Особенности развития воображения у студентов 2 курса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 08:55, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы следующая: определить уровень воображения у студентов БелГУ 2 курса. Задачи:
анализ психологической литературы по данной теме;
исследование способности к воображению и уровня его развития;
разработка рекомендаций по развитию воображения.
Объект исследования: познавательный процесс - воображение.

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ.docx

— 252.18 Кб (Скачать файл)

Развивают воображение и такие  игры, как сочинение сказок, стихов, рисование, лепка.

Упражнение №2

Воображение развивается при чтении книг. Многие из вас, к сожалению, имеют  привычку пропускать места в книгах, где дается описание природы, интерьера, внешности персонажа. В результате этого воссоздающее воображение  не получает пищи и поэтому не развивается. Если же при чтении литературы вы воссоздаете  при помощи воображения то, что  описано в них, то тренируется  ваше воображение, происходит его формирование и совершенствование.

Упражнение №3

Своеобразной школой воссоздающего  воображения служит изучение разных географических карт. Умение путешествовать по карте и представлять в своем воображении различные места обогащает человека и развивает его воображение. Так же ориентирование не только по карте, но и на местности развивает абстрактное мышление.

Упражнение №4

Совершенствует воображение внимательное рассматривание чертежей, умение за различными проекциями представлять объект и, наоборот, умение изображать объекты в различных проекциях.

Упражнение №5

Техническое творчество, изобретательская и рационализаторская деятельность — важный путь развития воображения. В техническом изобретательстве в разных формах соотносятся образ  и мысль. Образы, с одной стороны, дают материал для мысли, а с другой — служат ее проверкой. Изобретатель в образах видит то, что получится  конкретно, если будет реализована  его идея. Образы сопоставляются, ассоциируются  с уже известными, предметы образов  изменяются в размерах.

В процесс изобретения обязательно  входят графические операции по выполнению рисунков, чертежей, что также способствует тренировке воображения.

Упражнение №6

Для развития воображения важны  жизненный опыт и широкий круг знаний. Накопление большого количества ярких образов может происходить  в результате целенаправленного  наблюдения в процессе общения с  природой. Чем больше человек наблюдает  и фиксирует свои наблюдения (в  рисунках, сочинениях и т. п.), тем  больше у него активный запас того образного материала, который можно  использовать в процессе воображения.

Заключение

 

       Итак, мы познакомились с самыми общими аспектами развития воображения. Мы увидели, как важна эта функция для общего развития человека, для становления его личности, для формирования жизненного опыта.

Анализ процесса воображения  связан с трудностями, обусловленными его своеобразием, т.к. оно переплетается  со всеми видами познания.

Воображение - одна из форм отражательной  деятельности сознания. Воображение  отражает действительность не как существующую реальность, а как возможность. С  помощью воображения человек  стремится выйти за пределы  имеющегося опыта и данного момента времени. Это позволяет находить не один, а множество вариантов решения  любой ситуации.

Будучи  тесно связано  как с чувственным, так и опосредованным познанием, воображение практически  вплетается во все познавательные процессы, выступая в качестве интегративной  функции. Как писал Л.С. Выготский, воображение надо рассматривать, как  более сложную форму психической  деятельности, которая является объединением нескольких функций.

Деятельность воображения  значительно активизируется в условиях дефицита внешней информации. Процесс  воображения, его богатство, сила, содержательность обусловлены прошлым опытом личности, опираются на него.

Проблема развития воображения  актуальна тем, что этот психический  процесс является неотъемлемым компонентом  любой формы творческой деятельности человека, его поведения в целом. Основная линия развития воображения - постепенное его подчинение сознательным намерениям, реализация определенных замыслов, что становится возможным  в процессе учебной деятельности.

Проведенное исследование включало  в себя выборку студентов 2курса  БелГУ, Факультета Управления и Предпринимательства  в возрасте от 17 лет до 21 года.  По результатам тестирований был  сделан вывод, что большинство испытуемых имеют средний уровень как  склонности к воображению, так и  его самого. Для повышения показателей  студентам необходимо обратиться к  приведенным рекомендациям и  систематически заниматься развитием  образного представления, больше читать классической литературы, рисовать. Креативное задание показало, что развитие творческого  мышления тесно связано с уровнем  развития воображения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика  познавательной сферы ребенка.- М., 1994.
  2. Брунер Д.С. Психология познания. За пределами непосредственной информации.- М., 1877.
  3. Брушлинский  А.В. Воображение и познание // Вопросы философии.- 1990.- №11.-с.54-55
  4. Брушлинский А.В. субъективное мышление, учение, воображение.- Воронеж.: Изд-во института практической психологии, 1996.-374 с.
  5. Васильченко К.В. Путешествие в страну  “Я”. - М., 1998.
  6. Выготский  Л.С. Развитие высших психических функций. - М., 1990.
  7. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: информационно-методические материалы к курсу «Общая психология».-М.: Просвещение, 1986
  8. Гегель. Энциклопедия философских наук.- М.: Мысль, 1977. Т.3.
  9. Годфруа Ж. Что такое психология: в 2-х томах. Т.1: Пер. с франц.-М.:
  10. Дубровина И.В., Прихожан А.М. Возрастная и педагогическая психология.- М.,  1999.
  11. Дубровина И.В. Психология.- М., 2002.
  12. Ильенков Э.В. Об эстетической природе фантазии // Вопросы эстетики.- М., 1994.- №2 .-с.23.
  13. Ильенков И.В. Искусство и комуннистический идеал.- М., 1984.
  14. Коршунова Л.С., Пружинин Б.И. Воображение и рациональность.- М., 1999.
  15. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании- М., 1992.
  16. Краткий психологический словарь под ред. А.В. Петровского. – Ростов-на- Дону., 1995.
  17. Крутецкий В.А. Психология. – М., 1990.
  18. Немов Р.С. Психология. кн. 1.– М., 2000.
  19. Немов Р.С. Психология. кн.2 – М., 2000.
  20. Немов Р.С. Психология.  кн.3.– М., 2000.
  21. Ниренберг Д.И. Искусство творческого мышления.: Пер. с англ.- Минск.
  22. Новлянская З.Н. Почему дети фантазируют ? – М., 1995.
  23. Петровский А.В., М.Г. Ярошевский. Психология. – М., 2001.
  24. Регуш Л.А. Развитие способностей прогнозирования в познавательной деятельности. – М., 1998
  25. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – М., 1995.
  26. Рубинштейн С.Л.  Основы общей психологии. – М., 1989.
  27. Общая психология, Москва, Просвещение, 1981
  28. Общая психология / сост. Е.И. Рогов -  М., 1995.
  29. Фрейд З. Очерки по психологии сексуальности. – М., 1998.
  30. Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1995.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тестовый бланк 

 

Тестовый бланк 2

 


Информация о работе Особенности развития воображения у студентов 2 курса