Особенности восприятия как категории психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 11:22, лекция

Описание работы

От ощущения, процесса относительно простого, элементарного, восприятие отличается несравненно большей сложностью. Ощущением мы называем отражение отдельных свойств предметов и явлений реального мира, а восприятие, как мы уже сказали, является отражением предметов и явлений в их целом. Восприятие образуется на основе ощущений, возникающих в результате непосредственного воздействия объектов на органы чувств. Кроме того, в восприятие входят представления и понятия, являющиеся результатом нашего прошлого опыта и деятельности мышления. Восприятие включает в себя также чувства, выражающие наши отношения к воспринимаемому объекту.

Файлы: 1 файл

ЛК восприятие.doc

— 836.50 Кб (Скачать файл)

ВОСПРИЯТИЕ.

  Общая характеристика восприятия

Восприятие мы уже определили как процесс отражения предметов и явлений, непосредственно действующих на наши органы чувств.

Для правильного понимания  восприятия необходимо указать, чем оно отличается от ощущения, с одной стороны, и от представления — с другой.

От ощущения, процесса относительно простого, элементарного, восприятие отличается несравненно большей сложностью. Ощущением мы называем отражение отдельных свойств предметов и явлений реального мира, а восприятие, как мы уже сказали, является отражением предметов и явлений в их целом. Восприятие образуется на основе ощущений, возникающих в результате непосредственного воздействия объектов на органы чувств. Кроме того, в восприятие входят представления и понятия, являющиеся результатом нашего прошлого опыта и деятельности мышления. Восприятие включает в себя также чувства, выражающие наши отношения к воспринимаемому объекту. Наконец, восприятия связаны с волевыми процессами. Воспринимая, например, находящееся у меня в руках яблоко, я его вижу, различая цвет, форму и величину,я осязаю его как гладкое или шероховатое, испытываю кинестетические ощущения от его мягкости или твердости и от его веса, ощущаю его запах, а, взяв в рот, могу ощущать его вкус. Кроме того, восприятие яблока может включать в себя чувство удовольствия, если я люблю яблоки, представления о яблоках другого сорта, мысль о том, откуда оно привезено, и, наконец, вызывать желание съесть его или подарить кому-нибудь.

От представления восприятие отличается своей непосредственной связью с воспринимаемыми объектами. Воспринимаем мы только то, что в данный момент оказывает воздействие на наши органы чувств, тогда как представляем те предметы и явления, которые мы воспринимали в прошлом. Например, я воспринимаю в данный момент стол, за которым работаю, лампу, которая мне освещает книгу, и книгу, которую я читаю. Я воспринимаю комнату, в которой я занимаюсь сейчас. Вместе с тем я легко могу представить себе читальный зал библиотеки, иметь образ того стола, за которым я там обычно занимаюсь, образ той лампы, которая всегда на нем стоит.

Восприятие не исчерпывается  деятельностью органов чувств. Под влиянием мышления оно становится более верным снимком с реального мира, как говорят, становится более адекватным. Всем хорошо известно, что по мере того, как я все более и более усваиваю словарный запас и грамматику иностранного языка, я все лучше и лучше воспринимаю речь говорящего на нем человека.

Представления и понятия, возникнув на основе ощущений и восприятий, начинают влиять на течение последних, делать их более верными отображениями реального мира. Энгельс указывает, что «специальное устройство человеческого глаза не является абсолютной границей для человеческого познания. К нашему глазу присоединяются не только другие чувства, но и деятельность нашего мышления» .

Существенную роль в  процессе восприятия играет речь. Воспринимая объекты, мы обычно называем их, чаще всего про себя, мысленно. Если же мы не можем назвать воздействующий на нас объект, то мы воспринимаем его только как нечто неопределенное, как какой-то объект вообще или, во всяком случае, не так совершенно и глубоко, как тогда, когда мы знаем его название. Человек, воспринимающий совершенно незнакомый ему предмет, прежде всего ищет его название, так как через название он относит его к числу известных или знакомых ему предметов. Воспринимая в картинной галерее картину, мы стремимся узнать ее название. Название картины позволяет нам воспринять ее более близко к замыслу художника, а иногда и распознать что-либо непонятное в ней. Такую же роль играет название музыкальных произведений или подпись под рисунком в книге, особенно учебной.

Существенным  условием ясности и отчетливости восприятия является внимание. Предмет может воздействовать на органы чувств, но восприятие его будет неотчетливым, если мы не обратим

на него достаточного внимания. На улице мы проходим мимо бесконечного числа предметов. Однако далеко не все воспринимаем с достаточной ясностью. Отчетливо мы воспринимаем только те предметы, на которые мы обращаем наше внимание.

