Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 20:15, отчет по практике
Общительный, активный, жизнерадостный ребенок. С детьми и воспитателями находится в хороших взаимоотношениях, легко идет на контакт как со сверстниками, так и со взрослыми. Знает свою фамилию, имя и возраст, немного умеет определять время дня (по часам), умеет считать до 20, знает все основные цвета, знает все 12 месяцев и может их распределить по временам года. Ведущая рука – правая. При выполнении заданий довольно быстро утомляется и начинает отвлекаться, но все же доводит дело до конца; задание выслушивает до конца и справляется с ним в основном без посторонней помощи, всегда со стороны окружающих его людей ожидает оценки своих действий. Полученную схему действий легко переносит на подобные виды деятельности.
На следующий день муравей увидел, что охотник хочет пойти и поймать голубку в сеть. Он подполз к нему и укусил его за ногу. Охотник вскрикнул от боли, выронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.
Данил внимательно прослушал каждый из текстов и пересказал их, соблюдая правильную последовательность событий, и верно передав общий и скрытый смысл. Во время пересказа пришлось задать ему пару наводящих вопросов, на которые мальчик без затруднения ответил.
Затем Данилу было предложено прочесть следующие тексты самостоятельно и также пересказать их.
1. «Самые красивые». Летела сова. Навстречу ей летели другие птицы. Сова спросила: - Вы не видели моих птенцов? - А какие они? - Самые красивые!
2. «Умная галка». Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько набросала, что стало можно пить.
Данил принялся за это задание с неохотой, читал по слогам, с остановками, допуская незначительные ошибки, которые сам исправлял. Пересказывать тексты он стал с большим удовольствием, чем читал их. Пересказ оказался содержательным и последовательным, мальчик легко и верно передал общий и скрытый смыслы текстов. С этим задание он справился самостоятельно, без какой-либо помощи.
Методика «Расскажи по картинке»
Эта методика предназначена для определения активного словарного запаса ребенка.
Стимульный материал – картинки - рис. 17 и рис. 18.
Данилу было дано по 2 мин для того, чтобы он внимательно рассмотрел каждую из картинок. Так как, разглядывая уже второй рисунок, он начал отвлекаться, то пришлось специально направлять его внимание на картинки.
После того, как рассмотрение первой картинки было закончено, мальчику было предложено рассказать о том, что он видел на ней. Затем то же самое было проделано и со второй картинкой. На рассказ по каждой картинке отводилось еще по 2 мин.
Результаты анализа обоих рассказов Данила были занесены в таблицу, где отмечалось наличие и частота употребления ребенком различных частей речи, грамматических форм и конструкций.
№ п/п |
Фрагменты речи, фиксируемые в процессе исследования |
Частота употребления |
1 |
Существительные |
27 |
2 |
Глаголы |
24 |
3 |
Прилагательные в обычной форме |
3 |
4 |
Прилагательные в |
1 |
5 |
Прилагательные в превосходной степени |
- |
6 |
Наречия |
6 |
7 |
Местоимения |
4 |
8 |
Союзы |
7 |
9 |
Предлоги |
5 |
10 |
Сложные предложения и конструкции |
- |
Таким образом, в речи Данила встречалось 8 из включенных в таблицу фрагментов речи. Во время рассказа он сделал несколько грамматических ошибок, однако в целом мальчик показал достаточно хороший результат. Можно предположить, что развитие речи находиться на уровне чуть выше среднего.
Вывод: В процессе диагностики уровня развития речи Данила предварительное предположение о том, что речь сформирована и ее развитие достигло достаточно высокого уровня (в пределах возрастной нормы), подтвердилась. Активный словарный запас мальчика велик, но не превышает принятой нормы. Ребенок умеет читать по слогам; самостоятельно исправляет допущенные ошибки (если ему указать на наличие ошибки). Данил может пересказать прочитанный ему или им самим небольшой рассказ, но иногда нуждается в наводящих вопросах для установления верного порядка событий (это скорее всего связано с особенностями слуховой памяти мальчика). При пересказе все мысли заканчивает, рассказ ведет к логическому завершению, не оставляет предложения неоконченными. Основные мысли (общий и скрытый смысл) в рассказе выделяет самостоятельно, без каких-либо затруднений. Описательный рассказ не отличается особой оригинальностью и сложностью речевых конструкций.
