Особенности становления психики в юношеском возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 15:48, курсовая работа

Описание работы

Период юношества в жизни человека самый важный и по тому самый сложный. За время него человек становится половозрелым, обретает своё социальное «Я», становится уникальной частицей варьирующего общества и относительно неизменного мира. Сложный он потому, что находится на грани детства и зрелости – у человека уже есть серьёзные права и обязанности (в отличие от детства), но он или не знает что с этим делать, либо не относится к такому приобретению с пониманием его важности. Психическое развитие в этот период может идти несколькими путями. Юность может быть бурной: поиски смысла жизни, своего места в этом мире могут стать особенно напряжёнными

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….…….…………3
→Общая характеристика юношества……………………………..…....…4-6
Физиологические особенности юношества………………….…….…..6-7
Становление психики юношей…………………………………………...…7-12
Познавательный процесс и умственные способности……..…12-13
Особенности мышления…………………………………………………..….13-14
Особенности эмоциональной сферы…………………………….…...14-15
Особенности эмоциональных проявлений……………….…….……….15
Особенности самосознания……………………………………….….…….15-17
→Психика. Определение……………………………………………..…...…18-19
Развитие психики. Определение…………………………………..…….20-21
Возрастные новообразования………………………………………..……21-25
→Психологические проблемы юношей…………………………….….…26
Причины проблем………………………………………………………….…….26-28
Заключение……………………………………………………………………….….29-30
Литература……………………………………………………………………….…………31

Файлы: 1 файл

Особенности становления психики в юношеском возрасте.docx

— 87.33 Кб (Скачать файл)

Наилучшие взаимоотношения юношей с родителями складываются обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности.

"Значимость" для юношей и  девушек их родителей и сверстников  принципиально не одинакова в разных сферах деятельности. Наибольшая автономия от родителей при ориентации на сверстников наблюдается в сфере досуга, развлечений, свободного общения, потребительских ориентаций.

Юность - период жизни после отрочества до взрослости (возрастные границы условны – от 15 до 21 лет). Это период, когда человек может пройти путь от неуверенного, непоследовательного отрока, притязающего на взрослость до действительного повзросления.

В юности у молодого человека возникает  проблема выбора жизненных ценностей. Юность стремится сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе, к другим людям, а также к моральным ценностям. Именно в юности молодой человек сознательно отрабатывает свое место среди категорий добра и зла. "Честь", "достоинство", "право", "долг" и другие характеризующие личность категории остро волнуют человека в юности. В юности молодой человек расширяет диапазон добра и зла до предельных границ и испытывает свой ум и свою душу в диапазоне от прекрасного, возвышенного, доброго до ужасного, неизменного злого. Юность стремится прочувствовать себя в искушениях и восхождении, в борьбе и одолении, падении и возрождении - во всем том многообразии духовной жизни, которое свойственно состоянию ума и сердца человека. Знаменательно для самого юноши и для всего человечества, если молодой человек выбрал для себя путь духовного роста и преуспевания, а не прельстился пороком и противостоянием общественным добродетелям. Выбор внутренний позиции - весьма многотрудная духовная работа. Молодому человеку, обратившемуся к анализу и сопоставлению общечеловеческих ценностей и своих собственных склонностей и ценностных ориентаций, предстоит сознательно разрушить или принять исторически обусловленные нормативы и ценности, которые определяли его поведение в детстве и отрочестве. Кроме того, на него обвально наступают современные идеи государства, новых идеологов и лжепророков. Он выбирает для себя неадаптивную или адаптивную позицию в жизни, при этом считает, что именно избранная им позиция является единственно для него приемлемой и, следовательно, единственно правильной. Как бы странно ни была направлена юность на поиск своего места в мире, сколь бы ни была она интеллектуально готова к осмыслению всего сущего, многого она не знает - еще нет опыта реальной практической и духовной жизни среди близких людей ("Если бы молодость знала..."). Кроме того, именно в юности по-настоящему пробуждается данное природой стремление к другому полу. Это стремление может затмевать, несмотря на понимание, знания, убеждения и уже сформированные ценностные ориентации молодого человека.

В этот период жизни над другими чувствами может доминировать всепоглощающая страсть к другому человеку. 

Юноша проходит через обособление, и даже отчуждение от всех тех, кого любит, кто был ответствен за него в детстве и отрочестве. Это уже не подростковый негативизм,  а часто лояльное, но твердое отстранение родных, стремящихся сохранить прежние непосредственные отношения с вырастающими сыном или дочерью. Хорошо для всех, если в конце своего борения юноша или девушка возвратятся обновленными духовно с любовью и доверием к своим близким.

