Особенности воображения у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 17:51, курсовая работа

Описание работы

Актуальность изучения воображения подростков обусловлена тем, что этот психический процесс, по мнению Л.С. Выготского, является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. [3] В последние годы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии подростка, об определении сущности механизмов воображения. Воображение формирует эффективное усвоение новых знаний, способствует саморазвитию личности.
Психологи доказали, что воображение играет важную роль в творческой деятельности человека на различных этапах его жизни. Особенно значимым становится выявление специфики творческого воображения, закономерностей его развития и становления при изучении подросткового возраста.

Содержание работы

Введение____________________________________________ 3


1.Общая характеристика воображения____________________ 5


2.Возрастные особенности воображения подростков________ 14


3.Методики исследования воображения подростков________ 19


4.Развитие воображения у подростков____________________ 25


Заключение__________________________________________ 30


Список литературы____________________________________ 32

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 1.26 Мб (Скачать файл)

В своей деятельности воображение использует следы прошлых  восприятий, впечатлений, представлений, то есть следы памяти. Принципиальное различие между памятью и воображением обнаруживается в различном направлении процессов активного оперирования с образами. Так, основной тенденцией памяти является восстановление системы образов, максимально приближенной к ситуации, которая имела место в опыте. Для воображения, напротив, характерно стремление к максимально возможному преобразованию исходного образного материала.

Воображение включается в восприятие, влияет на создание образов воспринимаемых предметов  и, в то же время, само зависит от восприятия. Главной функцией воображения является преобразование оптического явления, состоящего в раздражении световыми волнами поверхности сетчатки, в образ внешней вещи.

Воображение тесно связано с эмоциональной  сферой. Эта связь имеет двойственный характер: с одной стороны, образ  способен вызвать сильнейшие чувства, с другой — возникшая однажды  эмоция или чувство может стать  причиной активной деятельности воображения. Данная система подробно рассмотрена  Л. С. Выготским в его работе «Психология  искусства». [4] Основные выводы, к которым он приходит, можно изложить следующим образом. Согласно закону реальности чувств, «все фантастические и нереальные наши переживания, в сущности, протекают на совершенно реальной эмоциональной основе». На основе этого Выготский делает вывод, что фантазия является центральным выражением эмоциональной реакции. Воображение позволяет получать разнообразный опыт переживаний и оставаться при этом в рамках социально приемлемого поведения. Каждый получает возможность прорабатывать излишнее эмоциональное напряжение, разряжая его с помощью фантазий, и компенсируя, таким образом, неудовлетворенные потребности.

Воображение  выводит  человека  за  пределы  его сиюминутного  существования,  напоминает  ему  о  прошлом,  открывает будущее. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке.

Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. Однако с помощью воображения осуществляется мысленный отход за пределы непосредственно  воспринимаемого. Основная его задача — представление ожидаемого результата до его осуществления. С помощью воображения у нас формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий.

Значение  воображения в жизни и деятельности человека очень велико. Возникло и  развивалось воображение в процессе труда, и основное его значение состоит  в том, что без него был бы невозможен любой труд человека, т.к. невозможно трудиться, не представляя себе конечного  и промежуточных результатов. Без  воображения не был бы возможен прогресс ни в науке, ни в искусстве, ни в  технике. Ни один школьный предмет не может усваиваться полностью  без деятельности воображения. Если бы не было воображения, невозможно было бы принять решение и найти  выход в проблемной ситуации, когда  мы не обладаем нужной полнотой знаний.

Философы  еще в конце XIX века предложили словосочетание «человек воображающий» в качестве одной из видовых характеристик  современного человека наряду с «человеком разумным».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод к I главе:

Воображение - это всегда создание нового в результате переработки прошлого опыта. Никакая творческая деятельность невозможна без фантазии, поэтому творчество - это сложный психический процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности. В подростковом возрасте, когда личностное развитие становится доминирующим, особое значение приобретает такая форма воображения, как мечта - образ желаемого будущего. Воображение значимо в личностном плане и для взрослого. Люди, которые во взрослом возрасте сохранили яркое воображение, отличаются талантливостью, их часто называют богато одаренными личностями. Воображение является основной двигательной силой творческого процесса человека и играет огромную роль во всей его жизни. Это происходит потому, что вся жизнедеятельность связана с творчеством, начиная от приготовления пищи до создания литературных произведений или изобретательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II

 Возрастные особенности воображения  подростков

Современный подросток – продукт современной жизни, он сложен, интересен, противоречив. В старшем школьном возрасте завершается физическое созревание подростков. Возраст от 15 до 18 лет принято считать периодом ранней юности. Каковы же психологические особенности воображения подростков в данный возрастной период?

