Особенности восприятия как категории психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 11:22, лекция

Описание работы

От ощущения, процесса относительно простого, элементарного, восприятие отличается несравненно большей сложностью. Ощущением мы называем отражение отдельных свойств предметов и явлений реального мира, а восприятие, как мы уже сказали, является отражением предметов и явлений в их целом. Восприятие образуется на основе ощущений, возникающих в результате непосредственного воздействия объектов на органы чувств. Кроме того, в восприятие входят представления и понятия, являющиеся результатом нашего прошлого опыта и деятельности мышления. Восприятие включает в себя также чувства, выражающие наши отношения к воспринимаемому объекту.

Файлы: 1 файл

ЛК восприятие.doc

— 836.50 Кб (Скачать файл)

Экспериментальные исследования показывают, что дети в возрасте 3—6 лет в известных условиях обращают внимание больше на цвет предметов, чем на их форму. Например, играя в лото и получая карточку с изображением зеленого ведерочка, дошкольник, не имея на своих картах точно такого изображения, довольно часто кладет ее на изображение зеленой бутылочки, а не красного ведерочка. Иначе говоря, дошкольник в этих случаях как бы отдает предпочтение цвету перед формой. Конечно, такие результаты можно получить только в ситуации, подобной игре в лото, где ребенок имеет дело с картинками, а не с реальными вещами. Здесь цвет иногда более обращает на себя его внимание, чем форма. Но при игре, например с песком, где эти же предметы имеют для ребенка интерес не с точки зрения их внешнего вида, а с точки зрения их практического использования, дошкольник никогда не возьмет вместо зеленого ведерочка бутылочку того же цвета, которая ему в этой ситуации бесполезна, а возьмет другое ведерочко, какого бы цвета оно ни было. Поэтому  довольно распространенное мнение о том, что для дошкольников большее значение имеет цвет предметов, чем их форма, не следует понимать как общий закон, имеющий силу в любых ситуациях. Имея дело с картинками, ребенок иногда действительно больше обращает внимание на цвет, чем на форму предметов. Причина этого заключается в том, что цвета, в особенности яркие и насыщенные, оказывают на ребенка сильное эмоциональное действие и более заинтересовывают его, чем различия по форме, не имеющие в условиях данной игры никакого практического значения.

Недостаточность опыта особенно наглядно проявляется  в характере восприятия и оценке детьми пространства и времени.

Дети в  первые годы жизни, иногда даже в старшем  дошкольном возрасте, очень плохо оценивают величину удаленных предметов и расстояние, на котором они находятся. Гельмгольп, в своих воспоминаниях о раннем детстве рассказывает, как он просил свою мать достать ему «маленьких человечков», стоявших на высокой башне. Ребенку казалось, что мать, протянув руку, может передать их ему. Правильное восприятие пространства развивается у ребенка не путем пассивного зрительного созерцания, а в результате активного овладения предметами, находящимися в пространстве, и путем преодоления расстояния между ними. Умение различать близкое и далекое ребенок получает главным образом тогда, когда он научается ходить и может сам на практике убеждаться, каково расстояние до того или другого предмета. Восприятие формы и величины предметов развивается в игре и в практическом употреблении вещей. Таким именно путем зрительные и кинестетически-осязательные впечатления от предметов тесно связываются с положением предметов в пространстве.

Особенности восприятия времени ребенком также обусловлены жизненной практикой. Более или менее правильную оценку дети могут давать только небольшим промежуткам времени, ко-, торые знакомы им по их собственному опыту. Без помощи родителей и воспитателей дети крайне медленно овладевают адэкват-ным восприятием и оценкой времени, а также представлениями о различных единицах измерения времени.

Только на основе личного опыта восприятия ребенка никогда не достигли бы того уровня, который необходим для адекватного познания окружающей действительности. Личный опыт ребенка строится на базе общественно-исторического опыта, который усваивается ребенком.

Мы уже  указывали на значение овладения  речью для развития восприятия в первые годы жизни. Исключительно важную роль продолжает играть слово и в дальнейшем ходе развития восприятия, И у взрослых людей эффективность восприятия нередко существенно повышается, если в самом процессе восприятия они стремятся дать словесную формулировку всему тому, что воспринимают. Для некоторых лиц это является необходимым условием, без соблюдения которого их восприятия иногда оказываются совершенно непродуктивными. Поэтому очень полезно предлагать ученикам давать в  той  или иной форме словесное описание  воспринимаемого  объекта  во  время  самого  восприятия.

