Особенности воображения у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 17:51, курсовая работа

Описание работы

Актуальность изучения воображения подростков обусловлена тем, что этот психический процесс, по мнению Л.С. Выготского, является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. [3] В последние годы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии подростка, об определении сущности механизмов воображения. Воображение формирует эффективное усвоение новых знаний, способствует саморазвитию личности.
Психологи доказали, что воображение играет важную роль в творческой деятельности человека на различных этапах его жизни. Особенно значимым становится выявление специфики творческого воображения, закономерностей его развития и становления при изучении подросткового возраста.

Содержание работы

Введение____________________________________________ 3


1.Общая характеристика воображения____________________ 5


2.Возрастные особенности воображения подростков________ 14


3.Методики исследования воображения подростков________ 19


4.Развитие воображения у подростков____________________ 25


Заключение__________________________________________ 30


Список литературы____________________________________ 32

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 1.26 Мб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Существует  мнение, что у детей воображение  богаче, чем у взрослого, и что по мере развития фантазия и воображение пропадают. Этому послужили следующие представления: детская фантазия нетребовательна и неприхотлива, в отличие от фантазии взрослого; дети больше живут в фантастическом мире, им свойственна любовь к сказкам, преувеличение и искажение реального опыта.

Но известно, что опыт ребенка беднее, его интересы проще, элементарнее, чем у взрослого.

Воображение начинает созревать по мере приближения к зрелости: в подростковом возрасте соединяются мощный подъем воображения и начало созревания фантазии. Выготский говорит о том, что существует тесная связь между половым созреванием и развитием воображения. [3] У подростка подытоживается его накопленный опыт, вызревают постоянные интересы, получает окончательное оформление деятельность его воображения на фоне общего созревания.

В детском  возрасте развитие воображения и развитие рассудка очень расходятся, и именно независимость детского воображения от деятельности рассудка и является выражением бедности фантазии ребенка. Ребенок может вообразить гораздо меньше, чем взрослый, он доверяет продуктам своего воображения и меньше их контролирует, у него беднее характер комбинаций элементов действительности, их качество и разнообразие. У ребенка есть только две формы связи воображения с реальностью: реальность элементов и реальность эмоциональной основы воображения. Остальные формы развиваются только с годами.

Переломным  моментом в развитии воображения  является подростковый возраст, после которого воображение и рассудок тесно соединяются. Деятельность воображения приспосабливается к рациональным условиям и становится смешанным. Однако у многих творческое воображение приходит в упадок под воздействием «прозы жизни», но оно не исчезает совершенно, а делается случайностью.

Критический период в развитии воображения совпадает  с подростковым возрастом. Здесь  воображение преобразуется из субъективного в объективное. Как и сам критический возраст, воображение в этот период характеризуется переломом, разрушением и поиском нового равновесия. Проявления деятельности воображения детского возраста свертываются под влиянием критического отношения к продуктам этой деятельности: большинство подростков перестает рисовать, у них пропадает интерес к наивным играм более раннего возраста, фантастическим сказкам и рассказам. Зато формой деятельности воображения становится литературное творчество – сочинение стихов и рассказов, которое стимулируется сильным подъемом субъективных переживаний, углублением интимной жизни, формированием своего внутреннего мира, и со временем также приходит в упадок под влиянием все того же критического отношения. Таким образом, критическую фазу характеризует подъем и глубокое преобразование воображения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1.      Березин С.В. Технология формирования социальных навыков – методическое пособие для психологов и социальных педагогов ИТУ. – Самара, 1999

2.      Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству – М.: Знание, 1981. – 96 с.

3.      Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. –– СПб.: СОЮЗ, 1997. – 96 с.

4.      Выготский Л.С. Психология искусства – М.: Искусство, 1986. – 573 с.

5.     Игнатьев Е. И. О некоторых особенностях изучения представлений и воображения. Вып. 76. М., 1956.

5.     Карандашов Ю. Н. Развитие представления у детей. Учебное пособие. – Минск, 1987.

6.     Натадзе Р. Г. Воображение как фактор поведения.– Тбилиси, 1972.

7.     Немов Р. С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: 2001. – Кн. 1: Общие основы психологии / Воображение: 260 – 271.

8.      Новлянская З.Н. Почему дети фантазируют? – М., 1978. – 48с.

9.      Плаксина Л.И. Коррекционная работа на занятиях по рисованию // Дефектология, №2, 1981.

10.    Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. В 2 т. - Т. 1- М., 1989.

11. Страхов И.В. Психология воображения. – Саратов,, 1971. – 78 с.

12.     Субботина Л. Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / Художник Куров В. Н. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240с., ил. – /Серия: «Вместе учимся, играем»/.

13. Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления ребенка. – СПб.: Речь, 2002.

14. Ушинский К.Д. История воображения.: М.-Л., 1950. – С. 429-441.

15.      http://www.grandars.ru/college/psihologiya/voobrazhenie.html

16.      Википедия. Свободная энциклопедия.