Особенности воображения
По предварительным
наблюдениям и рассказам
Творческие работы мальчика не отличаются множеством красок и также являются в большинстве случаев стереотипными. Мальчик хочет отличится оригинальностью, но все равно не отходит далеко от шаблонов. Все рисунки не содержат ничего лишнего, не относящегося к заданию.
Для получения более подробной информации о развитости воображения Данила было проведено несколько методик, позволяющих получить более или менее ясное представление об уровне развития данного познавательного процесса.
Методика «Несуществующее животное»
Данил не сразу начал рисовать животное. Сначала он сказал, что не знает таких животных, но после пояснительной беседы сказал, что нарисует «чудовищную гориллу» (но в конце переименовал животное в «Подводное чудовище»). Для своего рисунка мальчик выбрал черный цвет и сменил его не синий лишь в конце, решив дорисовать своему животному клешни. В процессе рисования несуществующего животного Данил рассказывал про него, что это злое чудовище, которое зимой и осенью спит, а во время бодрствования убивает людей и разбивает корабли (после этого он решил дорисовать клешни). Водится оно только в море, не сушу не выходит. Чудовище это не одно, их 80, но данное чудовище является королем всего мира.
Проанализировав рисунок Данила, можно предположить, что мыслит он стандартно (образ, скорее всего, был взят из мультфильма или фильма, просмотренного ранее); конечно, он стремиться к оригинальности, но без особого творческого потенциала (2 головы, 4 руки, 3 ноги). О шаблонности воображения можно также судить по тому, что тело «Подводного чудовища» состоит из обыкновенных частей тела других существ: само туловище, головы и руки похожи на человеческие (сравнивалось с другими рисунками Данила), лапы, когти и острые зубы заимствованы у диких зверей, клешни – у морских обитателей.
Методика «Придумай сказку»
Данилу было предложено придумать и рассказать сказку или любую историю, какую он захочет. В ходе рассказа фантазия ребенка оценивалась по следующим признакам (от 0 до 2 баллов):
1. Скорость процессов воображения.
2. Необычность, оригинальность образов.
3. Богатство фантазии.
4. Глубина и проработанность (детализированность) образов.
Данил начал свой рассказ не сразу, но уложился в отведенное для этого время (1 минута). Рассказ мальчика был похож на серию из мультсериала про Джеки Чана (на данный момент, любимый мультик Данила); однако было понятно, что ребенок привнес некоторые изменения в сюжет мультфильма и добавил некоторые собственные продукты своей фантазии (а именно, несколько героев, некоторые возможности и качества главного героя, возможно, слегка изменил сюжет). В рассказе Данила было около 10 различных живых существ, предметов, ситуаций и действий, различных характеристик и признаков, приписываемых всему этому. Образ главного героя рассказанной мальчиком истории расписан достаточно подробно; в рассказе содержится множество деталей, характеризующих главный персонаж (его боевые навыки, оружие и т.п.). В целом образы рассказа Данила вызывали к себе интерес со стороны слушателя и даже некоторую ответную эмоциональную реакцию, но этот интерес вместе с соответствующей реакцией вскоре угасал. Сам Данил рассказывал свою историю не очень эмоционально, стараясь передать как можно больше информации, а не чувств и эмоций.
Оцениваемые параметры воображения ребёнка |
Оценка этих параметров в баллах | ||
1. Скорость процессов воображения 2. Необычность, оригинальность образов 3. Богатство фантазии (разнообразие образов) 4. Глубина и проработанность (детализированность) образов 5. Впечатлительность, эмоциональность образов |
|
1
1 1
2 1 |
Вывод: Таким образом, результаты проведенной диагностики подтвердили предположение, сделанное на основе общения с воспитателями и эмпирического наблюдения за ребенком - воспроизводящее и творческое воображение не отмечается большой оригинальностью и разнообразием. Отмечается склонность к упрощенному, схематичному изображению объектов, оригинальность творческих работ невысока, много стереотипных, шаблонных композиций, хотя и есть стремление отличиться от других.
