Особенности стресса у безработных, психическая саморегуляция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 17:15, курсовая работа

Описание работы

Задачи:
• знать определение понятия «стресс», его классификацию;
• выяснить значение понятия «безработица», ее причины, виды;
• изучить психологические особенности безработицы;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 5
Понятие «стресс», стадии и виды стресса 5
Психологические особенности безработицы 7
Личностные особенности и эмоциональное состояние безработных 11
ГЛАВА 2 21
Психическая саморегуляция 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33

Файлы: 1 файл

ГЛАВНОЕ! особ стресса у безработных.docx

— 81.91 Кб (Скачать файл)

Для того, чтобы верно оценить ситуацию в сфере занятости необходимо знать не только уровень безработицы, т.е. долю официально зарегистрированных полностью безработных в численности работоспособного населения, но и то, сколько времени они пребывают в таком состоянии. Искусственно низкая безработица, как правило, является следствием ошибочной политики государства, его стремления любой ценой добиться полной занятости. Но цена эта может оказаться слишком высокой. Применяя средства макроэкономического регулирования, государство действует вопреки естественному ходу событий на рынке труда. Конечно, в его обязанности входит помогать каждому, кто хочет и может работать, реализовать свое право на труд. А это совершенно не означает наделение чуть ли ни любого человека гарантированным рабочим местом. В современном рыночном хозяйстве занятость становится по-настоящему полной и эффективной лишь тогда, когда текущий уровень безработицы близок к естественной норме, которая никогда не может быть равной нулю.

Стремление работников сохранить  свои реальные доходы приводит к увеличению заработной платы, но это повышение  носит сугубо инфляционный характер, так как становится фактором не потому, что, например, увеличился спрос на рабочую силу или сработали иные механизмы рынка труда, а потому что произошел очередной скачёк цен. Возрастут издержки и, следовательно, не все рабочие смогут продолжать работу. Произойдёт рост безработицы.

Таким образом, пытаясь установить полную занятость, государство в  состоянии добиться лишь кратковременного снижения уровня безработицы, за которым обязательно следует его рост. При этом продолжается раскрутка инфляционных процессов.

Если же уровень безработицы  слишком велик, то это значит, что  правительство уделяет слишком много внимания снижению темпов инфляции и стремится к ее минимизации, что также носит отрицательный характер и плохо сказывается на экономике. Известно чего стоит борьба с безработицей. По оценкам специалистов Минэкономики, возвращение одного безработного в ряды работающих обходится в нынешней России в 1,5 млн. рублей, а в Москве - в 2 млн. руб.8

Средств на борьбу с безработицей жалеть не следует по многим причинам. По крайней мере потому что, как показывает мировая практика, предотвратить её разрастание можно с помощью затрат гораздо меньших, чем она потребует потом.

Безработица, как социально-экономическое  явление. Несмотря на объективный характер безработицы, социально-экономические потери, которые она порождает, очевидны. Перечислим основные из них:

  • Не производится какая-то часть товаров и услуг, которые могли бы быть произведены, если бы человек работал.
  • Снижаются налоговые поступления: рабочий получает доход (заработную плату), которая облагается налогом.
  • Снижается уровень жизни семьи безработного, так как пособие по безработице гораздо ниже, чем заработная плата.
  • Ухудшается психологическое состояние безработного, становятся частыми конфликты в семье и т.д.
  • Безработица не только подрывает материальное положение, но и влечёт за собой тяжёлые социальные явления: преступность, наркоманию, проституцию. Бурно растёт число самоубийств.

Исходя из вышеизложенного, очевидно, что проблема безработицы  является ключевым вопросом в рыночной экономике, и, не решив его, невозможно наладить эффективную деятельность экономики. Правительство предпринимает множество всевозможных мер и создает много программ направленных на борьбу с безработицей. Видно, что  уровень безработицы  уменьшается. Особенно остро это ощущается на примере молодежи, так как она стремится получить образование, чтобы в дальнейшем найти работу с соответствующей заработной платой. Именно на этом делает акцент правительство нашей  страны.

Учиться в современном мире можно и нужно, так как без этого никак не обойдешься. Но зачастую сталкиваешься с такой проблемой, что работодатель не принимает молодого специалиста на работу только по той причине, что у него нет определенного стажа. В этом случае возникает  вопрос: откуда появиться стажу, если человек только вышел из стен образовательного учреждения? При встрече с этим вопросом работодатель, а чаще его представитель только пожимает плечами, но ведь нам-то от такого ответа «не холодно не жарко». И поэтому Правительству РФ на этот момент нужно обратить особое  внимание.9

Личностные особенности  и эмоциональное состояние безработных

Анализируя психологические  особенности ситуации безработицы  можно сделать вывод, что незанятость воспринимается многими людьми как личная трагедия, вызывая при этом состояние фрустрированности, тревоги и эмоционального стресса, приводя к дезорганизации психической деятельности, регулирующей поведение человека. Возникает необходимость в новых психических реакциях на раздражители, вызванные изменившимися условиями, конечный результат действия которых - организация нового уровня психической деятельности в соответствии с изменившимися условиями среды, т.е. включается механизм адаптации.

