Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2015 в 03:39, курсовая работа
Цель исследования – изучить особенности слухового и зрительного восприятия младших школьников с нарушением зрения.
Задачи:
1) Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2) Осуществить диагностику слухового восприятия у детей с нарушением зрения.
3) Осуществить диагностику зрительного восприятия у детей с нарушением зрения.
4) Осуществить качественный и количественный анализ результатов исследования.
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ исследования зрительного и слухового восприятия младших школьников с нарушением зрения 5
1.1. Развитие восприятия в онтогенезе 5
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения 9
1.3. Развитие восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения 14
Глава 2. Исследование восприятия детей младшего школьного возраста с нарушением зрения 22
2.1. Организация исследования 22
2.2. Анализ результатов исследования восприятия у детей с нарушением зрения 28
Заключение 34
Библиографический список 35
Оглавление
Год от года увеличивается количество детей, имеющих нарушения в развитии. Частота нарушений зрения в экономически развитых странах, по данным всемирной организации здравоохранения, составляет 1-3 %. В Российской Федерации в последние годы отмечается резкое снижение рождаемости, увеличение количества больных и аномально развивающихся лиц.
Нарушение зрения у детей обуславливает нарушения зрительного и слухового восприятия, становление которых неотделимо от познания мира, овладения речью, трудовыми навыками. Одной из главных причин, затрудняющих формирование у детей младшего школьного возраста зрительного и слухового восприятия, являются нарушения поражения, которые отрицательно сказываются не только на физическом развитии, но и на социализации личности, развитии познавательной и трудовой деятельности, последующей трудовой адаптации.
Проблемами развития и адаптации детей с нарушениями зрения занимались такие авторы как Б.Г.Ананьев, Е.Ф.Рыбалко, Т. Е. Конникова, Н.Г.Морозова, Е.И.Ковалевский, Л.И.Солнцева и др.
Школьники с косоглазием и амблиопией представляют самую многочисленную популяцию в числе детей с нарушением зрения. Зрительная ориентация детей данной категории отличается значительным своеобразием, обусловленным трудностями зрительно-пространственного восприятия.
Восприятие - это отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий [17].
Слуховое восприятие играет важную роль для лиц с нарушением зрения. Способность воспринимать и различать звуки речи, т.е. фонемы, является основой овладения звуковой стороной языка. Развитый фонематический слух является основой и предпосылкой овладения детьми грамотой.
Исследованиями слухового восприятия занимались М.И. Земцова, Л.И. Солнцева, Ю.М.Гохфельд, Ф. Цех, М. Сизеран и др.
В системе коррекционной работы с детьми с нарушениями ажное место занимает работа по развитию и коррекции зрительного и слухового восприятия и решает образовательные, воспитательные задачи, от успешного решения которых в дошкольном возрасте во многом зависит психическое развитие ребенка с нарушениями зрения.
Объект исследования – слуховое и зрительное восприятие младших школьников с нарушением зрения.
Предмет исследования – особенности слухового и зрительного восприятия младших школьников с нарушением зрения.
Цель исследования – изучить особенности слухового и зрительного восприятия младших школьников с нарушением зрения.
Задачи:
1) Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2) Осуществить диагностику
3) Осуществить диагностику
4) Осуществить качественный и количественный анализ результатов исследования.
Гипотеза исследования: у детей с нарушением зрения наблюдаются особенности слухового и зрительного восприятия младших школьников с нарушением зрения.
Методы исследования: теоретический анализ, тестирование, изучение документации.
Знания об окружающем мире при непосредственном контакте с ним мы получаем не только через ощущение, но и через восприятие. Это звенья единого процесса чувственного познания.
Восприятие – это отражение предметов и явлений, целостных ситуаций объективного мира в совокупности их свойств и частей при непосредственном их воздействии на органы чувств (И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова).
Восприятие является чувственным отображением предмета или явления объективной действительности, воздействующей на наши органы чувств. Восприятие человека – не только чувственный образ, но и осознание выделяющегося из окружения противостоящего субъекту предмета. Осознание чувственно данного предмета составляет основную, наиболее существенную черту восприятия (С.Л. Рубинштейн).