Молодой человек ценит свои рефлексивные упражнения, содержанием которых является он сам, его друг, его девушка, все человечество. Юноша и девушка - каждый сам по себе - стремятся к идентификации с собой, со сверстниками того же пола, а также друг с другом. В этом возраст юность готова пережить чувство первой любви. У каждого она индивидуальна не только по времени проявления (по возрасту), но и по силе ее переживания. Одни испытывают глубокое чувство, другие - поверхностные эмоции. Именно от духовных качеств личности в юности зависит, как проявляет себя молодой человек в перипетиях любовных отношений, в какой мере достойно он решает проблемы, связанные с успехом в любви. Многое при решении проблем зависит от меры развития нравственного самосознания.

Начав в отрочестве созидание своей  личности, начав сознательно строить  способы общения, молодой человек  продолжает этот путь совершенствования  значимых для себя качеств в юности. Однако у одних - это духовный рост через идентификацию с идеалом, а у других - выбор для подражания антигероя и связанные с этим последствия развития личности.

 Юноша продолжает открывать  через постоянные рефлексии свою  ускользающую, как и в отрочестве, сущность. Он остается легкоранимым - ироничный взгляд, меткое слово  другого человека могут разом  обезоружить молодого человека  и сбить с него так часто  демонстрируемый апломб.

Лишь к концу юношеского возраста молодой человек начинает реально  овладевать защитными механизмами, которые не только позволяют ему  внешне защищать себя от стороннего вторжения, но и укрепляют его внутренне. Рефлексия помогает предугадать  возможное поведение другого  и подготовить встречные действия, которые отодвинут безапелляционное вторжение; занять такую внутреннюю позицию, которая может защитить больше, чем физическая сила.

В этот период жизни человек решает, в какой последовательности он приложит свои способности для реализации себя в труде и в самой жизни.

Юность - чрезвычайно значимый период в жизни человека. Вступив в  юность подростком, молодой человек  завершает этот период истинной взрослостью, когда он действительно сам определяет для себя судьбу: путь своего духовного  развития и земного существования. Он планирует свое место среди  людей, свою деятельность, свой образ  жизни. В то же время возрастной период юности может ничего не дать человеку в плане развития способности  к рефлексии и духовности. Прожив этот период, выросший человек может  остаться в психологическом статусе  подростка.

 

Познавательные процессы и умственные                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          способности

 

 Развитие познавательных функций  и интеллекта имеет две стороны  - количественную и качественную. Количественные изменения - суть  изменения в степени, в уровне  развития: юноша решает интеллектуальные  задачи легче, быстрее и эффективнее,  чем ребенок младшего школьного  возраста. Качественные изменения  характеризуют сдвиги в структуре  мыслительных процессов: важно не то, какие задачи решает человек, а каким образом он это делает.

 

 

                   Особенности мышления

 

К концу подросткового возраста человек уже способен отделять логические операции от тех объектов, над которыми они производятся, и классифицировать высказывания.

Исходя из своей теории, Пиаже  указывает на сильную склонность юношеского стиля мышления к отвлеченному теоретизированию, созданию абстрактных  теорий, на увлечение философскими построениями и т.д.

Изменяется соотношение категорий  возможности и действительности в пользу сферы возможного. Это приводит к интеллектуальному экспериментированию, игре в понятия и формулы. Причем интеллектуальные игры обладают для юношей большой ценностью, в силу чего эти универсальные теории должны скорее подчинять себе действительность, чем подчиняться ей.

Развитие абстрактно-логического  мышления знаменует появление не только нового интеллектуального качества, но и соответствующей потребности. Ребята готовы часами спорить об отвлеченных  предметах, о которых они ничего не знают. Но эти отвлеченные рассуждения  так же необходимы и полезны, как  бесконечные «почему?» дошкольника. Это новая стадия развития интеллекта, когда абстрактная возможность  кажется интереснее и важнее действительности (именно потому, что она не знает  никаких ограничений, кроме логических), и изобретение, а затем разрушение «универсальных» законов и теорий становится любимой умственной игрой.

В мечтах юность предвосхищает и  «проигрывает» бесчисленные варианты своего будущего жизненного пути, которые  кажутся все одинаково возможными. Если вы хотите понять внутренний мир  подростка или юноши - поинтересуйтесь прежде всего его мечтами. Впрочем, некоторыми из них он никогда не поделится...

Отвлеченно-философская направленность юношеского мышления связана, конечно, не только с формально-логическими  операциями, но и с особенностями  эмоционального мира ранней юности. Однако эти свойства не стоит преувеличивать.

