Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 20:15, отчет по практике
Общительный, активный, жизнерадостный ребенок. С детьми и воспитателями находится в хороших взаимоотношениях, легко идет на контакт как со сверстниками, так и со взрослыми. Знает свою фамилию, имя и возраст, немного умеет определять время дня (по часам), умеет считать до 20, знает все основные цвета, знает все 12 месяцев и может их распределить по временам года. Ведущая рука – правая. При выполнении заданий довольно быстро утомляется и начинает отвлекаться, но все же доводит дело до конца; задание выслушивает до конца и справляется с ним в основном без посторонней помощи, всегда со стороны окружающих его людей ожидает оценки своих действий. Полученную схему действий легко переносит на подобные виды деятельности.
Министерство образования и науки Украины
Таврический национальный университет им. В.И. Вернадского
Отчет о прохождении учебной практики в детском дошкольном учреждении и семье ребенка
Выполнила
студентка 2 курса группы Б
факультета психологии
Кондратюк Мария
Проверил: Иванов Д.И.
Симферополь, 2008
Общие сведения о ребенке и о семье
(результаты предварительного наблюдения)
Гета Данил, 6 лет. Ребенок ходит в детский сад №75 «Золотая рыбка» с 3-х лет.
Общительный, активный, жизнерадостный ребенок. С детьми и воспитателями находится в хороших взаимоотношениях, легко идет на контакт как со сверстниками, так и со взрослыми. Знает свою фамилию, имя и возраст, немного умеет определять время дня (по часам), умеет считать до 20, знает все основные цвета, знает все 12 месяцев и может их распределить по временам года. Ведущая рука – правая. При выполнении заданий довольно быстро утомляется и начинает отвлекаться, но все же доводит дело до конца; задание выслушивает до конца и справляется с ним в основном без посторонней помощи, всегда со стороны окружающих его людей ожидает оценки своих действий. Полученную схему действий легко переносит на подобные виды деятельности.
Со слов воспитателей очень прилежный, спокойный и послушный ребенок; очень любит, когда взрослые дают ему какие-нибудь поручения — с удовольствием их выполняет, всегда ждет поощрения и похвалы за свои действия; любит, когда с ним занимаются воспитатели. Активно участвует во всех открытых занятиях. Данил легко может занять себя и с удовольствием играет и сам, и с другими детьми. Ребенок адекватный и неконфликтный, но если его кто-нибудь обижает – всегда дает сдачи. Лидером в группе не является и не стремится занять его место. Недостатка в друзьях и внимании не испытывает. Во время моего общения с воспитателями (было время прогулки) постоянно крутился вокруг, прятался, пытался обратить на себя внимание.
Данил воспитывался в полной семье, но его родители недавно развелись. Сейчас он живет с матерью и отчимом, бабушкой и дедушкой. С отцом видится раз в неделю. Мать демонстративная, уделяет ребенку достаточно внимания, занимается его воспитанием, часто приводит и забирает его из детского сада. Отец и отчим довольно строги с ребенком, могут накричать на него, наказать. Как правило, мать защищает ребенка, но иногда и сама может его наказать. Данил тяжело переживает уход отца из семьи (отчим в сознании ребенка места отца не занял), но внешне этого не показывает.
Эмпирическое исследование уровня и содержания психического развития ребенка.
Особенности восприятия
Для диагностики восприятия ребенка были применены следующие методики: методика «Узнай, кто это» (2 рисунка), методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?» (2 вида), методика «Чем залатать коврик?» и методика «найди квадрат». Эти методики позволили оценить восприятие ребенка с различных сторон, выявляя одновременно с характеристиками самих перцептивных процессов способность Данила формировать образы, делать связанные с ними умозаключения и представлять эти заключения в словесной форме.
Данилу было сказано, что ему сейчас будут показаны части, фрагменты некоторого рисунка, по которым необходимо будет определить то целое, к которому эти части относятся, т.е. по части или фрагменту восстановить целый рисунок.
