были подведены и получены следующие  результаты:

Таблица 2.5

Интерпретация результатов  теста №1

Количество баллов

Уровень

1

10

Низкий

2

19

Средний

3

30

Высокий

4

14

Средний

5

31

Высокий

6

28

Высокий

7

27

Высокий

8

31

Высокий

9

16

Средний

10

26

Высокий

11

20

Средний

12

23

Средний

13

25

Средний

14

19

Средний

15

21

Средний

16

24

Средний

17

16

Средний

18

15

Средний

19

19

Средний

20

10

Низкий

21

7

Низкий

22

25

Средний

23

23

Средний

24

29

Высокий

25

10

Низкий


 

Подведенные итоги  говорят  о том, что большинство студентов  имеют средний уровень способности  к воображению, что обусловлено  или наличием творческого опыта, или физиологическими данными. Можно  предположить, что с развитием  воображения, уровень способности  к воображению достигнет высокого.

 

  1. Определение уровня воображения.

Результаты второго исследования показывают, что основная масса студентов  имеет средний уровень воображения, небольшая – высокий.  Испытуемых с низким показателем не оказалось.

 

  1. Выявления уровня развития творческого мышления.

Таблица 2.6

Результаты творческого  задания

Количество баллов

1

13

2

18

3

16

4

4

5

16

6

14

7

22

8

16

9

22

10

18

11

4

12

18

13

10

14

12

15

30

16

22

17

8

18

6

19

0

20

2

21

28

22

12

23

3

24

22

25

18


Баллы за последнее задание  имеют довольно различный числовой эквивалент, что олицетворяет разноплановость  уровней творческого мышления среди  выбранных студентов.  Но тем неменее, можно сделать вывод, что студенты с низким показателем – это  те, кто набрал низкое количество баллов по двум первым тестированиям.

В ходе обработки и сведения данных по результатам всех тестов получилось, что треть студентов  имеют низкий, треть – средний  и треть - высокий уровень  воображения  и творческих способностей.

Таблица 2.7

Общие результаты исследования

Количество баллов

Уровень

1

41

Низкий

2

54

Средний

3

63

Высокий

4

33

Низкий

5

69

Высокий

6

62

Высокий

7

70

Высокий

8

63

Высокий

9

54

Средний

10

65

Высокий

11

44

Низкий

12

59

Высокий

13

55

Средний

14

48

Средний

15

70

Высокий

16

69

Высокий

17

43

Средний

18

38

Низкий

19

35

Низкий

20

30

Низкий

21

51

Средний

22

57

Высокий

23

39

Низкий

24

69

Высокий

25

47

Средний


Вывод:

Развитие воображения  и творческих способностей совершенно индивидуально и зависит от многих факторов. Однако большинству студентов, исходя из тестирования, присущи высокий и средний показатели. Им рекомендуется постоянно и систематически заниматься развитием своего творческого потенциала с помощью различных заданий и упражнений.

2.3. Рекомендации по развитию воображения

Мы отмечали ранее, что  воображение человека тесно связано  с его мышлением. Мысль и образ  неразделимы, поэтому все, что способствует развитию мышления, полезно и для  воображения.

И мышление, и фантазия, возникшие  в трудовой деятельности, исключительно  важны для организации и осуществления  в любом виде деятельности. С другой стороны, конструктивно участвуя в  любой деятельности, человек развивает  в себе самом навыки воображения  и творчества.

Трудно дать однозначные рекомендации, как целенаправленно развить свое воображение. Вот несколько самых общих соображений на этот счет.

Упражнение №1

Воображение развивается в игре, особенно в тех ее видах, где человек  как бы выполняет определенную роль. О некоторых таких играх рассказывает в своей книге «Грамматика  фантазии» известный писатель Джанни Родари. Мы не будем пересказывать  здесь ее содержание, приведем только описание.

«Игра со словами» — началом игры может служить любое слово, которое  является ключевым. К каждой его  букве придумываются первые пришедшие  в голову слова. Начинаются эти слова  с буквы, входящей в ключевое слово. Затем из этих слов придумывается  история или рифмованные строки (стихи).

«Игра в рассказчика» — все участники  игры по очереди рассказывают своим  товарищам выдуманную историю. Затем  иллюстрируют свой рассказ рисунками.

«Игра в фантастические гипотезы»  — техника ее заключается в  постановке вопроса: что было бы, если бы…? Играющий должен быстро назвать  любые пришедшие ему в голову подлежащее и сказуемое. Они в  сочетании со словами «что было бы, если бы…» создадут гипотезу, на основе которой начинает работать фантазия. Например: «Что было бы, если бы город  Москва оказался посреди моря?»; «Что было бы, если бы к вам постучался крокодил и попросил конфет?» и  т. д. Больше всего увлекают самые  неожиданные и даже нелепые вопросы. Польза от такой игры в том, что  воображение привыкает «соскальзывать»  с привычных накатанных рельсов  обычного смысла и в своем развитии получает мощный толчок.

«Игра в придумывание загадок» —  очень облегчает придумывание загадок  такой прием, как отстранение  от знаний, т. е. как бы характеристика объекта или явления для человека, который его никогда не видел  и ничего о нем не слышал.

Информация о работе Особенности развития воображения у студентов 2 курса