Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 15:48, курсовая работа
Период юношества в жизни человека самый важный и по тому самый сложный. За время него человек становится половозрелым, обретает своё социальное «Я», становится уникальной частицей варьирующего общества и относительно неизменного мира. Сложный он потому, что находится на грани детства и зрелости – у человека уже есть серьёзные права и обязанности (в отличие от детства), но он или не знает что с этим делать, либо не относится к такому приобретению с пониманием его важности. Психическое развитие в этот период может идти несколькими путями. Юность может быть бурной: поиски смысла жизни, своего места в этом мире могут стать особенно напряжёнными
Введение…………………………………………………………………….…….…………3
→Общая характеристика юношества……………………………..…....…4-6
Физиологические особенности юношества………………….…….…..6-7
Становление психики юношей…………………………………………...…7-12
Познавательный процесс и умственные способности……..…12-13
Особенности мышления…………………………………………………..….13-14
Особенности эмоциональной сферы…………………………….…...14-15
Особенности эмоциональных проявлений……………….…….……….15
Особенности самосознания……………………………………….….…….15-17
→Психика. Определение……………………………………………..…...…18-19
Развитие психики. Определение…………………………………..…….20-21
Возрастные новообразования………………………………………..……21-25
→Психологические проблемы юношей…………………………….….…26
Причины проблем………………………………………………………….…….26-28
Заключение……………………………………………………………………….….29-30
Литература……………………………………………………………………….…………31
Осознание своей непохожести на других исторически и логически предшествует пониманию своей глубокой внутренней связи и единства с окружающим людьми.
Не менее сложным является осознание своей преемственности, устойчивости своей личности во времени.
Развитие психики в детстве и юности – одно из важных процессов, происходящих с человеком. Разберём само понятие «психика». А вариантов оно имеет несколько.
→Психика. Определение
Психику следует понимать как своего
рода рефлексию организма, то есть его
способность к различным
Психика [греч. psychê — душа] –
1) по М. Г. Ярошевскому, высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем. На уровне человека психика. приобретает качественно новый характер, в силу того что его биологическая природа преобразуется социокультурными факторами, благодаря которым возникает внутренний план жизнедеятельности — сознание, а индивид становится личностью. Знание о психике менялось на протяжении столетий, отражая достижения в исследованиях функции организма (как его телесного субстрата) и в понимании зависимости человека от социальной среды его активности. Это знание, осмысливаясь в различных идейных контекстах, служило предметом острых дискуссий, поскольку затрагивало коренные философские вопросы о месте человека в мироздании, о материальных и духовных основах его бытия. В течение многих веков психика обозначалось термином «душа», трактовка которой, в свою очередь, отразила расхождения в объяснении движущих сил, внутреннего плана и смысла человеческого поведения. Наряду с восходящим к Аристотелю пониманием души как формы существования живого тела сложилось направление, представляющее ее в образе бесплотной сущности, история и судьба которой, согласно различным религиозным вероучениям, зависят от внеземных начал;
2) Психика по В. А. Петровскому, система неотторжимых от живого существа процессов и состояний взаимоперехода объективных и субъективных атрибутов его бытия.
Под «субъективным» подразумевается
свойственная живому существу (и только
ему) система феноменов, каждый из которых
характеризуется
Категория «субъективного» включает
в себя образы мира (конфигурации переживаний
— «чувственной ткани», в которых
воспроизводятся формы
В возрасте юношества становление (развития) психики происходит бурно. Решающее значение в развитии психических свойств юношей приобретает общение как средство организации общественной деятельности, фиксации и передачи опыта, как внутреннее орудие организации и развития собственного поведения и психики. Общение достигает особого уровня значимости. (Хотя и в раннем возрасте оно тоже очень важно.)Что же значит развитие психики?
Развитие психики. Определение
Развитие психики —
Во-первых, выделяются две группы факторов, обусловливающих развитие психики: природные задатки и внешнее окружение (наиболее четко у В. Штерна, К. Бюлера и их последователей). Иногда выделяют в особую группу факторов личностную активность, отличную от природных задатков (Г. Олпорт). Во внешнем окружении, когда речь идет о человеке, обычно обращают внимание на присвоение социальных норм и культуры, зафиксированных в знаково-символических формах (Д. Брунер, Д. Мид, Ж. Пиаже, К. Г. Юнг, Л. С. Выготский). Отмечается, что под влиянием этих форм происходит перестройка порождающих структур психики.
Во-вторых, признается наличие некоторых универсальных законов развития психики. Наиболее отчетливо эта идея под прямым влиянием биогенетического закона Э. Геккеля была высказана С. Холлом в его теории рекапитуляции, согласно которой онтогенетическое развитие психики ребенка воспроизводит филогенез человечества. В 20–30-х годах в отечественной психологии проблематика развития психики разрабатывалась в основном в рамках детской психологии, а в дальнейшем и на материале зоопсихологии, патопсихологии, исторической психологии. Развитие психики рассматривалось при этом как процесс последовательного включения человека в ряд социально-предметных деятельностей. Интериоризация структур этих деятельностей определяет формирование многоуровневых базовых структур психики. Л. С. Выготским было обосновано положение о ведущей роли обучения в развитии психики: обучение должно идти впереди развития. Он критически оценивал представление об отождествлении развития с обучением и отрыве развития психики от обучения. Развитие психики человека выступает в единстве с развитием его личности, хотя эти процессы не являются тождественными.
В юности получает новое развитие механизм идентификации обособления. Также для этого возраста характерны свои новообразования.
