Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 11:22, лекция
От ощущения, процесса относительно простого, элементарного, восприятие отличается несравненно большей сложностью. Ощущением мы называем отражение отдельных свойств предметов и явлений реального мира, а восприятие, как мы уже сказали, является отражением предметов и явлений в их целом. Восприятие образуется на основе ощущений, возникающих в результате непосредственного воздействия объектов на органы чувств. Кроме того, в восприятие входят представления и понятия, являющиеся результатом нашего прошлого опыта и деятельности мышления. Восприятие включает в себя также чувства, выражающие наши отношения к воспринимаемому объекту.
тельно больше, чем при ясной погоде и видятся более близкими^ к нам, чем это есть в действительности.
Все признаки такого рода подмечаются человеком в процессе его практической деятельности и потом могут быть использованы для оценки относительной удаленности предметов. Жизненный опыт людей накладывает сильный отпечаток на то, как они оценивают удаленность. У людей, живущих в разных природных условиях, характер оценки удаленности значительно различен. Жители горных местностей, прекрасно оценивая на глаз удаленность видимых предметов в горах, поражают грубыми ошибками, корда то же самое им приходится делать на равнинах. То же происходит и с жителями равнин, когда они впервые попадают в горы. Многие, наверное, замечали, как трудно человеку, непривычному к морю, оценивать на глаз расстояние на море.
Рис. 40. Иллюзия контраста.
Принципиально так же
обстоит дело и с другими
сторонами восприятия про
странства, восприятие на
правления, в котором на
ходятся те или другие пред
меты как от нас (один
предмет справа от нас, дру
гой слева), так и друг от
друга (один правее другого),
зависит в первую очередь
от того, на какие места сет
чаток падают изображения
Рис. 41. Иллюзия контраста. этих предметов> Но
это об-
стоятельство становится подлинным показателем направления только после того, как установилась связь с другими сведениями о направлении, которое мы получаем, главным образом, из нашего мускульно-осязательного опыта, приобретаемого нами в процессе практической деятельности.
Для понимания некоторых особенностей восприятия пространства следует познакомиться с оптико-геометрическими иллюзиями.
Рассмотрим некоторые из них:
нибудь отношении, кажется изменяющимся в сторону еще большего увеличения этого отличия. На рисунке 40 средние углы в рисунках А и В объективно равны, но они кажутся различными вследствие контраста с соседними углами. На рисунке 41 средние кружки объективно равны, но кажутся различными также в силу контраста.
4. Большая группа иллюзий
объясняется тем, что свойства
целого переносятся в нашем восприятии
на отдельные части этого
целого. Примером
является
больше Рис. 42. Иллюзия параллелограма.
иллюзия, изображенная на рисунке 42. Диагональ AF в левом параллелограме AEFB кажется длиннее, чем диагональ DF в правом параллелограме, потому что сам левый параллелограм правого.
5. Иллюзии перспек
тивы. На рисунке
43 равные
по величине столбики, изобра
женные на перспективном фоне,
кажутся нам постепенно увели
чивающимися в своих размерах
по мере приближения их
к го
ризонту. Если же мы нарисуем
их соответственно
перспективе
постепенно уменьшающимися,
т. е. сделаем
их объективно
разными по величине,
мы вос
примем их как равные.
Здесь отчетливо сказывается влияние нашего опыта. В жизни мы обычно видим удаляющийся от нас объект постепенно уменьшающимся в
Так
Рис. 43. Иллюзия перспективы.
пере-
своих размерах.
дают это и в рисунках.
Поэтому, восприняв фон как перспективный, мы под этим углом
зрения воспринимаем и изображенные на этом фоне предметы.
Эти иллюзии восприятия человека широко учитываются во всех областях нашей практической деятельности, в частности в искусстве, архитектуре и т. д., там, где требуется стушевать или выделить те или иные внешние свойства предмета.
5. Восприятие времени
Все явления реального мира совершаются во времени.
Восприятием времени мы и называем отражение длительности и последовательности изменений, происходящих в предметах, явлениях реального мира.
