Особенности воображения у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 17:51, курсовая работа

Описание работы

Актуальность изучения воображения подростков обусловлена тем, что этот психический процесс, по мнению Л.С. Выготского, является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. [3] В последние годы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии подростка, об определении сущности механизмов воображения. Воображение формирует эффективное усвоение новых знаний, способствует саморазвитию личности.
Психологи доказали, что воображение играет важную роль в творческой деятельности человека на различных этапах его жизни. Особенно значимым становится выявление специфики творческого воображения, закономерностей его развития и становления при изучении подросткового возраста.

Содержание работы

Введение____________________________________________ 3


1.Общая характеристика воображения____________________ 5


2.Возрастные особенности воображения подростков________ 14


3.Методики исследования воображения подростков________ 19


4.Развитие воображения у подростков____________________ 25


Заключение__________________________________________ 30


Список литературы____________________________________ 32

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 1.26 Мб (Скачать файл)

2) Качественные особенности воображения исследуют при помощи методики Роршаха - одной из наиболее объективных и сложных методик психодиагностики.

Тест Роршаха состоит из 10 таблиц стандартного размера, на которых на белом фоне напечатаны симметричные пятна. Пять таблиц содержат пятна черного и различных оттенков серого цвета, две таблицы - пятна красного и серого цвета, три таблицы - многоцветные пятна. (см. приложения 1-6)

Испытуемого просят сообщить, что он видит на таблице в разглядываемых пятнах, при этом ему предоставляется полная свобода фантазии.

Анализ ответов  при использовании методики Роршаха  в психодиагностике личности очень сложен. Однако для экспериментального изучения можно оценивать получаемые ответы таким образом:

1. Порядковый  номер таблицы. 

2. Словесные  реакции испытуемого, сопровождающие  исследование.

3. Количество  ответов.

4. Время ответов. 

5. Характер  ответов (а - геометрические фигуры, б - животные, в - растения, г - неживые  предметы, д - действия, е - прочее, ж - отсутствие образов воображения).

6. Примечания. При фиксации характера ответов  подробно записывают все их  детали.

С помощью  теста Роршаха можно наглядно различить воображение здоровых и больных людей; для последнего характерно наличие множественных  необычных образов, отражающих особенности  нарушенной эмоциональности - привидения, демоны, образы смерти и т.п.

3) Методика "Вербальная фантазия" (речевое воображение).

Подростку предлагается придумать рассказ о каком-либо живом существе  и изложить его устно в течение 5 минут. На придумывание темы отводится до одной минуты, а после этого подросток приступает к рассказу.

В ходе рассказа фантазия подростка оценивается по следующим признакам:

- скорость процессов воображения;

- необычность, оригинальность образов воображения;

- богатство фантазии;

- глубина и проработанность образов;

По каждому  из этих признаков рассказ оценивается от 0 до 2 баллов.

0 баллов ставится тогда, когда данный признак в рассказе практически отсутствует.

1 балл рассказ получает в том случае, если данный признак имеется, но выражен сравнительно слабо.

2 балла рассказ зарабатывает тогда, когда соответствующий признак не только имеется, но и выражен достаточно сильно.

Если в  течение одной минуты подросток так и не придумал сюжет рассказа, то экспериментатор сам подсказывает ему какой-либо сюжет и за скорость воображения ставится 0 баллов. Если же он придумал сюжет рассказа к концу отведенного времени (1 минута), то по скорости воображения он получает оценку в 1 балл. Наконец, если удалось придумать сюжет рассказа очень быстро, в течение первых 30 секунд, или если в течение одной минуты он придумал не один, а как минимум два разных сюжета, то по признаку "скорость процессов воображения" ставится 2 балла.

Необычность, оригинальность образов  воображения расценивается следующим способом:

Если подросток просто пересказал то, что когда-то от кого-то слышал или где-то видел, то по данному признаку он получает 0 баллов.

Если пересказал известное, но при этом внес в него от себя что-то новое, то оригинальность его воображения оценивается  в 1 балл.

В том случае, если он придумал что-то такое, что он не мог раньше где-то видеть или слышать, то оригинальность его воображения получает оценку в 2 балла.

При оценивании процессов воображения фиксируется  общее число различных живых  существ, предметов, ситуаций и действий, различных характеристик и признаков, приписываемых всему этому в  рассказе.

 Если  общее число названного превышает  десять, то за богатство фантазии подросток получает 2 балла.

Если общее  количество деталей указанного типа находится в пределах от 6 до 9, то подросток получает 1 балл.

Если признаков  в рассказе мало, но в целом не менее пяти, то богатство фантазии оценивается в 0 баллов.

Поскольку процессы мышления и воображения тесно переплетены (особенно в творческой деятельности), то исследовать воображение можно с помощью диагностики креативности.