Подростковый  возраст принято в возрастной психологии считать периодом, крайне неблагоприятным для обучения. Это в первую очередь связано с общеизвестным фактом, что при переходе из начальной в среднюю школу у большинства детей снижается успеваемость и качественно меняется в худшую сторону мотивация обучения.

Многие педагоги и родители характеризуют подростковый период развития как возраст, когда появляются первые прогулы, невыполненные домашние задания, падает авторитет взрослых и одновременно возрастает популярность тех, кто может противостоять им как в школе, так и дома.

В любом возрастном периоде есть свойственные только ему  особенности психического развития, зависящие от физиологических и  анатомических изменений в организме, от социальных ролей, занимаемых личностью, от физических и интеллектуальных возможностей определённого возраста.

В подростковом возрасте воображение приобретает  самостоятельность.

Сближение воображения  с теоретическим мышлением побуждает  к творчеству. Подростки начинают писать стихи и пьесы, серьёзно заниматься разными видами конструирования, изобразительным  искусством и т.д. Воображение подростка  ещё пока менее продуктивно, чем  воображение взрослого человека, но оно богаче фантазии ребёнка. В  своих фантазиях подросток лучше  осознаёт собственные влечения и  эмоции, впервые начинает представлять свой будущий жизненный путь. Самой  существенной чертой фантазии в переходном возрасте является её раздвоение на субъективное и объективное воображение. Впервые только в переходном возрасте и образуется фантазия. Фантазия как бы разбивается на два русла: с одной стороны, она становится на службу эмоциональной жизни, потребностей, настроений, чувств, переполняющих подростка; с другой дает личное удовлетворение, напоминает детскую игру.

Многие авторы отмечают такую особенность фантазии подростка: она впервые обращается у него в интимную сферу переживаний, которая скрывается обычно от других людей, которая становится исключительно для себя. Ребенок не скрывает своей игры, подросток же скрывает свои фантазии и прячет их от других. Подросток прячет их как сокровенную тайну и охотнее признается в своих проступках, чем расскажет о своих фантазиях. Именно скрытность фантазии указывает на то, что она тесно связывается с внутренними желаниями, побуждениями, влечениями и эмоциями личности и начинает обслуживать всю эту сторону жизни подростка. В этом отношении чрезвычайно знаменательна связь эмоции и фантазии. Подобно тому, как взрослый человек при восприятии художественного произведения преодолевает собственные чувства, так точно и подросток с помощью фантазии просветляет, уясняет сам себе, воплощает в творческих образах свои эмоции, свои влечения.

Творческие  образы, создаваемые фантазией подростка, выполняют для него ту же функцию, которую художественное произведение выполняет по отношению к взрослому человеку. Это искусство для себя. Это для себя в уме сочиняемые поэмы и романы, разыгрываемые драмы и трагедии, придуманные стихи и песни.

С помощью  фантазии созданы не только художественные произведения, но и все научные, технические  произведения. Фантазия есть одно из проявлений творческой деятельности человека, и  именно в переходном возрасте, сближаясь  с мышлением в понятиях, она  получает широкое развитие в этом объективом аспекте.

 

Развитие  личности в условиях природного и  предметного мира происходит через  межличностные отношения; в частности, для подростков наиболее значимой становится сфера общения со сверстниками. Для  них становится важным:

- Умение познакомится с понравившимся человеком;

- Свободно чувствовать себя в компании, разделяя нормы и интересы значимой для него группы;

- Ощущать, что при этом он не теряет индивидуальность, а может высказывать свои мысли и выражать чувства;

- Подростку важно, чтобы его взрослость была заметна окружающим;

- Подростку важно, чтобы его форма поведения не была детской;

- «Героем» подростка является активный, целеустремленный, успешный человек;

- Подросток склонен к мечтанию и фантазированию;

- Группе подростков свойственно возникновение кодексов;

- Подросткам свойственно обсуждение поведения взрослых, причем не в лицеприятной форме.

В эмоциональной  сфере подростков  сохраняется  повышенная ранимость, чувствительность, восхищение сменяется депрессией. Очень болезненно воспринимаются и собственная внешность, и собственные способности, хотя способы выражения эмоций стали шире и лучше контролируются. Подросток уже способен к глубоким "взрослым” переживаниям, серьезным и устойчивым чувствам. При переходе к юности улучшается коммуникативность, появляются самостоятельность, уравновешенность, самоконтроль.

В подростковом возрасте, когда личностное развитие становится доминирующим, особое значение приобретает такая форма воображения, как мечта — образ желаемого будущего.

