Особенности самооценки в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 20:09, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучение особенностей самооценки в подростковом возрасте.
Объект исследования: самооценка подростков.
Предмет исследования: особенности самооценки в подростковом возрасте.
Исходя из поставленной цели, нами были сформулированы следующие задачи работы:
- теоретически обосновать особенности самооценки в подростковом возрасте;
- определить взаимосвязь самооценкии статуса подростка;
- экспериментально выявить уровень и адекватность самооценки в подростковом возрасте;
- обработать результаты и сделать соответствующие выводы.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3-4 Глава 1. Влияние социального окружения на самооценку подростка
1.1. Характеристика отдельных аспектов самооценки……………………..5-7
1.2. Влияние взрослых на самооценку подростка…………………………..8-12
1.3. Влияние сверстников на самооценку подростка……………………....12-17
Выводы по I главе……………………………………………………………18-19
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей самооценки в подростковом возрасте
2.1. Организация исследования……………………………………………..20-21
2.2. Ход исследования
2.2.1. Методика исследования самооценки личности С.А. Будасси……..21-22
2.2.2. Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн……..22-24
2.2.3. Проведение социометрии…………………………………………….24-25
2.3. Результаты исследования
2.3.1. Результаты тестирования по методике Будасси……………………26-27
2.3.2. Результаты тестирования по методике Дембо-Рубинштейн………27-29
2.3.3. Результаты социометрии…………………………………………….29-35
Выводы по II главе………………………………………………………….36-37
Заключение………………………………………………………………….38-39
Список используемой литературы……………………………………………40

Файлы: 1 файл

Курсовая по психологии 3 курс.doc

— 344.00 Кб (Скачать файл)

Формирование самооценки связано с активными действиями ребёнка, с самонаблюдением и самоконтролем. Игра, занятия, общение постоянно обращают его внимание на самого себя, ставят его в ситуацию, когда он должен как-то отнестись к себе - оценить свои умения что-то делать, подчиняться определенным требованиям и правилам, проявлять те или иные качества личности.

Решающее влияние  на формирование самооценки оказывают  два фактора: отношение окружающих и осознание самим ребенком особенностей своей деятельности, ее хода и результатов. Именно в этот период подросток, как никогда, нуждается в поддержке старших — родителей и учителей, пусть он даже сам не осознает этой необходимости. Родители и учителя должны сделать все возможное, чтобы помочь сформировать правильную самооценку подростка:

-признать за ним право на собственное мнение, собственные интересы, самостоятельные поступки и внимательно к ним относиться, стараться

18

понять их, и  то, как важны они для взрослеющей  личности;

-тактично направлять его к самосовершенствованию, к достижению новых результатов;

-никогда не сравнивать его с другими людьми, принимать его индивидуальность, сравнивать только его нынешнего и его в прошлом;

-адекватно оценивать его поступки, поощрять за достижения, причем стараться больше хвалить, чем ругать;

-поверить самим и вселить в подростка веру, что все у него получится;

-создать подростку условия для активной жизни, общения, получения новых знаний.

Правильная достаточно высокая  самооценка подростка поможет ему  быстрее сформироваться как личности и достичь большего успеха в жизни.

В исследованиях также  отмечается, что теплое, внимательное отношение родителей является основным условием формирования и дальнейшего  подкрепления положительной самооценки подростков.

Также к 12-13 годам для подростка основным, значимым видом деятельности становится общение со сверстниками, но, несмотря на это, общение внутри семьи по-прежнему оказывает сильное влияние на его развитие. По сравнению с взаимодействием с взрослыми, общение детей и подростков со сверстниками, в целом, более частое, интенсивное и разнообразное. Сверстники эффективно объясняют друг другу, насколько и почему одни вещи являются правильными, а другие - неправильными, какими социальными знаниями и умениями нужно овладеть и почему. Мы считаем, что самым главным является то, что общение со сверстниками оказывает влияние на становление взрослой жизненной позиции подростка.

 

 

 

19

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ  ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ САМООЦЕНКИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

2.1. Организация исследования

Целью нашего исследования является проверка гипотезы о взаимовлиянии самооценки и статуса личности в группе сверстников. В исследовании принимало участие 15 школьников 6 класса Набережной средней общеобразовательной школы Каргатского района НСО, из которых 11 девочек и 4 мальчика. Средний возраст учащихся 12 лет. Для удобства обработки результатов каждый школьник получил свой номер и далее на протяжении всех этапов эксперимента фигурировал под ним.