Мы различаем непосредственное и опосредствованное восприятие времени. Например, время падения капли воды или биения пульса мы воспринимаем непосредственно. Время, протекшее, например, с начала чтения данной главы, мы воспринимаем опосредованно, пользуясь рядом умозаключений, сравнений и т. п. Непосредственно мы воспринимаем лишь весьма малые промежутки времени. Впечатления, только что отошедшие в прошлое, еще совсем свежие, как бы сливаются с непосредственным восприятием данного предмета, явления, в результате чего и возникает непосредственное восприятие времени. Опосредствованный характер восприятие времени приобретает при восприятии явлений или изменений предмета большей длительности. В этом процессе играют роль не только представления, но и образы творческого воображения. Например, услышав начало музыкальной фразы, я воображаю ее дальнейшее течение и благодаря этому воспринимаю ее длительность. Психологически длительность, отражая реальное течение времени, включает впечатления настоящего, представления прошлого и образа будущего-.
Ошибочно было бы думать, что настоящее есть только водораздел между прошлым и будущим. Как показали специальные исследования, мы воспринимаем как настоящее действительно не только один миг, а несравненно более продолжительные отрезки времени. Во многих опытах испытуемые оценивали как настоящее длительность времени в несколько минут, в зависимости от содержания этого отрезка времени. В повседневной жизни мы воспринимаем как настоящее длительность текущего дела или какого-то его определенного отрезка.
Одна из типичных форм длительности — интервал между двумя событиями, например между двумя последовательными ударами карандаша о стол. Имеются свои особенности восприятия кратких, средней продолжительности и длительных интервалов. Как правило, длительность малых промежутков времени нами переоценивается, а больших недооценивается. Имеется и индиферентная зона, она приближается к 0,75 секунды и оценивается наиболее точно. При этом, как всегда, практика улучшает результат оценки времени. В пределах одного и того же объективного времени его оценка меняется в зависимости от двух условий: 1) от качества воспринимаемого процесса и 2) от заполненности воспринимаемого промежутка времени. Зрительные и осязательные раздражения кажутся более длительными, чем слуховые. Заполненное время в пределах малых интервалов воспринимается более длительным, чем пустое.
Интервалы средней продолжительности воспринимаются непосредственно в пределах от 8 до 200 секунд. Однако весьма часто непосредственное восприятие таких интервалов необходимо восполняется представлением или суждением.
Длительные интервалы всегда воспринимаются опосредствованно. Опосредствованное восприятие длительных промежутков времени зависит от характера деятельности, эмоций и интересов. Известно, что промежуток времени, заполненный интересной и целиком захватывающей нас деятельностью, кажется очень коротким. В таких случаях время летит незаметно. И обратно, промежуток времени, заполненный вынужденным безделием или томительным ожиданием, кажется очень длинным. В таких случаях время тянется бесконечно. Совершенно обратная закономерность имеется в оценке вспоминаемого времени: месяц, проведенный в интересном и богатом впечатлениями путешествии, кажется в воспоминании очень длинным промежутком времени, тогда как месяц, проведенный в условиях совершенно однообразной и бездеятельной жизни (например в больнице), в воспоминании представляется очень коротким.
В восприятии времени, кроме восприятия длительности явления, обычно различают и восприятие последовательности явлений.
Восприятие длительности переходит в восприятие последовательности в силу двух объективных причин. Во-первых, тогда, когда постоянное по качеству событие прерывается интервалами. Примером могут служить последовательные удары карандашом о стол или последовательные звучания звонка — третий звонок. Во-вторых, восприятие последовательности возможно и без наличия интервалов, но тогда необходимо последовательное качественное изменение явления, например, последовательно исполненная гамма звуков. Границами, отделяющими одно впечатление от другого, в таком случае будут не пустые интервалы, а качественные переходы от одного изменения воспринимаемого объекта к другому. Как в том, так и в другом случае смена впечатлений должна быть не слишком быстра и не слишком медленна. В первом случае происходит слияние, и последовательность снова переходит в простую длительность. Во втором случае последовательность как целое распадается на отдельные впечатления, никак не связанные между собой. Вот почему, например, качество музыкального произведения совершенно изменяется при чрезмерно быстром или чрезмерно медленном исполнении.
Типичной формой последовательности является ритмическое движение, совершающееся с различной быстротой. Ритмом называется закономерное расчленение временной последовательности раздражений на группы, объединяемые вокруг выделяемых в том или другом отношении раздражений, т. е. акцентов.