Значительную роль в  восприятии играет интерес, так как  он пробуждает и поддерживает внимание и тем самым улучшает деятельность восприятия. Интересуясь каким-либо объектом, я лучше вижу его, лучше распознаю его форму и содержание, иначе говоря, я воспринимаю его лучше.

Характер  восприятия в конечном счете определяется практической деятельностью человека. Потребности исторически видоизменяющейся трудовой деятельности человека заставляют его производить все новые и новые предметы, а в имеющихся предметах и явлениях природы открывать все новые и новые свойства. В силу этого человек воспринимает все более диференцированно огромное многообразие различных свойств, предметов и явлений окружающего его мира. В этом процессе изменяется и самый характер восприятий человека, в частности, органы чувств, без деятельности которых невозможно восприятие, становятся подлинно человеческими. Указывая на изменение самой природы человека, вызванное трудом, Энгельс пишет, что хотя «орлиный глаз видит значительно дальше человеческого глаза, но человеческий глаз замечает в вещах значительно больше, чем глаз орла» . «Глаз стал человеческим глазом, подобно тому, как его предмет стал общественным, человеческим предметом, созданным человеком для человека» .

2. Особенности восприятия

Каковы же особенности  восприятия? Прежде всего напомним, что восприятие возникает лишь в том случае, когда предмет оказывает непосредственное воздействие на органы чувств. При этом, как мы знаем из, главы об ощущениях, это воздействие должно иметь определенную интенсивность и длительность, должно быть не ниже порога.

Однако восприятия не сводятся к простой сумме ощущений, как думали психологи-механисты. Как предметы внешнего мира не представляют собой простую сумму отдельных свойств и качеств, так и образ этих предметов в сознании человека не есть результат механического сложения отдельных ощущений.

Восприятие — не простая механическая сумма ощущений, а качественно своеобразное целое. Глядя на небо, мы видим там не просто совокупность отдельных звезд, а разнообразные созвездия, каждое из которых представляет собой группу звезд, объединенных в одно целое. Слушая музыку, мы воспринимаем целостные мелодии и гармонии (аккорды), а вовсе не совокупность отдельных звуков. Мало того, только опытное ухо музыканта может выделить из этого целого составляющие его звуки. Свойства этих

целостных образований, конечно, определяются в первую очередь свойствами тех элементов, из которых они состоят. Характер мелодии зависит от того, из каких звуков она состоит. Рисунок 36 мы воспринимаем как треугольник потому, что линии, его составляющие, имеют определенную длину и расположены определенным образом. Далеко не всякие три линии будут восприниматься нами как треугольник.



Рис. 36,





Во многих случаях основное значение для восприятия имеют не столько отдельные свойства предметов или процессов, сколько отношения этих свойств друг к другу. Одну и ту же мелодию можно исполнить на разной высоте и на разных инструментах (рояль, скрипка и др.). При этом все звуки, составляющие мелодию, изменяются как по высоте, так и по тембру, однако мы воспринимаем эту мелодию как ту же самую. Происходит это потому, что неизменным сохраняется отношение звуков по высоте, которое и является определяющим фактором при восприятии мелодии. Многие из буржуазных психологов также понимают восприятие не как простую механическую сумму ощущений; они характеризуют восприятие как слияние ощущений, или структуру. Однако, будучи идеалистами, они понимают эту структуру в конечном счете как продукт деятельности сознания. На самом же деле истинная причина того, что наши восприятия не являются суммой ощущений, лежит в объективной природе вещей.

Воспринимая объект, мы выделяем его из окружающих его объектов. Допустим, передо мной куча яблок. Однако меня интересует одно из них  то, которое я наметил как наиболее привлекательное - или уродливое, или вообще особенное в каком-либо отношении. Это яблоко как бы ВЫ- Рис.37. Двойственные изображения. деляется из всех остальных, образующих лишь фон по отношению к нему. Слушая музыку, мы обыкновенно выделяем мелодию от сопровождения. Присутствуя в группе громко говорящих людей, например, за столом, мы нередко прислушиваемся только к одному собеседнику, почему-либо для нас интересному. В таких случаях голос данного человека начинает особенно выделяться для нас из общей массы, из общего гула голосов.

Этот процесс выделения  объекта происходит в первую очередь на основании особенностей объекта. Например, на рисунке 37 я могу выделить в качестве «фигуры» одинаково и вазу (белое), и два профиля (черное). Но, если я перерисую это изображение так, как это сделано на рисунке 38, то каждый в первую очередь увидит вазу и лишь с некоторым усилием сможет выделить два профиля. Однако не следует забывать, что выделение объекта определяется не только его свойствами, но и активностью субъекта, основанной прежде всего на его прошлом опыте. Если я буду показывать рисунок 37 музейным работникам, специалистам по  вазам,  а затем  актерам,   то могу получить довольно различные результаты. Первые в подавляющем большинстве случаев увидят на рисунке прежде всего вазу и даже удивятся тому, что на рисунке имеются еще и два профиля. Актеры же чаще выделяют профили, а вазу могут первоначально вовсе не заметить.

