Отчет о прохождении учебной практики в детском дошкольном учреждении и семье ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 20:15, отчет по практике

Описание работы

Общительный, активный, жизнерадостный ребенок. С детьми и воспитателями находится в хороших взаимоотношениях, легко идет на контакт как со сверстниками, так и со взрослыми. Знает свою фамилию, имя и возраст, немного умеет определять время дня (по часам), умеет считать до 20, знает все основные цвета, знает все 12 месяцев и может их распределить по временам года. Ведущая рука – правая. При выполнении заданий довольно быстро утомляется и начинает отвлекаться, но все же доводит дело до конца; задание выслушивает до конца и справляется с ним в основном без посторонней помощи, всегда со стороны окружающих его людей ожидает оценки своих действий. Полученную схему действий легко переносит на подобные виды деятельности.

Файлы: 1 файл

Отчет о практике.doc

— 3.98 Мб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные  особенности (особенности характера, эмоционально-веловой сферы, актуальное эмоциональное состояние, особенности взаимодействия с окружающим миром)

Выводы сделаны на основании проинтерпретированных  рисунков ребенка («Несуществующее  животное», «Дом – Дерево – Человек»), наблюдения за поведением мальчика и  общения с воспитателями.

Данил довольно эмоциональный, энергичный и жизнерадостный ребенок. Он часто пребывает в хорошем расположении духа, редко обижается и конфликтует с другими детьми. На одобрение и замечания реагирует адекватно; свои неудачи воспринимает нормально, долго по этому поводу не расстраивается . Несмотря на то, что воображение у него особой оригинальностью не отличается, он часто пребывает в мире своих фантазий, но не замыкается в себе; ребенок всегда открыт для контакта с внешним миром.

Данил с удовольствием  играет сам и принимает участие в общих играх. Однако в контактах он осторожен и не принимает к себе в игру тех, кто ему не по душе. Данил обычно стремиться быть замеченным взрослыми и прилагает все усилия, чтобы заслужить их одобрение. Мальчик он любознательный и активный, любит принимать участие во всевозможных открытых занятиях в детском саду. На контакт со взрослыми Данил обычно идет без особых затруднений и в беседе ведет себя довольно свободно и непринужденно, с удовольствием делится мыслями, но не впечатлениями.

Мальчик обладает достаточно сильной для его возраста силой  воли. Его достаточно легко отвлечь от выполняемой деятельности, он быстро теряет интерес к некоторым действиям, но несмотря на это не бросает дело на полпути и доводит его до конца.

В данный момент Данил пребывает в довольно сложной жизненной ситуации – он тяжело переживает уход отца из семьи, в сознании еще толком не разделил родителей. В связи со сложившейся ситуацией мальчик испытывает сильное внутреннее напряжение, возможно, винит себя в разрыве родителей, недоволен своим положением в семье (хочет большей власти). Как результат внутри ребенка накапливается агрессия, которая не находит выхода в окружающий мир (ни вербального, ни физического).

Мальчика тревожит внутренний конфликт, противоречивые желания (скорее всего он хочет быть и с отцом, и с матерью); он стремится скрыть от других свои проблемы и переживания и  пытается установить контроль над своими чувствами.

Сейчас Данил нуждается  в опоре, испытывает острую потребность  в дополнительном внимании и поддержке  со стороны взрослых (родителей и воспитателей).

За время общения  с ребенком было выявлено наличие  у него нескольких страхов, а именно: страх остаться без родителей, страх  умереть (особенно утонуть), боязнь страшных снов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Особенности детско-родительских отношений

С этой целью была проведена  методика «Рисунок семьи». Перед началом рисования Данил сразу сказал, что «у него только мама, а с папой они поссорились». Для изображения этого рисунка мальчик не раздумывая выбрал оранжевый цвет (комбинация чувствительности и враждебности) – из этого можно сделать вывод, что как бы он не любил свою семью, ему не нравится то, что происходит в данный момент в доме.

