Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 20:09, курсовая работа
Цель: изучение особенностей самооценки в подростковом возрасте.
Объект исследования: самооценка подростков.
Предмет исследования: особенности самооценки в подростковом возрасте.
Исходя из поставленной цели, нами были сформулированы следующие задачи работы:
- теоретически обосновать особенности самооценки в подростковом возрасте;
- определить взаимосвязь самооценкии статуса подростка;
- экспериментально выявить уровень и адекватность самооценки в подростковом возрасте;
- обработать результаты и сделать соответствующие выводы.
Введение……………………………………………………………………….3-4 Глава 1. Влияние социального окружения на самооценку подростка
1.1. Характеристика отдельных аспектов самооценки……………………..5-7
1.2. Влияние взрослых на самооценку подростка…………………………..8-12
1.3. Влияние сверстников на самооценку подростка……………………....12-17
Выводы по I главе……………………………………………………………18-19
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей самооценки в подростковом возрасте
2.1. Организация исследования……………………………………………..20-21
2.2. Ход исследования
2.2.1. Методика исследования самооценки личности С.А. Будасси……..21-22
2.2.2. Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн……..22-24
2.2.3. Проведение социометрии…………………………………………….24-25
2.3. Результаты исследования
2.3.1. Результаты тестирования по методике Будасси……………………26-27
2.3.2. Результаты тестирования по методике Дембо-Рубинштейн………27-29
2.3.3. Результаты социометрии…………………………………………….29-35
Выводы по II главе………………………………………………………….36-37
Заключение………………………………………………………………….38-39
Список используемой литературы……………………………………………40
Полученные результаты позволяют сделать следующий количественный анализ:
Таблица №3. Распределение уровня самооценки в экспериментальной группе:
Состояние самооценки |
завышенная |
нормальная |
заниженная | |
Кол-во учащихся |
% |
48% |
34,4% |
17,6% |
чел |
5 |
7 |
3 |
В результате получилось: у 17,6% учащихся 6 класса заниженная самооценка. Такими учащимися являются Ступаков В., Никитенко А. и Казина А. Это свидетельствует о том, что эти дети не верят в себя, в свои силы и возможности. В большинстве случаев они стараются промолчать, так как боятся сказать что-то не то, что одноклассники будут смеяться над ними. Когда мы проводили методику, они больше молчали, когда другие ребята спрашивали, что им непонятно.
У большинства учащихся остается средняя самооценка. Это Бурлай Н., Гавриленко О., Игашова А., Слезкин К., Плотникова С., Веселов Ж. и Карлов С.Ребята с таким уровнем самооценки учатся хорошо, прилежно выполняют все задания, которые дает учитель. Им нравится учиться, и они всегда активны и жизнерадостны. Они охотно общаются со сверстниками. Также хочется отметить, что 4 из 7 человек со средней самооценкой – девочки.
26
У трети класса завышенная самооценка, а именно 34,4%. Это Гребенюк Л., Давыдова П., Истомина М., Кузнецова С. И Зубарева Н. Слишком высокая самооценка приводит к тому, что ребенок переоценивает себя и свои возможности. Хотя такие ребята и учатся в большинстве случаев хорошо, они могут вскакивать с места, кричать, даже если ответа на вопрос не знают. С ними очень трудно найти контакт, общаются они с детьми, социальный статус которых находится на их уровне. Они способны переоценивать свои возможности. Причем, дети с завышенной самооценкой – это девочки.
2.3.2.
Результаты исследования по
Каждый ответ выражается в баллах. Длина каждой шкалы 100мм, в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику (например, 54мм = 54 баллам).
По каждой из шести шкал определить:
• уровень притязаний — расстояние в мм от нижней точки шкалы («0») до знака «х»;
• высоту самооценки — от «о» до знака «-»;
• значение
расхождения между уровнем
Рассчитать среднюю величину каждого показателя уровня притязаний и самооценки по всем четырем шкалам.
Полученные результаты позволяют сделать следующий количественный анализ:
Таблица №2. Распределение уровня самооценки и уровня притязаний в экспериментальной группе
27
Параметр |
Количественная характеристика | |||
низкий |
средний |
высокий | ||
Уровень притязаний |
% |
19,6% |
34,4% |
46% |
чел. |
4 |
5 |
6 | |
Уровень самооценки |
% |
17,6% |
48% |
34,4% |
чел. |
3 |
7 |
5 |
В результате получилось,
что у большинства школьников
очень высокий уровень
Люди с высоким, но реалистичным уровнем притязаний. Это Никитенко А., Веселов Ж., Истомина М., Игашова А., Плотникова С., Кузнецова С. Они стараются достигать тех целей, которые им кажутся реальными, не строят далеко идущих планов, а живут сегодняшним днем. Лица с умеренным уровнем притязаний адекватно оценивают свои возможности. Лица с низким или нереалистично заниженным уровнем притязаний выбирают слишком легкие и простые цели. Не стараются ничего менять в своей жизни.
Проведенная методика позволила выявить, что у 17,6% учащихся 6 класса заниженная самооценка. Это Ступаков В., Карлов С. и Гавриленко О. Основная особенность таких детей - неуверенность в себе. Во всех своих начинаниях и делах они ждут только неуспеха.
