Особенности развития воображения у студентов 2 курса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 08:55, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы следующая: определить уровень воображения у студентов БелГУ 2 курса. Задачи:
анализ психологической литературы по данной теме;
исследование способности к воображению и уровня его развития;
разработка рекомендаций по развитию воображения.
Объект исследования: познавательный процесс - воображение.

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ.docx

— 252.18 Кб (Скачать файл)

Кроме того, творчески процесс, начинаясь, как правило, с волевого усилия, т.е. с акта воображения, постепенно настолько  захватывает автора, что воображение  становится спонтанным, и уже не он творит образы, а образы владеют  и управляют художником, и он подчиняется  их логике.

Работа  человеческого воображения не ограничивается литературой и искусством. В не меньшей степени она проявляется  в научном, техническом, других видах  творчества. Во всех этих случаях фантазия как разновидность воображения  играет положительную роль.

Но  есть и другие виды воображения –  сновидения, галлюцинации, грезы и  мечты. Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. Их подлинная роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя известно, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в реальной жизни.

Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие, по-видимому, почти никакой связи с окружающей человека действительностью. Обычно галлюцинации являются результатом тех или иных нарушений психики или работы организма и сопровождают многие болезненные состояния.

Грезы в отличие от галлюцинаций являются вполне нормальным психическим состоянием, которое представляет собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым будущим.

Мечта от грезы отличается тем, что она несколько более реалистична и в большей степени связана с действительностью, то есть в принципе осуществима. Грезы и мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности. Для большинства людей мечты являются приятными думами о будущем. У некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувства беспокойства, вины, агрессивности [11,134-135].

Воображение и эмоции. Воображение тесно связано с эмоциями. Активная работа фантазии вызывает богатую эмоциональную картину состояния детей. Общеизвестно, как дети воспринимают сказки. Они переполнены эмоциями, по силе не уступающими эмоциональной картине взрослых в самые значимые моменты жизни. А детская игра? Она просто теряет смысл для ребенка, если у нее отсутствует яркий эмоциональный фон и, одновременно, игра целиком зиждется на активной деятельности воображения. Связь воображения и эмоций проявляется и у взрослых. Все мы хоть раз в жизни получали высокое эмоциональное удовлетворение от мечты. Человек мечтает о том, что привлекает, доставляет радость, удовлетворяет самые сокровенные желания и потребности. А мечта, как образ желаемого будущего, — классическая форма воображения [8, 253].

Воображение и чувство (эмоции) в жизни ребенка  нераздельны. Влияние чувства на воображение и обратно давно  было замечено учеными. Еще в прошлом  веке французский психолог Т. Рибо выяснил, что все формы творческого  воображения заключают в себе сильные эмоциональные моменты. Л. С. Выготский вывел «закон общего эмоционального знака», суть которого выразил словами: «... всякое чувство, всякая эмоция стремятся воплотиться в образы, соответствующие этому чувству» . . . Эмоция как бы собирает впечатления, мысли и образы, созвучны настроению человека. Таким образом, богатая эмоциональная жизнь стимулирует развитие воображение Второй закон, выведенный Л. С. Выготским, называется «законом эмоциональной реальности воображения», Он говорит о том, что «всякое построение фантазии обратно влияет на наши чувства, и если это построение и не соответствует само по себе действительности, то все же вызываемое им чувств является действительным, реально переживаемым захватывающим человека чувством». С проявлением обоих законов связаны многие «странности» в по ведении детей. Известно, как дети любят сочинят; и рассказывать различные «страшилки». Нередко это кончается настоящим испугом детей от собственных рассказов, сюжет и герои которых превратились для ребенка в фантастическую реальность. Срабатывает закон эмоциональной реальности воображения. Именно этому закону мы обязаны многочисленные конфликтам, которыми нередко заканчиваются игры детей. Сильные эмоции, сопровождающие игру, I рожденные образами фантазии придают статус реальности этим образам. Ребенок отождествляет воображаемую роль и сюжет с реальной личностью своего приятеля.

Итак, мы можем сделать следующий вывод: используя богатство эмоциональных  состояний ребенка можно успешно  развивать его воображение и, наоборот, целенаправленно организуя  его фантазию, можно формировать  у ребенка культуру чувств [6,121-123].

Воображение и интересы. Воображение тесно связано с интересами. Интерес можно определить как эмоциональное проявление познавательной потребности. Он выражается в направленности человека на определенную деятельность, имеющую особое значение для личности. Началом формирования интереса является эмоциональная привлекательность объекта окружающей действительности.

