Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 17:15, курсовая работа
Задачи:
• знать определение понятия «стресс», его классификацию;
• выяснить значение понятия «безработица», ее причины, виды;
• изучить психологические особенности безработицы;
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 5
Понятие «стресс», стадии и виды стресса 5
Психологические особенности безработицы 7
Личностные особенности и эмоциональное состояние безработных 11
ГЛАВА 2 21
Психическая саморегуляция 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ «НИНХ»
Институт менеджмента
Кафедра экономики труда и управления персоналом
КУРСОВАЯ РАБОТА
Особенности стресса у безработных, психическая саморегуляция
Учебная дисциплина: Психофизиология профессиональной деятельности
Наименование направления (специальности, профиля подготовки): 080400 – «Управление персоналом», профиль «Управление персоналом организации»
Ф.И.О студента: Волкорез Любовь Юрьевна
Номер группы: 0211
Дата регистрации курсовой работы кафедрой __________
Проверила: Гладышева Н.Г.
Оценочное заключение:
Новосибирск 2012
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 5
Понятие «стресс», стадии и виды стресса 5
Психологические особенности безработицы 7
Личностные особенности и эмоциональное состояние безработных 11
ГЛАВА 2 21
Психическая саморегуляция 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33
Актуальность. В современном мире существенно меняются условия жизни и труда. Дефицит времени, увеличение умственных и снижение физических нагрузок в профессиональной деятельности, повседневное пользование средствами транспорта для передвижения даже на небольшие расстояния - все это создает условия для снижения силовых нагрузок на мышцы, относительно ограничения общей двигательной активности. Они в свою очередь оказывают отрицательное влияние на кровообращение, обмен веществ, опорно-двигательный аппарат, центральную и периферическую нервную систему, существенно изменяя качество регуляторных процессов и реактивность организма в стрессорных ситуациях. Стрессу подвергается каждый современный человек, но в еще большей степени подвержен стрессу человек, находящийся в какой-либо особой ситуации. К таким относится потеря человеком работы.
Оставшись без работы, люди ведут себя по-разному. Одни замыкаются в себе, другие – становятся очень разговорчивыми, кто-то теряет интерес к жизни, думая, что она не удалась.
Потеря работы приносит такую серьезную травму, с которой может сравниться, например, потеря близкого человека или же развод. Уволенному человеку трудно оправиться от стресса, обрести душевное спокойствие, а если же поиски работы затягиваются, человек получает статус «безработного», то количество стрессогенов увеличивается – это страх за будущее, потеря социального статуса, ухудшение взаимоотношений в семье, снижение самооценки и другие.
Поэтому изучение особенностей стресса у безработных является актуальной темой, необходимо знать, как себя вести в данной ситуации, уметь находить выход из нее и устранять стресс.
Объект исследования – безработный человек.
Предмет исследования – стресс у безработного, его психическое состояние.
Задачи:
Современное динамичное общество создает стресс для многих из нас. Люди постоянно испытывают необходимость делать все больше и больше за все меньшее время. Воздействие стресса может привести к болезненным эмоциям, например тревожности или депрессии. Оно может также вызывать физические заболевания, как легкие, так и тяжелые. Но реакции людей на стрессовые события существенно разные: у одних в ситуации стресса возникают серьезные психологические или физиологические проблемы, а другие в той же стрессовой ситуации не испытывают никаких проблем и воспринимают ее как интересную, находя в ней новые для себя задачи.1
Понятие «стресс» было введено канадским физиологом Гансом Селье.
Он утверждал: «Стресс
есть неспецифический ответ
Термин стресс (от англ. stress – давление, напряжение) имеет, по крайней мере, 3 значения:
Стресс может быть вызван практически любым видом деятельности. Факторы, вызывающие стресс — стрессоры,— различны, но они пускают в ход одинаковую в сущности биологическую реакцию стресса – механизм адаптации к возникшей трудности.
Многие склонны думать, что стресс является результатом какого-либо неприятного, несчастного события, т.е. повреждения. Но Селье подчеркивал, что «стресс не всегда результат повреждения».4 Но несущественно, приятен стрессор или неприятен. Его стрессорный эффект зависит только от интенсивности требований к приспособительной способности организма. Любая нормальная деятельность и даже радостное событие — игра в шахматы или страстное объятие — может вызвать значительный стресс, не причинив никакого вреда.
3 стадии развития стресса:
В настоящее время ученые различают эвстресс (положительный стресс, который сочетается с желательным эффектом и мобилизует организм) и дистресс (отрицательный стресс с нежелательным вредоносным эффектом). При эвстрессе происходит активизация познавательных процессов и процессов самосознания, осмысления действительности, памяти. Дистресс, возникающий в рабочей обстановке имеет тенденцию распространяться и на нерабочее время. Такое накопившееся последствие трудно компенсировать в часы досуга, нужно компенсировать в рабочее время.
