Особенности развития зрительной памяти у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 19:39, курсовая работа

Описание работы

Жизнь постоянно требует от ребенка использования имеющегося у него опыта. Ежедневно в практической, игровой, бытовой деятельности ребенок должен опираться на усвоенные им способы действия с предметами, должен использовать приобретенные знания, умения и навыки. Без этого невозможна деятельность по самообслуживанию, выполнение заданий воспитателя на занятии, речевое общение со взрослыми и сверстниками, осуществление игровой и любой другой деятельности. Все чаще возникает необходимость преднамеренно запомнить и затем вспомнить. Важной предпосылкой развития произвольных процессов памяти является относительно высокий уровень развития непосредственной памяти, так как чем богаче опыт и знания детей, запечатленные ими непроизвольно, тем легче осуществляется использование продуктов непроизвольной памяти в практической и умственной деятельности дошкольников [22].

Файлы: 1 файл

Особенности развития зрительной памяти у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.docx

— 163.78 Кб (Скачать файл)

Следующим заданием на изучение зрительной памяти старших дошкольников была методика "Запомни и нарисуй". Результаты диагностики представлены в таблице 2.2.

Таблица 2.2 - результаты диагностики по методике "Запомни и нарисуй"

Категория испытуемых

Серии методики "Запомни и нарисуй"

 

Серия А

Серия Б

Серия В

Серия Г

Серия Д

Дети с нормой речевого развития

3б-70%

2б-25%

1б-5%

0б-0%

3б-70%

2б-30%

1б-0%

0б-0%

3б-50%

2б-40%

1б-10%

0б-0%

3б-50%

2б-40%

1б-10%

0б-0%

3б-15%

2б-50%

1б-35%

0б-0%

Дети с ОНР

3б-15%

2б-30%

1б-15%

0б-0%

3б-15%

2б-50%

1б-35%

0б-0%

3б-5%

2б-55%

1б-40%

0б-0%

3б-0%

2б-40%

1б-35%

0б-25%

3б-0%

2б-30%

1б-25%

0б-45%


 

 

На основании анализа таблицы можно сделать следующие выводы:

Среди испытуемых с нормой речевого развития в серии А 70% выполнили правильно задание, и 25% выполнили с ошибкой. Ошибка чаще всего заключалась либо в нарушении последовательности фигур, либо в положении фигур в пространстве (треугольник перевернут). Среди их сверстников с ОНР только 15% справились полностью с заданием, 30% допустили ошибки (как правило, такие же как и дети с нормой речевого развития) и 15% воспроизвел только 1 фигуру.

В серии Б 70% испытуемых так же справились с заданием и 30% допустили ошибки (такие же как и впервой серии). Среди детей с ОНР только 15% справились с заданием, 30% допустили незначительные ошибки в изображении (вместо фигуры "птичка" рисовали треугольник") и 35% правильно воспроизвели только одну фигуру, как правило, это был круг. Пропускали "+"

В серии В было предложено 4 предмета для рисования. Правильно с заданием справилось 50% из группы детей с нормой речевого развития и 5% детей с ОНР. Воспроизвели фигуры с ошибкой - 40% из первой группы и 55% из второй. Основная ошибка заключалась в том, что дошкольники меняли последовательность фигур. Нарисовали только одну фигур - 10% детей с нормой речевого развития и 40% с ОНР. Дети с ОНР не могли рассказать педагогу, какие фигуры они еще запомнили.

В серии Г было предложено для зарисовывания 5 фигур. Из группы детей с нормой речевого развития 50% дошкольников справились с заданием. На вопрос, касающийся того, как они запоминали фигуры, многие дети показали владение логическими приемами запоминания. В частности "овал - похож на облако (крышку стола, конфету-сосульку)" и т.д.40% детей допустили как минимум одну ошибку в изображении предметов. Ошибки заключались в том, что меня последовательность предметов, меняли положение треугольника в пространстве, вместо овала рисовали круг.10% детей нарисовали правильно только 1-2 фигуры. Для их сверстников с ОНР данное задание было сложным. Так, никто не смог правильно воспроизвести все фигуры, 40% испытуемых допустили как минимум 1 ошибку. Ошибки такие же, как и у их сверстников с нормой речевого развития.35% испытуемых смогли правильно изобразить только 1 фигуру. Чаще это был квадрат, реже - зигзаг.25% детей не справились с заданием.

