Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 17:51, курсовая работа
Актуальность изучения воображения подростков обусловлена тем, что этот психический процесс, по мнению Л.С. Выготского, является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. [3] В последние годы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии подростка, об определении сущности механизмов воображения. Воображение формирует эффективное усвоение новых знаний, способствует саморазвитию личности.
Психологи доказали, что воображение играет важную роль в творческой деятельности человека на различных этапах его жизни. Особенно значимым становится выявление специфики творческого воображения, закономерностей его развития и становления при изучении подросткового возраста.
Введение____________________________________________ 3
1.Общая характеристика воображения____________________ 5
2.Возрастные особенности воображения подростков________ 14
3.Методики исследования воображения подростков________ 19
4.Развитие воображения у подростков____________________ 25
Заключение__________________________________________ 30
Список литературы____________________________________ 32
Заключение
Существует мнение, что у детей воображение богаче, чем у взрослого, и что по мере развития фантазия и воображение пропадают. Этому послужили следующие представления: детская фантазия нетребовательна и неприхотлива, в отличие от фантазии взрослого; дети больше живут в фантастическом мире, им свойственна любовь к сказкам, преувеличение и искажение реального опыта.
Но известно, что опыт ребенка беднее, его интересы проще, элементарнее, чем у взрослого.
Воображение начинает созревать по мере приближения к зрелости: в подростковом возрасте соединяются мощный подъем воображения и начало созревания фантазии. Выготский говорит о том, что существует тесная связь между половым созреванием и развитием воображения. [3] У подростка подытоживается его накопленный опыт, вызревают постоянные интересы, получает окончательное оформление деятельность его воображения на фоне общего созревания.
В детском возрасте развитие воображения и развитие рассудка очень расходятся, и именно независимость детского воображения от деятельности рассудка и является выражением бедности фантазии ребенка. Ребенок может вообразить гораздо меньше, чем взрослый, он доверяет продуктам своего воображения и меньше их контролирует, у него беднее характер комбинаций элементов действительности, их качество и разнообразие. У ребенка есть только две формы связи воображения с реальностью: реальность элементов и реальность эмоциональной основы воображения. Остальные формы развиваются только с годами.
Переломным моментом в развитии воображения является подростковый возраст, после которого воображение и рассудок тесно соединяются. Деятельность воображения приспосабливается к рациональным условиям и становится смешанным. Однако у многих творческое воображение приходит в упадок под воздействием «прозы жизни», но оно не исчезает совершенно, а делается случайностью.
Критический период в развитии воображения совпадает с подростковым возрастом. Здесь воображение преобразуется из субъективного в объективное. Как и сам критический возраст, воображение в этот период характеризуется переломом, разрушением и поиском нового равновесия. Проявления деятельности воображения детского возраста свертываются под влиянием критического отношения к продуктам этой деятельности: большинство подростков перестает рисовать, у них пропадает интерес к наивным играм более раннего возраста, фантастическим сказкам и рассказам. Зато формой деятельности воображения становится литературное творчество – сочинение стихов и рассказов, которое стимулируется сильным подъемом субъективных переживаний, углублением интимной жизни, формированием своего внутреннего мира, и со временем также приходит в упадок под влиянием все того же критического отношения. Таким образом, критическую фазу характеризует подъем и глубокое преобразование воображения.
Список литературы:
1. Березин С.В. Технология формирования социальных навыков – методическое пособие для психологов и социальных педагогов ИТУ. – Самара, 1999
2. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству – М.: Знание, 1981. – 96 с.
3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. –– СПб.: СОЮЗ, 1997. – 96 с.
4. Выготский Л.С. Психология искусства – М.: Искусство, 1986. – 573 с.
5. Игнатьев Е. И. О некоторых особенностях изучения представлений и воображения. Вып. 76. М., 1956.
5. Карандашов Ю. Н. Развитие представления у детей. Учебное пособие. – Минск, 1987.
6. Натадзе Р. Г. Воображение как фактор поведения.– Тбилиси, 1972.
7. Немов Р. С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: 2001. – Кн. 1: Общие основы психологии / Воображение: 260 – 271.
8. Новлянская З.Н. Почему дети фантазируют? – М., 1978. – 48с.
9. Плаксина Л.И. Коррекционная работа на занятиях по рисованию // Дефектология, №2, 1981.
10. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. В 2 т. - Т. 1- М., 1989.
11. Страхов И.В. Психология воображения. – Саратов,, 1971. – 78 с.
12. Субботина Л. Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / Художник Куров В. Н. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240с., ил. – /Серия: «Вместе учимся, играем»/.
13. Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления ребенка. – СПб.: Речь, 2002.
14. Ушинский К.Д. История воображения.: М.-Л., 1950. – С. 429-441.
