Особенности становления психики в юношеском возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 15:48, курсовая работа

Описание работы

Период юношества в жизни человека самый важный и по тому самый сложный. За время него человек становится половозрелым, обретает своё социальное «Я», становится уникальной частицей варьирующего общества и относительно неизменного мира. Сложный он потому, что находится на грани детства и зрелости – у человека уже есть серьёзные права и обязанности (в отличие от детства), но он или не знает что с этим делать, либо не относится к такому приобретению с пониманием его важности. Психическое развитие в этот период может идти несколькими путями. Юность может быть бурной: поиски смысла жизни, своего места в этом мире могут стать особенно напряжёнными

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….…….…………3
→Общая характеристика юношества……………………………..…....…4-6
Физиологические особенности юношества………………….…….…..6-7
Становление психики юношей…………………………………………...…7-12
Познавательный процесс и умственные способности……..…12-13
Особенности мышления…………………………………………………..….13-14
Особенности эмоциональной сферы…………………………….…...14-15
Особенности эмоциональных проявлений……………….…….……….15
Особенности самосознания……………………………………….….…….15-17
→Психика. Определение……………………………………………..…...…18-19
Развитие психики. Определение…………………………………..…….20-21
Возрастные новообразования………………………………………..……21-25
→Психологические проблемы юношей…………………………….….…26
Причины проблем………………………………………………………….…….26-28
Заключение……………………………………………………………………….….29-30
Литература……………………………………………………………………….…………31

Файлы: 1 файл

Особенности становления психики в юношеском возрасте.docx

— 87.33 Кб (Скачать файл)

Осознание своей непохожести на других исторически и логически  предшествует пониманию своей глубокой внутренней связи и единства с  окружающим  людьми.

Не менее сложным является осознание  своей преемственности, устойчивости своей личности во времени.

 

Развитие психики в детстве  и юности – одно из важных процессов, происходящих с человеком. Разберём само понятие «психика». А вариантов оно имеет несколько.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                   →Психика. Определение

 

  • Особая сторона жизнедеятельности животных и человека и их взаимодействия с окружающей средой.
  • Способность активного отражения реальности или совокупность душевных процессов и явлений (восприятие информации, субъективные ощущения, эмоции, память и т. п.).
  • системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности.

Психику следует понимать как своего рода рефлексию организма, то есть его  способность к различным рефлексам, точнее, проявление им реакционных  способностей на раздражители как внутреннего, так и внешнего миров человека.

Психика [греч. psychê — душа] –

1) по М. Г. Ярошевскому, высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем. На уровне человека психика. приобретает качественно новый характер, в силу того что его биологическая природа преобразуется социокультурными факторами, благодаря которым возникает внутренний план жизнедеятельности — сознание, а индивид становится личностью. Знание о психике менялось на протяжении столетий, отражая достижения в исследованиях функции организма (как его телесного субстрата) и в понимании зависимости человека от социальной среды его активности. Это знание, осмысливаясь в различных идейных контекстах, служило предметом острых дискуссий, поскольку затрагивало коренные философские вопросы о месте человека в мироздании, о материальных и духовных основах его бытия. В течение многих веков психика обозначалось термином «душа», трактовка которой, в свою очередь, отразила расхождения в объяснении движущих сил, внутреннего плана и смысла человеческого поведения. Наряду с восходящим к Аристотелю пониманием души как формы существования живого тела сложилось направление, представляющее ее в образе бесплотной сущности, история и судьба которой, согласно различным религиозным вероучениям, зависят от внеземных начал;

2) Психика по В. А. Петровскому, система неотторжимых от живого существа процессов и состояний взаимоперехода объективных и субъективных атрибутов его бытия.

Под «субъективным» подразумевается  свойственная живому существу (и только ему) система феноменов, каждый из которых  характеризуется двойственностью  — с одной стороны, представляет собой переживание живого существа, нечто внутреннее, а с другой —  может быть соотнесен с чем-то внешним по отношению к нему, объективным (идея двойственности содержаний психики, психического переживания впервые  была сформулирована С. Л. Рубинштейном).

Категория «субъективного» включает в себя образы мира (конфигурации переживаний  — «чувственной ткани», в которых  воспроизводятся формы объектов), мысли («усмотрение отношений» как  специфическое переживание), цели и  побуждения (чувственные прообразы  будущего), аффекты, эмоции, чувства, настроения и др. Неотчуждаемость «субъективного», «внутреннего» от индивида может быть осмыслена в соответствии с различением условий порождения и существования этих феноменов. Будучи произведенным однажды, «субъективное» неотделимо от производящих его условий (локус существования того, что возникло, совпадает здесь с локусом возникновения его). По этой причине внутреннее, субъективное невозможно каким-либо способом «увидеть», «подсмотреть» (сфотографировать или каким-либо еще способом воспроизвести) с позиции внешнего наблюдателя: оно не распространяется, подобно волне, и не перемещается, подобно вещи; оно принадлежит исключительно индивиду, составляет его достояние, имманентное свойство. В отличие от этого объективное есть потенциально всеобщее достояние, «существует для всех».

