Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 17:51, курсовая работа
Актуальность изучения воображения подростков обусловлена тем, что этот психический процесс, по мнению Л.С. Выготского, является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. [3] В последние годы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии подростка, об определении сущности механизмов воображения. Воображение формирует эффективное усвоение новых знаний, способствует саморазвитию личности.
Психологи доказали, что воображение играет важную роль в творческой деятельности человека на различных этапах его жизни. Особенно значимым становится выявление специфики творческого воображения, закономерностей его развития и становления при изучении подросткового возраста.
Введение____________________________________________ 3
1.Общая характеристика воображения____________________ 5
2.Возрастные особенности воображения подростков________ 14
3.Методики исследования воображения подростков________ 19
4.Развитие воображения у подростков____________________ 25
Заключение__________________________________________ 30
Список литературы____________________________________ 32
В своей деятельности воображение использует следы прошлых восприятий, впечатлений, представлений, то есть следы памяти. Принципиальное различие между памятью и воображением обнаруживается в различном направлении процессов активного оперирования с образами. Так, основной тенденцией памяти является восстановление системы образов, максимально приближенной к ситуации, которая имела место в опыте. Для воображения, напротив, характерно стремление к максимально возможному преобразованию исходного образного материала.
Воображение включается в восприятие, влияет на создание образов воспринимаемых предметов и, в то же время, само зависит от восприятия. Главной функцией воображения является преобразование оптического явления, состоящего в раздражении световыми волнами поверхности сетчатки, в образ внешней вещи.
Воображение тесно связано с эмоциональной сферой. Эта связь имеет двойственный характер: с одной стороны, образ способен вызвать сильнейшие чувства, с другой — возникшая однажды эмоция или чувство может стать причиной активной деятельности воображения. Данная система подробно рассмотрена Л. С. Выготским в его работе «Психология искусства». [4] Основные выводы, к которым он приходит, можно изложить следующим образом. Согласно закону реальности чувств, «все фантастические и нереальные наши переживания, в сущности, протекают на совершенно реальной эмоциональной основе». На основе этого Выготский делает вывод, что фантазия является центральным выражением эмоциональной реакции. Воображение позволяет получать разнообразный опыт переживаний и оставаться при этом в рамках социально приемлемого поведения. Каждый получает возможность прорабатывать излишнее эмоциональное напряжение, разряжая его с помощью фантазий, и компенсируя, таким образом, неудовлетворенные потребности.
Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке.
Воображение
является высшей психической функцией
и отражает действительность. Однако
с помощью воображения
Значение
воображения в жизни и
Философы еще в конце XIX века предложили словосочетание «человек воображающий» в качестве одной из видовых характеристик современного человека наряду с «человеком разумным».
Вывод к I главе:
Воображение - это всегда создание нового в результате переработки прошлого опыта. Никакая творческая деятельность невозможна без фантазии, поэтому творчество - это сложный психический процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности. В подростковом возрасте, когда личностное развитие становится доминирующим, особое значение приобретает такая форма воображения, как мечта - образ желаемого будущего. Воображение значимо в личностном плане и для взрослого. Люди, которые во взрослом возрасте сохранили яркое воображение, отличаются талантливостью, их часто называют богато одаренными личностями. Воображение является основной двигательной силой творческого процесса человека и играет огромную роль во всей его жизни. Это происходит потому, что вся жизнедеятельность связана с творчеством, начиная от приготовления пищи до создания литературных произведений или изобретательства.
Глава II
Возрастные особенности
Современный подросток – продукт современной жизни, он сложен, интересен, противоречив. В старшем школьном возрасте завершается физическое созревание подростков. Возраст от 15 до 18 лет принято считать периодом ранней юности. Каковы же психологические особенности воображения подростков в данный возрастной период?
Подростковый возраст принято в возрастной психологии считать периодом, крайне неблагоприятным для обучения. Это в первую очередь связано с общеизвестным фактом, что при переходе из начальной в среднюю школу у большинства детей снижается успеваемость и качественно меняется в худшую сторону мотивация обучения.
Многие педагоги и родители характеризуют подростковый период развития как возраст, когда появляются первые прогулы, невыполненные домашние задания, падает авторитет взрослых и одновременно возрастает популярность тех, кто может противостоять им как в школе, так и дома.
В любом возрастном
периоде есть свойственные только ему
особенности психического развития,
зависящие от физиологических и
анатомических изменений в
В подростковом возрасте воображение приобретает самостоятельность.
Сближение воображения
с теоретическим мышлением
Многие авторы отмечают такую особенность фантазии подростка: она впервые обращается у него в интимную сферу переживаний, которая скрывается обычно от других людей, которая становится исключительно для себя. Ребенок не скрывает своей игры, подросток же скрывает свои фантазии и прячет их от других. Подросток прячет их как сокровенную тайну и охотнее признается в своих проступках, чем расскажет о своих фантазиях. Именно скрытность фантазии указывает на то, что она тесно связывается с внутренними желаниями, побуждениями, влечениями и эмоциями личности и начинает обслуживать всю эту сторону жизни подростка. В этом отношении чрезвычайно знаменательна связь эмоции и фантазии. Подобно тому, как взрослый человек при восприятии художественного произведения преодолевает собственные чувства, так точно и подросток с помощью фантазии просветляет, уясняет сам себе, воплощает в творческих образах свои эмоции, свои влечения.