Г. Селье в своих работах по изучению стрессовых состояний доказал, что состояние стресса является неотъемлемой частью адаптационного процесса. Это связано с тем, что стресс имеет свои стадии, которые в свою очередь характерны для любого процесса адаптации. В частности, данные стадии включают непосредственную реакцию на воздействие, требующее адаптационной перестройки (фаза тревоги и мобилизации), период максимально эффективной адаптации (фаза резистенции) и нарушение адаптационного процесса (срыв адаптации). Бесспорным является то, что возникновение и динамика протекания указанных фаз в первую очередь зависит от индивидуальных особенностей человека.

Основываясь на работах Г. Селье, рядом исследователей были предприняты попытки изучения стресса у людей, потерявших работу. В результате выделено несколько фаз развития специфических реакций стрессовых состояний. 10

Фаза 1 — состояние неопределенности и шока. Это тяжелое субъективное переживание, причем страх и эмоции выступают как факторы риска, при которых человек подвержен другим неприятностям: болезням, несчастным случаям. Следует отметить при этом, что наиболее сильным патогенным фактором является не только сама потеря работы, но и длящаяся угроза того, что это произойдет. В данном случае предвидение этого неприятного события и та или иная подготовка несколько облегчают положение.

Фаза 2 — наступление субъективного облегчения и конструктивное приспособление к ситуации. Эта фаза длится 3-4 месяца после потери работы. Но уже в первые недели без работы многие люди начинают испытывать облегчение и даже радость из-за наличия свободного времени. Появляется удовлетворение жизнью. Некоторые отмечают улучшение состояния здоровья. Начинаются активные поиски нового места работы.

Однако в некоторых  случаях стрессовые состояния оказываются  стойкими и не поддаются устранению. Человек начинает преувеличивать опасность своего положения и тогда уже не воспринимает его как отдых.

Фаза 3 — утяжеление состояния. Оно наступает обычно после 6 месяцев отсутствия работы. Обнаруживаются деструктивные изменения, когда вопрос касается здоровья, психики, финансов, социального положения человека. Наблюдаются дефицит активного поведения, разрушение жизненных привычек, интересов, целей. Подрываются силы противостояния неприятностям. Особенно велики деструктивные изменения при длительной безработице, когда человек не имеет хотя бы небольшого заработка на временной, сезонной или черной работе. Не менее неприятны для человека колебания, связанные с появлением надежды найти работу и потерей этой надежды. Они могут вести к прекращению поисков.

Фаза 4 — беспомощность и примирение со сложившейся ситуацией. Это тяжелое психологическое состояние наблюдается даже при отсутствии материальных трудностей и в том случае, когда человек удовлетворен пособием по безработице. Состояние апатии возрастает с каждым месяцем. Отсутствие даже минимальных успехов в поиске работы ведет к потере надежды. Человек прекращает попытки изменить положение и привыкает к состоянию бездеятельности. Порой люди боятся найти работу. Социальные службы общества не предпринимают усилий для того, чтобы помочь человеку трудоустроиться. Задача психолога состоит в том, чтобы выяснить реальные нужды людей, понять их состояние и создать условия, соответствующие их внутренним потребностям.11

В случае неспособности успешно  адаптироваться к заданной среде  возникают деструктивные последствия фрустрации, которые проявляются в двух формах - агрессии и бегстве от ситуации. Агрессивную форму можно представить как атаку на препятствие или барьер. Агрессия направляется на любой случайный объект, на посторонних людей, не причастных к самой причине агрессии. Форма бегства от ситуации - характеризуется «уходом» человека в свои переживания, обращение всей энергии на генерацию собственных негативных состояний, самообвинений и т.п. Человек начинает видеть самого себя источником всех бед, а отсюда - чувство полной безысходности, так как повлиять на среду и ситуацию он считает себя неспособным. Следовательно, в случае развития адаптации по пути неустойчивой психической деятельности дезадаптивное состояние может привести к нервно-психическим расстройствам.

Ряд исследователей, отмечает, что состояние человека оказывает  существенное влияние на эффективность  прохождения определенного этапа  адаптации и результативность процесса в целом.

