Особенности воображения у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 17:51, курсовая работа

Описание работы

Актуальность изучения воображения подростков обусловлена тем, что этот психический процесс, по мнению Л.С. Выготского, является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. [3] В последние годы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии подростка, об определении сущности механизмов воображения. Воображение формирует эффективное усвоение новых знаний, способствует саморазвитию личности.
Психологи доказали, что воображение играет важную роль в творческой деятельности человека на различных этапах его жизни. Особенно значимым становится выявление специфики творческого воображения, закономерностей его развития и становления при изучении подросткового возраста.

Содержание работы

Введение____________________________________________ 3


1.Общая характеристика воображения____________________ 5


2.Возрастные особенности воображения подростков________ 14


3.Методики исследования воображения подростков________ 19


4.Развитие воображения у подростков____________________ 25


Заключение__________________________________________ 30


Список литературы____________________________________ 32

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 1.26 Мб (Скачать файл)

 

РОССИЙСКИЙ НОВЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

Факультет психологии и педагогики

 

                

                                                                                      

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

на  тему:

«Особенности воображения у подростков»

 

 

 

 

 

  

 

 

 

                                                                      Автор: студентка 1 курса очной  формы обучения факультета Войнова  В.А.

                                                               Научный руководитель: доктор         психологических наук, профессор  Агапов В.С.

 

 

 

 

 

 

 

Москва  – 2013

 

 

 

 

 

Оглавление

 

Введение____________________________________________   3

 

 

          1.Общая  характеристика воображения____________________  5

 

 

          2.Возрастные особенности воображения подростков________ 14    

 

 

          3.Методики исследования воображения подростков________  19

 

 

          4.Развитие воображения у подростков____________________  25   

                              

 

         Заключение__________________________________________   30

 

 

         Список литературы____________________________________  32

 

 

         Приложение__________________________________________  33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Воображение – психический процесс создания образа предмета или ситуации путем перестройки имеющихся представлений. Воображение является особой формой человеческой психики, стоящей отдельно от остальных психических процессов и занимающей промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью.

Актуальность изучения воображения подростков обусловлена тем, что этот психический процесс, по мнению Л.С. Выготского, является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. [3] В последние годы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии подростка, об определении сущности механизмов воображения. Воображение формирует эффективное усвоение новых знаний, способствует саморазвитию личности.

Психологи доказали, что воображение играет важную роль в творческой деятельности человека на различных этапах его жизни. Особенно значимым становится выявление специфики творческого воображения, закономерностей его развития и становления при изучении подросткового возраста.

Воображение, вероятно, характерно только для человека. Ни в чем другом, кроме воображения, не проявляется загадочный характер психики.

Феномен воображения остается загадочным и в наши дни. Человечеству до сих пор почти ничего не известно именно о механизме воображения. Вопросы о том, где в мозгу человека локализовано воображение, с работой каких известных нам нервных структур оно связано, сегодня еще не разгаданы.

Цель  исследования: выявить особенности воображения у подростков.

Объект  исследования: творческое воображение детей подросткового возраста.

Предмет исследования: психологические особенности воображения подростков от 12-14 до 15-17 лет

 

Задачи  исследования:

1) Выявить общую характеристику воображения

2) Определить  возрастные особенности воображения  подростков

3) Изучить  методики исследования воображения  подростков

4) Анализировать  развитие воображения у подростков

Теоретической основой исследования послужили научные работы, раскрывающие особенности воображения:

- О.В. Боровик  «Развитие воображения»,

- Л.С. Выготский  «Воображение и творчество в  детском возрасте»

- Ю.А. Полуянов « Воображение и способности»,

Методы  исследования: изучение научной литературы по данной теме, анализ методик исследования воображения, беседа с детьми подросткового возраста и наблюдение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I

 Общая характеристика воображения

 

Воображение играет огромную роль в жизни человека. Благодаря воображению человек творит, планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение играет также огромное значение для развития и совершенствования человека как вида. Оно выводит человека за пределы его существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее.

Воображение - это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений. 

Никакое другое живое существо в мире не может себе позволить того, что может человек, обладая богатым воображением. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях. Воображение порождает что-то новое, изменяет то, что дано восприятием. Эти преобразования могут выразиться в том, что человек, исходя из знаний и опираясь на опыт, вообразит себе картину того, чего в действительности никогда сам не видел. Воображение может создать картину того, чего вообще не было. Воображение является основной наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны или нежелательны.

От восприятия, которое представляет собой процесс  приема и переработки человеком  различной информации, поступающей  в мозг через органы чувств, и  которое завершается формированием  образа, воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют  реальности, в них есть элементы фантазии и вымысла. Если воображение рисует сознанию такие картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если, кроме того, воображение нацелено на будущее, его называют мечтой.

Воображение отличается от реалистического  мышления тем, что оно:

- подсознательно (ребенок не осознает своих целей и мотивов);

- направлено на собственное удовольствие, а не на реальную деятельность в окружающей действительности;

- является образным, символическим мышлением, оно не может быть выражено в словах и сообщено другим людям.

Воображение - пишет С. Л. Рубинштейн, - связано  с нашей способностью и необходимостью творить новое». И далее: «Воображение - это отлет от прошлого опыта, преобразование его. Воображение - это преобразование данного, осуществляемое в образной форме». [10]

Основной  признак процесса воображения, - пишет  Е. И. Игнатьев, - в той или иной конкретной практической деятельности заключается в преобразовании и  переработке данных восприятия и  другого материала прошлого опыта, в результате чего получаются новые впечатления». [5]

Многие исследователи  отмечают, что воображение есть процесс  создания новых образов в наглядном  плане. Эта тенденция относит  воображение к формам чувственного материала. Природу воображения  составляет синтез, единство логического  и чувственного.