Творческие образы, создаваемые фантазией подростка, выполняют для него ту же функцию, которую художественное произведение выполняет по отношению к взрослому человеку. Это искусство для себя. Это для себя в уме сочиняемые поэмы и романы, разыгрываемые драмы и трагедии, придуманные стихи и песни.
С помощью фантазии созданы не только художественные произведения, но и все научные, технические произведения. Фантазия есть одно из проявлений творческой деятельности человека, и именно в переходном возрасте, сближаясь с мышлением в понятиях, она получает широкое развитие в этом объективом аспекте.
Развитие личности в условиях природного и предметного мира происходит через межличностные отношения; в частности, для подростков наиболее значимой становится сфера общения со сверстниками. Для них становится важным:
- Умение познакомится с понравившимся человеком;
- Свободно чувствовать себя в компании, разделяя нормы и интересы значимой для него группы;
- Ощущать, что при этом он не теряет индивидуальность, а может высказывать свои мысли и выражать чувства;
- Подростку важно, чтобы его взрослость была заметна окружающим;
- Подростку важно, чтобы его форма поведения не была детской;
- «Героем» подростка является активный, целеустремленный, успешный человек;
- Подросток склонен к мечтанию и фантазированию;
- Группе подростков свойственно возникновение кодексов;
- Подросткам свойственно обсуждение поведения взрослых, причем не в лицеприятной форме.
В эмоциональной сфере подростков сохраняется повышенная ранимость, чувствительность, восхищение сменяется депрессией. Очень болезненно воспринимаются и собственная внешность, и собственные способности, хотя способы выражения эмоций стали шире и лучше контролируются. Подросток уже способен к глубоким "взрослым” переживаниям, серьезным и устойчивым чувствам. При переходе к юности улучшается коммуникативность, появляются самостоятельность, уравновешенность, самоконтроль.
В подростковом возрасте, когда личностное развитие становится доминирующим, особое значение приобретает такая форма воображения, как мечта — образ желаемого будущего.
Подросток мечтает
о том, что доставляет ему радость,
что удовлетворяет его самые
сокровенные желания и
Особый интерес для ученых представляют воображаемые компаньоны, которых конструируют многие дети, - выдуманные родственники, воображаемые друзья, феи и эльфы, животные, куклы и другие объекты. В одном исследовании принимало участие 210 детей; и было обнаружено, что 45 из них имели воображаемых друзей: из этого числа 21 были единственным ребенком в семье и еще 21 имели только одного родственника. Наблюдатели отмечали, что, хотя у 45-ти детей было много благоприятных возможностей для того, чтобы играть с другими детьми, они не делали этого. Воображаемый компаньон ― это создание самого ребенка, он в принципе может наделить его любыми свойствами и заставить персонификацию обращаться с ним так, как сам того пожелает. Следует отметить, что игра, включающая таких компаньонов, иногда отражает установки родителей, и известен случай с девочкой, у которой было два воображаемых товарища. Один был наделен всеми добродетелями, как она их понимала, а другой ― всеми недостатками, которые она в себе находила. Но необходимо отметить, что психиатры считают такое фантазирование симптомами душевного расстройства; с их точки зрения, такие образы создаются, чтобы компенсировать отсутствие теплоты и сердечности в реальной жизни.
Вывод ко II главе:
В подростковом возрасте воображение может превратиться в самостоятельную внутреннюю деятельность. Подросток может проигрывать мыслительные задачи с математическими знаками, может строить свой воображаемый мир особых отношений с людьми, мир, в котором он проигрывает одни и те же чувства, до тех пор, пока не изживет свои внутренние проблемы. Мир воображения подростка - это особый мир. Подросток уже владеет действиями воображения, которые приносят ему удовлетворение. Воображение подростков может оказывать влияние на познавательную деятельность, эмоционально - волевую сферу и саму личность.
Глава III
Методики исследования
1) Первая методика исследования творческого воображения применима как для подростков, так и для взрослых.
Целью такой методики является оценка особенностей творческого воображения.
Для проведения исследования понадобятся: карточки с напечатанными на них произвольными тремя словами (например, книга, окно, погода), листы бумаги, ручка и секундомер.
Данное исследование
можно проводить с одним
Инструкция: прочитайте слова, написанные на карточке, и составьте из них как можно больше предложений так, чтобы в каждое входили все три слова. Составленные предложения записывайте на листе бумаги. На работу вам отводится 10 мин. Заканчиваем работу по команде: «Стоп! Работу прекратить!»
Показателями творчества в данном исследовании являются:
- величина баллов за самое остроумное и оригинальное предложение;
- сумма баллов за все предложения, придуманные испытуемым в течение 10 мин.
Эти показатели
устанавливаются с помощью
Если испытуемый
придумал очень похожие друг на друга
предложения с повторением
Характеристика творчества, определяемая по величине баллов, соответствует максимальной оценке какого-либо из составленных испытуемым предложений – б баллов. Эта оценка свидетельствует о развитом творчестве или оригинальности. Если оценка данного показателя составляет 5 или 4, то проявление творчества следует считать средним. Наконец, если эта оценка составила всего лишь 2 или 1, то это низкий показатель творчества, либо намерение испытуемого действовать по аналогии и тем озадачить исследователя.
Второй показатель
– это сумма баллов. Он имеет
смысл для анализа и