Акцент в ритмическом
расчленении в большинстве
Ритм — явление не только слуховое. Явления ритма наблюдаются во всех видах восприятий. Однако во всех случаях в основе ритма лежит своеобразие восприятия последовательности явлений. Например, ритм в пространственных видах искусства также является переносом временных отношений на пространственные восприятия. С другой стороны, в самом явлении ритмического восприятия слуховых раздражений наибольшую роль играют кинестетические ощущения. Многочисленными экспериментальными исследованиями (Мейман, Сишор, Коффка и др.) доказано, что ритмическое восприятие всегда сопровождается теми или другими
двигательными реакциями. Чаще всего эти реакции не проявляются во вне в качестве видимых действий, а выражаются в смене напряжений и сокращений мышц. В других случаях ритмическое восприятие сопровождается внешне выраженными движениями: известно, что многие люди не могут воспринять ритмические членения музыкальной или речевой фразы, не прибегая к покачиванию корпусом, постукиванию пальцами и т. п. Чаще всего в .длительность одной ритмической группы включаются 2 или 3 элемента, довольно часто 4, 6 или 8 и сравнительно редко 5, 7 или 11.
Происхождение ритма следует искать в трудовых движениях, •которые с необходимостью расчленяются на такие закономерные группы, объединяемые вокруг одного главного, акцентированного движения. Ритмическое восприятие играет важнейшую роль в целом ряде искусств: музыке, поэзии, танце, в драматическом искусстве и т. д.
Опосредствованное восприятие времени почти всегда совершается путем его сопоставления с какими-то единицами времени — секундой, минутой, часом, месяцем или годом. Все эти измеряющие единицы отвлечены от объективной реальности и особенностей действия нашего тела. Например, секунда приближается к длительности нормального шага. День, месяц, год даны в смене явлений природы. Оценка времени предполагает практическое знание измеряющих время единиц, т. е. ясное представление того, какова реальная вместимость каждой из них, — что можно сделать за час, за четверть часа и т. д. Все это, конечно, вырабатывается постепенно, в процессе практической деятельности.
б. Развитие и воспитание восприятий у детей
Развитие восприятий совершается в тесном единстве с развитием ощущений и мышления на основе воспитания и практической деятельности. Первым условием успешного развития восприятий является нормальное состояние и развитие органов чувств.
Однако несмотря на то, что уже 3-летний ребенок почти ничем не отличается от взрослого в отношении физиологической деятельности органов чувств, все же, как мы прекрасно знаем, детское восприятие весьма несовершенно.
Взрослый человек воспринимает неизмеримо больше и совершеннее, чем ребенок. Это объясняется тем, что восприятие не есть процесс пассивного получения впечатлений от окружающих предметов и явлений. Восприятие формируется в процессе практической деятельности человека, в которой человек использует данный предмет, изменяет его или создает заново. Следовательно, человек всегда становится в определенные отношения к вещи. Характер этих отношений различен у ребенка и взрослого. Поэтому и характер восприятий взрослого и ребенка также существенно различен. Мы уже указывали на то, какое огромное значение имеют для восприятия человека его опыт, знания и интересы. Само собой разумеется, что у детей такие интересы и знания образуются не сразу, а лишь в процессе длительного жизненного опыта на основе обучения и воспитания.
Существенным моментом в развитии восприятий у маленького ребенка является овладение им речью. Речь является одним из' наиболее действенных способов помочь детям выделить предмет из' многообразия окружающей обстановки, заметить его, установить его назначение, запомнить его.
Действия ребенка с предметом, в начале имеющие характер простой манипуляции с ним, а затем переходящие в намеренную игру, закрепляют образ предмета б сознании ребенка и создают предпосылки для образования представления о нем. Воспринять предмет для ребенка раннего возраста это почти всегда означает начать действовать с ним. Лишь в дальнейшем ребенок научается воспринимать вещи и не только тогда, когда он действует с ними. Постепенно ребенок научается отделять восприятие предмета от непосредственного действия с ним, переходя к разглядыванию, слушанию, к наблюдению за предметом.
Характер восприятия у ребенка раннего возраста определяется его непосредственными потребностями и интересами. Ребенок в первую очередь воспринимает то, что связано с его питанием, игрой, что имеет для него эмоциональное значение, что доставляет ему удовольствие или, наоборот, связано с неприятными чувствами.
Восприятие ребенка несравненно в меньшей степени, чем восприятие взрослого человека, содержит в себе элементы анализа. Ребенок схватьшает глав'ным образом общее впечатление от воспринимаемого объекта и не замечает тех существенных деталей, которые сразу бросаются в глаза взрослому человеку. В этом сказывается прежде всего недостаток жизненного опыта ребенка, малое знакомство его с предметами реального мира. Мы знаем из повседневной жизни, что ребенок, хорошо знакомый с каким-либо предметом, например со своей куклой, воспринимает и замечает все ее детали.
Информация о работе Особенности восприятия как категории психологии