Склонность к абстрактному мышлению типична главным образом для  юношей. Хотя девочки в этом возрасте лучше учатся и превосходят мальчиков  по успеваемости, их познавательные интересы менее определенны и дифференцированные и они лучше решают конкретные, чем абстрактные задачи. Художественно-гуманитарные интересы превалируют у них над  естественнонаучными. Что же касается мечтательности, то она связана не столько с интеллектуальными, сколько с характерологическими особенностями.

Широта интеллектуальных интересов  часто сочетается в ранней юности с разбросанностью, отсутствием  системы и метода, многие юноши  склонны преувеличивать уровень  своих знаний и особенно умственных возможностей. Почти во всех старших  классах появляется немалое число  безразличных, скучающих учеников, которым учеба кажется прозаичной по сравнению с воображаемой «подлинной»  жизнью.

Отчасти это объясняется рутинностью  и монотонностью учебного процесса в школе, не дающего простора индивидуальным способностям и инициативе учащихся. Кроме того, некоторым ребятам  объективно не под силу сложная учебная  программа, они не хотят учиться, а лишь формально отсиживают урок л. Сказываются также внутренние противоречия развития внимания.

 

         Особенности эмоциональной сферы

 

 Причины особенностей эмоциональных  реакций юношества:

•       гормональные и  физиологические процессы,

•       социальные факторы  и условия воспитания,

•       индивидуально-типологические различия,

•       психологические  трудности взросления,

•       противоречивость уровня притязаний и образа «Я»

 

Возраст от 14 до 18 лет является критическим  периодом для психопатий.

Однако разнообразнее становятся способы выражения эмоций, увеличивается  продолжительность эмоциональных  реакций и пр.

 

     Особенности эмоциональных проявлений

 

•общее повышение уровня эмоциональной  избирательности - того, на какие стимулы  и как реагирует субъект,

•дифференциация по силе эмоциональных  реакций,

•дифференциация способов выражения  эмоциональных состояний,

•повышение самоконтроля и саморегуляции,

•изменчивость настроения.

 

У большинства  людей  переход  из  подросткового  возраста  в  юношеский  сопровождается улучшением  коммуникабельности  и  общего  эмоционального  самочувствия.

 

                 Особенности самосознания

 

Развитие самосознания - центральный  психический процесс переходного    возраста. Биогенетическая психология выводит рост самосознания и интереса к собственному «Я» у подростков и юношей непосредственно из процессов  половою созревания. Половое созревание, скачок в росте, нарастание физической силы изменение внешних контуров тела и т.п. действительно активизируют у подростка интерес к себе и своему телу. Это происходит теперь прежде всего потому, что физическое созревание является одновременно социальным символом, признаком взросления и возмужания, на который обращают внимание и за которым пристально следят другие, взрослые и сверстники. Противоречивость положения подростка, изменение структуры его социальных ролей и уровня притязаний -  вот что в первую очередь актуализирует вопросы «Кто я?», «Кем я стану?», «Каким я хочу и должен быть?».

Главное психологическое приобретение ранней юности открытие своего внутреннего  мира. Для ребенка единственной осознаваемой реальностью является внешний мир, куда он проецирует свою фантазию. Вполне осознавая свои поступки, он еще  не осознает собственных психических  состояний. Для юноши внешний, физический мир - только одна из возможностей субъективного  опыта, центром которого является он сам. Открытие своего внутреннего мира - радостное и волнующее событие. Но оно вызывает и много тревожных, драматических переживаний. Внутреннее «Я» не совпадает с «внешним»  поведением, актуализируя проблему самоконтроля.

Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Юношеское  «Я» еще неопределенно, расплывчато, оно нередко переживается как  смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую необходимо чем-то заполнить. Отсюда растет потребность  в общении и одновременно повышается его избирательность, потребность  в уединении.

Ориентация одновременно на нескольких значимых «других»  делает психологическую  ситуацию юноши неопределенной, внутренне  конфликтной. Бессознательное желание  избавиться от прежних детских идентификации  активизирует его рефлексию, а также  чувство своей особенности, непохожести  на других. Сознание своей особенности, непохожести на других вызывает характернее  для ранней юности чувство одиночества  или страха одиночества.

Представление подростка или юноши  о себе всегда соотносится с групповым  образом «Мы», т.е. образом типичного  сверстника своего пола, но никогда  не совпадает с этим «Мы» полностью. Юноши считают себя менее смелыми, умнее общительными и жизнерадостными, но зато более добрыми и способными понять другого человека, чем их ровесники. Девушки приписывают себе меньшую общительность, но большую искренность, справедливость и верность. Свойственное многим старшеклассникам преувеличение собственной уникальности.

Информация о работе Особенности становления психики в юношеском возрасте