Первые тесты  креативности были созданы Дж. Гилфордом и его сотрудниками в 50-е гг. Эти методики, известные как «Южнокалифорнийские тесты», измеряли особенности одного из типов мышления, названного Гилфордом дивергентным. Было разработано 14 тестов. В первых 10-ти тестах от испытуемого требовалось дать словесный ответ, а в последних 4-х составить ответ на основе изобразительного содержания.

Примеры вербальных заданий:

Легкость словоупотребления: напишите слова, содержащие указанную букву («О»: ноша, горшок, опять...).

Легкость в использовании ассоциаций: напишите слова, сходные по значению с данным словом. («Тяжелый»: трудный, веский, суровый...)

Пример изобразительного задания: оформление. Контуры общеизвестных объектов необходимо заполнить как можно большим числом деталей этих объектов.

Тесты Гилфорда созданы для взрослых и учащихся старших классов. По мнению психологов, причинами малой эффективности тестов Гилфорда в оценке творческих способностей являются установка на скорость выполнения заданий и не учет личностных характеристик. Кроме того, задания в них не предполагают определенного числа ответов, что мешает объективному подсчету их показателей.

В отечественной  психологии большое внимание уделяется  раскрытию сущности креативности, выяснению  механизмов творческой деятельности и  природы творческих способностей. Работ по диагностике креативности почти нет. Есть лишь исследование, проведенное Д.Б..Богоявленской. [2] Богоявленская выделила единицу измерения творческих способностей, названную "интеллектуальной инициативой". Она рассматривает ее как синтез умственных способностей и мотивационной структуры личности, проявляющихся в "продолжении мыслительной деятельности за пределами требуемого, за пределами решения задачи, которая ставится перед человеком".

В изучении воображения важное место занимает метод естественного эксперимента - игры, рисование, литературное и иное творчество и т.п.

Вывод к III главе:

Для исследования воображения подростков было создано множество методик. Широко используется методика исследования творческого воображения, как для подростков, так и для взрослых. Она применима как для одного, так и для группы людей до 16 человек. Исследовать воображение можно с помощью диагностики креативности, придуманной Дж.Гилфордом. Также в наши дни очень популярен тест Роршаха, позволяющий определить воображение больных и здоровых людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава IV

Развитие воображения у подростков

Нужно ли человеку воображение? Ответ однозначный: да! Только имея воображение можно быть личностью! Человек, сознающий, что  он личность, способен рождать идеи. А идеи ведут нас вперед по собственной  жизни, и они же двигают общественный прогресс. Поэтому вопрос о том, как  развить воображение, всегда актуален. Человек – существо мыслящее. Развивая свое мышление, он одновременно развивает  и свое воображение. И это развитие начинается в самом раннем возрасте и может длиться всю жизнь.

Большое влияние на развитие личности подростков оказывает ярко развивающееся в этот период воображение. В этот промежуток времени детская форма воображения начинает заменяться новой. Это может привести к падению интереса к прошлым увлечениям. Это важно учитывать при использовании диагностических методов с подростками.

В этот период подросток становится более чувствительным, погружается в какое-либо одно значимое переживание. Все чувства и эмоции стремятся воплотиться в известные образы, соответствующие этому чувству. Построенные фантазии обычно влияют на их чувства, вызываемые  чувства являются действительным, реально переживаемыми, захватывающими человека. Из-за процесса перестройки, постепенной дифференциации воображения, представления, фантазии, продукты собственного воображения нередко становятся для подростка настолько реальными, что он непроизвольно пытается воплотить их в жизнь либо в какой-то конкретной деятельности, либо в рассказах о них, делающих их как будто бы реальными.

В возрасте 11-13 лет мечта все больше начинает занимать место игры. Пока что это игра, характерная для предшествующих периодов развития. Как раньше, играя, ребенок принимал роль героя, который может гораздо больше, чем он, так и теперь, мечтая, он видит себя свободным от тех комплексов, переживаний, недостатков, которые сейчас портят ему жизнь. Мечта имеет огромное значение для развития, она создает идеальные образы будущего. Это значение воображения свидетельствует, с одной стороны, о необходимости его развития в подростковом возрасте, а с другой — о возможности его использования в ходе специальных психологических тренингов.

Период отрочества — это время завершения детства  и начало периода перехода к взрослой жизни. Он определяется не только усиленным процессом психического и личностного развития, но и физического созревания. Подросток начинает осознавать и переживать происходящие с ним перемены, у него формируется новое представление о себе, возрастает самооценка. В период отрочества важное влияние на развитие оказывает общение подростка со сверстниками, благополучные отношения в семье. Все это является важным для  психического здоровья подростка и его личностного развития.