У подростков субъективный образ "Я" складывается в большей степени от мнения окружающих. Обязательным компонентом самосознания является самооценка. Часто у подростков самооценка неадекватна: она либо имеет склонность к повышению, либо самооценка значительно снижена.Ведущей деятельностью в подростковом возрасте является интимно-личностное общение. Именно в процессе общения со сверстниками происходит становление нового уровня самосознания ребенка, формируются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в тоже время отстаивать свои права. Поэтому исследование самооценки подростков является по нашему мнению, темой первостепенной важности в психологии, т. к. ее актуальность для современности велика. Ведь проблема влияния самооценки на социометрический статус личности в подростковом возрасте имеет опасность формирования  и сохранения многих отрицательных качеств личности, неадекватной самооценки, что приводит к ослаблению иммунной системы и, следовательно, большей уязвимостью для болезней[5].

Задачи исследования:

1) проведение  методики Т.В. Дембо и С. Я.  Рубинштейна «Методика определения самооценки», методики С. А. Будасси «Определение

20

самооценки  личности» и проведение социометрии.

2) подсчет результатов,  проведение качественного и количественного  анализа.

3) встреча с  учащимися, которые участвовали  в проведении данной методики. Проведение с ними беседы о результатах, о способах коррекции самооценки.

2.2. Ход эксперимента.

2.2.1. Методика исследования самооценки  личности С.А. Будасси

Испытуемым  раздали карточки с таблицей (рис. 1) и провели инструктаж:

1 этап: «Ребята. Перед каждым из вас лежит листочек, на котором написано 48 качеств людей. Ваша задача выбрать из этого списка слов 20 качеств, которыми, по вашему мнению, обладает идеальный человек. Напротив выбранных вами качеств поставьте галочку (во 2 колонке)».

2 этап: «Из выбранных  20 слов выберите наиболее неприятное  для вас. Поставьте напротив  этого слова цифру 1. Далее из оставшихся 19 слов так же выберите наиболее неприятное качество и поставьте напротив этого слова цифру 2. И так далее… Качество, которое вам менее неприятно должно носить цифру 20».

3 этап: «Из этих  же 20 слов выберите качество, наименее  характерное для вас. Поставьте  напротив этого качества в  колонке d2цифру 1 . Далее из оставшихся 19 слов так же выберите наименее характерное для Вас качество и поставьте напротив этого слова цифру 2 . И так далее… Качество, которое чрезмерно характерно для вас должно носить цифру 20».

 

 

 

 

21

Текст методики

1. Аккуратность

17. Легковерие

33. Педантичность

2. Беспечность

18. Медлительность

34. Радушие

3. Вдумчивость

19. Мечтательность

35. Развязность

4. Восприимчивость

20. Мнительность

36. Рассудительность

5. Вспыльчивость

21. Мстительность

37. Самокритичность

6. Гордость

22. Надежность

38. Сдержанность

7. Грубость

23. Настойчивость

39. Справедливость

8. Гуманность

24. Нежность

40. Сострадание

9. Доброта

25. Нерешительность

41. Стыдливость

10. Жизнерадостность

26. Несдержанность

42. Практичность

11. Заботливость

27. Обаяние

43. Трудолюбие

12. Завистливость

28. Обидчивость

44. Трусость

13.Застенчивость

29. Осторожность

45. Убежденность

14. Злопамятность

30. Отзывчивость

46. Увлеченность

15. Искренность

31. Подозрительность

47. Черствость

16. Капризность

32. Принципиальность

48. Эгоизм


Рис. 1. Таблица для проведения тестирования по методу С.А. Будасси.

2.2.2. Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн

Проводился  следующий инструктаж: “Каждый человек, живущий на Земле, оценивает свои способности, возможности, характер и др. Ниже нарисованы линии, обозначающие здоровье, умственное развитие, характер и счастье. Если условно на этих линиях расположить людей, то наверху расположатся "самые здоровые", а внизу - "самые больные", по аналогичному принципу расположатся люди и на остальных линиях. Укажите свое место на всех линиях, а также то место, на котором вы бы

22

почувствовали себя полноценным и довольным. Нужно обозначить на этой линии место, которое, по вашему мнению, соответствует вашему текущему уровню чертой (-). То, каким уровнем развития качества вы удовлетворены, нужно обозначить кружком (о). И крестиком (х) необходимо обозначить то место на шкале, где вы можете оказаться, объективно оценивая свои возможности. Рубинштейн предлагала в методике 4 обязательные шкалы: здоровье, умственное развитие, характер и счастье. Но можно добавить дополнительные анализируемые свойства, например, удовлетворенность собой и оптимизм.