В возрасте юношества становление (развития) психики происходит бурно. Решающее значение в развитии психических свойств юношей приобретает общение как средство организации общественной деятельности, фиксации и передачи опыта, как внутреннее орудие организации и развития собственного поведения и психики. Общение достигает особого уровня значимости. (Хотя и в раннем возрасте оно тоже очень важно.)Что же значит развитие психики?

             Развитие психики. Определение

 

Развитие психики — закономерное изменение психических процессов  во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Развитие психики характеризуется  относительной обратимостью изменений, направленностью (то есть способностью к накапливанию изменений, «надстраиванию» новых изменений над предшествующими) и их закономерным характером (например, воспроизводимостью однотипных изменений у двух индивидов).  Теории развития психики различаются в зависимости от трактовки структуры психики и условий, определяющих ее преобразование. Можно указать лишь на два общих положения, характерных для большинства концепций.

Во-первых, выделяются две группы факторов, обусловливающих развитие психики: природные задатки и внешнее  окружение (наиболее четко у В. Штерна, К. Бюлера и их последователей). Иногда выделяют в особую группу факторов личностную активность, отличную от природных задатков (Г. Олпорт). Во внешнем окружении, когда речь идет о человеке, обычно обращают внимание на присвоение социальных норм и культуры, зафиксированных в знаково-символических формах (Д. Брунер, Д. Мид, Ж. Пиаже, К. Г. Юнг, Л. С. Выготский). Отмечается, что под влиянием этих форм происходит перестройка порождающих структур психики.

Во-вторых, признается наличие некоторых  универсальных законов развития психики. Наиболее отчетливо эта идея под прямым влиянием биогенетического закона Э. Геккеля была высказана С. Холлом в его теории рекапитуляции, согласно которой онтогенетическое развитие психики ребенка воспроизводит филогенез человечества. В 20–30-х годах в отечественной психологии проблематика развития психики разрабатывалась в основном в рамках детской психологии, а в дальнейшем и на материале зоопсихологии, патопсихологии, исторической психологии. Развитие психики рассматривалось при этом как процесс последовательного включения человека в ряд социально-предметных деятельностей. Интериоризация структур этих деятельностей определяет формирование многоуровневых базовых структур психики. Л. С. Выготским было обосновано положение о ведущей роли обучения в развитии психики: обучение должно идти впереди развития. Он критически оценивал представление об отождествлении развития с обучением и отрыве развития психики от обучения. Развитие психики человека выступает в единстве с развитием его личности, хотя эти процессы не являются тождественными.

 

В юности получает новое развитие механизм идентификации обособления. Также для этого возраста характерны свои новообразования.

 

                  Возрастные новообразования

 

Возрастные новообразования - это  качественные сдвиги в развитии личности на отдельных возрастных этапах. В  них проявляется особенности  психических процессов, состояний, свойств личности, характеризующие  ее переход на более высокую степень  организации и функционирования. Новообразования юношеского возраста охватывают познавательную, эмоциональную, мотивационную, волевую сферы психики. Они проявляются и в структуре  личности: в интересах, потребностях, склонностях, в характере.

Центральными психическими процессами юношеского возраста являются развитие сознания и самосознания. Благодаря  развитию сознания у старшеклассников формируется целенаправленное регулирование  его отношений к окружающей среде  и к своей деятельности, ведущей же деятельностью периода ранней юности является учебно-профессиональная деятельность (Эльконин, 1982).

К новообразованиям юности И. Кон относит  развитие самостоятельного логического  мышления, образной памяти, индивидуального  стиля умственной деятельности, интерес  к научному поиску.

Важнейшим новообразованием этого  периода является развитие самообразования, то есть самопознания, а суть его - установка  по отношению к самому себе. Она  включает познавательный элемент (открытия своего "Я"), понятийный элемент (представление  о своей индивидуальности, качествах  и сущности) и оценочно-волевой  элемент (самооценка, самоуважение). Развитие рефлексии, то есть самопознания в виде размышлений над собственными переживаниями, ощущениями и мыслями обуславливает критическую переоценку ранее сложившихся ценностей и смысла жизни - возможно, их изменение и дальнейшее развитие.

Смысл жизни - это важнейшее новообразование  ранней юности. И. Кон отмечает, что  именно в этот период жизни проблема смысла жизни становится глобально  всеобъемлюще с учетом ближней и  дальней перспективы.

