Особенности слухового и зрительного восприятия младших школьников с нарушениями зрения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2015 в 03:39, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить особенности слухового и зрительного восприятия младших школьников с нарушением зрения.
Задачи:
1) Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2) Осуществить диагностику слухового восприятия у детей с нарушением зрения.
3) Осуществить диагностику зрительного восприятия у детей с нарушением зрения.
4) Осуществить качественный и количественный анализ результатов исследования.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ исследования зрительного и слухового восприятия младших школьников с нарушением зрения 5
1.1. Развитие восприятия в онтогенезе 5
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения 9
1.3. Развитие восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения 14
Глава 2. Исследование восприятия детей младшего школьного возраста с нарушением зрения 22
2.1. Организация исследования 22
2.2. Анализ результатов исследования восприятия у детей с нарушением зрения 28
Заключение 34
Библиографический список 35

Файлы: 1 файл

особенности слухового и зрительного восприятия младших школьников с нарушением зрения.doc

— 204.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, дети, страдающие нарушениями зрения, характеризуются различными особенностями. Так при нарушении зрения происходит сокращение и ослабление зрительного восприятия у слабовидящих и частично видящих детей. Дети с нарушением зрения испытывают трудности в восприятии и наблюдении предметов и явлений действительности. Многие признаки предметов и явлений визуального характера (цвет, свет, величина, форма и др.) не воспринимаются данными детьми непосредственно. Так, если у слабовидящего ребенка нарушено цветоощущение, то цветовые характеристики воспринимаемого оттенка обеднены. Большие сложности возникают у них в оценке пространственных признаков: расстояния, положения, направления и т.п. При резко выраженной близорукости или дальнозоркости слабовидящий не может заметить некоторых внешне слабовыраженных признаков, важных для характеристики предмета. Эго резко обедняет их чувственный опыт, затрудняет ориентировку в пространстве, нарушает гармоничность развития их сенсорных и интеллектуальных функций, что, несомненно, влияет на развитие наглядно-действенного и нагляд- но-образного мышления. У детей с нарушением зрения накапливается определенный запас словесных, формально правильных знаний, не наполненных конкретным предметным содержанием. Нередко у них наблюдается так называемый вербализм - недостаточное понимание слов, имеющих конкретное значение.

 

Заключение

Проблемами развития и адаптации детей с нарушениями зрения занимались такие авторы как Б.Г.Ананьев, Е.Ф.Рыбалко, Т. Е. Конникова, Н.Г.Морозова, Е.И.Ковалевский, Л.И.Солнцева и др.

Дошкольники с косоглазием и амблиопией представляют самую многочисленную популяцию в числе детей с нарушением зрения. Зрительная ориентация детей данной категории отличается значительным своеобразием, обусловленным трудностями зрительно-пространственного восприятия.

Восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих в результате непосредственного воздействия физических раздражителей на рецепторные поверхности анализаторов. Вместе с процессами ощущения оно обеспечивает непосредственно-чувственную ориентировку в окружающем мире. В отличие от ощущений, которые отражают только отдельные свойства и качества предметов, восприятие целостно и предметно. Результат восприятия — образ предмета. Исходная форма познания - ощущение.

Основными свойствами восприятия, перцептивного образа, являются предметность, целостность, константность и категориальность. Также выделяют свойства: структурность, осмысленность, избирательность или активность, апперцепция.

Развитие слухового и зрительного восприятия обусловлено спецификой обучения детей с нарушениями зрения, в частности с амблиопией и косоглазием, и осуществляется в ходе всего учебно-воспитательного процесса.

Несформированность слухового и зрительного восприятия является одной из причин, определяющих низкий уровень социальной адаптации ребенка с нарушением зрения, снижение его мобильности и контакта с окружающим миром.