Анализ научных публикаций по проблеме социально-психологической  адаптации личности (К.А. Абульхановой-Славской, Л.Ф. Бурлачук, Д.А. Андреевой, А.Д. Глоточкина, А.Н. Жмырикова, Н.С. Офицеркиной и др.) показал, что существенной особенностью данного процесса является высокая степень реализации активной преобразовательной функции, как личности, так и среды. Основной целью социально-психологической адаптации является не приспособление к среде, а самореализация личности. Являясь сложным комплексным явлением, процесс адаптации динамичен и приводит к изменению - перестройке личности. Эффективность этого процесса определяется личностным потенциалом человека и его адаптационными способностями. По данным исследований, к наиболее важным адаптационным способностям в ситуации безработицы, большинство опрошенных относят предприимчивость, инициативность, способность к риску, деловую компетентность и коммуникабельность. А также умение самостоятельно принимать решения, адекватно оценивать свои способности и умение брать ответственность на себя. Необходимо отметить, что ситуация безработицы в нашей стране существует на фоне изменения в целом всей системы социально-экономических отношений. Эти обстоятельства предъявляют новые требования к поведению населения, переоценке привычных представлений относительно роли собственной активности в процессе повышения уровня его социального и материального благополучия. Нельзя ожидать, что приспособление большинства населения к новым социальным условиям произойдёт в какое-то ближайшее время. Процесс этот очень долгий и сложный, так как за этим кроется глубокая и серьёзная по своим последствиям проблема психологической и мировоззренческой перестройки человека.

Психологическая перестройка - как понятие означает изменение сформировавшихся ранее психологических особенностей человека или социальной общности в связи с необходимостью приведения их деятельности в соответствие с новыми, изменившимися условиями. Перестройка может коснуться различных «слоев» психики. Она может быть поверхностной или глубинной. В первом случае меняются лишь психические состояния личности, лежащие как бы «на поверхности» и легко поддающиеся корректировке. Так, относительно пластичны познавательные образования - состояние знаний, затем - настроения (эмоциональные состояния - радость, огорчение, недовольство и др.), простейшие умения и навыки. Во втором случае перестройка захватывает глубинные, устойчивые свойства личности, затрагивающие ее наиболее значимые отношения с окружающим миром и составляющие мотивационно-побудительную сферу ее социальной активности - так, нелегко изменить устоявшиеся интересы, вкусы, ценностные ориентации и установки, еще труднее совершить изменения в качествах личности, в чертах ее характера и в производном от них образовании - в стиле деятельности. Самой же сложной задачей является перестройка мировоззрения - целостной системы убеждений, выражающих стержень личности.

Психологическая перестройка  характеризуется не только степенью глубины, но и широтой, масштабом. Одно дело изменить психологию отдельного человека, совершенно другое - психологию группы, больших социальных общностей. Особенности социальных групп воспроизводятся и поддерживаются благодаря сходству образа жизни, взаимовлиянию, с помощью общих ценностей, норм, традиций, обычаев, передаются от человека к человеку путем подражания, внушения, заражения, под давлением общественного мнения, утверждающего одни стереотипы поведения и отвергающего другие. Логика общественной психологии - это трудный, болезненный и длительный процесс. Поэтому нельзя ожидать быстрого перехода от социального иждивенчества, зависимости и пассивности людей, сформированного под влиянием административного типа хозяйствования, господствовавшего долгое время в нашей стране, к новому экономическому поведению, к активности личности, способности к риску и формированию материальной заинтересованности в труде. Необходимость в психологической перестройке возникает в связи с изменением объективных требований к деятельности - когда есть проблемная ситуация - противоречие между сложившимися ранее уровнем психической деятельности (качествами людей, стилем их работы, знаниями, умениями, ценностными ориентациями, убеждениями и др.) и новыми условиями и требованиями. Именно такая ситуация сложилась сейчас в нашей стране. Изменения в системе экономических отношений повлекли за собой и изменения в общественной жизни (спад производства, перестройка системы подбора, расстановки и повышения квалификаций и т.п.). А отсюда - необходимость решительной психологической перестройки людей в целях совершенствования их деятельности с учетом новых, более сложных требований. И речь идет не о поверхностной, а о глубинной психологической перестройке значительной части населения России, которую ни в коем случае нельзя сводить лишь к вооружению новыми знаниями и обучению. Естественно, что для такой перестройки необходима настойчивая, терпеливая, многоплановая работа, предполагающая прежде всего использование психологических методов воздействия, опираясь на научные знания о закономерностях и технологии воздействия на поведение людей.

Психологическая перестройка  в структуре личности затрагивает  в первую очередь внешние «слои» психики - психические состояния, так  как они наименее устойчивы, достаточно легко поддаются влиянию со стороны внешних и внутренних условий (места человека в системе общественных отношений, успехов и неудач, состояния здоровья и др.). В психических состояниях выделяются интеллектуальные и эмоционально-волевые компоненты. Если первые выполняют в процессе деятельности ориентирующую (познавательную) функцию, то вторые побуждают субъекта совершать определенные действия, образуют мотивационную основу его поведения. Однако изменение психических состояний не сразу приводит к перестройке личности - оно должно пройти определенные фазы, прежде чем возникает необходимый поведенческий эффект. Эти последовательные сменяющиеся этапы развития психических состояний можно было бы назвать фазами осознания проблемной ситуации (возникновения проблемного сознания), формирования предполагающего целеполагающего («ищущего») и активно-деятельного сознания.

Информация о работе Особенности стресса у безработных, психическая саморегуляция