Особенности становления психики в юношеском возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 15:48, курсовая работа

Описание работы

Период юношества в жизни человека самый важный и по тому самый сложный. За время него человек становится половозрелым, обретает своё социальное «Я», становится уникальной частицей варьирующего общества и относительно неизменного мира. Сложный он потому, что находится на грани детства и зрелости – у человека уже есть серьёзные права и обязанности (в отличие от детства), но он или не знает что с этим делать, либо не относится к такому приобретению с пониманием его важности. Психическое развитие в этот период может идти несколькими путями. Юность может быть бурной: поиски смысла жизни, своего места в этом мире могут стать особенно напряжёнными

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….…….…………3
→Общая характеристика юношества……………………………..…....…4-6
Физиологические особенности юношества………………….…….…..6-7
Становление психики юношей…………………………………………...…7-12
Познавательный процесс и умственные способности……..…12-13
Особенности мышления…………………………………………………..….13-14
Особенности эмоциональной сферы…………………………….…...14-15
Особенности эмоциональных проявлений……………….…….……….15
Особенности самосознания……………………………………….….…….15-17
→Психика. Определение……………………………………………..…...…18-19
Развитие психики. Определение…………………………………..…….20-21
Возрастные новообразования………………………………………..……21-25
→Психологические проблемы юношей…………………………….….…26
Причины проблем………………………………………………………….…….26-28
Заключение……………………………………………………………………….….29-30
Литература……………………………………………………………………….…………31

Файлы: 1 файл

Особенности становления психики в юношеском возрасте.docx

— 87.33 Кб (Скачать файл)

 

                                  Г О О У  С П О

         Ульяновское Училище Культуры (техникум)

 

  

 

 

     Курсовая работа по психологии

  ТЕМА: Особенности становления психики в                            юношеском возрасте

 

 

 

 

 

 

 

                                Выполнила:  студентка группы 2нхо Двугрошева А.Е.

                                Руководитель: Василенко Е.Ю.

 

                                                  2010\2011 учебный год

                                         

                                Содержание:

Введение…………………………………………………………………….…….…………3

→Общая характеристика юношества……………………………..…....…4-6

Физиологические особенности юношества………………….…….…..6-7

Становление психики юношей…………………………………………...…7-12

Познавательный процесс и умственные способности……..…12-13

Особенности мышления…………………………………………………..….13-14

Особенности эмоциональной сферы…………………………….…...14-15

Особенности эмоциональных проявлений……………….…….……….15

Особенности самосознания……………………………………….….…….15-17

→Психика. Определение……………………………………………..…...…18-19

Развитие психики. Определение…………………………………..…….20-21

Возрастные новообразования………………………………………..……21-25

→Психологические проблемы юношей…………………………….….…26

Причины проблем………………………………………………………….…….26-28

Заключение……………………………………………………………………….….29-30

Литература……………………………………………………………………….…………31

 

 

 

 

 

Введение

 

    Период юношества в жизни человека самый важный и по тому самый сложный. За время него человек становится половозрелым,  обретает своё социальное «Я»,  становится уникальной частицей варьирующего общества и относительно неизменного мира. Сложный он потому, что находится на грани детства и зрелости – у человека уже есть серьёзные права и обязанности (в отличие от детства), но он или не знает что с этим делать, либо не относится к такому приобретению  с пониманием его важности. Психическое развитие в этот период  может идти несколькими путями. Юность может быть бурной: поиски смысла жизни, своего места в этом мире могут стать особенно напряжёнными. Некоторые старшеклассники плавно и непрерывно продвигаются к переломному моменту жизни, а затем относительно легко включаются в новую систему отношений. Они больше интересуются общепринятыми ценностями, в большей степени ориентируются на оценку окружающих , авторитет взрослых. Возможны и резкие, скачкообразные изменения, которые благодаря хорошо развитой саморегуляции не вызывают сложностей в развитии. При переходе от подросткового возраста к юношескому происходит изменение в отношении к будущему: если подросток смотрит на будущее с позиции настоящего, то юноша смотрит на настоящее с позиции будущего. Выбор профессии и типа учебного заведения неизбежно дифференцирует жизненные пути юношей и девушек, закладывает основу их социально-психологических и индивидуально-психологических различий. Учебная деятельность становится учебно-профессиональной, реализующей профессиональные и личностные устремления юношей и девушек. Ведущее место у старшеклассников занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни, с дальнейшим образованием и самообразованием. Эти мотивы приобретают личностный смысл и становятся значимыми.