Для удобства на листке бумаги нужно начертить столько линий, сколько качеств мы тестируем (например, 6), при этом высота каждой линии должна быть 100 мм для удобства последующих измерений. Каждый миллиметр шкалы будем считать за 1 балл.

На каждой линии  должны быть обозначения верхней  и нижней точек (заметными горизонтальными  линиями), а также середины шкалы (небольшой точкой). Образец можно  увидеть на рисунке.

Рис. 2. Шкалы для выявления уровня самооценки по методике Дембо-Рубинштейна.

 

 

23

Здоровье:

Ум:

1. самые здоровые

1. самые умные

2. очень здоровые

2. очень умные

3. здоровые

3. умные

4. более или  менее здоровые

4. более или  менее умные

5. среднего здоровья

5. среднего ума

6. более или  менее больные

6. более или  менее неумные

7. больные

7. неумные

8. очень больные

8. глупые

9. самые больные

9. самые глупые

Характер:

Счастье:

1. с прекрасным  характером

1. чрезмерно  счастливы

2. с хорошим  характером

2. очень счастливы

3. с более  или менее хорошим характером

3. счастливы

4. с неплохим  характером

4. более или  менее счастливы

5. с обычным  характером

5. не очень  счастливы

6. с неважным  характером

6. мало счастливы

7. с плохим  характером

7. несчастливы

8. с очень плохим характером

8. очень несчастливы

9. с тяжелым  характером

9. самые несчастные


Тест необходимо выполнить до чтения интерпретации  результатов. В противном случае понимание интерпретации повлияет на выполнение теста.

2.2.3. Проведение социометрии

Социометрия направлена на выявление лидера в группе, на определение микрогрупп, на определение  социометрического статуса ученика. Целью же нашего исследования являлось определение положения

24

школьников  в системе взаимоотношений (статус), для получения более полной картины самооценки подростков данной группы, а также проверки корреляции между самооценкой и оценкой окружающими (ее адекватности).

Вопросы подбирались  с учётом различных сфер деятельности: внутри класса, личная сфера (неформальные контакты вне обучения), общественная. В эксперименте применялись стандартные вопросы. Для точности эксперимента число выборов было ограничено тремя.

Школьникам  предлагались социометрические карточки с инструкцией написать по одному имени на каждый вопрос (рис. 3).

Инструкция: «Сейчас вы получите тестовые бланки и прочтете их. Вопросы и простые и сложные одновременно. Они касаются вашего класса, отношений между ребятами и лично каждого из вас. Чтобы работа была не напрасной, очень важно отнестись к ней серьезно и при ответах быть максимально искренним. Конечно, вы можете не отвечать на вопросы, но в этом случае будет трудно дальше работать над формированием в классе доброжелательных, дружеских отношений. И еще. Работу надо обязательно подписать. Когда вы прочитаете вопросы, то поймете, что без подписи она теряет всякий смысл. Теперь возьмите листы, читайте каждый вопрос и сразу же отвечайте. Советоваться, обсуждать вслух, заглядывать в лист соседа по парте нельзя»

  Результаты  ответов переносят на  так   называемые   матрицы  выбора.  Их число соответствует числу критериев. Матрица выбора  является  основой для социометрического анализа. Для удобства обработки данных каждый член  группы получает  свой  номер  и  далее  на  протяжении  всех  этапов   эксперимента фигурирует под  ним.  При  исследовании  школьного  класса  номера  учащимся присваиваются согласно алфавитному списку.

 

 

25

Социометрическая  карточка

1. "С кем из класса ты стал/а бы готовиться к экзамену?"

2. "Кого из класса ты пригласил/а бы к себе на день рождения?"

3. "С кем из класса ты стал/а бы готовиться к КВНу?"

Рис. 3. Социометрическая карточка.

2.3. Результаты исследования

2.3.1. Результаты тестирования по методике  Будасси

Информация о работе Особенности самооценки в подростковом возрасте