Особенности внимания
По результатам наблюдения
за поведением мальчика во время проведения
психологической диагностики
Для проверки выдвинутых предположений были применены следующие методики: «Корректурная проба» (впервые предложения Бурдон), «Отыскивание чисел на таблицах Шульте» (адаптированный вариант), «Проставь значки», «Запомни и расставь точки».
Методика «Корректурная проба»
Данная методика используется для исследования устойчивости, продуктивности внимания и способности к его концентрации. Стимульный материал представляет собой ряды букв, расположенных в случайном порядке. Инструкция предусматривает зачеркивание двух букв (А и Н) в течение 3 минуты. По ходу выполнения ребенком задания обращалось внимание на количество ошибок (пропущенных и неверно зачеркнутых букв), темп выполнения, количество исправлений.
Данил с удовольствием принялся за выполнение этого задания. Он начал зачеркивать буквы с начала листа, несколько раз перескакивал в конец или середину, потом возвращался к началу. Мальчик справился за 2,5 минуты и пропустил всего одну букву; под конец уже утомился, стал отвлекаться и начал зачеркивать ненужные буквы (3 раза), но вовремя останавливался. В целом ребенок показал хороший результат.
Методика «Отыскивание чисел на таблицах Шульте»
(адаптированный вариант)
Цель методики - исследовать темп сенсомоторных реакций, особенности переключения внимания, объем внимания, сосредоточенность (отвлекаемость). Адаптированный (упрощенный) вариант представляет собой два листа (рис. 19 и 20), но которых изображены числа от 1 до 10. Ребенку предлагается отыскать и назвать по порядку все числа.
Данил справился с этой задачей в целом хорошо. Он допустил по одной ошибке на каждом листе (в обоих случаях пропустил цифру), но смог самостоятельно исправить их; время, затраченное ребенком на выполнение этой методики – 1 минута 50 секунд. Мальчик ни разу не отвлекся и посчитал все цифры от начала до конца.
Тестовое задание в этой методике предназначено для оценки переключаемости и распределения внимания ребенка. Перед началом выполнения задания Данилу был показан рис. 21 и дано задание в каждом из цветочков, яблок, грибочков, листиков и груш проставить тот знак, который задан вверху на образце, т.е., соответственно, плюс, минус, галочку, кружочек или палочку.
Ребенок работал, почти не отвлекаясь, и выполнил это задание в течение двух минут. За это время он заполнил все 63 фигуры, допустив лишь две ошибки.
Таким образом, уровень
переключаемости и
Методика «Запомни и расставь точки»
С помощью данной методики оценивался объем внимания ребенка. Для этого использовался стимульный материал - лист с точками, предварительно разрезанный на 8 малых квадратов, которые затем последовательно (начиная с 1 и заканчивая 8) были показаны ребенку на 1-2 сек каждый. После каждой очередной карточки Данилу было предложено воспроизвести увиденные точки в пустой карточке (рис. 22) за 15 сек. Это время давалось ему для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке.
Объемом внимания ребенка считалось максимальное число точек, которое мальчик смог правильно воспроизвести на любой из карточек (выбиралась та из карточек, на которой было воспроизведено безошибочно самое большое количество точек). У Данила максимальное число правильно воспроизведенных точек составило 4 (это соответствует среднему объему внимания).
Вывод: Результаты проведенных методик по диагностике свойств внимания ребенка показали, что Данил обладает достаточно хорошей продуктивностью внимания. Он без особых затруднений переключает внимание с одного объекта на другой. Мальчик обладает достаточно высоким уровнем распределения внимания, и в начале деятельности он без труда концентрируется на ней, однако быстро теряет интерес к выполнению некоторых видов деятельности и как следствие начинает отвлекаться (невысокая устойчивость внимания). Объем внимания Данила не превышает возрастной нормы и находится в пределах средних показателей.