В серии Д детям было предложено для запоминания 6 фигур. Это задание было сложным как для дошкольников с нормой речевого развития, так и для детей с ОНР. Так. Среди детей с нормой речевого развития с заданием справилось только 15% испытуемых. Среди их сверстников с ОНР никто правильно не выполнил задание. Допустили хотя бы одну ошибку 50% детей из первой группы и 30% из второй. Нарисовали хотя бы 1 предмет 35% из первой группы и 25% из второй. Среди детей с ОНР 45% не справились с заданием. В данной серии присутствовали фигуры, которые детям было сложно запомнить. Большое количество предъявляемых фигур затрудняло последовательность запоминания. Дети с нормой речевого развития проговаривали фигуры во время запоминания. Детям с ОНР требовалось неоднократное повторение инструкции, иногда повторный показ.

Последним методом изучения зрительной памяти дошкольников было задание "Восстанови порядок". Было приготовлено 6 игрушек, которые были разложены в определенном порядке. Ребенку предлагалось запомнить последовательность игрушек, затем он отворачивался, а экспериментатор менял игрушки местами. Дошкольнику было необходимо воспроизвести предыдущую последовательно предметов. В зависимости от того, справился ребенок с заданием или нет, ему начислялся 1 или 0 баллов. В результате мы определили, что среди детей с нормой речевого развития 15 человек - что составляет75% справились с заданием, а среди детей с ОНР только 8 человек справилось с заданием, что составляет - 40%.

Далее нами были просуммированы все баллы и дошкольники в зависимости от набранного количества баллов распределились по трем группам развития зрительной памяти: высокий, средний и низкий.

Высокий уровень - 24-20 баллов. Дети правильно или с незначительными ошибками выполнившие все задания. Эти дошкольники имеют достаточно высокий уровень сформированности зрительной памяти, соответствующий показателям детей с нормальным речевым развитием, познавательная активность, интерес к заданию высоки, целенаправленная деятельность детей устойчива и планомерна.

Средний уровень - 19-14баллов. Уровень развития зрительной памяти у детей, вошедших в данную группу, ниже возрастной нормы. Речевая активность у них снижена, дети испытывают трудности приема словесной инструкции, демонстрируют ограниченный объем кратковременной памяти, невозможность удержать рисунки в памяти. Им необходимо неоднократное повторение словесной инструкции.

Низкий уровень - ниже 14 баллов: Для детей характерны недостаточная концентрация внимания, низкий уровень воспроизведения на основании зрительного запоминания, низкий уровень познавательной активности. Характерно недоразвитие логических операций. Инструкцию слушают невнимательно, требуется неоднократное ее повторение.

Для сравнения результаты диагностики представлены в таблице 2.3 В графическом виде данные представлены на рисунке 2.1

Таблица 2.3 - Результаты диагностики зрительной памяти дошкольников

Категория испытуемых

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

 

Кол-во чел.

%

Кол-во чел.

%

Кол-во чел.

%

Дошкольники с нормой речевого развития

11 человека

55%

9 человек

45%

0 человек

0%


 

Особенности развития зрительной памяти у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

ОНР 1 человек 5% 6 человека 30% 13 человек 65%

Выводы по второй главе

Для изучения особенностей зрительной памяти нами были отобраны 3 методики. Диагностика проводилась среди детей с нормально развитой речью и их сверстников с общим недоразвитием речи (дизартрия II-III степени).

После проведенной работы в двух группах мы выяснили, что среди детей с хорошо развитой речью, на 50% больше дошкольников, которые владеют зрительной памятью, в частности, имеют высокий уровень развития, по сравнению с их сверстниками, имеющими недоразвитие речи.

Ребята с дизартрией не всегда понимали и следовали инструкции. Они быстро уставали, часто показывали картинки наугад. При наблюдении отмечается, что у них не прослеживались логические связи при запоминании.

Математическая обработка данных показала, что существуют различия в двух группах с точки зрения развития зрительной памяти. Все это говорит о необходимости проведения целенаправленной работы по развитию зрительной памяти у обеих группах испытуемых.

 

 

 

 

 

 

Заключение

Проблема изучения особенностей развития зрительной памяти детей 5-6 лет с ОНР, является достаточно актуальной для детской психологии, так как от того, как ребенок научится использовать умение запоминать, применяя разнообразные приемы, зависит его успешное обучение в школе.

