Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 20:09, курсовая работа
Цель: изучение особенностей самооценки в подростковом возрасте.
Объект исследования: самооценка подростков.
Предмет исследования: особенности самооценки в подростковом возрасте.
Исходя из поставленной цели, нами были сформулированы следующие задачи работы:
- теоретически обосновать особенности самооценки в подростковом возрасте;
- определить взаимосвязь самооценкии статуса подростка;
- экспериментально выявить уровень и адекватность самооценки в подростковом возрасте;
- обработать результаты и сделать соответствующие выводы.
Введение……………………………………………………………………….3-4 Глава 1. Влияние социального окружения на самооценку подростка
1.1. Характеристика отдельных аспектов самооценки……………………..5-7
1.2. Влияние взрослых на самооценку подростка…………………………..8-12
1.3. Влияние сверстников на самооценку подростка……………………....12-17
Выводы по I главе……………………………………………………………18-19
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей самооценки в подростковом возрасте
2.1. Организация исследования……………………………………………..20-21
2.2. Ход исследования
2.2.1. Методика исследования самооценки личности С.А. Будасси……..21-22
2.2.2. Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн……..22-24
2.2.3. Проведение социометрии…………………………………………….24-25
2.3. Результаты исследования
2.3.1. Результаты тестирования по методике Будасси……………………26-27
2.3.2. Результаты тестирования по методике Дембо-Рубинштейн………27-29
2.3.3. Результаты социометрии…………………………………………….29-35
Выводы по II главе………………………………………………………….36-37
Заключение………………………………………………………………….38-39
Список используемой литературы……………………………………………40
Напротив фамилии каждого испытуемого заносятся данные о сделанных им выборах. Например, если Веселов Ж. отдал свой первый выбор в эксперименте по первому критерию Истоминой М., то цифра 1 ставится на
32
пересечении первой строки и второго столбца. Второй выбор Веселов отдал Давыдовой П., поэтому цифра 2 записывается в квадрате на пересечении первой строки и третьего столбца. Если испытуемые сделали взаимные выборы, то соответствующие цифры этих выборов обводятся кружочками (у нас в таблице они выделены серым цветом). Внизу матрицы подсчитывается количество выборов, полученных каждым испытуемым (по вертикали сверху вниз), в том числе и взаимных выборов.
Далее можно вычислить социометрический статус каждого учащегося, который определяется по формуле:
C = |
M |
n - 1 |
где С – социометрический статус учащегося; М – общее число полученных испытуемых положительных выборов (если учитывать отрицательные выборы, то их сумма вычитается от суммы положительных); n – число испытуемых.
В зависимости от количества полученных социометрических положительных выборов можно классифицировать испытуемых на пять статусных групп (см. таблицу 2).
Таблица 2
Классификация испытуемых по итогам социометрического эксперимента
33
Статусная группа |
Количество полученных выборов |
«Звезды» |
В два раза больше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым |
«Предпочитаемые» |
В полтора раза больше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым |
«Принятые» |
|
«Непринятые» |
В полтора раза меньше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым |
«Отвергнутые» |
Равно нулю или в два раза меньше, чем число полученных выборов одним испытуемым |
Среднее число полученных выборов одним испытуемым (К) вычисляется по формуле:
K = |
Общее число сделанных выборов |
Общее количество испытуемых |
Для нашего примера К = 45 : 15 = 3.
В соответствии с данными матрицы испытуемых можно отнести к следующим группам:
• «Звезды» – Плотникова С.;
• «Предпочитаемые» – Веселов Ж., Гавриленко О., Давыдова П., Игашова А., Кузнецова С.,;
• «Принятые» – Бурлай Н., Гребенюк Л., Зубарева Н., Истомина М., Казина А., Карлов С., Никитенко А., Слезкин К.;
• «Непринятые» – нет;
• «Отвергнутые» – Ступаков В.
Одним из показателей благополучия складывающихся отношений является коэффициент взаимности выборов. Он показывает, насколько взаимны симпатии в общности. Коэффициент взаимности (KB) вычисляется по формуле:
34
KB = |
Количество взаимных выборов |
Общее число выборов |
В нашем случае KB = (23 :45) х 100% = 51,11%. Данный показатель свидетельствует о большом количестве взаимных выборов.
35
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ
Для проведения экспериментальной части курсовой работы, были выбраны 3 методики: методика социометрии, методика определения самооценки Дембо-Рубинштейн, а также методика самооценки личности Будасси.
После проведенных методик, нами была составлена обобщающая таблица, в которой отражены данные по всем трем методикам.
