Особенности развития зрительной памяти у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 19:39, курсовая работа

Описание работы

Жизнь постоянно требует от ребенка использования имеющегося у него опыта. Ежедневно в практической, игровой, бытовой деятельности ребенок должен опираться на усвоенные им способы действия с предметами, должен использовать приобретенные знания, умения и навыки. Без этого невозможна деятельность по самообслуживанию, выполнение заданий воспитателя на занятии, речевое общение со взрослыми и сверстниками, осуществление игровой и любой другой деятельности. Все чаще возникает необходимость преднамеренно запомнить и затем вспомнить. Важной предпосылкой развития произвольных процессов памяти является относительно высокий уровень развития непосредственной памяти, так как чем богаче опыт и знания детей, запечатленные ими непроизвольно, тем легче осуществляется использование продуктов непроизвольной памяти в практической и умственной деятельности дошкольников [22].

Файлы: 1 файл

Особенности развития зрительной памяти у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.docx

— 163.78 Кб (Скачать файл)

Дети с нормой речевого развития

Методика "Запомни и найди"

Методика "Запомни и нарисуй"

Методика "Востанови порядок"

Всего баллов

Уровень

 

Серия1

Серия 2

Серия1

Серия2

Серия3

Серия4

Серия5

     

1. Кристина К.

4

4

3

3

3

3

2

1

23

в

2. Вика Г.

4

3

3

3

3

3

2

1

22

в

3. Саша К.

4

3

3

3

2

2

1

1

19

с

4. Полина П.

3

4

3

3

2

2

2

1

20

в

5. Аня К.

4

4

3

3

3

2

2

1

22

в

6. Алина П.

3

3

3

3

2

3

1

0

18

с

7. Полина Н.

2

4

3

3

2

2

1

1

18

с

8. Саша С.

4

3

2

2

2

3

1

0

17

с

9. Вика С.

4

4

3

3

3

3

2

1

23

в

10. Алина Ш.

3

4

1

2

2

1

1

0

14

с


 

 

Таблица П2. - Изучение зрительной памяти старших дошкольников с ОНР

Дети с ОНР

Методика "Запомни и найди"

Методика "Запомни и нарисуй"

Методика "Востанови орядок"

Всего баллов

Уровень

 

Серия1

Серия 2

Серия1

Серия2

Серия3

Серия4

Серия5

     

1. Паша Ш.

3

3

3

3

2

3

2

1

20

в

2. Саша Ч.

3

2

2

2

2

1

1

1

14

с

3. Матвей М.

2

2

2

1

1

1

0

0

9

н

4. Саша К.

1

1

1

2

2

2

0

0

9

н

5. Слава Г.

2

1

1

1

2

0

0

0

7

н

6. Саша Б.

2

0

2

2

2

3

2

1

14

с

7. Женя К.

1

0

1

2

2

0

1

0

7

н

8. Дима Б.

2

2

2

3

1

1

2

1

14

с

9. Женя Т.

1

0

1

2

2

2

0

0

8

н

10. Влад З.

2

2

1

1

2

1

1

0

10

н


 

 

 

Приложение Г

 

Игры на развитие зрительной памяти

Игра 1. "Найди отличия"

ЦЕЛИ

автоматизировать звук [л] в словах;

развивать зрительное восприятие, зрительную память;

развивать мелкую моторику;

формировать навыки самооценки.

ОБОРУДОВАНИЕ

Две сюжетные картинки, отличающиеся отсутствием на одной из них шести предметов, со звуком [л] в названии: булка, палка, иголки, метла, лопатка, стрелка; шесть карточек с этими же предметами; цветные карандаши; шесть белых карточек; три квадрата - фишки для самооценки красного и синего цвета.

Инструкция для ребенка

1. Посмотри очень внимательно  на картинку - 30-50 с. (рис.1).

2. Теперь посмотри на  вторую картинку (первая закрывается) и определи, чем она отличается  от предыдущей (рис.2). Чего на ней  не хватает?

3. На белых карточках  нарисуй предметы, которые отсутствуют  на второй картинке. Предметов  столько, сколько карточек.