Возрастные новообразования
Возрастные новообразования - это
качественные сдвиги в развитии личности
на отдельных возрастных этапах. В
них проявляется особенности
психических процессов, состояний,
свойств личности, характеризующие
ее переход на более высокую степень
организации и
Центральными психическими процессами юношеского возраста являются развитие сознания и самосознания. Благодаря развитию сознания у старшеклассников формируется целенаправленное регулирование его отношений к окружающей среде и к своей деятельности, ведущей же деятельностью периода ранней юности является учебно-профессиональная деятельность (Эльконин, 1982).
К новообразованиям юности И. Кон относит развитие самостоятельного логического мышления, образной памяти, индивидуального стиля умственной деятельности, интерес к научному поиску.
Важнейшим новообразованием этого периода является развитие самообразования, то есть самопознания, а суть его - установка по отношению к самому себе. Она включает познавательный элемент (открытия своего "Я"), понятийный элемент (представление о своей индивидуальности, качествах и сущности) и оценочно-волевой элемент (самооценка, самоуважение). Развитие рефлексии, то есть самопознания в виде размышлений над собственными переживаниями, ощущениями и мыслями обуславливает критическую переоценку ранее сложившихся ценностей и смысла жизни - возможно, их изменение и дальнейшее развитие.
Смысл жизни - это важнейшее новообразование ранней юности. И. Кон отмечает, что именно в этот период жизни проблема смысла жизни становится глобально всеобъемлюще с учетом ближней и дальней перспективы.
Также важным новообразованием юности является появление жизненных планов, а в этом проявляется установка на сознательное построение собственной жизни как проявление начала поиска ее смысла.
Именно в юности обостряются способности к сочувствию в состояния других, способности переживать эмоционально эти состояния как свои. Именно поэтому юность может быть столь тонка в своих проявлениях к другим людям, в своем переживании впечатлений от созерцания природы и идентификации с ней, в своем отношении и понимании искусства. Идентификация утоньшает сферу чувствования человека, делая его богаче и одновременно ранимее.
В то же время именно в юности обостряется потребность к обособлению, стремление оградить свой уникальный мир от вторжения сторонних и близких людей для того, чтобы через рефлексии укрепить чувство личности, чтобы сохранить свою индивидуальность, реализовать свои притязания на признание. Обособление как средство удержания дистанции при взаимодействии с другими позволяет молодому человеку "сохранять свое лицо" на эмоциональном и рациональном уровне общения.
Идентификация-обособление в
Юношам очень важно мнение со стороны, так как он сам ещё не до конца осознал кто он, какой он. Нужен взгляд со стороны. В этом ему могут помочь родственники, друзья знакомые. Но в честности их ответов будет сомнение, потому ,что зачастую близкие про сто не хотят обидеть – так может подумать юноша. Следовательно при желании увидеть себя со стороны нужно обратиться к мало знакомому человеку, совсем незнакомому или вообще не человеку – то есть к психологическим тестам. Они могут помочь представить тот образ, который молодой человек несёт в общество. Например:
«Есть ли у Вас чувство юмора?»
За каждый первый ответ начисляется 3 очка, за второй 2 очка, за третий 1 очко. Если ни один из ответов не походит - ни одного очка.
1. Если кто-то идет в лес за грибами на ходулях, он поступает так:
-Чтобы было интереснее
-Потому что боится змей
-Чтобы лучше видеть грибы
2. Если человек, торгующий бочковым пивом, вдруг попросит кого-то из очереди принести ему лимонаду, он поступает так:
-Потому что хочет за свои деньги выпить чего-то получше
-Чтобы рассмешить очередь
-Потому что встал на правильный путь
3. Ваш однокурсник уснул на лекции. Вы:
-Позовете куратора разбудить его
-Пока он спит, будете отдыхать от него
-Громко кашляните
4. В трамвае Вы познакомились с симпатичной девушкой (юношей). Она отказывается от свидания с Вами. Вы отвечаете:
-Приятно было познакомится
-Ладно, в другой раз
-А почему?
5. Случайный прохожий просит Вас дать ему 50 копеек, Вы отвечаете:
-Вы читаете мои мысли
-К сожалению у меня получка только через десять дней
-Зачем они Вам?
6. Вам на глаза попалось объявление: "Меняю "Волгу" все равно на что". Считаете, что человек, который дал это объявление:
-Ждет, чтобы посмотреть, кто попадется на удочку
-Наверное, не знает, куда деньги девать
-С ума сошел!
7. Если в переполненном трамвае некто наступил Вам на ногу и не собирается с нее сходить, Вы ему говорите:
-Нога, на которой Вы стоите, моя
-Может быть, мы с вами поменяемся местами?
-Будьте любезны подвинуться
8. В кульминационный момент телевизионного детективного фильма вдруг гаснет экран. Вы считаете это:
-Прекрасной возможностью каждому придумать свою версию
-Совершенно естественно
-Плохой работой технического персонала на телевидении
9. Если в "Спортлото" выиграли цифры, зачеркнутые Вами в билете, который Вы забыли отправить, - что это:
-упущенный шанс
-Ваша невезучесть
-...И вообще жизнь не удалась
10. В гостях хозяева угощают Вас тем, что Вы заведомо не любите. А Вы:
-С улыбкой съедите и скажете, что хозяйка дома - просто искусница в кулинарии
-Будете есть с таким видом, что все поймут: Вы делаете это через силу
Информация о работе Особенности становления психики в юношеском возрасте