Интересы  имеют большое значение в жизни  человека. Поскольку интересы проявляются  в положительных эмоциях человека, то они вызывают чувство удовлетворения от работы. Они позволяют легко  сосредоточивать внимание на работе, увеличивают работоспособность. И. П. Павлов рассматривал интерес как  то, что активизирует состояние коры головного мозга. Общеизвестно, что  любой учебный процесс идет тем  успешнее, чем больше интерес к  учебе у ученика.

Для развития ребенка очень важно  формирование многих интересов. Следует  отметить, что для дошкольника  и школьника вообще характерно познавательное отношение к миру [22,110].

Ему «интересно все». Такая любопытствующая  направленность имеет объективную  целесообразность. Интерес ко всему  расширяет жизненный опыт ребенка, знакомит его с разными деятельностями, активизирует его различные способности. Однако реально узнать, увидеть, «попробовать все» не под силу ребенку, и здесь  на помощь приходит фантазия. Фантазирование значительно обогащает опыт ребенка, вводит его в воображаемой форме  в ситуации и сферы, не встречаемые  им в реальной жизни. Это провоцирует  у него появление принципиально  новых интересов. С помощью фантазии ребенок попадает в такие ситуации и пробует такие деятельности, какие в реальной действительности ему недоступны. Это дает ему дополнительный опыт и знания в житейской и  профессиональной сфере, в научной  и нравственной, определяет для него значимость того или иного объекта  жизни. В конечном итоге формирует  у него многообразные интересы. В  наиболее яркой форме фантазия сливается  с интересом в игре. Именно поэтому  многие методики, направленные на развитие интересов, строятся на принципе фантазирования в игровой деятельности. Фантазия не только развивает интересы вширь, обеспечивая их разносторонность, но и углубляет уже сформировавшийся интерес. Используя методические приемы, построенные на воображении, можно  значительно улучшить успехи ребенка  в интересующей его деятельности. Ниже мы познакомимся с рядом таких  методик.

Воображение и талантливость. Воображение — это всегда создание нового в результате переработки прошлого опыта. Никакая творческая деятельность невозможна без фантазии. Творчество — сложный психический процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности. Воображение является его фокусом, центром. Новый продукт, получаемый личностью, в творчестве может быть объективно новым (т. е. социально значимым открытием) и субъективно новым (т. е. открытием для себя). У большинства детей чаще всего мы видим продукты творчества второго рода.

Хотя  это не исключает возможность  создания людьми и объективных открытий. Развитие творческого процесса, в свою очередь, обогащает воображение, расширяет знания, опыт и интересы человека [14,214].

Творческая  деятельность развивает чувства людей. Осуществляя процесс творчества, человек испытывает целую гамму положительных эмоций как от процесса деятельности, так и от полученного результата. Творческая деятельность способствует более оптимальному и интенсивному развитию высших психических функций, таких, как память, мышление, восприятие, внимание. Последние, в свою очередь, определяют успешность учебы ребенка. Вместе с тем и само воображение значимо включено в учебный процесс, поскольку он на 90 процентов состоит из открытия нового. Творческая деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы — различать добро и зло, сострадание и ненависть, смелость и трусость и т. д. Создавая произведения творчества, ребенок отражает в них свое понимание жизненных ценностей, свои личностные свойства, по-новому осмысливает их, проникается их значимостью и глубиной. Творческая деятельность развивает эстетическое чувство ребенка. Через эту деятельность формируется эстетическая восприимчивость к миру, оценка прекрасного [23,341].

Творчество  делает жизнь богаче, полнее, радостнее. Взрослый человек, часто критически оценивая свои творческие способности, стесняется их проявлять. Дети, в отличие  от взрослых, способны искренне проявлять  себя в художественной деятельности. Они с удовольствием выступают  на сцене, участвуют в концертах, конкурсах, выставках и викторинах.

Особое  значение творческая деятельность имеет  для одаренных и талантливых людей. Одаренность — это комплекс способностей, позволяющих иметь особые достижения в конкретной области искусства, науки, профессиональной и социальной деятельности. Не многие отличаются ярко выраженной талантливостью и одаренностью. Для одаренного воображение выступает основным характерным качеством. Ему необходима постоянная активность фантазии. Нетривиальные подходы к решению задач, оригинальные ассоциации, необычные ракурсы рассмотрения проблемы — все это характерно для талантливого ребенка и является результатом воображения.

Занимаясь творчеством (для чего также первоочередным является воображение) человек формирует у себя такое качество, как одухотворенность. При одухотворенности воображение включено во всю познавательную деятельность, сопровождаясь особо положительными эмоциями. Богатая работа воображения часто связана с развитием такой важной личностной черты, как оптимизм [20,127].