4. Нарисовал? А вот правильный  ответ - на этих карточках нарисованы  недостающие предметы (рис.3). Сравни  их со своими. Это легко сделать, разложив картинки по парам.

5. Посчитай, сколько у  тебя ошибок. Если все правильно, можно оценить работу на отлич  но красной фишкой. Если половина  или больше нарисовано правильно - синей фишкой. Это хороший результат. Если меньше трех - не очень  хорошо.

6. Назови нарисованные  предметы правильно, четко проговаривая  звук [л].

7. Определи, твердый или  мягкий звук ты произнес.

8. Определи место звука  в слове - начало, середина или  конец.

Для каждого звука разработан свой вариант сюжетных картинок.

Игра 2. "Непослушный щенок"

ЦЕЛИ

автоматизировать шипящие звуки в словах;

развивать зрительное восприятие и зрительную память;

учить ориентироваться на листе бумаги;

развивать мелкую моторику;

формировать навыки самооценки;

обучать составлению рассказа.

ОБОРУДОВАНИЕ

Две картинки с изображением стола, накрытого скатертью, на одной из которых различные предметы: чашка, чайник, очки, ложка, шоколад, книжка, кувшин, на другой предметы на столе отсутствуют; нарисованный и вырезанный по контуру щенок; семь пронумерованных карточек с предметами: чашка, чайник, очки, ложка, шоколад, кувшин, книжка; цветные карандаши; фишки красного и синего цвета.

Инструкция для ребенка

1. Внимательно посмотри  на картинку - 10-20 с. (рис.4). Запомни, какие  предметы ты видишь на нарисованном  столе. Где они расположены? Посмотри, что стоит ближе к тебе, что  дальше, что с краю, что посередине.

2. На другой картинке (первая  закрывается) ты видишь, как щенок  Бобик стаскивает скатерть со  стола (рис.5). Вспомни, какие предметы  стояли на столе, и представь, в какой последовательности они  упадут.

3. Нарисуй "падающие" предметы  в той последовательности, в которой  они упадут со стола.

4. Сравни свои рисунки  с правильными ответами-рисунками. Обращай внимание на цифру. Если  карточка осталась незаполненной - это ошибка.

5. Посчитай свои ошибки  и оцени свою работу фишками: красная - отлично, ни одной ошибки  нет; если 1-2 ошибки - хорошо - синяя фишка; если половина ошибок или больше - можно не оценивать.

6. Назови предметы, правильно  произнося все шипящие звуки.

7. Определи, какой шипящий  звук есть в названии предмета  и где он находится - в начале  слова, в середине или в конце.

8. Придумай рассказ под  названием "Непослушный щенок".

Игра 3. "Тактильные ощущения"

ЦЕЛИ: автоматизировать шипящие и свистящие звуки; развивать зрительное восприятие и зрительную память; учить запоминать при помощи "тактильных" представлений; развивать мелкую моторику; формировать навыки самооценки.

ОБОРУДОВАНИЕ

Два рисунка ванной комнаты, на одном из которых семь предметов переставлены местами: носки, щетка, зубная паста, мочалка, порошок, шампунь и мусор в совочке; семь предметных картинок, семь чистых квадратов такого же размера; цветные карандаши; фишки красного и синего цвета.

Инструкция для ребенка

1. Посмотри на картинку (рис.6). Как называется эта комната? Здесь есть различные предметы: легкие и тяжелые, мокрые и  сухие, гладкие и шероховатые, теплые  и холодные. Представь, что ты  находишься в этой комнате  и дотрагиваешься до каждого  из этих предметов. Дотронулся? Закрываем  картинку.

2. Вот другая картинка (рис.7). Посмотри и определи, чем  она отличается от предыдущей. Какие предметы переставлены  местами? Тебе будет легче ответить, если вспомнишь, что ты находился  в комнате и дотрагивался до  предметов.

3. Нарисуй эти предметы  на карточках. Посчитай, сколько  их.

4. Сравни свои рисунки  с рисунками-ответами.

5. Если клетка осталась  незаполненной - это ошибка. Если  предмет назван неправильно - это  тоже ошибка.