По результатам  исследований Е.Е. Кравцовой продуктом  воображения подростка являются предметы и отношения между ними. Психологическая особенность воображения  детей данного возраста связана  с коллективным продуктом воображения. Оно становится коллективно распределенной деятельностью, что можно проследить на примере коллективных фантазий, реализуемых в играх.

По мере развития воображения в подростковом возрасте уменьшается количество партнеров  совместной деятельности фантазирования. Если сначала воображающая компания состоит из 8–10 человек, то к концу  подросткового периода эти коллективы становятся гораздо меньше.

Воображение в отрочестве может обогатить внутреннюю жизнь подростка, может стать творческим, но может и прийти в упадок после поры детства, лишить подростка полета фантазии и творчества.

Подростковый  возраст отличается переходом от детского восприятия окружающей действительности к взрослому. Школьник начинает более  критично воспринимать мир вокруг себя и строит планы своего будущего. Его воображение принимает более  критические формы. Он уже не верит  в сказочные чудеса. Воображение принимает форму мечты как позитивной жизненной перспективы.

Подросток с  помощью воображения строит планы  своего будущего, «проигрывает» в  своем воображении различные  социальные и нравственные ситуации, как бы тренируясь перед сложной  взрослой жизнью. Творческое воображение в этот период выступает во взрослой форме вдохновения. Подростки испытывают наслаждение от творческого созидания. Они с удовольствием сочиняют стихи и музыку, импровизируют танцы, пытаются решить сложнейшие вопросы науки. Функция воображения для своего развития требует постоянного притока новой информации, своего рода «пищи». Именно поэтому все подростки любят читать и смотреть фантастику, боевики, включающие героев, резко отличающихся от нормального человека, и малореальные обстоятельства.

Несколько упражнений для развития воображения:

1)Закройте глаза или выключите свет. Вспомните расположение предметов в комнате, передвиньте один из них. Что изменилось? Мысленно верните его на место, передвиньте другой предмет. Постарайтесь увидеть разницу между реальной комнатой и воображаемой.

2)Закройте глаза, представьте себе чистый белый лист бумаги. Мысленно что-нибудь напишите или нарисуйте на нем. Следите, чтобы написанное или нарисованное не исчезало. Начинайте с простых картинок, постепенно переходите к более сложному, детальному изображению.

3)Выгляните в окно и постарайтесь увидеть там лес или небоскребы какого-нибудь города. Идите по улице, меняйте цвета: представьте, что трава синяя, деревья фиолетовые. Уменьшайте и увеличивайте предметы: дома вдруг стали маленькие, люди огромные, деревья похожими на цветы, а розы выше деревьев.

4)Попробуйте нарисовать что-то абстрактное. Например, два часа, добро, страх. Нарисуйте схожие понятия: страх и ужас, любовь и страсть. Чем они отличаются?

5)Посмотрите мультик без звука. Старайтесь понять, о чем он, домысливайте, что говорят персонажи.

6)Придумывайте все сами. Придумайте оригинальный подарок другу на день рождения или маме на Новый год. Сами делайте открытки или хотя бы пишите поздравления от себя. Отметьте оригинально день смеха или день знаний. Придумайте сценарий, пригласите друзей. Можно придумать свой собственный праздник. Например, день мороженого или день плюшевого медведя.

7)Поставьте на листе пять точек и соедините их так, чтобы получился человек, кот, собака, дерево или что-то еще. Поставьте кляксу и подумайте, на что она похожа.

8)Когда смотрите спектакль или фильм, представьте себя одним из героев. Подумайте, как бы вы поступили. Придумайте другой финал спектакля или фильма.

Чтобы развивать  воображение, необходимы новые впечатления, эмоции. Следует читать книги, ходить в театры, смотреть фильмы, путешествовать. Чтобы появлялись новые идеи, необходим реальный материал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод к IV главе:

Развитие воображения подростка выполняет целый ряд функций. Во-первых, именно воображение выступает основой для усвоения знаний из областей, которые требуют умения представить себе конкретную ситуацию, в которой он не был. Именно воображение помогает подростку усваивать знания прошлых лет из истории или осваивать новые территории на уроках географии.

Во-вторых, развитие воображения играет решающую роль при  решении задач с высокой степенью неопределенности. Именно в воображении  подросток может мысленно подобрать  недостающие детали или элементы решаемой задачи.

В-третьих, воображение  позволяет планировать свою деятельность, четко представлять шаги на пути к цели, ярко видеть саму цель, следовательно, и осуществлять контроль результатов, когда цель достигнута. Так воображение выступает в роли направляющего и организующего деятельность познавательного процесса.

 

 

Информация о работе Особенности воображения у подростков