Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 17:15, курсовая работа
Задачи:
• знать определение понятия «стресс», его классификацию;
• выяснить значение понятия «безработица», ее причины, виды;
• изучить психологические особенности безработицы;
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 5
Понятие «стресс», стадии и виды стресса 5
Психологические особенности безработицы 7
Личностные особенности и эмоциональное состояние безработных 11
ГЛАВА 2 21
Психическая саморегуляция 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33
Первое, с чего начинается перестройка поведения, это формирование проблемного сознания. Оно рождается в проблемной ситуации, когда возникает противоречие между деятельностью человека и предъявляемыми к ней требованиями. Но для возникновения проблемного сознания субъект должен осознать указанное противоречие «увидеть « его. Суть главного противоречия сегодня состоит в том, что люди привыкли рассчитывать на помощь и поддержку со стороны государства, занимая при этом пассивную, иждивенческую позицию. В то время как рыночные отношения диктуют новые требования к поведению людей, в первую очередь способность к активным действиям, личной инициативе в решении проблемных ситуаций, в том числе и в ситуации, связанной с потерей работы. Осознание проблемной ситуации дает импульс к движению при условии, если оно сопровождается достаточно сильной эмоциональной реакцией, соответствующими переживаниями. Эмоциональная сторона проблемного сознания проявляется в состоянии неудовлетворенного достигнутым (существующим положением), в тревоге, беспокойстве, огорчении (из-за неудач, неоправданных потерь), гнева против тех, кто мешает движению вперед. Все это образует тот эмоциональный заряд, который в конечным счете вызывает созидательную деятельность личности. То есть, осознание проблемной ситуации, достигаемое благодаря знаниям, мышлению, должно сопровождается чувством неудовлетворенности - только тогда у личности возникает социально-созидательный импульс, активизирующий ее деятельность. Но чувство неудовлетворенности служит позитивным фактором психологической перестройки у некоторых людей лишь при условии, если оно носит характер недовольства своей собственной деятельностью. Тенденция искать изъяны и ошибки лишь в окружающих людях и со стороны государственных структур делает эмоциональную активность человека неконструктивной, превращает ее порой в разрушительную силу. Поэтому главная задача состоит в том, чтобы «переключить» энергию недовольства на свои собственные недостатки, повысить уровень самокритичности. Иными словами, формирование критичного и самокритичного сознания, представляющего собой сплав понимания и переживания проблемной ситуации, является первым шагом в психологической перестройке личности.
Вторым шагом является переход к поиску выхода из кризисной ситуации (фаза «ищущего» сознания). Такой поиск завершается четким определением целей и задач деятельности. Что необходимо предпринять для выхода из трудного положения - вот главный вопрос, который решается на данном этапе. Это целеполагающая деятельность субъекта, готовящегося изменить себя и окружающий мир. Ее результаты выражаются не только в определении целей и задач, но и в появлении у человека желания и стремления их осуществить. Сами по себе знания (целей, задач и путей их решения) и мысли о предстоящей деятельности, не подкрепленные настоящим желанием не могут решить проблемной ситуации. Непосредственным толчком к деятельности служит принятое человеком решение действовать определенным образом. Решение выступает как внутренняя установка к действию. Оно является результатом перебора и критической оценки субъектом различных альтернативных возможных вариантов оценивается прежде всего с точки зрения его рациональности, путем сопоставления ожидаемых результатов (степени удовлетворения определенных потребностей) и затрат (духовных и физических). Вариант воспринимается как предпочтительный, если цель достигается наиболее рациональным путем. Именно на данном этапе безработный выбирает тот или иной стиль адаптационного поведения: положиться на помощь со стороны государства в лице центров занятости или проявить личную инициативу в поиске работы. Задача социальных структур прежде всего создать такую систему стимулирующих условий, при которых безработный выберет наиболее эффективный способ решения проблемы безработицы. Необходимо показать безработным необходимость проявления большей заинтересованности в своем профессиональном росте и совершенствовании, важности приобретения новых знаний и умений, возможности переквалификации, формирования деловой компетентности, предприимчивости, способности преодолевать препятствия. Безработный должен осознать, что только конкурентоспособная личность может справиться с кризисной ситуацией и занять достойное место на рынке труда.
Оценка вариантов и выбор решения предшествуют заключительной фазе психологической перестройки - активной деятельности. Психологическая функция этой деятельности состоит в том, чтобы обеспечить практическое овладение людьми новыми приёмами и методами работы, превращение их в привычный стиль повседневного поведения, закрепления в структуре всей сферы жизни. Новые способы деятельности вначале используются неуверенно, легко оттесняются старыми стереотипами, поскольку психологические барьеры, привычки очень сложно преодолеть. Поэтому необходимо создать, прежде всего, стабильные стимулирующие условия, направляющие активность в нужное русло в течение длительного времени и обеспечивающие закрепление нового опыта, нового стиля поведения. Эпизодические воздействия способны вызвать лишь временные изменения в поведении, которые затем легко подавляются старыми привычками и бесследно исчезают. Поэтому важно подчеркнуть, что, даже устроившись на работу, человеку постоянно придется повышать свою квалификацию и самосовершенствоваться, так как во многом от умения и желания работать будет зависеть его профессиональный рост и материальная оплата. Большинство безработных активизирует, прежде всего, положительные стимулы - возможность получения более престижной профессии, повышение материального положения, возможность проявления творчества и инициативы и др. Но есть безработные, для которых наиболее значимы негативные стимулы - угроза снижения материального уровня, снижение социального статуса и др. Это - так называемые тревожные типы, страдающие часто мнительностью. Они опасаются серьезных изменений и поэтому цепляются за привычные условия, согласны даже остаться безработными (стоять на бирже, получать пособие), либо соглашаются на любую, даже низкооплачиваемую работу. Для активизации их усилий может оказаться более целесообразным применение негативных стимулов.
