Особенности становления психики в юношеском возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 15:48, курсовая работа

Описание работы

Период юношества в жизни человека самый важный и по тому самый сложный. За время него человек становится половозрелым, обретает своё социальное «Я», становится уникальной частицей варьирующего общества и относительно неизменного мира. Сложный он потому, что находится на грани детства и зрелости – у человека уже есть серьёзные права и обязанности (в отличие от детства), но он или не знает что с этим делать, либо не относится к такому приобретению с пониманием его важности. Психическое развитие в этот период может идти несколькими путями. Юность может быть бурной: поиски смысла жизни, своего места в этом мире могут стать особенно напряжёнными

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….…….…………3
→Общая характеристика юношества……………………………..…....…4-6
Физиологические особенности юношества………………….…….…..6-7
Становление психики юношей…………………………………………...…7-12
Познавательный процесс и умственные способности……..…12-13
Особенности мышления…………………………………………………..….13-14
Особенности эмоциональной сферы…………………………….…...14-15
Особенности эмоциональных проявлений……………….…….……….15
Особенности самосознания……………………………………….….…….15-17
→Психика. Определение……………………………………………..…...…18-19
Развитие психики. Определение…………………………………..…….20-21
Возрастные новообразования………………………………………..……21-25
→Психологические проблемы юношей…………………………….….…26
Причины проблем………………………………………………………….…….26-28
Заключение……………………………………………………………………….….29-30
Литература……………………………………………………………………….…………31

Файлы: 1 файл

Особенности становления психики в юношеском возрасте.docx

— 87.33 Кб (Скачать файл)

-Откажетесь

Итоги теста:

От 21 до 30 очков: Юмор в Вас просто бурлит. Даже перехлестывает через края. Так что будьте посдержаннее, иначе Ваше поведение можно истолковать не так, как Вам бы хотелось.

От 11 до 20 очков: Обладаете здоровым, реальным чувством юмора, в шутках не перебарщиваете. Ваше остроумие не задевает и не утомляет окружающих.

От 6 до 10 очков: Даже в хорошем настроении Вы слишком практичны, трезвы в суждениях, а это никого не развеселит, скорее утомит окружающих.

От 0 до 5 очков: Вы мрачный человек, и от этого Вам не весело, и друзьям тоже. Не удивляйтесь, если Вашего общества иногда избегают.

 

Этот тест поможет или избавиться от комплексов или осознать ошибки и исправит их. Иногда эти самые ошибки исправить сложно из-за психологических проблем.

 

 

 

 

 

       →Психологические проблемы юноши

 

Есть много причин, в связи  с которыми у молодого человека возникает желание разобраться в себе. Но есть основная, которая включает в себя почти всё – это психологическая проблема, которая тесно связана с проблемами развития психики в более ранние периоды жизни, чем юношество. В этом случае сложно без помощи найти решение.

Оказывается, не всё в жизни меняется в лучшую сторону решением материальных трудностей, проблем со здоровьем или карьерой, есть область проблем, которые кроются только внутри человека и иногда не зависят от внешних факторов.

 

                       Причины проблем

 

Если причины дискомфорта, неудач, какой-либо зависимости, неудовлетворенности  и прочего находятся, в основном, в психике (в душе) человека, а  внешние обстоятельства жизни лишь усугубляют внутренние причины... Если это состояние причиняет человеку явные или скрытые страдания. Если человеку с большим трудом удается изменить себя и ситуацию вокруг себя, но даже что-то изменив, он не получает удовлетворения и душевного комфорта.Тогда можно смело говорить о том, что проблема преимущественно психологическая, внутренняя, а не внешняя, социальная. И это хорошо потому, что в этом случае психолог может помочь человеку стать довольным собой и своей жизнью. Достаточно приложить труд, время и компетенцию и проблема вполне вероятно может быть решена. 

Обычно психологическая проблема возникает тогда, когда у человека есть неосознанная  внутренняя фиксация на каком-либо объекте или субъекте, как бы связанных (по мнению самого человека) с достижением желанной цели. А у любого человека есть всего два вида желаний– либо что-то получить (иметь, быть, стать, реализовать, обладать и прочее), иными словами "стремление к...", либо от чего-то избавиться (убежать, уничтожить, оставить, оттолкнуть, освободиться и прочее), иными словами "стремление от...". Если это никак не достигается, возникает проблема.

Схематично так:


Преграда


цель



Человек




Желание



 

Преградой могут стать как внутренние разногласия или комплексы, так  и внешнее влияние, стечение обстоятельств  и тому подобное. Бороться с такими преградами сложно, но обязательно. В  ином случае есть риск тяжёлых последствий, которые прежде всего выразятся в психической сфере.

Любое морально недомогание, длительное расстройство, неудовлетворённость  может перетечь в депрессию. А  это скоро станет бичом нашего общества. На сайте medifarm.info в разделе новостей за ноябрь 2009 года была опубликована первая статья об исследованиях, которые выявили:

«В ближайшие 20 лет наиболее распространенными заболеваниями станут депрессивные расстройства, - считают в ВОЗ. Значительный рост числа страдающих депрессией прогнозируют специалисты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), которые принимают участие во Всемирном саммите психического здоровья, открывшемся в среду в Греции.