 

Цель: Выявить особенности становления  психики в юношеском возрасте, изучив особенности самого юношеского возраста и развития психики человека.

Начнём с представления о юношестве.

         →Общая характеристика юношества

 

В юношеский период возрастного  развития происходит завершение физического  и в основном социального созревания человека.

Наступает время, когда дети сами обращаются к будущему, делают его предметом  своих размышлений, задумываются о  своей судьбе. Период взросления - время, когда молодой человек упорно ищет ответы на вопросы «Кто Я?», «Каков Я?», «Что за мир окружает меня?», «Зачем Я пришел в этот мир?» Однако не имея достаточного опыта и сталкиваясь с проявлениями несправедливости, жестокости, а то и бессмыслицы, которых немало в окружающей нас жизни, подросток (юноша) может прийти к роковому решению о бессмысленности своего существования на Земле. Подростковый и юношеский суицид (от англ. suicide - акт самоубийства) - явление знакомое медикам и психологам. Американский психолог Виктор Франкл приводит удивительный факт: он изучал группу юношей, которые совершили попытку (к счастью, неудачную) покончить с собой. Почти все были физически и психически здоровыми, материально обеспеченными, хорошо учились, жили в благополучных семьях. Но большинство из них не видело смысла своей жизни.

Понятие юности тесно связано с  понятием переходного возраста, центральным  биологическим процессом которого является половое созревание. В физиологии этот процесс условно подразделяется на три фазы:

1)       препубертатный - подготовительный период -   соответствует  предподростковому (младшему подростковому)  возрасту,

2)       собственно пубертатный  период, в течение которого осуществляются  основные процессы полового созревания - подростковый возраст,

3)       постпубертатный  период, когда организм достигает  полной биологической зрелости - юношеский возраст.

Однако все процессы созревания протекают крайне неравномерно и  неодновременно.3 типа юности (по Э.Шпрангеру):

•      первый характеризуется  резкими, бурными изменениями, наличием внешних и внутренних конфликтов - «юность - второе рождение»,

•      второй тип - усвоение норм и ценностей взрослого общества происходит плавно, постепенно, без  заметных изменений в личности самого подростка,

•      третий тип - предполагает довольно быструю психологическую  перестройку, однако это человек, обладающий сильным характером, который сравнительно легко справляется с возрастными  трудностями и сознательно формирует  собственное будущее.

Ранняя юность (от 14-15 до 18 лет) - в  буквальном смысле слова «третий  мир», существующий между детством и взрослость. Биологически это период завершения физического созревания. Большинство девушек и значительное число юношей вступают в него уже  постпубертатными, на его долю выпадает задача многочисленных «доделок» и  устранения диспропорций, обусловленных  неравномерностью созревания. К концу  этого периода основные процессы биологического созревания в большинстве  случае завершены, так что дальнейшее физического развитие можно рассматривать  уже как принадлежащее к циклу  взрослости.

Социальный статус юношества неоднороден. Юность - завершающий этап первичной  социализации. Подавляющее большинство  юношей и девушек еще учащиеся, их участие в производительном труде  зачастую рассматривается не только и не столько с точки зрения его экономической эффективности, сколько в воспитательном плане. Работающая молодежь 16-18 лет (некоторые  правовые акты именуют их «подростками») имеет особый юридический статус и пользуется льготами. Вместе с  тем деятельность и ролевая структура  личности на этом этапе уже приобретают  ряд новых, взрослых качеств. Главная  социальная задача этого возраста - выбор профессии. Расширяется диапазон общественно-политических ролей и  связанных с ними интересов и  ответственности. Важной задачей этого  возраста становится также подготовка к созданию семьи.

