Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 11:22, лекция
От ощущения, процесса относительно простого, элементарного, восприятие отличается несравненно большей сложностью. Ощущением мы называем отражение отдельных свойств предметов и явлений реального мира, а восприятие, как мы уже сказали, является отражением предметов и явлений в их целом. Восприятие образуется на основе ощущений, возникающих в результате непосредственного воздействия объектов на органы чувств. Кроме того, в восприятие входят представления и понятия, являющиеся результатом нашего прошлого опыта и деятельности мышления. Восприятие включает в себя также чувства, выражающие наши отношения к воспринимаемому объекту.
Таким образом, каждое данное восприятие находится в зависимости от прошлого опыта человека.
На основании прошлого знакомства с предметами и явлениями мы воспринимаем их одними и теми же, несмотря на существенные различия в условиях восприятия. Например, каждый из нас воспринимает лампу с белым абажуром, стоящую на столе, в любых условиях освещения, именно как одну и ту же лампу, несмотря на то, что вечером она выглядит совершенно иначе, чем днем, а в сумерках еще по-новому. Как мы знаем уже из главы об ощущениях, во всех этих случаях абажур лампы нами воспринимается как белый, хотя днем он голубоватый, в сумерки фиолетово-сероватый, а вечером, когда зажигается лампа, он почти так же оранжев, как апельсин. Точно так же, воспринимая лампу с различных расстояний и с разных сторон, мы получаем весьма различные изображения ее формы на сетчатке, что однако во всех этих случаях очень мало изменяет наше восприятие лампы. Это явление, как было сказано, называется явлением константности, т. е. относительного постоянства восприятия предметов и явлений, несмотря на существенные изменения условий их восприятия. Наиболее изучено явление константности в области зрительных восприятий, в частности, константность цвета, величины и формы предметов. О константности цвета мы уже говорили в главе об ощущениях. Аналогичные явления наблюдаются и в отношении величины и формы предметов.
Когда предмет удаляется от нас, величина его изображения на сетчатке уменьшается. Однако видимая величина предмета меняется при этом очень незначительно. Смотрю ли я на карандаш с расстояния 1 метра или 3 метров, я воспринимаю его величину почти неизмененной, в то время как длина его изображения на сетчатке уменьшается в 3 раза. Нужно отнести карандаш на очень большое расстояние, чтобы я увидел его заметно уменьшившимся.
Константность формы выражается в том, что форма предмета воспринимается нами более или менее неизменной, когда мы смотрим на него под различными углами зрения. Круглый стол дает на сетчатке изображение правильного круга только тогда, когда мы рассматриваем его сверху и притом так, что наши глаза находятся как раз над центром его. С такой позиции едва ли часто приходится смотреть на стол в условиях обычной жизни. Несравненно чаще мы смотрим на него под таким углом зрения, при котором изображение на сетчатке имеет самую различную форму, очень далекую от круга. И однако мы воспринимаем его как круглый.
Это относительное постоянство величины и формы воспринимаемых предметов образуется в конечном счете в результате практической деятельности, в которой человек познает объективные свойства предметов.
Константность имеет огромное значение в процессе познания, давая возможность более адекватно воспринимать предметы реального мира. Легко представить себе, как затруднен был бы процесс познания, если бы при каждом изменении освещения или при перемене места, с которого мы смотрим на предмет, он воспринимался бы человеком как различный.
3. Физиологические основы восприятия
Восприятие всегда включает в себя те или другие ощущения, Поэтому физиологическая основа восприятия всегда включает в себя процессы, протекающие в органах чувств, афферентных путях, соединяющих эти органы с нервными центрами, и в тех участках нервных центров, которые являются сенсорными центрами данных ощущений. Но именно потому, что восприятие не может быть сведено к простой сумме ощущений, и физиологическая основа восприятий гораздо сложнее перечисленных выше процессов. Уже тот факт, что восприятие включает в себя, кроме ощущений, представления, мысли, чувства и желания, говорит о том, что физиологическую основу восприятий составляют также и нервные процессы центрального происхождения, захватывающие гораздо более широкие участки больших полушарий, чем те, которые являются сенсорными центрами данного вида ощущений. Об этом прямо говорят те случаи мозговых заболеваний, при которых больной, сохраняя полностью способность ощущения, теряет способность воспринимать объекты, т. е. не узнает и не понимает того, что он видит, слышит или осязает. Такого рода расстройства называются агностическими расстройствами. Сущность агностических расстройств заключается в утрате значения воспринимаемых объектов. Сохраняя нормальными органы чувств, такой больной не узнает предъявляемых ему предметов, не сознает их значения, хотя и знает, что он что-то видит, слышит или осязает. В случае зрительной агнозии больной при полной сохранности зрения не узнает зрительно даже хорошо ему известных по прежнему опыту предметов и людей. Точно так же при слуховой агнозии, слыша звуки прежде знакомой ему речи, больной не понимает ее. В случае осязательной агнозии такой больной совершенно не в состоянии определить на ощупь предъявленный ему предмет. В этих случаях пораженными оказываются не сенсорные центры ощущений — то, что они не затронуты, доказывается сохранением соответствующих ощущений, — а другие центры, деятельность которых не менее важна в процессе восприятия.