При  выделении    фигуры   из фона   происходит   следующее:

а)    фигура        начинает  как  бы    выступать    из фона, пространственно быть ближе к нам, а фон как бы отступает на задний план; это явление заметно на обоих вышеприведенных рисунках;

б)   фигура кажется   более яркой,   в зрительных  восприятиях она как бы светлеет; вот почему нам не кажется чем-то  неестественным, когда главный актер на сцене дополнительно освещается прожектором.

в)  контур относится нами к фигуре, как бы отходит к ней от фона; это явление заметно на вышеприведенных рисунках вазы и профилей.

 

Рис. 38. Двойственные изображения.

 



Воспринимая одновременно или последовательно ряд сходных объектов, мы расчленяем их на группы, причем объекты, выделенные в отдельную группу, связываются и объединяются между собой. Посмотрим на рисунок 39 А.

А |  |     |   |     |   |     |   |

 

Б | | |    | | |     | | |     | | |

 

В |||||     |||||     |||||     |||||

 Если мы будем  воспринимать его слева направо, то он расчленится как пары близко стоящих столбиков с большими промежутками между ними. Если же мы будем воспринимать рисунок справа налево, то увидим пары далеко отстоящих друг от друга столбиков с малыми расстояниями между ними. Следовательно, рисунок 39а таков, что он допускает различные истолкования, что и вызывает различия в восприятии. Однако я могу перерисовать рисунок 39а в рисунок 39б. В таком случае весьма трудно членить ряд на пары далеко отстоящих столбиков с узкими промежутками. Это делается почти невозможным в варианте рисунка 39в.

 В последнем случае  крайний правый столбик оказывается просто-напросто  лишним, одиноко стоящим.

Когда мы слышим объективно совершенно равномерную последовательность одинаковых звуков, мы очень редко воспринимаем ее в таком именно виде. Непроизвольно мы расчленяем эту последовательность на группы, причем отдельные звуки кажутся нам более громкими, т. е. акцентированными. Это явление называется ритмизированием равномерной последовательности звуков. Подробнее об этом будет сказано дальше.

Роль прошлого опыта в восприятиях значительна  и многообразна. Как уже указывалось, рисунок 37 воспринимается по-разному людьми разных профессий, например специалистами по вазам и актерами. В зависимости от своего жизненного опыта первые гораздо чаще видят сначала, на рисунке вазу, а вторые—профили. Проходя по лугу, ботаник обычно воспринимает огромное количество различных растений, совокупность которых дает определенную структуру травяного покрова, характеризует особенности почвы данного участка,- характер климата и т. д. Художник-пейзажист, проходя по этому же лугу, может вовсе не воспринять отдельных растений и не получить никакого представления ни о структуре травяного покрова, ни о почве, ни о климате, но он во многих случаях воспримет такие тонкие цветовые оттенки и такие характерные для данного пейзажа очертания пятен, образуемых различными группами растений, которые останутся вовсе незамеченными ботаником или луговодом. Опытный летчик слышит очень многое в шуме аэропланного мотора: по звуку он судит о том, как работает мотор. Человек, не имеющий прямого отношения к летному делу, едва ли услышит в звуке мотора что-либо, кроме совершенно однообразного шума.

Характер восприятия в  очень сильной степени зависит от предварительных сведений о воспринимаемом предмете или событии, от того, какое мнение у нас о нем составилось и, наконец, от того, что мы ожидаем увидеть.

Иногда предвзятые мысля  о воспринимаемом предмете могут совершенно исказить восприятие. Блестящий пример этому дает «Ревизор» Гоголя. Поведение Хлестакова до крайности непохоже на поведение человека, приехавшего ревизовать город. Но твердо сложившееся в головах чиновников убеждение в том, что он-то и есть настоящий ревизор, заставляет их видеть в каждом его поступке, как бы нелеп он ни был, лишнее доказательство его высокого назначения.

Чем лучше мы знаем данный объект, тем больше мы в нем видим. Многократное ознакомление с объектом создает предпосылки для все более расчлененного и богатого по содержанию восприятия.

Очень ярко это сказывается  в восприятии музыки. Сколько-нибудь сложное музыкальное произведение при первом слушании его редко производит большое впечатление.

Информация о работе Особенности восприятия как категории психологии