Во все времена самой серьёзной проблемой в сфере труда, как на Западе, так и в России является проблема безработицы. Безработица – социально-экономическая ситуация, при которой часть активного, трудоспособного населения не может найти работу, которую эти люди способны выполнить. Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает, не достигая границы своих производственных возможностей. Немалый урон безработица наносит жизненным интересам людей, не давая им приложить свое умение в том роде деятельности, в каком человек может наибольшим образом проявить себя, или же лишая их таковой возможности, из-за чего люди переносят серьезный психологический стресс.
Безработица обусловлена превышением количества людей, желающих найти работу, над количеством имеющихся рабочих мест, соответствующих профилю и квалификации претендентов на эти места. Безработными считаются трудоспособные граждане, ищущие работу, зарегистрированные на бирже труда и не имеющие реальной возможности получить работу в соответствии со своим образованием, профилем, трудовыми навыками. Существует множество форм и причин безработицы. Принято выделять несколько разновидностей безработицы.
Фрикционная безработица охватывает ту часть безработных, которая меняет место работы и находится в поисках новой вследствие добровольного увольнения с прежней работы. Сезонная безработица порождается вследствие сезонного характера производства в ряде отраслей сферы материального производства (земледелие, рыболовство и т.д.).
Технологическая безработица связана с научно техническим прогрессом, переходом к новой технике, технологии, механизации и автоматизации ручного труда, возникает при ликвидации рабочего места в связи с модернизацией производства. Высвобождаемые по этой причине работников приходится или заново переучивать, либо занимать в процессах, не требующих высокой квалификации. Эта проблема решается преимущественно в рамках данного предприятия и за его счёт.
Структурная безработица охватывает тех, чья квалификация, навыки, уменья не соответствуют новым изменившимся потребностям рынка. Она связана с закрытием устаревших предприятий производств, сокращением выпуска продукции тех или иных отраслей материального производства. Эта форма безработицы особенно резко возрастает в период глубокой структурной перестройки, перехода к ресурсосберегающему типу воспроизводства. В этих условиях уже силами самих предприятий задачу переквалификации рабочих не решить. Возникает необходимость в разработке государственной программы по переподготовке и перераспределению кадров, выплате пособий на период переподготовки трудоустройства.
Конверсионная безработица вызвана сокращением численности армии и занятых в отраслях военно-промышленного комплекса. Её характерная черта – временный переходящий характер. По мере реализации программы конверсии будет постепенно в какой-то степени сокращаться число лиц, потерявших работу в этом секторе экономики.
Экономическая безработица носит постоянный характер, обусловленный колебаниями рыночной конъюнктуры, поражением части товаропроизводителей в конкурентной борьбе. Такая безработица является органической составной частью рыночного механизма, развития капиталистического производства, неизбежным продуктом действия его объективных экономических законов.
Молодёжная безработица возникает или по окончании средней школы, или после получения профессионального образования. Застойная безработица наблюдается среди трудоспособного населения – это те, кто не желает работать.6
Существует ещё один вид безработицы – «скрытая». «Скрытая» безработица, или как её ещё называют «сверхзанятость», возникает тогда, когда работников оказывается больше, чем это требуется технологически для выпуска конечной продукции. Вполне очевидно, что существование скрытой формы безработицы порождает расточительное использование живого и овеществленного труда, сдерживает темпы экономического роста. Издержки этого рода связаны с тем, что часто рабочие места создаются исходя из социальных соображений, а не экономической целесообразности.
Особенно остро ощущают проблему безработицы молодое население страны. Занятость молодежи – проблема, выходящая на первый план: более 2,5 млн. молодых людей не имеют работы, трудоустраиваются 50% выпускников вузов.7 Данные же статистики свидетельствуют, что увеличение безработицы на 1% приводит к росту преступности на 8%. Это зачастую ведёт к таким проблемам как: наркомания, алкоголизм и молодёжная преступность. Особенно удручающее положение с наркоманией: 76% употребляющих наркотики – это молодежь.
Основное противоречие, характерное для современного молодежного рынка труда – увеличивающийся разрыв между трудовыми притязаниями молодых и возможностями их удовлетворения. Поскольку молодежь, как правило, не имеет практического опыта трудовой деятельности, либо он недостаточный, высокие требования молодого поколения к оплате труда делают проблематичным поиск подходящей работы. Отсутствие соответствующего стажа часто становится препятствием при заполнении вакансий, так как руководители предприятий и организаций предпочитают нанимать специалистов, имеющих достаточный опыт работы.
Неполное использование трудового потенциала молодежи - негативное явление, поскольку замедляется процесс обновления рабочей силы и ротация кадров, особенно в тех отраслях, работа в которых для молодых людей не привлекательна. А растрата их трудового потенциала сегодня - это потеря качества рабочей силы в ближайшем будущем.
Ситуация в городах и особенно селах района вынуждает многих искать работу за его пределами. Наиболее дискомфортно чувствует себя опять же молодежь. Тем не менее, далеко не все после окончания школы стремятся продолжить учебу.
Работа государства с проблемой безработицы. В современном рыночном хозяйстве обязательно должен существовать определенный оптимальный резерв работников, поддерживаться естественная норма безработицы. При этом исключаются как арифметически полная занятость, так и чрезмерно высокий уровень безработицы, имеющие отрицательные последствия.
Информация о работе Особенности стресса у безработных, психическая саморегуляция