Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 15:48, курсовая работа
Период юношества в жизни человека самый важный и по тому самый сложный. За время него человек становится половозрелым, обретает своё социальное «Я», становится уникальной частицей варьирующего общества и относительно неизменного мира. Сложный он потому, что находится на грани детства и зрелости – у человека уже есть серьёзные права и обязанности (в отличие от детства), но он или не знает что с этим делать, либо не относится к такому приобретению с пониманием его важности. Психическое развитие в этот период может идти несколькими путями. Юность может быть бурной: поиски смысла жизни, своего места в этом мире могут стать особенно напряжёнными
Введение…………………………………………………………………….…….…………3
→Общая характеристика юношества……………………………..…....…4-6
Физиологические особенности юношества………………….…….…..6-7
Становление психики юношей…………………………………………...…7-12
Познавательный процесс и умственные способности……..…12-13
Особенности мышления…………………………………………………..….13-14
Особенности эмоциональной сферы…………………………….…...14-15
Особенности эмоциональных проявлений……………….…….……….15
Особенности самосознания……………………………………….….…….15-17
→Психика. Определение……………………………………………..…...…18-19
Развитие психики. Определение…………………………………..…….20-21
Возрастные новообразования………………………………………..……21-25
→Психологические проблемы юношей…………………………….….…26
Причины проблем………………………………………………………….…….26-28
Заключение……………………………………………………………………….….29-30
Литература……………………………………………………………………….…………31
Ульяновское Училище Культуры (техникум)
Курсовая работа по психологии
ТЕМА: Особенности становления психики в юношеском возрасте
Выполнила: студентка группы 2нхо Двугрошева А.Е.
2010\2011 учебный год
Введение…………………………………………………………
→Общая характеристика юношества……………………………..…....…4-
Физиологические особенности юношества………………….…
Становление психики юношей…………………………………………
Познавательный процесс и умственные способности……..…12-13
Особенности мышления…………………………………………………..…
Особенности эмоциональной сферы…………………………….…...14-15
Особенности эмоциональных проявлений……………….…….……….15
Особенности самосознания……………………………………….….
→Психика. Определение……………………………………………..
Развитие психики. Определение…………………………………..…….
Возрастные новообразования…………
→Психологические проблемы юношей…………………………….….…26
Причины проблем………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
Период юношества в жизни человека самый важный и по тому самый сложный. За время него человек становится половозрелым, обретает своё социальное «Я», становится уникальной частицей варьирующего общества и относительно неизменного мира. Сложный он потому, что находится на грани детства и зрелости – у человека уже есть серьёзные права и обязанности (в отличие от детства), но он или не знает что с этим делать, либо не относится к такому приобретению с пониманием его важности. Психическое развитие в этот период может идти несколькими путями. Юность может быть бурной: поиски смысла жизни, своего места в этом мире могут стать особенно напряжёнными. Некоторые старшеклассники плавно и непрерывно продвигаются к переломному моменту жизни, а затем относительно легко включаются в новую систему отношений. Они больше интересуются общепринятыми ценностями, в большей степени ориентируются на оценку окружающих , авторитет взрослых. Возможны и резкие, скачкообразные изменения, которые благодаря хорошо развитой саморегуляции не вызывают сложностей в развитии. При переходе от подросткового возраста к юношескому происходит изменение в отношении к будущему: если подросток смотрит на будущее с позиции настоящего, то юноша смотрит на настоящее с позиции будущего. Выбор профессии и типа учебного заведения неизбежно дифференцирует жизненные пути юношей и девушек, закладывает основу их социально-психологических и индивидуально-психологических различий. Учебная деятельность становится учебно-профессиональной, реализующей профессиональные и личностные устремления юношей и девушек. Ведущее место у старшеклассников занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни, с дальнейшим образованием и самообразованием. Эти мотивы приобретают личностный смысл и становятся значимыми.
Цель: Выявить особенности
Начнём с представления о юношестве.
→Общая характеристика юношества
В юношеский период возрастного развития происходит завершение физического и в основном социального созревания человека.