  Оценивая тяжесть  заболевания, специалисты учитывают  разницу между ожидаемой продолжительностью  жизни и возрастом, в котором  человек умирает или становится  недееспособным. Сотрудник Департамента  психического здоровья ВОЗ Шехар Саксена заявил, что к 2030 году тяжесть депрессивных расстройств для здравоохранения превысит этот показатель других заболеваний.

  По словам доктора  Саксены, депрессия гораздо более распространена, чем ВИЧ-инфекция или злокачественные заболевания. При этом расстройство поражает все большее число людей.»

И это действительно так. К нынешнему 2011 году показатели увеличились.

Юношество-возраст, наиболее подверженный всякого рода расстройствам. Именно поэтому как бы ни старались подростки и молодые люди отстраниться от  близких – близкие должны понимать, что это «такой возраст» и их помощь может понадобиться в любой момент.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                               Заключение

 

Пройдя путь первого рождения личности и ее существования, не выходящего за пределы непосредственных связей людей, подросток, вырастая из детства и  трепетно входя в период юности, обретает возможность второго рождения личности. Юношество самоуглубленно развивает  в себе рефлексивные способности. Развитая рефлексия дает возможность  для тонкого вникания в собственные  переживания, побуждения, взаимодействующие  мотивы и единовременно - холодного  анализа и соотнесения интимного  с нормативным. Рефлексии выводят молодого человека за пределы его внутреннего мира и позволяют занять позицию в этом мире. Именно в этом возрасте человек либо обращается к нравственному цинизму, становясь "нравственным пылесосом", либо начинает сознательно стремиться к духовному росту, к построению жизни на основе понятия традиционных и новых нравственных ориентаций. Между тем в юности углубляется разрыв между молодыми людьми в сфере ценностных ориентаций и притязаний на признание, способности к рефлексии и в сфере других особенностей, характеризующих личность.

В юности человек стремится к  самоопределению как личность и  как человек, включенный в общественное производство, в трудовую деятельность. Поиск профессии - важнейшая проблема юности. Знаменательно, что в юности некоторая часть молодежи начинает тяготеть к лидерству как предстоящей  деятельности. Эта категория людей  стремится научиться оказывать  влияние на других и для этого  изучает социальные процессы, сознательно  рефлексируя на них.

Юноша имеет в себе чувство личности и стремится предстать перед  другими и самим собой как  личность в ситуациях горячечных молодежных споров и в ситуациях  выбора линии поведения и совершаемого поступка.

Юность, обретая потенциал личности, входящей в пору второго рождения, начинает чувствовать освобождение от непосредственной зависимости тесного  круга значимых лиц (родных и близких  людей). Эта независимость приносит сильнейшие переживания, захлестывает эмоционально и создает огромное количество проблем. Для того чтобы дойти до понимания относительности любой независимости, для того чтобы ценить родственные связи и авторитет опыта старшего поколения, юности предстоит духовный путь библейского блудного сына через трудные, непереносимо тяжелые переживания отчуждения от круга значимых людей, через глубинные рефлексивные страдания и поиск истинных ценностей к возвращению в новой ипостаси - теперь уже в качестве взрослого, способного проидентифицировать себя со значимыми близкими и теперь уже окончательно принять их как таковых. Именно взрослый, социально зрелый человек несет в себе постоянство мировоззрения, ценностных ориентаций, органически сочетающих в себе не только "независимость", но и понимание необходимости зависимости - ведь личность несет в себе бытие общественных отношений.

 

Выбранная тема особенностей становления психики в юношеском возрасте мне оказалась интересна, но сложна. Хотелось бы отметить тот факт, что информации о ней мало. Тема мало популярна и поэтому в литературе описана поверхностно. И, к сожалению, показать в курсовой работе всю важность, сложность становления психики юношей возможности мне не представилось.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             Литература

Сайты:

Wikipedia.org, Demon-snk.narod.ru, Mirslovarei.com, Рsychology.net.ru, Мypsiholog.com, Рsychological.ru, Flogiston.ru, Psylib.org.ua, Childpsy.ru, Koob.ru, Тv-agent.net, Uspeshnie-mozgi.ru

 

Книги:

1. Асмолов А.Г. Психология личности. МГУ, 1990.

2.Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6–ти томах. -М., 1982–1984

3. Годфруа Жо. Что такое психология.: В 2 т. 1992.

4.Ковалев А. Г. Психология личности. 3-е изд.- М., 1970.

5. Кон И. С. Психология ранней юности.- М., 1976.

6.Кон И. С. Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности. - М., 1976.

7.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1977.

8. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. -М., 1989.

9. Мухина В.С. Возрастная психология: Учебник для студентов ВУЗов. 1997.

10. Якобсон П.М. Общение людей как социально-психологическая проблема. М., 1973.




Информация о работе Особенности становления психики в юношеском возрасте