На рисунке Данил  изобразил только себя, мать и собачек (Черныш и Кнопа). Это свидетельствует о более тесной эмоциональной связи с матерью, чем с отцом. То, что мальчик не нарисовал отчима (вместо отца), возможно, означает, что этот мужчина еще не стал значимой фигурой для ребенка. Наличие на рисунке домашних животных, скорее всего, означает желание ребенка заполнить пустоты, имеющиеся в реальной жизни (недостаток внимания и эмоциональной поддержки со стороны родителей).

Можно предположить, что семья Данила не очень дружная и сплоченная (на рисунке отсутствует объединенность образов). Ребенок хочет объединить семью (расположение объектов близко друг к другу), иметь большее влияние на ее членов (рисует себя выше остальных фигур), однако понимает невозможность осуществить это.

Фигуры, изображенные на рисунке мальчика, почти одинаковые по размеру. Это связано с эгоцентричностью ребенка, желанием занять равноправное положение в семье. Руки людей широко разведены в стороны - готовность к действию, сотрудничеству с окружающим миром, готовность и открытость семьи к внешним контактам.

То, что Данил изобразил  различным образом себя и мать (себя он нарисовал схожим с отцом (на рисунке «Дом – Дерево – Человек»)), говорит о нормальной поло-ролевой  идентификации с отцом.

Анализ процесса рисования:

Первыми в рисунке  Данил изобразил собак (Черныша и Кнопу) – в данном случае можно предположить о недовольстве ребенка ситуацией в семье. Себя мальчик нарисовал последним, но над всеми остальными фигурами в рисунке. Это опять же подтверждает гипотезу о том, что он хочет занимать более значимое положение в семье, хочет, чтоб его мнение чаще принималось во внимание (это связано с нежеланием ребенка того, чтобы отец уходил из семьи).

Рисуя маму, он сказал, что  она у него очень добрая и очень  любит его (мать Данила действительно  добрая женщина, занимается воспитанием ребенка, уделяет ему достаточно внимания). Изображая отца (на рисунке «Дом – Дерево – Человек»), Данил прокомментировал, что «папа его слишком сильно любит» (как выяснилось позже, отец Данила довольно строгий и жестокий с ребенком).

Вывод: На данный момент ситуация в семье Данила некомфортна и неблагоприятна для ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Психологическая готовность к школьному обучению

Для ориентировочного определения  психологической готовности ребенка  к школе был проведен ряд методик, позволяющих определить уровень интеллектуальной готовности к обучению в школе. Приведенные дальше выводы основаны также и на эмпирическом наблюдении за мальчиком и на общении с воспитателями.

Методика определения  школьной зрелости Я.Йерасека

Данилу было предложено ответить на следующие вопросы теста. В скобках приведены ответы мальчика и количество набранных им баллов :

1.  Какое животное  больше — лошадь или собака? (Лошадь = 0 баллов)

2. Утром вы завтракаете,  а днем ... (Обедаем = 0 баллов)

3. Днем светло, а ночью ... (Темно = 0 баллов)

4.  Небо голубое,  а трава ... (Зеленая = 0 баллов)

5.  Черешни, груши,  сливы, яблоки — это ...? (Фрукты = 1 балл)

6. Почему раньше, чем пройдет поезд вдоль пути, опускается шлагбаум? (не ответил = -1 балл)

7.  Что такое Москва, Ростов, Киев? (Города = 1 балл)

8.  Который час показывают  часы (показать на часах)?  (10:30= 3 балла).

