Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2015 в 03:39, курсовая работа
Цель исследования – изучить особенности слухового и зрительного восприятия младших школьников с нарушением зрения.
Задачи:
1) Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2) Осуществить диагностику слухового восприятия у детей с нарушением зрения.
3) Осуществить диагностику зрительного восприятия у детей с нарушением зрения.
4) Осуществить качественный и количественный анализ результатов исследования.
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ исследования зрительного и слухового восприятия младших школьников с нарушением зрения 5
1.1. Развитие восприятия в онтогенезе 5
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения 9
1.3. Развитие восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения 14
Глава 2. Исследование восприятия детей младшего школьного возраста с нарушением зрения 22
2.1. Организация исследования 22
2.2. Анализ результатов исследования восприятия у детей с нарушением зрения 28
Заключение 34
Библиографический список 35
Таким образом, дети, страдающие нарушениями зрения, характеризуются различными особенностями. Так при нарушении зрения происходит сокращение и ослабление зрительного восприятия у слабовидящих и частично видящих детей. Дети с нарушением зрения испытывают трудности в восприятии и наблюдении предметов и явлений действительности. Многие признаки предметов и явлений визуального характера (цвет, свет, величина, форма и др.) не воспринимаются данными детьми непосредственно. Так, если у слабовидящего ребенка нарушено цветоощущение, то цветовые характеристики воспринимаемого оттенка обеднены. Большие сложности возникают у них в оценке пространственных признаков: расстояния, положения, направления и т.п. При резко выраженной близорукости или дальнозоркости слабовидящий не может заметить некоторых внешне слабовыраженных признаков, важных для характеристики предмета. Эго резко обедняет их чувственный опыт, затрудняет ориентировку в пространстве, нарушает гармоничность развития их сенсорных и интеллектуальных функций, что, несомненно, влияет на развитие наглядно-действенного и нагляд- но-образного мышления. У детей с нарушением зрения накапливается определенный запас словесных, формально правильных знаний, не наполненных конкретным предметным содержанием. Нередко у них наблюдается так называемый вербализм - недостаточное понимание слов, имеющих конкретное значение.
Проблемами развития и адаптации детей с нарушениями зрения занимались такие авторы как Б.Г.Ананьев, Е.Ф.Рыбалко, Т. Е. Конникова, Н.Г.Морозова, Е.И.Ковалевский, Л.И.Солнцева и др.
Дошкольники с косоглазием и амблиопией представляют самую многочисленную популяцию в числе детей с нарушением зрения. Зрительная ориентация детей данной категории отличается значительным своеобразием, обусловленным трудностями зрительно-пространственного восприятия.
Восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих в результате непосредственного воздействия физических раздражителей на рецепторные поверхности анализаторов. Вместе с процессами ощущения оно обеспечивает непосредственно-чувственную ориентировку в окружающем мире. В отличие от ощущений, которые отражают только отдельные свойства и качества предметов, восприятие целостно и предметно. Результат восприятия — образ предмета. Исходная форма познания - ощущение.
Основными свойствами восприятия, перцептивного образа, являются предметность, целостность, константность и категориальность. Также выделяют свойства: структурность, осмысленность, избирательность или активность, апперцепция.
Развитие слухового и зрительного восприятия обусловлено спецификой обучения детей с нарушениями зрения, в частности с амблиопией и косоглазием, и осуществляется в ходе всего учебно-воспитательного процесса.
Несформированность слухового и зрительного восприятия является одной из причин, определяющих низкий уровень социальной адаптации ребенка с нарушением зрения, снижение его мобильности и контакта с окружающим миром.