17.      http://azps.ru/

Приложение  №1

 

Шкала оценки творчества:

 

Пункт

Характеристика составленного предложения

Оценка предложения

(балл)

а

В предложении использованы все 3 слова  в остроумной и оригинальной комбинации

6

б

В предложении использованы все 3 слова  без особого остроумия, но в оригинальной комбинации

5

в

В предложении использованы все 3 слова  в обычной комбинации

4

г

Заданные 3 слова использованы в менее  необходимой, но логически допустимой комбинации

3

д

Правильно использованы лишь 2 слова, а 3 использовано с натяжкой, в силу чисто словесной связи

2,5

е

Правильно использованы лишь 2 слова, а 3 искусственно введено в предложение

1

ж

Задача правильно понята испытуемым, но он дает формальное объединение  всех слов или использует их с искажением

0,5

з

Предложение представляет собой бессмысленное  объединение всех трех слов

0


 

 

 

Приложение  №2

 

Ниже приведены десять чернильных пятен теста Роршаха, напечатанных в издании «Тест Роршаха - Психодиагностические методики», с указанием наиболее частых ответов для всего изображения  или наиболее выделяющиеся детали в  соответствии с различными авторами.

Таблица I

Популярные ответы:

летучая мышь, бабочка, мотылек

Комментарий: субъекты зачастую спрашивают о том, как они должны поступить, а вопросы о том, что они могут делать с таблицей (например, поворачивать) не очень значительным. Будучи первой таблицей, она может содержать сведения о том, как субъект решает новые, стрессовые задачи.

Таблица II

Популярные ответы: два человека, четвероногое животное 
Комментарий: Красные детали  часто видятся как кровь и являются наиболее отличительной чертой. Ответы могут содержать указания о том, как субъект может управлять чувствами гнева или агрессии. Эта таблица может вызывать различные сексуальные ответы. 

 

 

Приложение №3

Таблица III:

Популярные ответы: два человека

Комментарий: Воспринимается как два человека, участвующие во взаимодействии, и могут предоставить информацию о отношениях и связях субъекта с другими людьми (в частности, задержку ответа может выявить трудности в межличностном, социальном взаимодействии).

Таблица IV:

Популярные ответы: шкура животного, мех, ковер 
Комментарий: Таблица отличается темным цветом и часто воспринимается как большая, и иногда угрожающая, фигура. Усугубляясь общим впечатлением субъекта, который находясь в подчиненный позиция ( "Глядя снизу вверх") на таблицу, служит выявлению чувства авторитетности. Видение человека или животного в таблице почти всегда классифицируются скорее как мужеское, чем как женское, и эти качества, выраженные субъектом, могут указывать на отношение к мужчинам и авторитетам.

 

Приложение  №4

Таблица V:

Популярные ответы: летучая мышь, бабочка, мотылек

Комментарий: Таблица V является легкой в детальной проработке, и не воспринимается угрожающе. Провоцирует к "смене темпа" в тесте, после предыдущих более сложных таблиц. Содержащиеся здесь несколько особенностей, вызывают озабоченность или осложняют разработку. Это самое легкое пятно для получения хорошего качественного ответа.

Таблица VI:

Популярные ответы: шкура животного, мех, ковер

Комментарий: Текстура является доминирующей характеристикой таблицы VI, которая часто вызывает ассоциации, связанные с близким межличностным взаимодействием.

 

 

 

 

Приложение  №5

Таблица VII:

Популярные ответы: человеческие головы и лица

Комментарий: Таблица VII может быть связана с женственностью (человеческие фигуры, распознаваемые в ней, часто описывается как женщины и дети), и имеет функцию как "Материнской таблицы", где с трудностями в решении может быть связано с озабоченностью проблемами с женскими фигурами в жизни субъекта.

Таблица VIII:

Популярные ответы: животное

Комментарий: Люди часто выражают освобождение на таблице VIII, которая позволяет им расслабиться и эффективно реагировать. Вводит новые трудности, являясь комплексной и первой многоцветной таблицей в наборе. Поэтому люди, которые переживают сложные ситуации или эмоциональные стимулы тревоги или трудности могут испытывать замешательство с этой таблицей.

 

 

Приложение  №6

Таблица IX:

Популярные ответы: человек, ничего.

Комментарий: Характеристикой таблицы IX является неясная форма и размытость, приглушенные цвета - это особенности, создающие общую неопределенность. Существует только один популярный ответ, и это наименее повторяющийся во всех таблицах. Возникшие проблемы с обработкой этой таблицы могут указывать на проблемы с распределением разрозненных сведений, но помимо этого существует несколько частных "связей", характерных для этой таблицы.

Таблица X:

Популярные ответы: краб, рак, паук (синий)

Комментарий: Таблица X по структуре аналогична таблице VIII, но ее сложность и неопределенность напоминают таблицу IX: людям, которым трудно иметь дело со многими одновременными стимулами, может не особенно нравится эта в других отношениях приятная таблица. Будучи последней таблицей, она может предоставить возможность субъекту для "выплеска",

указав, что они чувствуют в  похожих ситуациях, или что они  хотели бы испытывать.

 


Информация о работе Особенности воображения у подростков