Коротко можно сказать, что физиологической основой восприятия является взаимодействие возбуждений, притекающих в кору больших полушарий от органов ощущений, с теми процессами возбуждения центрального происхождения, которые лежат в основе наших представлений, мыслей, чувств и желаний. Ведущая роль принадлежит, однако, возбуждениям, идущим от органов чувств.
4. Восприятие пространства
Все воспринимаемые нами объекты и явления находятся в пространстве и изменяются во времени, «...основные формы всякого бытия, — говорит Энгельс, — суть пространство и время, и бытие вне времени такая же бессмыслица, как бытие вне пространства» Восприятие пространства представляет собой очень сложный процесс. Возможность точного восприятия пространственных свойств вещей вырабатывается лишь постепенно, в результате практической деятельности человека. В этом процессе принимают участие ощущения различных видов и деятельность мышления. Главнейшее значение в восприятии пространства принадлежит зри-тельньш ощущениям, с одной стороны, и кинестетическим и осязательным ощущениям — с другой.
Основной особенностью пространства является его трехмерность. В восприятии пространства мы всегда имеем дело с восприятием вещей, расположенных в различных от нас направлениях и на различном от нас расстоянии, т. е. с восприятием высоты, ширины и глубины. Наиболее сложным процессом является восприятие глубины, или объемности. На нем мы и остановимся несколько подробнее.
Весьма существенное значение для восприятия глубины имеет тот факт, что обычно мы пользуемся двумя глазами, а не одним. Как показывают специальные исследования, точное восприятие глубины возможно только при смотрении двумя глазами, т. е. би-нокулярно. Монокулярное же восприятие глубины весьма несовершенно. В этом не трудно убедиться, попробовав, например, вдеть нитку в игольное ушко, зажмурив один глаз и не прикасаясь одной рукой к другой.
Значение бинокулярного зрения для восприятия глубины определяется прежде всего так называемой диспаратностью изображений предмета на сетчатках обоих глаз. Под этим разумеется следующее.
Когда мы смотрим двумя глазами на какой-нибудь объект, на-пример на светящуюся точку, то мы видим не две, а одну точку. Это происходит вследствие того, что изображения светящейся точки падают на соответственные, или корреспондирующие, точки обеих сетчаток. Корреспондирующими точками являются прежде всего центральные ямки сетчаток, на которые падает изображение того, что мы фиксируем взором. Кроме того, корреспондирующими оказываются все точки сетчаток, лежащие в одном и том же направлении и на одном и том же расстоянии от центральных ямок.
При раздражении корреспондирующих точек сетчаток мы видим один объект. Что же получится, если изображения объекта будут падать не на корреспондирующие места сетчаток или, как говорят иначе, если они будут падать на диспаратные места сетчаток? В этом случае мы будем видеть два изображения объекта. Так получается, например, в следующем опыте. Испытуемому предлагается держать один карандаш прямо перед собой на расстоянии 15—20 сантиметров, а другой за ним на расстоянии еще 15—20 сантиметров и фиксировать обоими глазами то один, то другой. Когда испытуемый фиксирует взором ближний карандаш, дальний будет казаться ему раздвоенным, когда же он начинает фиксировать дальний, раздвоенным ему начинает казаться ближний. В каждом случае изображение того карандаша, который испытуемый не фиксирует, падает на разноименные диспаратные места его сетчаток, а именно в одной сетчатке это изображение падает по одну сторону центральной ямки, в другой — по другую.
Однако не всегда возбуждение диспаратных мест сетчаток вызывает два изображения. Если изображения падают хотя и на диспаратные, но на лежащие по одну сторону от центральной ямки места и если диспаратность, т. е. разница в расстоянии их от центральной ямки, не велика, то мы получаем не два изображения, а впечатление рельефности, объемности видимого предмета, большей или меньшей удаленности в глубину отдельных его частей. Если же мы воспринимаем несколько объектов, то в таком случае возникает впечатление большей или меньшей удаленности каждого из них.