Воображение - это аналитико-синтетическая деятельность, которая осуществляется под направляющим влиянием сознательно поставленной цели либо чувств, переживаний, которые  владеют человеком в данный момент. Чаще всего воображение возникает  в проблемной ситуации, т.е. в тех  случаях, когда необходимо отыскать новое решение, т.е. требуется опережающее  практическое действие отражения, которое  происходит в конкретно-образной форме, как результат оперирования образами.

Виды воображения

Психологи выделяют различные виды воображения. Оно может быть пассивным и активным. Пассивное воображение не стимулирует человека к активным действиям. Он удовлетворяется созданными образами и не стремится реализовать их в действительности или рисует образы, которые в принципе не могут быть реализованы. В жизни таких людей называют утопистами, бесплодными мечтателями. Активное воображение — это создание образов, которые впоследствии реализуются в практических действиях и продуктах деятельности. Иногда это требует от человека больших усилий и значительных затрат времени. Активное воображение повышает творческое содержание и эффективность трудовой и других видов деятельности.

Произвольное и непроизвольное воображение

Воображение различным образом связано с  волей человека, на основании чего выделяются произвольное и непроизвольное воображение. Если образы создаются  при ослабленной деятельности сознания, то это воображение является непроизвольным. Оно проявляется во сне, а также при некоторых расстройствах сознания. Произвольное воображение — это осознанная, направленная деятельность, выполняя которую, человек отдает себе отчет относительно ее целей и мотивов. Оно характеризуется преднамеренным созданием образов. Активность и произвольность воображения могут сочетаться различными способами. Примером произвольного пассивного воображения являются грезы, когда человек преднамеренно предается думам о том, что вряд ли когда-нибудь осуществиться. Произвольное активное воображение проявляется в длительном, целеустремленном поиске нужного образа, что характерно для деятельности писателей, изобретателей, художников.

 

 

 

Воссоздающее и творческое воображение

Воссоздающее воображение — это создание образов объектов, которые ранее в законченном виде человеком не воспринимались, хотя он знаком с подобными объектами или с их отдельными элементами.

Творческое воображение — самостоятельное создание новых образов, которые воплощаются в оригинальные продукты различных видов деятельности при минимальной опосредованной опоре на прошлый опыт.

Продуктивное воображение

Это воображение, в образах которого имеется много нового. Продукты такого воображения обычно ни на что не похожи или очень мало похожи на то, что уже изучено.

Репродуктивное воображение

В таком воображении имеется немало уже известного, хотя есть и отдельные элементы нового. Таким, например, является воображение начинающего поэта, писателя, инженера, художника, которые поначалу создают свои творения по известным образцам, тем самым, обучаясь профессиональному мастерству.

Галлюцинации

Галлюцинациями  называются продукты воображения, рождаемые не нормальным состоянием сознания человека. Эти состояния могут возникнуть по разным причинам: заболевание, гипноз, воздействие психотропных веществ в виде алкоголя, наркотических веществ и др.

Мечты 

Это продукты воображения, нацеленного на желаемое будущее. В мечтах содержатся в принципе осуществимые планы человека. Мечты особенно характерны для людей молодого возраста, у которых большая часть жизни еще впереди.

Грезы

Своеобразные мечты, которые, как правило, не осуществимы. Грезы занимают промежуточное положение между мечтами и галлюцинациями, но их отличие от галлюцинаций состоит в том, что грезы являются продуктами активности нормального сознания человека.

Сновидения

Сновидения представляют особый интерес. В настоящее время ученые и психологи склоняются к тому, что в сновидениях могут отражаться процессы обработки информации мозгом человека, причем содержание сновидений не только функционально связано с этими процессами, но может включать в себя новые ценные идеи и даже открытия.

Функции воображения

Разум человека не может находиться в бездеятельном состоянии, поэтому люди так много мечтают. Воображение начинает работать тогда, когда человек не решает никаких проблем, но его мозг продолжает функционировать.

В процессе жизнедеятельности человека воображение  выполняет ряд специфических  функций:

1) Представляет действительность в образах и имеет возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением.

2) Регулирует эмоциональные состояния. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать напряженность.

3) Участвует в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека. Посредством образов человек получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.

4) Формирует  внутренний план действий, т.е. способности выполнять их в уме, манипулируя образами.

5) Планирует и программирует деятельность человека.

Образы творческого  воображения создаются посредством  различных приемов, методов. Преобразование материала в воображении подчиняется  определенным законам, выражающим его  особенность.

Прием воображения – это способ получения новых (воображаемых) объектов или систем на основе существующих.

Метод воображения – последовательное применение приемов воображения с целью получения определенного результата.

Каждый метод  имеет конкретную цель. Кроме того, метод имеет свою специфику. Некоторые  методы предпочтительно применять  фантастам, другие – изобретателям  и т.д.

Метод развития воображения – метод, направленный на усвоение и применение приемов и методов воображения.

Воображение является познавательным процессом, специфика  которого состоит в переработке  прошлого опыта.

Воображение неразрывно связано с мышлением. И мышление, и воображение возникают в проблемной ситуации, мотивируются потребностями личности.

В зависимости  от ситуации, запаса времени, уровня знаний и их организации одна и та же задача может решаться как с помощью  воображения, так и с помощью  мышления. Различие состоит в том, что отражение действительности, осуществляемое в процессе воображения, происходит в виде ярких представлений, в то время как опережающее  отражение в процессах мышления происходит путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредованно  познавать окружающее. Использование  того или иного процесса диктуется, прежде всего, ситуацией: творческое воображение  работает, в основном, на том этапе  познания, когда неопределенность ситуации достаточно велика. Таким образом, воображение  позволяет принимать решения  даже при неполноте знания.

Информация о работе Особенности воображения у подростков