После этого ребенку был показан рис. 1, на котором листком бумаги прикрыты все фрагменты, за исключением фрагмента «а». Данилу было предложено по данному фрагменту сказать, какому общему рисунку принадлежат изображенные детали. На решение данной задачи отводилось 10 сек. За это время он не сумел правильно ответить на поставленный вопрос. Затем ему был показан следующий, чуть более полный рисунок «б», тоже на 10 сек., после чего Данил тоже не справился с заданием. Правильно ребенок назвал животное, изображенное на рисунке (собака), лишь после предъявления третьего фрагмента «в». В целом на это задание он затратил 25 сек.
После этого ему было предложено выполнить то же задание, но с более сложным рисунком (рис. 2). С этим заданием Данил справлялся дольше: для правильного определения целого рисунка ему потребовалось 30 сек., правильный ответ (рыбак на слоне) он дал не сразу (сначала сказал, что изображен человек с удочкой, и лишь после того, как его внимание было сакцентировано на других частях рисунка, он назвал еще и слона).
Таким образом, учитывая время, в целом затраченное Данилом на решение задачи, и количество фрагментов рисунка, которые ему пришлось просмотреть прежде, чем принять окончательное решение, можно сделать вывод, что уровень развития восприятия у ребенка средний, нормальный для этой возрастной группы.
Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?»
Мальчику было объяснено, что ему будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные ему предметы. Далее Данилу был представлен рис. 3 и было дано задание найти очертания всех предметов, «спрятанных» в трех его частях: 1, 2 и 3 и последовательно назвать их.
Общее число всех предметов, «спрятанных» на рисунках, составляет 14.
Данил с энтузиазмом принялся за выполнение этого задания, оно ему очень понравилось. Все 14 предметов на рисунках он нашел за 35 сек. и сказал, что хочет еще выполнить подобное задание. Тогда ему была предложена еще одна аналогичная методика, где необходимо было найти «обитателей сказочного леса» (рис. 4). С этим заданием Данил справился уже за 20 сек. и нашел всех «жителей леса».
Таким образом, можно сделать вывод, что уровень развития восприятия у ребенка достаточно высокий, но не превышает нормы шестилетнего возраста.
Цель этой методики – определить, насколько ребенок в состоянии, сохраняя в кратковременной и оперативной памяти образы виденного, практически их использовать, решая наглядные задачи.
В начале проведения данной методики ребенку было сказано, что на данных рисунках изображены 4 коврика, на которые нужно поставить заплаты, а также кусочки материи, которую можно использовать для этого; но сделать это надо таким образом, чтобы рисунки коврика и заплаты не отличались. Для того, чтобы решить задачу, из нескольких кусочков материи, представленных в нижней части рисунка, необходимо подобрать такой, который более всего подходит к рисунку коврика. Далее Данилу были показаны рис. 5 и рис. 6. Он справился с этим заданием очень быстро (за 20 сек.), подобрал все «заплаты» правильно, без единой ошибки, и не раздумывая над правильным ответом более 5 сек.
Из результатов данной
методики можно сделать вывод, что
у Данила высокий уровень развития
практического использования
Методика «Найди квадрат»
Данная методика позволяет выявить способности к дифференцированному восприятию.
Ребенку был показан рисунок с изображением 10 четырехугольников, среди которых 5 совершенно одинаковых квадратов и 5 четырехугольников, немного отличающихся от квадратов: вертикальные стороны чуть длиннее горизонтальных, и наоборот (рис. 7). Мальчику было предложено найти и показать все одинаковые фигуры, т.е. квадраты, у которых все стороны равны.
Данил смог отыскать только 2 квадрата из 5, а затем начал без разбору указывать на все фигуры, изображенные на рисунке.
Следовательно, можно
предположить, что у ребенка низкая
способность к
Вывод: В процессе диагностики восприятия было выявлено, что уровень развития данного психического процесса у Данила находится в среднем диапазоне по сравнению с нормой. Ребенок успешно справляется с заданиями, в том числе и на заполнение пустого пространства в рисунках, легко распознает очертания предметов среди сплетенных линий. Однако дифференцированное восприятие у ребенка развито слабо.
