Особенности самооценки в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 20:09, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучение особенностей самооценки в подростковом возрасте.
Объект исследования: самооценка подростков.
Предмет исследования: особенности самооценки в подростковом возрасте.
Исходя из поставленной цели, нами были сформулированы следующие задачи работы:
- теоретически обосновать особенности самооценки в подростковом возрасте;
- определить взаимосвязь самооценкии статуса подростка;
- экспериментально выявить уровень и адекватность самооценки в подростковом возрасте;
- обработать результаты и сделать соответствующие выводы.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3-4 Глава 1. Влияние социального окружения на самооценку подростка
1.1. Характеристика отдельных аспектов самооценки……………………..5-7
1.2. Влияние взрослых на самооценку подростка…………………………..8-12
1.3. Влияние сверстников на самооценку подростка……………………....12-17
Выводы по I главе……………………………………………………………18-19
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей самооценки в подростковом возрасте
2.1. Организация исследования……………………………………………..20-21
2.2. Ход исследования
2.2.1. Методика исследования самооценки личности С.А. Будасси……..21-22
2.2.2. Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн……..22-24
2.2.3. Проведение социометрии…………………………………………….24-25
2.3. Результаты исследования
2.3.1. Результаты тестирования по методике Будасси……………………26-27
2.3.2. Результаты тестирования по методике Дембо-Рубинштейн………27-29
2.3.3. Результаты социометрии…………………………………………….29-35
Выводы по II главе………………………………………………………….36-37
Заключение………………………………………………………………….38-39
Список используемой литературы……………………………………………40

Файлы: 1 файл

Курсовая по психологии 3 курс.doc

— 344.00 Кб (Скачать файл)

9

взрослых, но и  слишком болезненно реагируют на них, поскольку претендуют на признание  и одобрение [2, с.224; 4, с.126; 6, с.346].

Желание взрослых исправить ситуацию, попытки восстановить контроль над ребенком, сопротивляется, часто приводит к неутешительным последствиям: если попытки удачные - страдает Я ребенка, если неудачные - разрушаются отношения.

Большое значение имеет изучение проблемы влияния  взрослых на становление самооценки подростков. Понимание основных принципов такого влияния позволит родителям и учителям выбирать такую стратегию взаимодействия с подростками, которая будет способствовать позитивному развитию Я-концепции подрастающей личности [12].

Взрослый должен помочь подростку в достижении гармонии внутреннего мира. У подростка основные переживания связаны с отношением к себе, к собственной личности. Обычно родители, учителя не видят положительных черт, достоинств подростка. А если и видят достоинства, то суждения о них носят абстрактный характер. Зато все замечают недостатки подростков, которые разнообразны и носят конкретный характер. У подростка вырабатывается собственная позиция по отношению к родительской оценке, и рассматривается она как некоторая возможная точка зрения на «себя». Если родители занимают позицию «на равных», советуют без навязывания своей точки зрения, то подростки чувствуют себя защищенными в семье, так же, как и «среди друзей». Заинтересованность родителей в ребенке положительно влияет на его самооценку. Напротив, жесткое, негативное отношение родителей имеет обратное действие: подростки в таких семьях фокусируются на неудачах, избегают участия в соревнованиях. Им присущи агрессивность и грубость, а также высокий уровень тревожности [3, с. 90-94].

Только понимая  трудности подросткового возраста, взрослый сможет

10

правильно отреагировать  на поведение подростка. Твердость  отношения взрослого к подростку  должна обязательно сопровождаться доброжелательностью. Взрослый всем своим  видом должен дать понять подростку, что он его уважает как личность и требует решения того или иного вопроса по существу [3, с.36-37].

Особенно значимым для подростка является вера родителей  в его возможности. Необходимая  предпосылка этого – наличие  в семье доверительного, а не формализованного общения. Однако чаще всего общение между подростком и родителями сводится к разговору об уроках или контролю над его поведением. Подросткам же, открывающим свой внутренний мир, изучающим его, важен интерес и внимание родителей именно к нему, а не к внешним поведенческим проявлениям. И поэтому они могут расценивать внимание родителей только к внешней стороне жизни как безразличие к их жизни в целом [11, с.30].

Одним из самых  напряженных сфер в подростковом возрасте, кроме отношений с родителями, являются отношения с учителями.

Становление самооценки в подростковом возрасте происходит в процессе школьного обучения. Поэтому учебные успехи становятся весомым фактором формирования самооценки подростков.

Самооценка, в  свою очередь, также влияет на уровень  учебных успехов ученика через механизмы ожиданий, притязаний, мотивации, уверенности в своих силах. Школьники, представление которых о себе не допускает высоких успехов, обычно учатся плохо, а те, кто имеет высокую самооценку и позитивные представления о своих способностях, учатся гораздо лучше.