Наступает время, когда дети сами обращаются к будущему, делают его предметом своих размышлений, задумываются о своей судьбе. Период взросления - время, когда молодой человек упорно ищет ответы на вопросы «Кто Я?», «Каков Я?», «Что за мир окружает меня?», «Зачем Я пришел в этот мир?» Однако не имея достаточного опыта и сталкиваясь с проявлениями несправедливости, жестокости, а то и бессмыслицы, которых немало в окружающей нас жизни, подросток (юноша) может прийти к роковому решению о бессмысленности своего существования на Земле. Подростковый и юношеский суицид (от англ. suicide - акт самоубийства) - явление знакомое медикам и психологам. Американский психолог Виктор Франкл приводит удивительный факт: он изучал группу юношей, которые совершили попытку (к счастью, неудачную) покончить с собой. Почти все были физически и психически здоровыми, материально обеспеченными, хорошо учились, жили в благополучных семьях. Но большинство из них не видело смысла своей жизни.
Понятие юности тесно связано с
понятием переходного возраста, центральным
биологическим процессом
1) препубертатный
- подготовительный период - соответствует
предподростковому (младшему
2) собственно пубертатный
период, в течение которого
3) постпубертатный период, когда организм достигает полной биологической зрелости - юношеский возраст.
Однако все процессы созревания протекают крайне неравномерно и неодновременно.3 типа юности (по Э.Шпрангеру):
• первый характеризуется резкими, бурными изменениями, наличием внешних и внутренних конфликтов - «юность - второе рождение»,
• второй тип - усвоение норм и ценностей взрослого общества происходит плавно, постепенно, без заметных изменений в личности самого подростка,
• третий тип - предполагает
довольно быструю психологическую
перестройку, однако это человек, обладающий
сильным характером, который сравнительно
легко справляется с
Ранняя юность (от 14-15 до 18 лет) - в
буквальном смысле слова «третий
мир», существующий между детством
и взрослость. Биологически это период
завершения физического созревания.
Большинство девушек и
Социальный статус юношества неоднороден.
Юность - завершающий этап первичной
социализации. Подавляющее большинство
юношей и девушек еще учащиеся,
их участие в производительном труде
зачастую рассматривается не только
и не столько с точки зрения
его экономической
Промежуточность общественного положения и статуса юношества определяет и некоторые особенности его психики. Юношей еще остро волнуют проблемы, унаследованные от подросткового этапа,- собственная возрастная специфика, право на автономию от старших и т.п. Но социальное и личностное самоопределение предполагает не столько автономию от взрослых, сколько четкого ориентировку и определение своего места во взрослом мире. Наряду с дифференциацией умственных способностей и интересов, без которой затруднителен выбор профессии, это требует развития интегративных механизмов самосознания, выработки мировоззрения и жизненной позиции.
Юношеское самоопределение - исключительно
важный этап формирования личности. Но
пока это «предвосхищающее»
В отличие от подростка, который
в основном принадлежит еще к
миру детства (что бы он сам об этом
ни думал), и юноши, занимающего промежуточное
положение между ребенком и взрослым,
18-23-летний человек является взрослым
и в биологическом, и в социальном
отношении. Общество видит в юноше
не столько объект социализации, сколько
ответственного субъекта общественно-производственной
деятельности, оценивая ее результаты
по «взрослым» стандартам. Ведущей
сферой деятельности становится теперь
труд с вытекающей отсюда дифференциацией
профессиональных ролей. Об этой возрастной
группе уже нельзя говорить «вообще»:
ее социально-психологические
Но как многие юноши в каких-то отношениях еще остаются подростками, так многие молодые люди сталкиваются с «юношескими» проблемами и в студенческие годы и много позже. Без учета этого обстоятельства нельзя понять ни молодых рабочих, ни студенчества.
Физиологические особенности юношей
Юношество в физиологическом плане характеризуется завершением процессов формирования всех органов и систем, достижением организмом функционального уровня взрослого человека.
Данный возраст связан с быстрым увеличением роста. Так, в период от 15 до 17 лет рост увеличивается на 5-7 см в год. Энергичный рост в длину сопровождается увеличением веса тела. Наибольшее прибавление в весе наблюдается в возрасте 16-17 лет. Прибавление в весе тела за год в этот период достигает 4-6 кг и даже больше. Быстрое нарастание веса обусловлено не только интенсивным ростом в длину, но и увеличением массы мышц. Особенно интенсивное развитие мышечной системы у юношей происходит после 15 лет, достигая к 17 годам 40-44% веса тела. К 16-17 годам показатели мышечной силы приближаются к уровню взрослых. Развитие выносливости составляет 85% от соответствующего уровня взрослых.