№ |
Фамилия,имя испытуемого |
Методика Будасси |
Методика Дембо-Рубинштейн |
Социометрия |
1 |
Бурлай Настя |
0,526 |
68 |
0,2 |
2 |
Веселов Женя |
0,592 |
80 |
0,3 |
3 |
Гавриленко Оля |
0,6355 |
44 |
0,3 |
4 |
Гребенюк Лиля |
0,9075 |
73 |
0,1 |
5 |
Давыдова Полина |
0, 9295 |
75 |
0,3 |
6 |
Зубарева Настя |
0,985 |
74 |
0,2 |
7 |
Игашова Алина |
0,757 |
82 |
0,3 |
8 |
Истомина Марина |
0,9925 |
88 |
0,2 |
9 |
Казина Арина |
0,334 |
60 |
0,1 |
10 |
Карлов Сережа |
0,613 |
48 |
0,2 |
11 |
Кузнецова Света |
0,99025 |
80 |
0,3 |
12 |
Никитенко Анжела |
0,223 |
83 |
0,2 |
13 |
Плотникова Света |
-0,1475 |
75 |
0,4 |
14 |
Слезкин Кирилл |
0,52 |
63 |
0,07 |
15 |
СтупаковВиталя |
-0,113 |
45 |
0 |
При изучении психического состояния детей 6 класса Набережной средней общеобразовательной школы Каргатского района НСО, мы пришли
36
к выводу, что большинство детей этого класса имеют завышенную самооценку (34,4%). С этими детьми трудно найти контакт, они воспринимают все поручения преподавателя «в штыки».
Учащихся со средней самооценкой больше, чем с завышенной (48%). С такими детьми приятно работать. Они реально оценивают свои возможности и способности, ставят перед собой вполне выполнимые цели.
Учащихся с низкой самооценкой очень мало в классе (17,6%). Эти учащиеся не уверены в себе, они не пытаются выделиться, большую часть времени на уроке молчат, стараются сделать так, чтобы их не спросили, так как они боятся насмешек со стороны одноклассников.
Уровень самооценки подростков тесно коррелировал с их социальным статусом в группе сверстников. Чем выше социальный статус подростка, тем выше его самооценка. В нашем случае результаты социометрии совпадают с самооценкой подростков. Подростки с завышенной самооценкой имеют высокий социальный статус в группе сверстников, они стараются выделиться, быть «на голову выше» своих товарищей. Дети с заниженной самооценкой имеют низкий статус, они наоборот стараются не выделяться, ведут себя скромно, не выкрикивают и не выпрыгивают с места. Подростки с адекватной самооценкой легко адаптируются в группе сверстников, они расположены к товарищам и стараются им помогать.
Самооценки с неадекватным уровнем необходимо корректировать, и делать это должны не только родители, но и педагоги, чтобы не нанести непоправимый урон ребенку в будущем.
37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведя анализ самооценки подростков, литературы по теме, следует отметить, что основными факторами, влияющими на формирование самооценки детей подросткового возраста, являются их родители, учителя и друзья. Также самооценка является неустойчивой, взрослые не могут установить с ними контакт, многие действия с их стороны воспринимаются «в штыки». Требования педагогов могут выполняться с неохотой либо вообще не выполняются.
Результаты показали, что из 15 учащихся данного класса: у 3 учащихся низкий уровень самооценки, у 7 – средний, у 5 высокий. По нашему мнению для их возраста это вполне нормально.
Также после проведенных исследований, мы пришли к выводу, что данные по использованным методикам не совпадают. У многих учащихся по методике Будасси средняя самооценка, а по методике Дембо-Рубинштейн – завышенная. Это объясняется тем, что может они и смеются над слабыми, над теми, кто, по их мнению, недостоин быть в их компании, на самом деле они просто стараются выделиться и они сами очень скромные и замкнутые.
Подростки с адекватной самооценкой более уверены в себе и в том, что смогут найти контакт со сверстниками. При чрезмерно завышенной или заниженной самооценке подростку сложнее адаптироваться в группе сверстников. Дети с завышенной самооценкой общаются с детьми, социальный статус которых находится на их уровне. С ними трудно установить контакт, как родителям, так и учителям. Они обидчивы, вспыльчивы, а иногда даже агрессивны. На уроке они ведут себя шумно, мешают учителю вести урок, их трудно успокоить. Ребята с заниженной самооценкой не ставят перед собой никаких целей, они не пытаются выделиться из толпы. Большим и шумным компаниям они предпочитают малочисленные и спокойные. Они считают себя незаметными, ни на что не
38
претендуют, не принимают участия во внеклассных мероприятиях. У них есть способности, есть таланты, но они предпочитают не использовать их.
С подростками, у которых адекватный уровень самооценки, приятно работать, они прилежно и добросовестно выполняют все требования педагога. Они адекватно оценивают свои возможности и способности. Эти ребята быстро находят общий язык со сверстниками, всегда доброжелательны и вежливы. К взрослым они относятся с уважением. Всегда готовы прийти на помощь друзьям. Подростки с завышенной или заниженной самооценкой менее работоспособны, не так активны и целеустремленны. Также уровень самооценки влияет и на успешность обучения. У ребят с завышенной самооценкой может быть плохая успеваемость только потому, что они не хотят и не выполняют требований педагога или родителей.
В процессе проведенного исследования влияния статусного положения ребенка в группе на формирование уровня его самооценки можно сказать, что наша гипотеза подтвердилась, так как по полученным результатам мы видим, что чем выше статус ребенка в группе, тем более высокий уровень самооценки выявляется в процессе экспериментов. Действительно, самооценка влияет на статус учащихся, на отношения со сверстниками и взрослыми на успешность обучения.
39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
40
Информация о работе Особенности самооценки в подростковом возрасте