Можно сделать вывод, что психологическая перестройка представляет собой сложный многоступенчатый процесс, который может затронуть все пласты человеческой психики. Она может стать реальностью лишь при условии прохождения всех трех ее фаз. Задержка на любой из них создает у субъекта внутренние механизмы торможения - барьеры непонимания, нежелания, безволия, инертности и др. Поэтому важно создать объективные условия, обеспечивающие энергетический переход от одной фазы перестройки в другую.
Психологическая перестройка познавательных и эмоциональных образований, обеспечивает возможность получения знаний того, как улучшить своё материальное благосостояние повышает чувство уверенности в своих силах, меняет отношение к себе и к жизни, т.е. даёт толчок к глубокой психологической перестройке. Которая в свою очередь подразумевает перестройку социально-трудовых мотиваций, систему ценностных ориентации, установок и мировоззрения в целом.
Таким образом, российская социально-экономическая
и социально-психологическая
Как показывает практика, процесс адаптации проходит легче и быстрее у молодежи и лиц среднего возраста. Скорее всего, это связано с тем, что их ценностные ориентации и установки, а также личностные качества и в целом мировоззрение еще не достаточно устойчивы, находятся на стадии формирования. Они готовы принять новые требования рыночной экономики. Важно подчеркнуть, что начиная со школьного возраста необходимо ориентировать учащихся на то, что даже высококвалифицированный специалист должен быть психологически готов к смене специальности, а также к постоянному повышению квалификации: поскольку быстро изменяющаяся экономическая среда деятельности постоянно предъявляет к личности новые требования к качеству работы, к приобретению новых знаний, к освоению смежных или новых профессий.
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что ситуация безработицы характеризуется наличием состояния неопределенности и утраты стабильности, которое приводит к психологической перестройке сложившихся структур личности. В результате формируется новая для личности модель поведения, раскрывающаяся в различных способах адаптации безработных. Состояние безработного имеет стадийный характер и включает ряд устойчивых этапов. Базовой закономерностью развития состояния безработицы выступает характеристика динамики формирования стресса.12
При исследовании стресса, происхождение которого имеет экономическую основу, особенно важно сконцентрироваться на способах его преодоления, найти специфические пути управления им. Некоторые специалисты считают, что эффективным антистрессором может быть только сильная социальная поддержка, которая существенно смягчает негативные последствия стресса. Это, конечно, правильно. Однако нередко люди, попав в трудную ситуацию, избегают тех, кто им может помочь. Они замыкаются, предпочитают справляться со сложностями сами.
Кроме социальной поддержки существуют и другие общественные формы, с помощью которых можно облегчить положение безработного. Так, необходимо иметь какую-нибудь работу, пусть непрестижную или случайную, даже если она не удовлетворяет. На примере 300 безработных, которых я обследовала в 1984 г., было обнаружено, что многие из них возлагали свои надежды на скрытую экономику. Один из ищущих работу сказал мне: «Наиболее реальный шанс получить работу и социальную поддержку — это скрытая экономика, а не беспомощная администрация». Помимо материального обеспечения скрытая экономика создает климат социальной поддержки. Возможность найти работу в этой сфере оказывается сильным антистрессором. Нами было показано, что при увеличении времени такой работы в период безработицы сильно снижается подверженность стрессу.
Однако использовать скрытую экономику можно не во всех случаях. Она не подходит, например, при трудоустройстве молодежи, поскольку здесь применяется труд только опытных специалистов. Вообще при ее внедрении требуется учет индивидуальности. В Австрии к ней обращается примерно 12-14% безработных.
Для преодоления трудной ситуации при безработице имеют значение многие обстоятельства жизни человека. Так, служащие с постоянным жалованием больше страдают от потери работы, чем те, кто работает сдельно. Служащим труднее найти другую работу. Для них безработица может стать не временной трудностью, а личной катастрофой, которую они не преодолеют, может быть, и годы.13
Саморегуляция действует и на уровне организма, и на уровне психики, это системный процесс, обеспечивающий адекватную условиям изменчивость, пластичность жизнедеятельности человека.
Психическая саморегуляция - это управление своим психоэмоциональным состоянием, достигаемое путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.
Природа человека такова, что он стремится к комфорту, к устранению неприятных ощущений, не задумываясь об этом. Это - естественные способы регуляции, которые включаются сами собой, спонтанно, помимо сознания человека, поэтому иногда их еще называют неосознаваемыми.
Это:
А специалисты, занимающиеся
проблемами регуляции эмоциональных
состояний, нервно-психической
Необходимо отметить, что
отсутствие или недостаточная
Вероятность возникновения этого круга
увеличивается в критических ситуациях,
требующих повышения активности в области
саморегуляции.
Поэтому важно:
Все это и составляет суть саморегуляции.
Итак, саморегуляция может осуществляться с помощью четырех основных средств, используемых по отдельности или в различных сочетаниях:
В результате саморегуляции могут возникать три основных эффекта:
Информация о работе Особенности стресса у безработных, психическая саморегуляция