Целью нашей работы было изучить и сравнить особенности развития зрительной памяти дошкольников с ОНР и их сверстников с хорошо развитой речью. В результате изучения психологической литературы нами были отмечены взгляды психологов на проблему изучения памяти и мышления, а так же рассмотрены особенности зрительной памяти детей-дошкольников.

На экспериментальном уровне, нами были выбраны методики, направленные на диагностику зрительной памяти. В результате анализа данных мы определили, что среди детей с хорошо развитой речью больше ребят, которые хорошо владеют зрительной памятью, в то время, как среди детей с ОНР многие дети затруднялись в выполнении задания. Причиной этого является то, что зрительная память развита у них недостаточно, а она, как известно, во многом зависит от развития речи. Дети этой группы в состоянии запомнить ряд картинок, но у них наблюдаются сложности при их воспроизведении. Таким образом, наша гипотеза о том, что у старших дошкольников с дизартрией овладение зрительной памятью недостаточно развито по сравнению со сверстниками, речь которых соответствует возрастному развитию, подтвердилась.

Теоретические и экспериментальные данные могут быть использованы в лекциях, консультациях для родителей дошкольников, при проведении семинаров по данной проблеме, как с педагогами, так и с родителями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Выготский, Л.С. Мышление и речь /Л.С. Выготский. - Собр. соч. Т.2. – М.: "Просвещение", 1982. - 91 с.
  2. Гуменная, Г.С. Развитие мнестических процессов у детей, страдающих моторной алалией. Речевые расстройства у детей и методы их устранения / Г.С. Гуменная. – М.: "Просвещение", 1978. – С.45-54.
  3. Дыгун, М.А. Конспект лекций по психологии для дошкольного отделения. В трех частях. Ч.2 / М.А. Дыгун, Л.Л. Михайлова, Е.А. Магонова. – Мн. "Народная асвета", 2005. – 183 с.
  4. Ермакова, Е.С. Изучение психологических механизмов гибкости мышления дошкольников /Е.С. Ермакова // Вопросы психологии. - 1996. - №1. - С.124
  5. Ермакова, Е.С. Формирование гибкости мышления у дошкольников /Е.С. Ермакова // Вопросы психологии. - 1999. - № 4. - С.28
  6. Житникова, Л.М. Учите детей запоминать / Л.М. Житникова. – М.: "Просвещение", 1985. – 221 с.
  7. Житомиpская, И.Г. Сравнительное изучение умственных действий старших дошкольников/ И.Г. Житомирская, Н.А. Орешкина // Вопросы психологии. - 1991. - №3. - С. 19
  8. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – М.: "Просвещение", 1990. – 310 с.
  9. Зайцева, Л.А. Коррекция зрительного восприятия у детей с дизартрией / Л.А. Зайцева, Т.В. Горудко // Дэфекталогiя. - 2003. - №1. - С.13-28.
  10. Зайцева, Л.А. Обследование детей с речевой патологией. Методические рекомендации / Л.А. Зайцева. – Мн.: НМЦентр, 1994. – 20 с.
  11. Иванова, Е.Ф. Роль незавершенного действия в процессах мышления и памяти /Е.Ф. Иванова // Вопросы психологии. - 1991. - №1. - С.58.
  12. Как сохранить и улучшить память. Практические рекомендации и упражнения. – М: Евразия, 2000. – 320 с.
  13. Киселев, П.А. Как развивать память ребенка / П.А. Киселева. – СПб. "Питер", 1996. – 163 с.
  14. Коломинский, Я.Л. Психология детей шестилетнего возраста: Учеб. Пособие. / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. - 2-е изд., перераб. и доп. – Мн. "Народная асвета", 1999. – 340 с.
  15. Кушнир, Н.Я. Диагностика интеллектуальных способностей детей 6-го и 7-го лет жизни / Н.Я. Кушнир. – Мозырь, 2002. – 77 с.
  16. Леонтьев, А.Н. Развитие высших форм запоминания // Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – М: ЧеР, 1998. – 816 с.
  17. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. - 3-е изд., доп. – М.: АРКТИ, 2003. – 240 с.
  18. Пожиленко, Е.А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков [с], [ш], [р], [л]: пособие для логопедов / Е.А. Пожиленко. – СПб: Каро, 2006. – 256 с.
  19. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова, Т.В. Вохмянина; Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Издательский центр "Академия", 1998. – 160 с.
  20. Развитие логической памяти у детей. / Под pед. А.А. Смиpнова. – М.: "Просвещение", 1976. – 415 с.
  21. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб: Питер, 2000. – 720 с.
  22. Смирнов, А.А. Произвольное и непроизвольное запоминание // Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – М: ЧеР, 1998. – 816 с.
  23. Сосновский, Б.А. Лабораторный практикум по общей психологии / Б.А. Сосновский. – М: Просвещение, 1979. – 156 с.
  24. Тесты для детей: сборник тестов и развивающих упражнений. / Сост.: Ильина М.Н., Парамонова Л.Г., Головнева И.Я. – СПб: «Дельта», 1998. – 384 с.
  25. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология / Г.А. Урунтаева. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 336 с.
  26. Филичева, Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи / Т.Б. Филичева. – М.: "Просвещение", 1999. – 168 с.
  27. Филичева, Т.Б. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-тилетнего возраста с общим недоразвитием речи / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М.: "Просвещение", 1991. – 250 с.
  28. Филичева, Т.Б. Особенности речевого развития дошкольников / Т.Б. Филичева // Дети с проблемами в развитии. - 2004. - №1. - С.35.
  29. Черемошкина, Л.В. Развитие памяти детей / Л.В. Черемошкина. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 240 с.
  30. Шадpиков, В.Д. Мнемические способности: развитие и диагностика / В.Д. Шадриков, Л.В. Черемошкина. – М.: "Просвещение", 1990. – 187 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