Из беседы воспитателями, родителями и ребенком: Данил четко опознает и называет все основные цвета и оттенки, без затруднений находит заданный цвет в окружающем пространстве. Различает и называет все плоскостные формы (круг, овал, квадрат, прямоугольник, ромб, многоугольник), знает некоторые объемные фигуры (шар, куб, цилиндр, кирпичик). Хорошо ориентируется в макро- и микропространстве. Имеет четкое и правильное представление о времени суток и временах года, самостоятельно называет все месяцы, классифицирую их по временам года, и дни недели, различая будние и выходные дни.
Особенности памяти
Для диагностики уровня развития памяти мальчика были применены такие методики: методика «Картинки», методика «Запомни 10 слов», методика «Запомни фразы» и методика «Запомни рисунки». Данные методики позволили определить уровень развития различный видов памяти: зрительной, слуховой, смысловой, а также кратковременной памяти.
Методика «Запомни 10 слов»
Данная методика предназначена для определения объема кратковременной слуховой памяти ребенка. Мальчику было предложено запомнить и повторить простые, не связанные по смыслу, слова. После того, как Данил называл слова, которые он запомнил, весь список зачитывался снова. Мальчику опять предлагалось назвать все слова, которые он запомнил. Всего было проведено 5 проб. Шестая проба было проведена спустя 30 минут, причем весь список слов снова не зачитывался. Результаты данного исследования приведены в таблице:
Слова |
Номер пробы | |||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 | |
Стул* |
* |
* * |
* * |
* |
* |
* |
Правильно названо слов |
4 |
6 |
7 |
8 |
9 |
7 |
Ошибки |
-- |
2 |
2 |
3 |
3 |
1 |
Таким образом,
кратковременная слуховая
Методика «Запомни картинки»
Цель данной методики – определить объем кратковременной зрительной памяти. В ходе проведения данной методики перед ребенком на стол было разложено 10 картинок с изображением знакомых ему предметов (рис. 8). Ему было предложено сначала назвать все эти предметы по порядку, запомнить их, а затем назвать все предметы, которые он запомнил. Время демонстрации картинок 20 сек. Данил с удовольствием принялся за выполнение данной методики; задание ему понравилось. И после первого ознакомления с картинками он назвал 8 предметов. Затем ему были показаны 2 картинки, которые он не назвал в первый раз. Через 10 минут, когда Данила снова попросили назвать все предметы, которые он помнит, мальчик назвал все 10 предметов, причем в правильном порядке. Он 2 раза останавливался, припоминая картинки, но справился с заданием самостоятельно, без подсказок. Спустя 1 час Данил самостоятельно назвал 8 предметов из 10.
Это является довольно высоким показателем для шестилетнего возраста, что свидетельствует о высоком уровне развития зрительной памяти у ребенка.
Методика «Запомни фразы»
Для определения уровня развития у ребенка смысловой памяти применялась методика «Запомни фразы», адаптированная для данного возраста (6 лет). Ребенку были прочитаны следующие 5 фраз:
На просьбу повторить те фразы, которые он запомнил, Данил отреагировал без особого энтузиазма. Однако повторил почти дословно 1, 3 и 4 фразы и верно передал смысл 5-ой фразы. После повторного озвучивания всех пяти предложений Данил дословно повторил 1, 2, 3 и 4 фразы и верно передал смысл 5-ой.
Данная методика предназначена для определения объема кратковременной зрительной памяти. Ребенку в качестве стимулов были предоставлены картинки (рис. 9 А). Данилу была дана инструкция примерно следующего содержания:
«На этой картинке представлены девять разных фигур. Постарайся запомнить их и затем узнать на другой картинке (рис. 9 Б), которую я тебе сейчас покажу. На ней, кроме девяти ранее показанных изображений, имеется еще шесть таких, которые ты до сих пор не видел. Постарайся узнать и показать на второй картинке только те изображения, которые ты видел на первой из картинок».