Очевидно, что  для достижения успехов в школе  ученикам нужно иметь достаточную  уверенность в себе и в своих  способностях. В результате многие учащиеся на уроке всегда готовы к  худшему, боятся сделать или сказать  что-то неправильно. Поэтому чрезвычайно важно с первых дней

11

учебы формировать  у учащихся позитивное представление  о себе. Большую роль в формировании таких представлений о себе может сыграть именно учитель [12].

Общение с учителями  может содействовать усилению «Я»  подростка, если будет способствовать его самоутверждению в глазах сверстников. Это происходит, если педагог проявляет уважение к чувствам и мыслям подростка, не допускает ситуаций оскорбления, насмешек. Важность общения подростков с педагогами обусловлена также и тем, что педагог может быть тем значимым взрослым, который послужит объектом для положительной идентификации, способствуя познанию подростком самого себя, укреплению его еще слабого «Я». Особенно это необходимо для ребят из таких семей, где родители не могут быть для них эталонами [11, с.49-50].

Роль учителя  в формировании самооценки подростков не ограничивается только тем, как он оценивает учебные успехи учеников. В лице учителя подростки ищут прежде эталон человеческих отношений. Ведь именно через пример учителя, ученики могут учиться уважать себя и других, разрешать споры, быть честным и искренним в отношениях с людьми. Видимо, поэтому школьники этого возраста так эмоционально реагируют на «несправедливость» учителя [12].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

1.3. Влияние сверстников  на самооценку подростка

Многие исследователи  отводят влиянию общения со сверстниками на личность подростка решающую роль, как в позитивном, так и в  негативном аспектах. Таким образом, общение содействует успешной социализации подростка, но также может определить его асоциальное поведение. Мы тоже считаем, что роль общения со сверстниками у подростков действительно велика, хотя влияние внутрисемейного общения на развитие подростка продолжает оставаться достаточно сильным, т.е. влияние сверстников на личность подростка во многом опосредуется его семьей.

Общение может  содействовать реальному или  иллюзорному усилению «Я» подростка  через возможность самоутверждения  среди сверстников, достижения и  поддержания высокого общественного статуса.[11, с.35]

К 12-13 годам для  подростка основным, значимым видом деятельности становится общение со сверстниками.

Во время  перехода из детства во взрослую жизнь  подросток чувствует свою личную позицию и ценности сильнее, чем  младшие школьники. При включении  подростка в группу сверстников, ее мнение он ценит превыше всего. И, конечно, выше, чем мнение родителей. Подростку необходимо утвердить себя как личность среди товарищей. Значимость мнения сверстников ни с чем не сравнима. Сам факт неучастия подростка в деятельности группы часто означает наличие у него эмоциональных проблем.

Отношения подростка  с товарищами, сверстниками, одноклассниками  сложнее, многообразнее и содержательнее, чем у младшего школьника. Общение  со взрослыми уже не решает всех вопросов подростка, а их вмешательство  вызывает обиду, протест.

Общение с товарищами приобретает для подростка большую  ценность, причем нередко учение отодвигается на второй план.

13

С одной стороны, у подростка ярко проявляется  потребность в общении, совместной деятельности, коллективной жизни, дружбе, а с другой – желание быть принятым, признанным, уважаемым товарищами.

В общении подросток  ищет и обретает свою идентичность. Подросток видит, как реагируют  на его поведение окружающие, за что его принимают, за что отвергают. По образному выражению И. С. Кона, у подростков доминирует «стадное» чувство: они даже дня не могут пробыть вне своей, а если нет своей – какой угодно компании [4, с.132].

Для подростка  обычно наиболее важны мнения сверстников  о вопросах дружеских отношений  с мальчиками и девочками; о вопросах, связанных с развлечениями, модой, современной музыкой и т.д. Сверстник не только образец, но и помощник, участник деятельности подростка. Все это стимулирует процессы познания качеств сверстников и собственных.

Отношения с  близким товарищем, другом является предметом особых размышлений подростка. Он старается разобраться в себе и товарище. Сравнивает его отношение к себе и свое к нему, старается понять причины его поступков. В результате размышлений возникает активность, направленная на исправление не только собственных недостатков, но и недостатков товарища. Овладение нормами дружбы составляет важнейшее приобретение человека в подростковом возрасте [3, с.64-79].