Промежуточность общественного положения  и статуса юношества определяет и некоторые особенности его  психики. Юношей еще остро волнуют  проблемы, унаследованные от подросткового  этапа,- собственная возрастная специфика, право на автономию от старших  и т.п. Но социальное и личностное самоопределение предполагает не столько  автономию от взрослых, сколько четкого  ориентировку и определение своего места во взрослом мире. Наряду с  дифференциацией умственных способностей и интересов, без которой затруднителен  выбор профессии, это требует  развития интегративных механизмов самосознания, выработки мировоззрения и жизненной позиции.

Юношеское самоопределение - исключительно  важный этап формирования личности. Но пока это «предвосхищающее» самоопределение  не проверено практикой, его нельзя считать прочным и окончательным.

В отличие от подростка, который  в основном принадлежит еще к  миру детства (что бы он сам об этом ни думал), и юноши, занимающего промежуточное  положение между ребенком и взрослым, 18-23-летний человек является взрослым и в биологическом, и в социальном отношении. Общество видит в юноше  не столько объект социализации, сколько  ответственного субъекта общественно-производственной деятельности, оценивая ее результаты по «взрослым» стандартам. Ведущей  сферой деятельности становится теперь труд с вытекающей отсюда дифференциацией  профессиональных ролей. Об этой возрастной группе уже нельзя говорить «вообще»: ее социально-психологические свойства зависят не столько от возраста, сколько от социально-профессионального  положения. Образование, которое продолжается и на этом этапе развития, является уже не общим, а специальным, профессиональным, причем сама учеба в вузе может  рассматриваться как вид трудовой деятельности. Молодые люди приобретают  большую или меньшую степень  материальной независимости от родителей, обзаводятся собственными семьями. В 1991 г. до 20 лет вступили в брак 12,8% мужчин и 36,8% женщин, от 20 до 24 лет - соответственно 16,9 и 61,7%.

Но как многие юноши в каких-то отношениях еще остаются подростками, так многие молодые люди сталкиваются с «юношескими» проблемами и в студенческие годы и много позже. Без учета этого обстоятельства нельзя понять ни молодых рабочих, ни студенчества.

 

Физиологические особенности  юношей

Юношество в физиологическом плане  характеризуется завершением процессов формирования всех органов и систем, достижением организмом функционального уровня взрослого человека.

Данный возраст связан с быстрым увеличением роста. Так, в период от 15 до 17 лет рост увеличивается на 5-7 см в год. Энергичный рост в длину сопровождается увеличением веса тела. Наибольшее прибавление в весе наблюдается в возрасте 16-17 лет. Прибавление в весе тела за год в этот период достигает 4-6 кг и даже больше. Быстрое нарастание веса обусловлено не только интенсивным ростом в длину, но и увеличением массы мышц. Особенно интенсивное развитие мышечной системы у юношей происходит после 15 лет, достигая к 17 годам 40-44% веса тела. К 16-17 годам показатели мышечной силы приближаются к уровню взрослых. Развитие выносливости составляет 85% от соответствующего уровня взрослых.

Костная система заканчивает формироваться к 18 годам. Так, полное срастание костей таза происходит в 16-18 лет; нижние отрезки грудины срастаются к 15-16 годам, кости стопы полностью формируются в 16-18 лет, характерные изгибы позвоночника в 18-20 лет.

К концу юношеского возраста происходит окончательное формирование вегетативной системы.

К 18 годам продолжает снижаться ЧСС: в покое - до 61 уд/мин, при работе - до 170-190 уд/мин. Кровяное давление у 16-18-летних юношей равно 120/75 мм рт. ст.

У юношей значительно возрастает роль коры головного мозга в регуляции  деятельности всех органов и поведения, усиливаются процессы торможения. Их поведение становится более уравновешенным, психика более устойчива, чем  у подростков.