28
У 48% детей адекватная (средняя) самооценка. Это Бурлай Н., Гребенюк Л., Давыдова П., Слезкин К., Казина А., Плотникова С. и Зубарева Н. Дети, имеющие адекватную самооценку, активны, находчивы, бодры, с интересом и самостоятельно решают задачи, которые предлагает учитель.
У 34,4% учащихся высокая оценка. Это Никитенко А., Веселов Ж., Истомина М., Игашова А., Кузнецова С.У этих детей большие способности, они стремятся к своей цели. Дети с высокой адекватной самооценкой отличаются активностью, стремлением к достижению успеха в учебной деятельности. Они стараются все поручения выполнять самостоятельно, без чьей-либо помощи.
2.3.3. Результаты социометрии
В нашем исследовании мы использовали параметрический метод, т.е. метод с ограничением числа выборов. Во-первых, он является более надежным, так как выше осмысленность выбора. Во-вторых, результаты параметрического метода значительно легче подвергнуть математической обработке.
Результаты ответов переносили на матрицы выбора. Их число соответствует числу вопросов (в нашем случае - 3). Исходя из данных матрицы, можно определить величину социометрического статуса любого члена группы.
На основании полученных результатов составляется матрица. Матрица состоит: по вертикали – из списка фамилий группы, расположенных в алфавитном порядке и сгруппированных по половому признаку; по горизонтали – их номера, под которыми испытуемые обозначены в списке.
29
Таблица 1 (критерий выбора: 1)
№ |
Фамилия, |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
1 |
Бурлай Настя |
1 |
||||||||||||||
2 |
Веселов Женя |
1 |
||||||||||||||
3 |
Гавриленко Оля |
1 |
||||||||||||||
4 |
Гребенюк Лиля |
1 |
||||||||||||||
5 |
Давыдова Полина |
1 |
||||||||||||||
6 |
Зубарева Настя |
1 |
||||||||||||||
7 |
Игашова Алина |
1 |
||||||||||||||
8 |
Истомина Марина |
1 |
||||||||||||||
9 |
Казина Арина |
1 |
||||||||||||||
10 |
Карлов Сергей |
1 |
||||||||||||||
11 |
Кузнецова Света |
1 |
||||||||||||||
12 |
Никитенко Анжела |
1 |
||||||||||||||
13 |
Плотникова Света |
1 |
||||||||||||||
14 |
Слезкин Кирилл |
1 |
||||||||||||||
15 |
Ступаков Виталий |
1 |
||||||||||||||
Кол-во выборов (M) |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
2 |
0 |
2 |
0 |
3 |
1 |
0 | |
Кол-во взаимных выборов |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
2 |
0 |
2 |
0 |
2 |
0 |
0 |
30
Таблица 1 (критерий выбора: 2)
№ |
Фамилия, |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
1 |
Бурлай Настя |
2 |
||||||||||||||
2 |
Веселов Женя |
2 |
||||||||||||||
3 |
Гавриленко Оля |
2 |
||||||||||||||
4 |
Гребенюк Лиля |
2 |
||||||||||||||
5 |
Давыдова Полина |
2 |
||||||||||||||
6 |
Зубарева Настя |
2 |
||||||||||||||
7 |
Игашова Алина |
2 |
||||||||||||||
8 |
Истомина Марина |
2 |
||||||||||||||
9 |
Казина Арина |
2 |
||||||||||||||
10 |
Карлов Сергей |
2 |
||||||||||||||
11 |
Кузнецова Света |
2 |
||||||||||||||
12 |
Никитенко Анжела |
2 |
||||||||||||||
13 |
Плотникова Света |
2 |
||||||||||||||
14 |
Слезкин Кирилл |
2 |
||||||||||||||
15 |
Ступаков Виталий |
2 |
||||||||||||||
Кол-во выборов (M) |
1 |
2 |
1 |
0 |
3 |
1 |
3 |
1 |
0 |
0 |
0 |
2 |
1 |
0 |
0 | |
Кол-во взаимных выборов |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
31
Таблица 1 (критерий выбора: 3)
№ |
Фамилия, |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
1 |
Бурлай Настя |
3 |
||||||||||||||
2 |
Веселов Женя |
3 |
||||||||||||||
3 |
Гавриленко Оля |
3 |
||||||||||||||
4 |
Гребенюк Лиля |
3 |
||||||||||||||
5 |
Давыдова Полина |
3 |
||||||||||||||
6 |
Зубарева Настя |
3 |
||||||||||||||
7 |
Игашова Алина |
3 |
||||||||||||||
8 |
Истомина Марина |
3 |
||||||||||||||
9 |
Казина Арина |
3 |
||||||||||||||
10 |
Карлов Сергей |
3 |
||||||||||||||
11 |
Кузнецова Света |
3 |
||||||||||||||
12 |
Никитенко Анжела |
3 |
||||||||||||||
13 |
Плотникова Света |
3 |
||||||||||||||
14 |
Слезкин Кирилл |
3 |
||||||||||||||
15 |
Ступаков Виталий |
3 |
||||||||||||||
Кол-во выборов (M) |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
2 |
0 |
2 |
0 |
3 |
2 |
1 |
1 |
0 |
0 | |
Кол-во взаимных выборов |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
2 |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
Информация о работе Особенности самооценки в подростковом возрасте