Костная система заканчивает формироваться к 18 годам. Так, полное срастание костей таза происходит в 16-18 лет; нижние отрезки грудины срастаются к 15-16 годам, кости стопы полностью формируются в 16-18 лет, характерные изгибы позвоночника в 18-20 лет.
К концу юношеского возраста происходит окончательное формирование вегетативной системы.
К 18 годам продолжает снижаться ЧСС: в покое - до 61 уд/мин, при работе - до 170-190 уд/мин. Кровяное давление у 16-18-летних юношей равно 120/75 мм рт. ст.
У юношей значительно возрастает роль коры головного мозга в регуляции деятельности всех органов и поведения, усиливаются процессы торможения. Их поведение становится более уравновешенным, психика более устойчива, чем у подростков.
Становление психики юношей
Ранняя юность – в буквальном смысле слова "третий мир", существующий между детством и взрослостью. К концу этого периода основные процессы биологического созревания в большинстве случаев завершены, так что дальнейшее физическое развитие можно рассматривать как принадлежащее к циклу взрослости. Социальный статус юношества неоднороден. Юность – завершающий этап социализации. Деятельность и ролевая структура личности на этом этапе уже приобретают ряд новых, взрослых качеств.
Главная социальная задача этого возраста – выбор профессии. Выбор профессии и типа учебного заведения неизбежно дифференцирует жизненные пути девушек и молодых людей, со всеми вытекающими отсюда социально-психологическими последствиями.
Расширяется диапазон общественно-политических ролей и связанных с ними интересов и ответственности. Промежуточность общественного положения и статуса юношества определяет и некоторые особенности его психики. Юношей еще остро волнуют проблемы, унаследованные от подросткового этапа, - собственная возрастная специфика, право на автономию от старших и т.д. Но социальное и личностное самоопределение предполагает не столько автономию от взрослых, сколько четкую ориентировку и определение своего места во взрослом мире. Юность – завершающий этап созревания и формирования личности. Становление личности включает в себя также становление относительно устойчивого образа "Я", т.е. целостного представления о самом себе.
Образ
"Я" включает 3 компонента:
1. Познавательный – знание себя, представление о своих качествах и свойствах.
2. Эмоциональный – оценка этих качеств и связанное с ней самолюбие,
самоуважение и т.д.
3. Поведенческий – практичное отношение к себе.
Юноша страстно хочет знать, кто он такой, чего он стоит, на что он способен. Есть два способа самооценки. Один состоит в том, чтобы соизмерить уровень своих притязаний с достигнутым результатом. Второй путь самооценки –социальное сравнение, сопоставление мнений о себе окружающих.
Образы собственного "я", как известно, сложны и неоднозначны. Тут и реальное "я" (каким я вижу себя в реальный момент), и динамическое "я" (каким я стараюсь стать), и идеальное "я" (каким я должен стать, исходя из своих моральных принципов), и фантастическое "я" (каким я хотел бы быть, если бы все было возможным), и целый ряд других представляемых "я". Даже самосознание зрелой личности не свободно от противоречий и не все самооценки адекватны.
Адекватность самооценки с возрастом повышается. Несовпадение реального и идеального "Я" вполне естественное следствие роста самосознания и необходимая предпосылка целенаправленного самовоспитания.
Исключительно важной чертой личности, во многом закладываемой в ранней юности, является самоуважение, т.е. обобщенная самооценка, степень принятия или неприятия себя как личности. На формирование самоуважения влияют многие факторы – отношение родителей, положение среди сверстников и другие.
Одной из важных потребностей переходного возраста становится потребность в освобождении от контроля и опеки родителей, учителей, старших вообще, а также от установленных ими правил и порядков. Значительное влияние на личность юноши оказывает стиль его взаимоотношений с родителями, который лишь отчасти обусловлен их социальным положением.
Существует несколько
1) подкрепление: поощряя поведение, которое взрослые считают правильным, и, наказывая за нарушение установленных правил, родители внедряют в сознание ребенка определенную систему норм, соблюдение которых постепенно становится для ребенка привычкой и внутренней потребностью;
2) идентификация: ребенок подражает родителям, ориентируется на их пример, старается стать таким же, как они;
3) понимание: зная
внутренний мир ребенка и
4) механизм психологического
противодействия: юноша,
Информация о работе Особенности становления психики в юношеском возрасте