В подростковом возрасте, когда личностное развитие становится доминирующим, особое значение приобретает такая форма воображения, как мечта — образ желаемого будущего.

Подросток мечтает о том, что доставляет ему радость, что удовлетворяет  его самые сокровенные желания  и потребности. В мечтах подросток  строит желаемую личную программу жизни, в которой нередко определяется ее основной смысл. Часто мечты бывают нереальными, т. е. определено только содержание, цель, но не пути ее достижения. Однако на этапе подросткового возраста это все равно имеет позитивный характер, так как позволяет подростку  в воображаемом плане «перебрать* разные варианты будущего. В мечте  заложено активное начало для развития личности подростка. Воображение значимо в личностном плане и для взрослого.

Люди, которые во взрослом возрасте сохранили  яркое воображение, отличаются талантливостью, их часто называют богато одаренными личностями.

Почему  большинство из нас теряет способность  фантазировать, будучи взрослым (вспомните, как трудно бывает придумать новую  сказку для своего ребенка). Как сохранить  ее, а, еще лучше, развить? Мы уже познакомились  с целым рядом специальных методов и упражнений [1,138-139].

 

1.2. Факторы, влияющие на развитие воображения

 

Специфика воображения каждого отдельного человека тесно связана с его  сферой деятельности и наличием потребностей. В той или иной степени все  шаги заранее просчитываются. Конечно  же, на воображение влияют и другие факторы, в том числе:

         -линейности  мышления;

-багаж  знаний;

-опыт;

-логика;

-специфика  нервной системы.

Форма воображения в различные временные  периоды имела свои отличительные  особенности. Лучше даже сказать, что  развитие воображения в целом  происходило вместе с прогрессом во всех других областях науки и  быта. Чем более наукоемким становилось  производство, тем дальше шло воображение. Можно смело заявить, что сейчас воображение стало одним из основных элементов сознания и деятельности человека. Идеализированное представление  о выполнении работы и достижении результата – это все равно, что  теоретическая основа в фундаментальных  науках, в которых реальные законы настолько сложны, что условия  заменяются на идеальные, невозможные  в нашем мире. Планирование и создание идеальной картины – это то, без чего дела-то и не получатся. Современный человек пошел дальше. Он разбил этап на несколько частей. Сначала представляется воображению  конечный результат, потом частности, набрасывается план, корректируются детали. Ведь если б не было воображения, человек бы не знал, к чему стремиться и с чего начать. Сам В. И. Ленин  согласен с моим мнением, ведь очень  давно он написал, что фантазия нужна  не только поэту. Я бы сказал, что  фантазия поэту нужна даже меньше, чем математику.  
Воображение развивается в процессе творческой деятельности под влиянием общественных потребностей. Предпосылкой высокого развития воображения является его воспитание, начиная с детского возраста, через игры, учебные занятия, приобщение к искусству. Необходимым источником воображения является накопление разнообразного жизненного опыта, приобретение знаний и формирование убеждений [21,186].

 
1.3. Роль воображения в жизнедеятельности  человека

 

По мнению Э.В. Ильенкова: «В форме  искусства развивалось и развивается  та самая драгоценная способность, которая составляет необходимый  момент творчески-человеческого отношения  к окружающему миру, - творческое воображение или фантазия».

С феноменом воображения в практической деятельности людей, связан процесс  художественного, литературного, научно творчеств [12,23].

Так же разум человека не может находится в бездеятельном состоянии, поэтому люди так много мечтают. Мозг человека продолжает функционировать и тогда, когда в него не поступает новая информация, когда он не решает никаких проблем. Именно в это время и начинает работать воображение. Установлено, что человек по своему желанию не в состоянии прекратить поток мыслей, остановить воображение [3,203].

В процессе жизнедеятельности человека воображение  выполняет ряд специфических функций, первая из которых состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена.

Вторая  функция воображения состоит  в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в таком направлении психологии, как психоанализ [29,117].

Третья  функция воображения связана  с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека. С помощью искусно создаваемых образов человек может обращать внимание на нужные события, посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.

Четвертая функция воображения состоит  в формировании внутреннего плана действий, т.е. способности выполнять их в уме, манипулируя образами.

Пятой функцией воображения является планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации [16,107].

С помощью  воображения человек может управлять  многими психофизиологическими  состояниями организма, настраивать  его на предстоящую деятельность. Известны факты, свидетельствующие  о том, что с помощью воображения, чисто волевым путем человек  может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту  пульса, кровяное давление, температуру  тела и т.п. Данные факты лежат  в основе аутотренинга, широко используемого для саморегуляции [15,156].

Информация о работе Особенности развития воображения у студентов 2 курса