9.  Маленькая корова  — это теленок, маленькая собака  — это ..., маленькая овечка  — это ...? (Щенок, ягненок = 4 балла)

10.  Собака больше похожа на курицу или на кошку? Чем похожа, что у них одинакового? (На кошку, потому что у них 4 ноги, усы, уши, когти = 0 баллов)

11.  Почему во всех  автомобилях тормоза? (Чтобы остановиться = 0 баллов)

12. Чем похожи друг  на друга молоток и топор? (Ими работают = 2 балла)

13.  Чем похожи друг  на друга белка и кошка? (У них 4 лапы, усы, хвост = 3 балла)

14.  Чем отличаются  гвоздь и винт? (Не ответил = 0 баллов)

15.  Футбол, прыжки в  высоту, теннис, плавание — это  ...? (Спорт = 3 балла)

16.  Какие ты знаешь транспортные средства? (Машина, вертолет, поезд, корабль = 2 балла)

17. Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница?

Три признака (седые волосы, плохо видит = 2 балла.)

18.  Почему люди занимаются  спортом? (Чтобы быть сильными = 2 балла)

19.  Почему это плохо,  когда кто-нибудь уклоняется от  работы? (нет ответа = 0 баллов)

20. Почему на конверт  нужно приклеивать марку? (чтоб его отправили = 1 балл)

  Данил набрал по  данной методике 23 балла, это свидетельствует о довольно высоком уровне развития интеллекта.

Методика диагностики интеллекта с помощью теста Гудинаф-Харриса

Отдельно рисунок человека мальчик не выполнял, однако изображения  мужских фигур на рисунках Данила очень схожи, поэтому интерпретация проводилась по рисункам «Дом – Дерево – Человек» и «Моя семья». Изображенные мужские фигуры ребенка оценивалась по 73 признакам (можно было получить 1 или 0 баллов). По данной методике ребенок набрал 15 баллов (18-19 баллов соответствуют 100%, а 7 баллов – 70%). Это является не 100%-ным, но достаточно высоким показателем уровня интеллектуального развития для детей шестилетнего возраста.

 

Вывод: Психологическая готовность ребенка к школе состоит из таких компонентов, как личностная, интеллектуальная и социально-психологическая готовность.

В процессе диагностики  мальчика было выявлено, что интеллектуально  он подготовлен к школе достаточно хорошо. Данил имеет нормальный для своего возраста кругозор. Мальчик уже обладает такими навыками, как письмо в прописях, чтение по слогам, пересказ прочитанного или прослушанного текста, заучивание четверостиший; умеет считать до 20 и обратно (с помощью), умеет складывать и вычитать простые числа. У ребенка развитие базовых познавательных процессов находится в пределах возрастной нормы. Он владеет обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием, планомерным и расчлененным восприятием. Данил способен к осмысленному восприятию материала. Однако сначала у него могут возникнуть некоторые трудности из-за неустойчивости внимания.

В целом, Данил готов  к принятию новой социальной позиции (школьника). Он очень хочет пойти  в школу и начать там учиться, получать новые знания. Данил способен произвольно управлять своим  поведением и познавательной деятельностью. Учебная мотивация и эмоциональная устойчивость у ребенка развиты достаточно хорошо.

 С социально-психологической точки зрения у Данила в начале обучения в школе могут возникнуть некоторые сложности с обретением новых друзей (так как в узкий круг доверия он пускает немногих). Однако мальчик обладает необходимыми качествами, чтобы входить в контакт и общаться с другими детьми и учителем, успешно выполнять совместную деятельность, подчиняясь интересам и обычаям детской группы.

В общем, можно с уверенностью сказать, что Гета Данил эмоционально и интеллектуально к обучению в школе готов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис. 1

Рис. 2

 

 

 

 

 

Рис. 3

Рис. 5

Рис. 6

Рис. 7

 Рис. 8


Рис. 9


Рис. 10

Рис. 11

Рис. 13

 

 

 

 

 

 

 

а) б)

в)

г)

д)

е)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                           

 

                                                                                       Рис. 17

 

 

Рис.18

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Рис. 22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 


Информация о работе Отчет о прохождении учебной практики в детском дошкольном учреждении и семье ребенка