Отношения со сверстниками выделяются в сферу личной жизни, обособленной от влияния, вмешательства взрослых. Здесь проявляются:

1. Стремление к общению и совместной деятельности со сверстниками, желание иметь близких друзей и жить с ними общей жизнью и одновременно

2. Желание быть принятым, признанным, уважаемым сверстниками благодаря своим индивидуальным качествам.

В сверстниках  подросток ценит качества товарища и друга, сообразительность и  знания (а не успеваемость), смелость, умение владеть

14

собой. В разные периоды этого возраста существует своя иерархия этих ценностей, но одно всегда стоит на первом месте – товарищеские качества.

Отношения с  другом, сверстником являются предметом  особых размышлений подростков, внутри которых корректируются самооценка, уровень притязаний и т.д. Подростки  очень активны в общении и  в «поиске друга». Предметом размышлений становятся также отношения подростка со сверстниками, поиск близкого друга. Достоинства и недостатки других сопоставляются со своими собственными. Очень часто подросток хочет дружить с теми, кого считает лучше себя.

Самооценки  подростка легко формируются в общении со сверстником. Здесь имеют место наблюдения, подражания, разговоры о своих качествах, поступках, отношениях.

В формировании личности подростка, значимую роль оказывает  общение со сверстниками, но, несмотря на это, общение внутри семьи по-прежнему оказывает сильное влияние на его развитие. Воздействие улицы на подростка во многом определяется семьей, в которой он рос. Тёплые отношения внутри семьи могут сгладить сложности в общении со сверстниками и помочь ему определиться со своей внутренней позицией относительно асоциальных поступков его друзей. Если же подростка в семье не принимают, то он с большой долей вероятности отправится искать понимание и поддержку на улицу, среди своих сверстников.

Униженный своими близкими, подросток станет компенсировать заниженную самооценку тем, что станет насмеиваться, издеваться над менее физически развитыми ребятами. Во многом манера общения со сверстниками зависит от внутрисемейных взаимоотношений.

Выяснив, что  сверстники влияют опосредованно на подростка, рассмотрим, на какие стороны личности оказывается их влияние.

В первую очередь  отметим, что общение со сверстниками может

15

способствовать  ложному или настоящему укреплению «Я» подростка посредствам самоутверждения  в их среде и получения признания  среди своих сверстников. Настоящее  укрепление Я подростка происходит при наличии у него реальных успехов  в значимых областях среди подростков. В случае же ложного укрепления Я, подросток зачастую присоединяется к какой-либо группе, чтобы получить поддержку и почувствовать силу «Мы».

Именно поэтому  многие подростки становятся невосприимчивы к критике взрослых относительно их компании. Они просто боятся потерять своих друзей и болезненно относятся к любым воспитательным действиям по отношению к их друзьям. Подросток воспринимает это как унижение его собственного Я.

Давайте обозначим, к каким способам прибегают подростки, чтобы создать ощущение силы.

1. Для создания  иллюзии силы, группа подростков  выбирает «общего врага» и  объединёнными усилиями совершают  по отношению к нему насильственные  действия.

2. Часто подростки стремятся  вступить в неформальные группы, объединённые различными идеями. В этих группах на первый взгляд отсутствуют какие-либо правила.

Оба этих варианта сплачивают подростков вокруг определённой идеи. В случае, когда подростки объединяются против «общего врага» их Я укрепляется  с позиции сверху вниз за счёт унижения другого. Во втором же случае укрепление Я происходит с позиции снизу вверх посредствам присоединения к группе или лидеру.

Помимо этого на укрепление собственного Я подростка оказывает  влияние и его собственное  представление, о том образе, к  которому он стремится. Особенно важно это для подростков, которые не приемлют на роль эталона своих родителей. Как правило, они подражают сильным

16

 

лидерам групп и их влияние  на подростка становиться наиболее значимым.

Общение со сверстниками оказывает влияние на становление взрослой жизненной позиции подростка. Любопытно то, что на первой ступени подростки отрицают взрослость в существующем виде. Они не приемлют характерную для взрослых одежду, лексику, причёску и т.д. В этом возрасте наибольшую ценность имеют независимость от родителей и свобода действий, но они, ещё не осознают, что оборотная сторона свободы — это ответственность [12].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17

ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ

Изучив исследования различных психологов о проблеме самооценки в подростковом возрасте, мы можем сделать выводы, что  в подростковом возрасте у молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, все более развиваются способности проникновения в свой внутренний мир.

В этом возрасте подросток начинает осознавать свою особенность и неповторимость, в  его сознании происходит постепенная  переориентация с внешних оценок (преимущественно родительских) на внутренние. Таким образом, постепенно у подростка формируется своя Я-концепция, которая способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения молодого человека.

Информация о работе Особенности самооценки в подростковом возрасте