6. Назови нарисованные  предметы правильно.

7. Определи, шипящий или  свистящий звук ты слышишь, когда  произносишь слово.

8. Составь рассказ-описание  ванной комнаты.

Игра 4. "Фотография"

ЦЕЛИ:  автоматизировать шипящие звуки в речи; развивать зрительное восприятие методом "фотографии"; развивать мелкую моторику.

ОБОРУДОВАНИЕ

Счетные палочки (не более

10 шт.); кукла Знайка; лист  бумаги.

Инструкция для ребенка

1. Для этой игры нам  нужны палочки. Сейчас мы бросим  их на стол. У тебя мало времени, чтобы посмотреть на них. Досчитаем  до трех, и я их накрою листом  бумаги. Это условие игры. Ты должен  сказать, сколько палочек на столе.

2. Вот как это получается  у Знайки: "Когда бросают палочки  на стол, а затем быстро накрывают, я не успеваю их сосчитать. Поэтому я как бы пытаюсь  их сфотографировать. Я бросаю  взгляд на стол и закрываю  глаза… Через некоторое время  появляется снимок перед глазами. На этом снимке я вижу палочки  и считаю их".

3. Твои возможные ответы:

"фотографию" не видишь, гадаешь, сколько было палочек;

возникает "фотография", по которой ты можешь сосчитать, сколько было палочек на столе;

сразу появляется ответ - число палочек.

4. Если не получилось - не огорчайся. Здесь нужна тренировка. Возможно, тебе помешало слишком  сильное желание быстро увидеть  ответ.

5. Как ты оценишь свою  работу? Почему?

Игра 5. "Фотография фигур"

ЦЕЛИ: автоматизировать [р’] в речи; развивать зрительное восприятие методом "фотографии"; развивать мелкую моторику; формировать навык самооценки.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Счетные палочки; лист бумаги; фишки красные и синие.

Инструкция для ребенка

1. Сейчас я сложу из  палочек геометрическую фигуру. Ты посмотришь на нее 1-2 с, затем  я накрою ее листом бумаги. Когда смотришь на фигуру, представь, что твои глаза - фотоаппарат. Они  не просто посмотрели, а сфотографировали  эту фигуру.

2. А теперь сложи такую  же фигуру из палочек.

3. Сравни свою фигуру  с той, которая накрыта листом  бумаги.

4. Оцени свою работу. Если  нет ошибок - отлично - красная фишка; несколько ошибок - хорошо - синяя  фишка; если ошибок много и  фигура получилась совсем другая - плохо.

Игра 6. "Кто в домике живет?"

ЦЕЛИ: автоматизировать сонорные звуки; развивать зрительное восприятие и зрительную память; учить запоминать изображения при помощи систематичного расположения.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Девять изображений-символов, помещенных в таблицу, размером 20 см, разделенную´20 на девять секторов; фишки для самооценки - красная и синяя; пустая таблица; простой карандаш.

Инструкция для ребенка

1. Рассмотри таблицу-"домик" (рис.8). Посмотри, какие изображения  здесь "живут", кто на каком  этаже (15 с).

2. Закрываем окошки в  домике. Это домик без жильцов. Постарайся вспомнить таблицу  и нарисовать жильцов. Если нарисовать  не можешь - назови, а я нарисую.

3. Сравни свою таблицу  с таблицей, в которой были  нарисованы значки. Посчитай свои  ошибки.

4. Оцени свою работу. Если  значка нет или он не на  своем месте - это ошибка.

5. Назови значки-изображения  правильно.

6. Определи место звука [р’] в слове.

Таблицы разработаны для всех групп звуков.

Если ребенок допустил много ошибок в запоминании значков-символов, необходимо научить его их запоминать. Ведь один и тот же значок может быть похож на самые разнообразные предметы и явления. Каждый значок можно "оживить". Треугольник похож на крышу дома, дорожный знак, гору; знак "плюс" можно мысленно превратить в ножницы, перекресток, лопасти вентилятора; круг может напомнить об игре в футбол, о солнце, блюдце.

Информация о работе Особенности развития зрительной памяти у старших дошкольников с общим недоразвитием речи