Как уже указывалось  раньше, чем больше мы знаем объект, тем лучше его воспринимаем, тем больше мы в нем видим и слын шим. Поэтому, знакомя ребенка с тем или иным предметом или явлением, необходимо дать ему ясное понимание его назначения, свойств, устройства и т. д.

При этом необходимо помнить о том, что ребенок — деятельно познающее существо. Восприятие вообще бывает тем более эффективным, чем больше оно сопровождается активной деятельностью воспринимающего человека. Потребность не ограничиваться пассивным созерцанием, а что-нибудь сделать с воспринимаемым предметом, очень часто бывает свойственна и взрослому человеку. У детей эта потребность выражена еще заметнее, чем у взрослы-х, а в младшем возрасте она является безусловной необходимостью. Поэтому следует давать дошкольникам и ученикам возможность не только рассматривать воспринимаемый предмет, но и знакомиться с ним более активным способом. В этом отношении особенно большую ценность имеют постройки, вырезывание, лепка, рисование в дошкольном и первом школьном возрасте и различные практические и лабораторные занятия в старшем школьном возрасте. Это положение играет особенно большую роль в преподавании естественнонаучных дисциплин. Практическое манипулирование с предметами, заставляя ребенка более внимательно и пристально всматриваться и замечать в них характерные я существенные особенности, воспитывает в нем тонкую и точную наблюдательность.

Одним из важных условий эффективности восприятия является соответствующее оформление воспринимаемого материала.

Оформление  преподносимого материала должно быть таким, чтобы возможно меньше затруднять работу органов чувств. Речь педагога должна быть достаточно громкой и внятной. Оформление учебной книги должно учитывать все правила удобочитаемости. Работами советских и зарубежных авторов установлено, каковы должны быть шрифт, размеры букв, длина строки, расстояние между строками, величина полей, плотность бумаги, чтобы обеспечить наилучшую удобочитаемость. При этом внешнее оформление книги должно быть различно в зависимости от ее содержания, квалификации и возраста читателя. Учебные пособия должны быть такого размера и рассматриваться с такого расстояния, чтобы все существенные детали каждый ученик мог видеть без труда.

Кроме того, оформление наглядного материала должно в наибольшей степени способствовать необходимой расчлененности восприятия, отделению главного от второстепенного. Интонация речи педагога, текст книги и наглядные пособия должны быть такими, чтобы ученики могли легко заметить существенное и воспринять различия и сходства в ряде предметов и явлений. Чем моложе дети, тем больше внимания необходимо уделять этому требованию. Материал сплошь однородный, самое оформление которого не содействует выделению предмета из окружающей его обстановки, вообще очень труден для восприятия, а для детей младшего возраста в особенности.

Большое значение имеет  также длительность восприятия и количество материала, предлагаемого ученику для восприятия в один прием. Чтобы успеть хорошо воспринять любой объект, требуется известное время. Оно должно быть тем больше, чем сложнее этот объект и чем менее он знаком ученикам.

Не менее важное значение для развития точности и полноты восприятий имеет так называемая установка на восприятие. Известно, что человек может ежедневно иметь перед глазами какой-нибудь предмет и все же ни разу не «воспринять его», если только он не ставил перед собой этой цели. Бывают случаи, когда ученики, проработав целый год в классе, стены которого были увешаны картинами, не могут даже ответить на вопрос, что это за картины, так как ни разу не задались целью рассмотреть их. Следовательно, не поставив перед учениками ясной задачи — воспринять тот или другой объект, нельзя рассчитывать на какую бы то ни было эффективность восприятия.

Наконец, чтобы восприятие было вполне эффективным, оно должно быть подготовлено. Выше говорилось уже о том, как мало совершенно бывает восприятие, когда воспринимающий человек не имеет никаких предварительных сведений о предмете восприятия. Педагоги должны позаботиться, чтобы ученики имели все необходимые сведения о том, что им предстоит воспринять, знали бы, на что надо обратить внимание, с какой точки зрения знакомиться с объектом. Коротко говоря, педагог должен для углубления восприятия детей привлечь и использовать знания детей, полученные ими раньше.

 

 

 


Информация о работе Особенности восприятия как категории психологии