 

                Становление психики юношей

 

Ранняя юность – в буквальном смысле слова "третий мир", существующий между детством и взрослостью. К концу этого периода основные процессы биологического созревания в большинстве случаев завершены, так что дальнейшее физическое развитие можно рассматривать как принадлежащее к циклу взрослости. Социальный статус юношества неоднороден. Юность – завершающий этап социализации. Деятельность и ролевая структура личности на этом этапе уже приобретают ряд новых, взрослых качеств.

Главная социальная задача этого возраста – выбор профессии. Выбор профессии  и типа учебного заведения неизбежно дифференцирует жизненные пути девушек и молодых людей, со всеми вытекающими отсюда социально-психологическими последствиями.

Расширяется диапазон общественно-политических ролей и связанных с ними интересов и ответственности. Промежуточность общественного положения и статуса юношества определяет и некоторые особенности его психики. Юношей еще остро волнуют проблемы, унаследованные от подросткового этапа, - собственная возрастная специфика, право на автономию от старших и т.д. Но социальное и личностное самоопределение предполагает не столько автономию от взрослых, сколько четкую ориентировку и определение своего места во взрослом мире. Юность – завершающий этап созревания и формирования личности. Становление личности включает в себя также становление относительно устойчивого образа "Я", т.е. целостного представления о самом себе.

                        Образ "Я" включает 3 компонента:                       

1. Познавательный – знание себя, представление о своих качествах и свойствах.

2. Эмоциональный – оценка этих качеств и связанное с ней самолюбие,

самоуважение и т.д.

3. Поведенческий – практичное отношение к себе.

Юноша страстно хочет знать, кто  он такой, чего он стоит, на что он способен. Есть два способа самооценки. Один состоит в том, чтобы соизмерить уровень своих притязаний с достигнутым результатом. Второй путь самооценки –социальное сравнение, сопоставление мнений о себе окружающих.

Образы собственного "я", как  известно, сложны и неоднозначны. Тут  и реальное "я" (каким я вижу себя в реальный момент), и динамическое "я" (каким я стараюсь стать), и идеальное "я" (каким я должен стать, исходя из своих моральных принципов), и фантастическое "я" (каким я хотел бы быть, если бы все было возможным), и целый ряд других представляемых "я". Даже самосознание зрелой личности не свободно от противоречий и не все самооценки адекватны.

Адекватность самооценки с возрастом  повышается. Несовпадение реального  и идеального "Я" вполне естественное следствие роста самосознания и необходимая предпосылка целенаправленного самовоспитания.

Исключительно важной чертой личности, во многом закладываемой в ранней юности, является самоуважение, т.е. обобщенная самооценка, степень принятия или неприятия себя как личности. На формирование самоуважения влияют многие факторы – отношение родителей, положение среди сверстников и другие.

Одной из важных потребностей переходного  возраста становится потребность в освобождении от контроля и опеки родителей, учителей, старших вообще, а также от установленных ими правил и порядков. Значительное влияние на личность юноши оказывает стиль его взаимоотношений с родителями, который лишь отчасти обусловлен их социальным положением.

Существует несколько относительно автономных психологических механизмов, посредством которых родители влияют на своих детей.

     1) подкрепление: поощряя поведение, которое взрослые считают правильным, и, наказывая за нарушение установленных правил, родители внедряют в сознание ребенка определенную систему норм, соблюдение которых постепенно становится для ребенка привычкой и внутренней потребностью;

     2) идентификация: ребенок подражает родителям, ориентируется на их пример, старается стать таким же, как они;

     3) понимание: зная  внутренний мир ребенка и чутко  откликаясь на его проблемы, родители тем самым формируют его самосознание и коммуникативные качества;

     4) механизм психологического  противодействия: юноша, свободу  которого жестко ограничивают, может выработать повышенную тягу к самостоятельности, а тот, кому все разрешают, вырасти зависимым.

Информация о работе Особенности становления психики в юношеском возрасте