В обычных условиях, когда мы смотрим двумя глазами на какой-нибудь не слишком удаленный от нас предмет, мы получаем от него на сетчатках наших глаз именно такие слегка диспаратные изображения. Это объясняется тем, что наши глаза находятся на некотором расстоянии друг от друга и поэтому получают от предмета несколько различные, как бы сдвинутые друг по отношению к другу изображения.
Наглядную иллюстрацию принципа бинокулярного зрения дает стереоскоп, в котором два плоскостных изображения, но снятые с двух точек, расстояние между которыми равно расстоянию между глазами, дают при рассматривании впечатление рельефности, объемности, глубинности.
Кроме диспаратности изображения, при бинокулярном восприятии глубины большую роль играет конвергенция глаз, т. е. сведение их осей или поворот глаз под таким углом, чтобы изображение фиксируемого объекта падало в обоих глазах на центральную ямку. При смотрении на сильно удаленный предмет конвергенция отсутствует, так как в этом случае оси глаз параллельны. Но чем ближе предмет, который мы рассматриваем, тем сильнее конвергенция, т. е. тем более повернуты во внутрь оба глаза. Следовательно, моторные ощущения при конвергенции глаз могут служить для нас как бы показателем расстояния объекта от нас: чем сильнее сокращение глазных мышц, которое необходимо, чтобы видеть предмет двумя глазами без его удвоения, тем ближе к нам этот предмет.
Необходимо отметить, что механизм бинокулярного зрения начинает функционировать не сразу после рождения, а развивается в процессе практической деятельности ребенка. Сначала конвергенция у ребенка отсутствует вовсе: глаза смотрят в разные стороны и он не может фиксировать обоими глазами один объект. Приблизительно лишь к концу 2—3-го месяца постепенно вырабатывается умение фиксировать предмет обоими глазами. Только с этого момента создаются условия для видения объекта обоими глазами без его раздвоения. Но и после этого процесс развития восприятия пространства проходит еще длинный и сложный путь. Для образования восприятия пространства необходимо тесное взаимодействие зрительных, кинестетических, осязательных и других ощущений. Все это может возникнуть лишь на основе практической деятельности в процессе накопления жизненного опыта и знаний.
Ярким доказательством этого служат наблюдения над восприятием пространства слепорожденными, прозревшими после успешной операции.
Например, один юноша, бывший слепым до 17 лет, в первые дни после операции, вернувшей ему зрение, не мог зрительно различать объемные тела от плоскостных, например, не мог отличить шар от круга. С большим трудом больной воспринимал удаленность видимых предметов. Он боялся наткнуться на далеко отстоящие от него предметы и пытался устранить их с своего пути руками, полагая, что они близко. Восприятие формы предметов, различение предметов объемных от плоскостных, восприятие удаленности предметов вырабатывалось у него постепенно и только в результате практического действования с предметом, т. е. тогда, когда он имел возможность соотносить зрительные восприятия предметов с ощупыванием этих предметов и с двигательным преодолением пространства между ними.
Зрительное восприятие величины предмета, его формы и пространственного положения обязательно предполагает получение на сетчатках глаз соответствующего изображения. Однако это изображение может весьма существенно меняться по величине и форме в зависимости от расстояния, на котором находится от нас предмет, и от места, с которого мы его рассматриваем — сверху, снизу, с боку и т. д. Тем не менее, мы все же можем правильно воспринять видимый нами предмет, т. е. правильно оценить его величину, форму и пространственное положение. Если бы наше восприятие определялось только величиной и формой получаемого на сетчатках глаз образа предмета, мы не могли бы воспринимать в разных условиях предмет как один и тот же.
Для того чтобы правильно воспринять величину и форму предметов и их относительную удаленность от нас, необходимо прежде всего практическое знакомство с ними, благодаря которому у нас накопляются знания о предметах и создаются образы, или представления их. Кроме того, необходимо знание ряда признаков, характеризующих видимость отдаленных предметов. К таким признакам относятся, например, следующие: далеко отстоящие от нас предметы кажутся нам менее отчетливыми, чем близкие, контуры их менее ясны, контрасты тени и света далеких предметов сильно смягчены, далекие предметы кажутся покрытыми как бы синеватой дымкой, если они темного цвета, или приобретают розоватый оттенок, если они светлые; если мы двигаем головой, отдаленные предметы как бы движутся в одном с ней направлении, тогда как близкие предметы остаются неподвижными и т. п. Восприятие пространственного положения, величины и формы далеких предметов в значительной степени приближается к суждению на основании указанных признаков.
Необходимо отметить еще те изменения, которые претерпевают эти признаки в зависимости от ряда условий, в частности атмосферных. Например, горы, окруженные туманом, кажутся значи-
Информация о работе Особенности восприятия как категории психологии