 

 

Библиографический список

 

  1. Ананьев Б.Г. Теория ощущений.—Л.: Из-во ЛГУ, 1961.—Гл. 1-2.—455с.
  2. Ананьев Б.Г., Веккер Л.М., Ломов Б.Ф., Ярмоленко А.В. Осязание в процессе познания и труда.—М.: Из-во АПН РСФСР, 1959.—Гл.1.
  3. Армитэдж Т.Р. О воспитании слепых и их занятиях.—Спб,1889.—С. 69.
  4. Буткина Г.А. Некоторые вопросы затруднения социально-психологической адаптации взрослых слепых//Дефектология.—1977.—№6.
  5. Виллей П. Педагогика слепых: Пер. с франц./Под. ред. Гандера.—М.: Учпедгиз, 1936.—С. 70-71.
  6. Вишев И.В. Некоторые проблемы социально-психологической реабилитации незрячего преподавателя в ВУЗе//Материалы научно-практической конференции незрячих работников интеллектуального труда.—М.: Из-во ВОС, 1983.—С. 27.
  7. Выготский Л.С. К психологии и педагогики детской дефектности.—Дефектология.—1974.—№3.—С.71-76.
  8. Выготский Л.С. Коллектив как фактор развития аномального ребёнка.// Соб. соч.—М.: Педагогика, 1982.—Т.5.
  9. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций.—М.: Из-во АПН РСФСР, 1960.—С.55-57.
  10. Выготский Л.С. Слепой ребёнок.// Собр. соч.—М.: Педагогика, 1983.—Т.5.
  11. Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии: Учебник для ВУЗов.—М.: Из-во Юристъ, 1996.—631 с.
  12. Земцова М.И. Пути компенсации слепоты.—М.: Просвещение, 1956.—Гл. I-III/
  13. Земцова М.И. Учителю о детях с нарушениями зрения.—М.: Просвещение, 1973.—Гл. I-III/
  14. Зотов А.И. Дефект зрения и психическое развитие личности // Психологические особенности слепых и слабовидящих школьников.—Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1981.—С.3-18.
  15. Зотов А.И. Очерк по теории зрительных ощущений.—Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1971.—Гл. 1—3.—164с.
  16. Зотов А.И., Зотов Л.А. Сравнительное изучение соотношения типов и видов памяти у слепых и слабовидящих школьников.—Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1981.—С.69-83.
  17. Киселёв В.Н. Из опыта обучения незрячих студентов на математических факультетах ЛГУ//Опыт работы незрячих работников интеллектуального труда.—М.: Из-во ВОС,1983.—С. 27.
  18. Коваленко Б.И. Возвращение ослепших к трудовой жизни.—М.: Учпедгиз, 1946.—191 с.
  19. Кондратов А.Г. Тифлопсихология.—М.: Просвещение, 1985.—Гл. 3.—208 с.
  20. Кондратов А.М. Восстановление трудоспособности слепых: Учебно-методическое пособие.—М.: Из-во ВОС, 1976.—143 с.
  21. Корман Б.О. О специфике работы в коллективе ВУЗа незрячего зав. кафедрой гуманитарного профиля// Материалы научно-практической конференции незрячих работников интеллектуального труда.—М.: Из-во ВОС, 1983.
  22. Кулагин Ю.А. Восприятие средств наглядности учащимися школы слепых.—М.: Просвещение, 1969.—Гл. IV.
  23. Литвак А.Г. Практикум по тифлопсихологии: Учебное пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов/ А.Г. Литвак, В.М. Сорокин, Т.П. Головина.—М.: Просвещение, 1989.—110 с.
  24. Литвак А.Г. Теоретические вопросы тифлопсихологии.—Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена.—1973.—Гл. III.
  25. Литвак А.Г. Теоретические вопросы тифлопсихологии: Учеб. пособие.—Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1973.—155 с.
  26. Литвак А.Г. Тифлопсихология.—М.: Просвещение, 1982.—Гл. 7.—208с.
  27. Литвак А.Г. Тифлопсихология.—М.:Просвещение, 1985.—Гл. 3,4,6,8,12.—208с.
  28. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии.—М.: Просвещение, 1973.—С. 272.
  29. Князев М.С.//Опыт работы незрячих работников интеллектуального труда.—М.:Из-во ВОС, 1983.—С. 35.
  30. Морозов Н.Г. Интересы и мечты слепых и слабовидящих школьников //Спец. школа.—1964.—Вып. 1.—С. 57-64.
  31. Силкин Л.Н. Психологическая диагностика личности и психотерапия инвалидов по зрению.—М.: Из-во ВОС, 1984
  32. Сорокин В.М. Некоторые вопросы воображения в общей и специальной психологии //Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих.—Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1982.—С. 61-73.

 


Информация о работе Особенности слухового и зрительного восприятия младших школьников с нарушениями зрения