С.Л. Рубинштейн отмечает, что восприятие строится на чувственных данных ощущений, доставляемых органами чувств под воздействием внешних раздражений, действующих в данный момент. Попытка оторвать восприятие от ощущений явно несостоятельна.
Но восприятие вместе с тем не сводится к простой сумме ощущений. Оно всегда является более или менее сложным целым, качественно отличным от тех элементарных ощущений, которые входят в его состав. В каждое восприятие входит и воспроизведенный прошлый опыт, и мышление воспринимающего, и – в известном смысле – также его чувства и эмоции. Отражая объективную действительность, восприятие делает это не пассивно, не мертвенно-зеркально, потому что в нем одновременно преломляется вся психическая жизнь конкретной личности воспринимающего. Таким образом, для восприятия существенно единство целого и частей, единство анализа и синтеза.
А.Н. Леонтьев отмечает, что восприятие – результат деятельности системы анализаторов; оно предполагает выделение из комплекса воздействующих признаков основных и наиболее существенных, с одновременным отвлечением от несущественных. Восприятие делает возможным создание интегративной картины действительности, в отличие от ощущений, отражающих отдельные качества реальности. Поскольку восприятие требует объединения основных существенных признаков и сопоставления воспринятого с прошлым опытом, возникает явление стереотипизации (определенное устойчивое на данный отрезок времени представление о предмете или явлении). Зависимость восприятия от прошлого опыта, общего содержания психической деятельности человека и его индивидуальных особенностей называется апперцепцией.
К основным свойствам восприятия принято относить следующие: предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность, активность, апперцепцию, к ним С.Л. Рубинштейн относит и историчность восприятия.
Наиболее подробно остановимся на следующих свойствах.
Предметность восприятия – отражение в формирующихся образах признаков и функций объектов внешнего мира; она характеризуется отнесением сведений, полученных об объекте, к этому объекту. Предметность - фундаментальное качество восприятия, производными от которого являются все другие качества (Л.П. Григорьева).
Другим свойством восприятия является целостность. В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, восприятие дает целостный образ предмета. Он возникает условнорефлекторно и складывается на основе обобщения получаемой в виде различных ощущений информации об отдельных свойствах и качествах предметов. Даже при неполном отражении отдельных свойств воспринимаемого объекта происходит мысленное достраивание полученной информации до целостного образа конкретного предмета.
Структурность и детальность обусловлены способностью индивида использовать знания общих свойств данного класса объектов в процессе восприятия одного из них (Л.П. Григорьева).
Следующим свойством восприятия является его константность. Константность восприятия выражается в относительном постоянстве величины, формы и цвета предметов при изменяющихся в известных пределах условиях их восприятия (С.Л. Рубинштейн).
Не менее существенным свойством восприятия является избирательность. Она проявляется в преимущественном выделении определенных объектов и явлений среди их многообразия. Избирательность связана с направленностью личности, зависит от мотивации, установок, интересов, эмоционально-волевой сферы и внимания ребенка (Л.П. Григорьева).
Опираясь на современную психологическую литературу, можно выделить несколько подходов к классификации восприятия. В основе одной из классификаций восприятия, так же как и ощущений, лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с тем, какой анализатор играет в восприятии преобладающую роль, различают зрительное, слуховое, осязательное, кинестетическое, обонятельное и вкусовое восприятие (И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова).
Основой другого типа классификации видов восприятия являются формы существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени и движения (А.Г. Маклаков).
Как отмечает Л.П. Григорьева, восприятие – очень сложный, многоуровневый, системный процесс, выполняющий отражательную и регулятивную функции в поведении ребенка. Многомерная иерархия этого системного образования включает ощущения, в той или иной мере процессы внимания, памяти, мышления, а иногда эмоциональные и другие компоненты. Акт восприятия связан с поиском и обнаружением объекта, выделением и различением его существенных признаков. На основе мысленного анализа и синтеза комплекса признаков формируется зрительный образ, который сличается с образом-эталоном, сформированным в предыдущем опыте и хранящимся в памяти. Сличение может быть сукцессивным, состоящем в последовательном подборе и сравнении признаков формирующегося образа и эталона, или симультанным – одномоментное сопоставление образа и эталона. В результате сличения происходит опознание – отнесение образа, соответствующего воспринимаемому объекту, к определенной категории.