15. http://www.grandars.ru/
16. Википедия. Свободная энциклопедия.
17. http://azps.ru/
Приложение №1
Шкала оценки творчества:
Пункт |
Характеристика составленного |
Оценка предложения (балл) |
а |
В предложении использованы все 3 слова в остроумной и оригинальной комбинации |
6 |
б |
В предложении использованы все 3 слова без особого остроумия, но в оригинальной комбинации |
5 |
в |
В предложении использованы все 3 слова в обычной комбинации |
4 |
г |
Заданные 3 слова использованы в менее необходимой, но логически допустимой комбинации |
3 |
д |
Правильно использованы лишь 2 слова, а 3 использовано с натяжкой, в силу чисто словесной связи |
2,5 |
е |
Правильно использованы лишь 2 слова, а 3 искусственно введено в предложение |
1 |
ж |
Задача правильно понята испытуемым, но он дает формальное объединение всех слов или использует их с искажением |
0,5 |
з |
Предложение представляет собой бессмысленное объединение всех трех слов |
0 |
Приложение №2
Ниже приведены десять чернильных пятен теста Роршаха, напечатанных в издании «Тест Роршаха - Психодиагностические методики», с указанием наиболее частых ответов для всего изображения или наиболее выделяющиеся детали в соответствии с различными авторами.
Таблица I
Популярные ответы:
летучая мышь, бабочка, мотылек
Комментарий: субъекты зачастую спрашивают о том, как они должны поступить, а вопросы о том, что они могут делать с таблицей (например, поворачивать) не очень значительным. Будучи первой таблицей, она может содержать сведения о том, как субъект решает новые, стрессовые задачи.
Таблица II
Популярные ответы: два человека, четвероногое животное
Комментарий: Красные детали часто видятся как кровь и являются наиболее
отличительной чертой. Ответы могут содержать
указания о том, как субъект может управлять
чувствами гнева или агрессии. Эта таблица
может вызывать различные сексуальные
ответы.
Приложение №3
Таблица III:
Популярные ответы: два человека
Комментарий: Воспринимается как два человека, участвующие во взаимодействии, и могут предоставить информацию о отношениях и связях субъекта с другими людьми (в частности, задержку ответа может выявить трудности в межличностном, социальном взаимодействии).
Таблица IV:
Популярные ответы: шкура животного,
мех, ковер
Комментарий: Таблица отличаетс
Приложение №4
Таблица V:
Популярные ответы: летучая мышь, бабочка, мотылек
Комментарий: Таблица V является легкой в детальной проработке, и не воспринимается угрожающе. Провоцирует к "смене темпа" в тесте, после предыдущих более сложных таблиц. Содержащиеся здесь несколько особенностей, вызывают озабоченность или осложняют разработку. Это самое легкое пятно для получения хорошего качественного ответа.
Таблица VI:
Популярные ответы: шкура животного, мех, ковер
Комментарий: Текстура является доминирующей характеристикой таблицы VI, которая часто вызывает ассоциации, связанные с близким межличностным взаимодействием.
Приложение №5
Таблица VII:
Популярные ответы: человеческие головы и лица
Комментарий: Таблица VII может быть связана с женственностью (человеческие фигуры, распознаваемые в ней, часто описывается как женщины и дети), и имеет функцию как "Материнской таблицы", где с трудностями в решении может быть связано с озабоченностью проблемами с женскими фигурами в жизни субъекта.
Таблица VIII:
Популярные ответы: животное
Комментарий: Люди часто выражают освобождение на таблице VIII, которая позволяет им расслабиться и эффективно реагировать. Вводит новые трудности, являясь комплексной и первой многоцветной таблицей в наборе. Поэтому люди, которые переживают сложные ситуации или эмоциональные стимулы тревоги или трудности могут испытывать замешательство с этой таблицей.
Приложение №6
Таблица IX:
Популярные ответы: человек, ничего.
Комментарий: Характеристикой таблицы IX является неясная форма и размытость, приглушенные цвета - это особенности, создающие общую неопределенность. Существует только один популярный ответ, и это наименее повторяющийся во всех таблицах. Возникшие проблемы с обработкой этой таблицы могут указывать на проблемы с распределением разрозненных сведений, но помимо этого существует несколько частных "связей", характерных для этой таблицы.
Таблица X:
Популярные ответы: краб, рак, паук (синий)
Комментарий: Таблица X по структуре аналогична таблице VIII, но ее сложность и неопределенность напоминают таблицу IX: людям, которым трудно иметь дело со многими одновременными стимулами, может не особенно нравится эта в других отношениях приятная таблица. Будучи последней таблицей, она может предоставить возможность субъекту для "выплеска",
указав, что они чувствуют в похожих ситуациях, или что они хотели бы испытывать.