 

Приложение А

 

Списки детей старшего дошкольного возраста

Список детей с хорошо развитой речью

Кристина К.

Вика Г.

Саша К.

Полина П.

Аня К.

Алина П.

Полина Н.

Саша С.

Вика С.

Алина Ш.

 

Список детей с общим недоразвитием речи.

Паша Ш.

Саша Ч.

Матвей М.

Саша К.

Слава Г.

Саша Б.

Женя К.

Дима Б.

Женя Т.

Влад З.

 

 

 

Приложение Б

 

Методики для исследования зрительной памяти

Методика 1. "Запомни и найди"

Цель: изучение зрительной памяти.

Материал: таблицы

Инструкция: "Мы будем снова играть в "запоминалки". Я буду показывать тебе картинки, а ты постарайся запомнить их как можно больше, а затем найти на другом рисунке"

Покажите ребенку карточку с изображением предметов и предложите запомнить их, чтобы затем отыскать среди других в нижней части таблицы. То же - с геометрическими фигурами. Между запоминанием и отыскиванием изображений следует делать паузы разной длительности (от 5 с до 5 мин), причем паузы могут быть как "пустыми", так и заполненными какой-либо деятельностью (например, рисованием, рассказыванием стихотворения, повторением алфавита или таблицы умножения, выполнением физических упражнений и т.д.).

 

 

Оценка результатов выполнения задания:

4 6 - воспроизводит 4 картинки;

3 6 - воспроизводит 3 картинки;

2 б - воспроизводит 2 картинки;

1 б - воспроизводит 1 картинку;

0б - не воспроизводит ни  одной картинки.

Методика 2. "Запомни и нарисуй"

Цель: изучение зрительной памяти.

Материал: образцы для запоминания на отдельных листах бумаги.

Инструкция: "Посмотри на рисунок, постарайся запомнить, что там нарисовано, а потом нарисуй это на другом листе"

 

 

Оценка результатов выполнения задания:

3 6 - воспроизводит все  фигуры правильно;

2 6 - воспроизводит все  фигуры, но с ошибкой;

1 б - воспроизводит хотя  бы 1 фигуру правильно;

0 б - не воспроизводит  ни одной фигуры

Методика "Восстанови порядок"

Приготовьте 5 - 10 игрушек (предметов), разложите их в случайном порядке. Предложите ребенку запомнить их расположение (15 - 20 с). Затем он отворачивается, а психолог меняет несколько игрушек (предметов) местами. Ребенок должен восстановить все в первоначальном виде. В другом варианте эти эталоны выстраиваются в ряд; психолог меняет местами их порядок в ряду.

Оценка результатов выполнения задания:

1 б - справился с заданием

2 б - не справился с  заданием

 

 

Приложение В

Таблица П1. - Изучение зрительной памяти старших дошкольников с нормой речевого развития

Информация о работе Особенности развития зрительной памяти у старших дошкольников с общим недоразвитием речи