Формирование зрительного образа осуществляется в процессе отражения свойств конкретного объекта. Сенсорно-перцептивный образ составляют в совокупности все признаки; они могут сохраняться на разных уровнях памяти, извлекаться из нее с целью идентификации воспринятого объекта. Для регуляции деятельности и поведения детей недостаточно только сенсорных данных. Очень важно выделение в них существенного и закономерного, определение их семантического значения. Восприятие тесно связано с языком и речью. В образе гармонично сочетаются чувственные и семантические компоненты.
Развитие зрительной перцептивной системы происходит в течение длительного времени (до 20 лет) и имеет несколько сензитивных периодов (Л.К. Семенова, Л.П. Григорьева и др.).
В раннем онтогенезе (от 0 до 1 года)высокая пластичности первичной зрительной коры определяет повышение специфичности корковых нейронов под влиянием воздействий внешней среды. С возрастом усиливается пластичность межнейронных связей проекционной и ассоциативной областей коры мозга, что обеспечивает реализацию механизмов сложных актов восприятия (Д.А. Фарбер). В возрасте 6-7 лет формируются механизмы опознания целостных образов и этот возраст рассматривается как сензитивный период в формировании системной организации зрительного восприятия (Д.А. Фарбер, Т.Г. Бетелева и др.). В возрасте 9-10 лет наблюдается значительное совершенствование активационных процессов мозга и организации внимания; формируется избирательное регулирование активационных процессов, обеспечивающих восприятие (Н.В. Дубровинская, Е.И. Савченко, Д.А. Фарбер). На основе вышеизложенных данных можно полагать, что младший школьный возраст является сензитивным периодом для развития качеств восприятия, включенного в когнитивную деятельность (Л.П. Григорьева).
Таким образом, восприятие – это отражение предметов и явлений, целостных ситуаций объективного мира в совокупности их свойств и частей при непосредственном их воздействии на органы чувств. Младший школьный возраст является сензитивным периодом для развития качеств восприятия, включенного в когнитивную деятельность (Л.П. Григорьева).
Диагностика и исследование детей с нарушениями зрения предполагает комплексное их изучение различными специалистами: офтальмологами, психологами, педагогами.
Дети с нарушениями зрения представляют большую и очень разнообразную группу как по характеристике состояния их зрения, так и по происхождению заболеваний и условиям социального развития.
Объектом исследования является незрячий (слепой), слабовидящий ребенок, а также ребенок с амблиопией и косоглазием.
В настоящее время понятие «слепой» (незрячий) рассматривается с позиции определения ведущей системы анализаторов, на основе которой ведется педагогический процесс. Поэтому к слепым относятся две категории детей: дети с визусом «О» и свето-ощущением, а также дети, имеющие остроту остаточного зрения до 0,04 включительно на лучше видящем глазу с коррекцией, обучение которых осуществляется на основе системы Брайля по учебникам, предназначенным для восприятия посредством осязания. [5, с.18]
Анализ контингента детей с нарушениями зрения показывает, что его изменения имеют несколько тенденций, или направлений.
Первая тенденция — существенное увеличение детей, имеющих остаточное зрение (до 90%): лишь 3 — 4% детей тотально слепые, 7%— со светоощущением, 10 % — с визусом выше 0,06.[19, с.10]
Вторая тенденция — увеличение числа сложных комплексных зрительных заболеваний. Только в отдельных случаях имеются нарушения зрения, характеризующиеся единичным поражением зрительных функций. Материалы исследований дошкольников показывают, что у большинства из них имеется по два-три различных глазных заболевания, что свидетельствует о дальнейшем росте этой категории детей.
Третьей тенденцией является увеличение числа дефектов, сопутствующих зрительному заболеванию, и среди них — связанных с нарушениями деятельности центральной нервной системы (ЦНС).[19, с.11]
Так, зрительные нарушения у детей дошкольного возраста в 77,6 % сопровождаются остаточными явлениями детского церебрального паралича (ДЦП), задержками психического развития, олигофренией в стадии дебильности, остаточными явлениями органических поражений ЦНС, энцефалопатиями, неврозоподобными состояниями, гидроцефалией и другими первичными нарушениями: речи, двигательной сферы и т.д.