Подросток мечтает  о том, что доставляет ему радость, что удовлетворяет его самые  сокровенные желания и потребности. В мечтах подросток строит желаемую личную программу жизни, в которой не­редко определяется ее основной смысл. Часто мечты бывают нереальными, т. е. определена только цель, но не пути ее достижения, однако на этапе подросткового возраста это все равно имеет позитивный характер, так как позволяет подростку в воображаемом плане «перебрать» разные варианты будущего, выбрать свой путь решения проблемы.

Особый интерес  для ученых представляют воображаемые компаньоны, которых конструируют многие дети, - выдуманные родственники, воображаемые друзья, феи и эльфы, животные, куклы  и другие объекты. В одном исследовании принимало участие 210 детей; и было обнаружено, что 45 из них имели воображаемых друзей: из этого числа 21 были единственным ребенком в семье и еще 21 имели только одного родственника. Наблюдатели отмечали, что, хотя у 45-ти детей было много благоприятных возможностей для того, чтобы играть с другими детьми, они не делали этого. Воображаемый компаньон ― это создание самого ребенка, он в принципе может наделить его любыми свойствами и заставить персонификацию обращаться с ним так, как сам того пожелает. Следует отметить, что игра, включающая таких компаньонов, иногда отражает установки родителей, и известен случай с девочкой, у которой было два воображаемых товарища. Один был наделен всеми добродетелями, как она их понимала, а  другой ― всеми недостатками, которые она в себе находила. Но необходимо отметить, что психиатры считают такое фантазирование симптомами  душевного расстройства; с их точки зрения, такие образы создаются, чтобы компенсировать отсутствие теплоты и сердечности в реальной жизни.

 

 

 

 

 

Вывод ко II главе:

В подростковом возрасте воображение может превратиться в самостоятельную внутреннюю деятельность. Подросток может проигрывать мыслительные задачи с математическими знаками, может строить свой воображаемый мир особых отношений с людьми, мир, в котором он проигрывает одни и те же чувства, до тех пор, пока не изживет свои внутренние проблемы. Мир воображения подростка - это особый мир. Подросток уже владеет действиями воображения, которые приносят ему удовлетворение. Воображение подростков может оказывать влияние на познавательную деятельность, эмоционально - волевую сферу и саму личность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III

 Методики исследования воображения  подростков

1) Первая методика исследования творческого воображения применима как для подростков, так и для взрослых.

Целью такой методики является оценка особенностей творческого воображения.

Для проведения исследования понадобятся: карточки с напечатанными на них произвольными тремя словами (например, книга, окно, погода), листы бумаги, ручка и секундомер.

Данное исследование можно проводить с одним человеком  и с группой людей, но все испытуемые должны быть удобно рассажены, а условия – обеспечивающими строгую самостоятельность их работы. Перед началом исследования каждый участник получает карточку с напечатанными на ней тремя словами. Карточки можно раздать в конвертах или положить на стол обратной стороной, чтобы до получения инструкции нельзя было прочесть напечатанные на них слова. При тестировании группы каждому даются одинаковые бланки для возможного последующего анализа и сравнения. В процессе исследования испытуемому предлагают в течение 10 мин составить из трех слов как можно большее количество предложений.

Инструкция: прочитайте слова, написанные на карточке, и составьте из них как можно больше предложений так, чтобы в каждое входили все три слова. Составленные предложения записывайте на листе бумаги. На работу вам отводится 10 мин. Заканчиваем работу по команде: «Стоп! Работу прекратить!»

Показателями  творчества в данном исследовании являются:

- величина баллов за самое остроумное и оригинальное предложение;

- сумма баллов за все предложения, придуманные испытуемым в течение 10 мин.

Эти показатели устанавливаются с помощью шкалы  оценки творчества. (см. приложение №1)

Если испытуемый придумал очень похожие друг на друга  предложения с повторением темы, то второе и все последующие предложения  этого типа оцениваются в 1/2 начального балла.

Характеристика творчества, определяемая по величине баллов, соответствует максимальной оценке какого-либо из составленных испытуемым предложений – б баллов. Эта оценка свидетельствует о развитом творчестве или оригинальности. Если оценка данного показателя составляет 5 или 4, то проявление творчества следует считать средним. Наконец, если эта оценка составила всего лишь 2 или 1, то это низкий показатель творчества, либо намерение испытуемого действовать по аналогии и тем озадачить исследователя.

Второй показатель – это сумма баллов. Он имеет  смысл для анализа и интерпретации  результатов только тогда, когда  сравнивается работа нескольких человек, что возможно при доверительных  отношениях в группе. У кого больше сумма баллов, у того больше и  продуктивность творческой деятельности.

Информация о работе Особенности воображения у подростков