Также важным новообразованием юности является появление жизненных планов, а в этом проявляется установка  на сознательное построение собственной  жизни как проявление начала поиска ее смысла.

Именно в юности обостряются способности к сочувствию в состояния других, способности переживать эмоционально эти состояния как свои. Именно поэтому юность может быть столь тонка в своих проявлениях к другим людям, в своем переживании впечатлений от созерцания природы и идентификации с ней, в своем отношении и понимании искусства. Идентификация утоньшает сферу чувствования человека, делая его богаче и одновременно ранимее.

В то же время именно в юности обостряется  потребность к обособлению, стремление оградить свой уникальный мир от вторжения  сторонних и близких людей  для того, чтобы через рефлексии  укрепить чувство личности, чтобы  сохранить свою индивидуальность, реализовать  свои притязания на признание. Обособление  как средство удержания дистанции  при взаимодействии с другими  позволяет молодому человеку "сохранять  свое лицо" на эмоциональном и  рациональном уровне общения.

Идентификация-обособление в юности имеет свою специфику: юноша одновременно "горячее" и "холоднее", чем  человек в других возрастных периодах. Это проявляется в непосредственном общении с другими людьми, с  животными, с природой. На том и  другом полюсе добра и зла, идентификации  и отчуждения доминирует молодежь. Это пора возможной безоглядной  влюбленности и возможной неудержимой  ненависти. Любовь - всегда идентификация  в высшей степени. Ненависть - всегда отчуждение в крайней степени. Именно в юности человек погружается  в эти амбивалентные состояния. Именно в юности происходит восхождение  человека до высочайшего потенциала человечности и духовности, но именно в этом возрасте человек может опуститься до самых мрачных глубин бесчеловечности.

Юношам очень важно мнение со стороны, так как он сам ещё  не до конца осознал кто он, какой  он. Нужен взгляд со стороны. В этом ему могут помочь родственники, друзья знакомые. Но в честности их ответов  будет сомнение, потому ,что зачастую близкие про сто не хотят обидеть – так может подумать юноша. Следовательно при желании увидеть себя со стороны нужно обратиться к мало знакомому человеку, совсем незнакомому или вообще не человеку – то есть к психологическим тестам. Они могут помочь представить тот образ, который молодой человек несёт в общество. Например:

                  «Есть ли у Вас чувство юмора?»

За каждый первый ответ начисляется 3 очка, за второй 2 очка, за третий 1 очко. Если ни один из ответов не походит - ни одного очка.

1. Если кто-то идет в лес за грибами на ходулях, он поступает так:

-Чтобы было интереснее

-Потому что боится змей

-Чтобы лучше видеть грибы

2. Если человек, торгующий бочковым пивом, вдруг попросит кого-то из очереди принести ему лимонаду, он поступает так:

-Потому что хочет за свои деньги выпить чего-то получше

-Чтобы рассмешить очередь

-Потому что встал на правильный путь

3. Ваш однокурсник уснул на лекции. Вы:

-Позовете куратора разбудить его

-Пока он спит, будете отдыхать от него

-Громко кашляните

4. В трамвае Вы познакомились с симпатичной девушкой (юношей). Она отказывается от свидания с Вами. Вы отвечаете:

-Приятно было познакомится

-Ладно, в другой раз

-А почему?

5. Случайный прохожий просит Вас дать ему 50 копеек, Вы отвечаете:

-Вы читаете мои мысли

-К сожалению у меня получка только через десять дней

-Зачем они Вам?

6. Вам на глаза попалось объявление: "Меняю "Волгу" все равно на что". Считаете, что человек, который дал это объявление:

-Ждет, чтобы посмотреть, кто попадется на удочку

-Наверное, не знает, куда деньги девать

-С ума сошел!

7. Если в переполненном трамвае некто наступил Вам на ногу и не собирается с нее сходить, Вы ему говорите:

-Нога, на которой Вы стоите, моя

-Может быть, мы с вами поменяемся местами?

-Будьте любезны подвинуться

8. В кульминационный момент телевизионного детективного фильма вдруг гаснет экран. Вы считаете это:

-Прекрасной возможностью каждому придумать свою версию

-Совершенно естественно

-Плохой работой технического персонала на телевидении

9. Если в "Спортлото" выиграли цифры, зачеркнутые Вами в билете, который Вы забыли отправить, - что это:

-упущенный шанс

-Ваша невезучесть

-...И вообще жизнь не удалась

10. В гостях хозяева угощают Вас тем, что Вы заведомо не любите. А Вы:

-С улыбкой съедите и скажете, что хозяйка дома - просто искусница в кулинарии

-Будете есть с таким видом, что все поймут: Вы делаете это через силу

Информация о работе Особенности становления психики в юношеском возрасте