Отчет о прохождении учебной практики в детском дошкольном учреждении и семье ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 20:15, отчет по практике

Описание работы

Общительный, активный, жизнерадостный ребенок. С детьми и воспитателями находится в хороших взаимоотношениях, легко идет на контакт как со сверстниками, так и со взрослыми. Знает свою фамилию, имя и возраст, немного умеет определять время дня (по часам), умеет считать до 20, знает все основные цвета, знает все 12 месяцев и может их распределить по временам года. Ведущая рука – правая. При выполнении заданий довольно быстро утомляется и начинает отвлекаться, но все же доводит дело до конца; задание выслушивает до конца и справляется с ним в основном без посторонней помощи, всегда со стороны окружающих его людей ожидает оценки своих действий. Полученную схему действий легко переносит на подобные виды деятельности.

Файлы: 1 файл

Отчет о практике.doc

— 3.98 Мб (Скачать файл)

Время экспозиции стимульной картинки (рис. 9 А) составляло 30 сек. После этого вместо данной картинки ему была показана вторая картинку – рис. 9 Б.

Данил справился с заданием и отыскал на рис. 9 Б 7 изображений  за 54 сек. Это свидетельствует о высоком уровне развития кратковременной зрительной памяти ребенка, что подтвердило гипотезу о том, что зрительная (образная) память развита у Данила лучше остальных видов памяти.

 

Вывод: Таким образом, по результатам проведенной диагностики можно предположить, что механическая, а особенно образная (зрительная), память превалирует над смысловой. Развитие кратковременной памяти находится на достаточно высоком уровне в пределах возрастной нормы. Объем смысловой и механической памяти велик.

Со слов воспитателей и родителей: Данил любит заучивать  стихотворения (четверостишия). Выполняет  он это успешно, запоминает четверостишия  уже с 3-4 раза. Но, выучив за раз 2 четверостишия, ребенок может начать допускать ошибки в виде перестановки слов. Из этого можно сделать вывод, что объем смысловой долговременной памяти у Данила находится на уровне выше среднего. Мультфильмы мальчик пересказывает эмоционально и красочно, но не вдаваясь в подробности. Поэтому можно предположить, что механическая (образная) долговременная память развивается у ребенка в нормальном темпе.

 

 

Особенности мышления

Для определения уровня развития различных видов мышления ребенка были применены следующие  методики психологической диагностики: методика «Обведи контур», методика «Лабиринт», тест «Нелепицы», методика «Исключение лишнего» (словесный и рисуночный вариант), тест «Кто кем будет?». В процессе диагностирования был выявлен уровень сформированности наглядно-образного, наглядно-действенного и словесно- логического мышления ребенка.

Методика «Обведи  контур»

Данная методика направлена на изучение уровня сформированности наглядно-действенного мышления ребенка.

Данилу были показаны рис. 10 и рис. 11 и было дано задание с помощью карандаша или ручки как можно быстрее и как можно точнее воспроизвести на правой половине этого же рисунка тот контур, который представлен в его левой части. Причем желательно, чтобы линии были прямыми, а контуры фигур были воспроизведены в тех же самых местах, где они изображены на рисунках – образцах в левой части. В итоге выполнения задания оценивалась аккуратность, точность и скорость работы.

На выполнение всего  задания в целом ушло 117 сек. При  этом дополнительно были обнаружены следующие недочеты: 4 линии непрямые, 4 угла соединены не вполне точно, 3 линии выходят за пределы контура.

Таким образом, можно  предположить, что наглядно-действенное  мышление у Данила сформировано и  приближается к средним показателям  для его возрастной группы.

Методика «Нелепицы»

Цель этой методики – оценка наглядно-образного и словесно-логического мышления. Также в процессе ее проведения можно сделать выводы об уровне развития речи и интеллектуальной сферы ребенка.

Данилу была показана картинка (рис. 12), на которой изображены разные нелепицы. Ему было дано задание внимательно рассмотреть эту картинку и сказать, что нарисовано неправильно (чего не бывает), а также объяснить, почему он так считает и как должно быть на самом деле.

Данил с удовольствием  принялся за выполнение этого задания и показал очень хороший результат - за 1 минуту  нашел 7 нелепиц и правильно объяснил, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть. Все ответы он давал уверенно и четко, а нелепые ситуации находил очень быстро.

После этого ему было предложено выполнить аналогичное задание, но уже с более сложной картинкой (рис. 13). Он за 2 минуты нашел 10 нелепых ситуаций, что свидетельствует об очень хорошем результате развития наглядно-образного и словесно-логического мышления. В процессе выполнения ребенком заданий велось наблюдение за его речью и ходом мыслей, что дало возможность сделать вывод о том, что развитие речи и интеллекта находятся у Данила на высоком уровне.

Методика «Кто кем будет?»

Эта методика позволяет  составить представление о сформированности словесно-логического мышления, а также об уровне развития речи и интеллекта ребенка.

Данилу было дано задание  подумать и ответить на вопрос, кем  или чем станут те или иные предметы или существа (слова зачитывались вслух). Ниже приведены ответы мальчика:

яйцо – птенец, цыпленок

цыпленок – мужчина  или женщина

мальчик – петух

желудь - …(нет ответа)

семечко – овощи, дерево

икринка – не ответил, но после пояснения, что икру откладывают  рыба, ответил «рыбята»

гусеница – бабочка

мука – тесто

железо – труба

кирпич – дом, баня

ткань - …

ученик – учитель

больной – инвалид

девочка – женщина

почка - …

щенок – собака

кожа – человек

теленок – корова

доска – дом деревянный

птенец – ворона

козленок – коза

ягненок – овца

На выполнение всего задания Данилу понадобилось 2 минуты. Если он какого-либо ответа не знал, то признавался в этом сразу и спрашивал, как правильно. Пояснения выслушивал внимательно и до конца. На исправление своих ошибок реагировал спокойно. Сначала ему нравилось отвечать на вопросы, однако уже на 10 слове начал отвлекаться, задавать посторонние, не касающиеся задания вопросы, но несмотря на это закончил выполнение задания.

Следовательно, можно  предположить, что по темпам развития словесно-логического мышления Данил  не отстает и не опережает своих сверстников. Ему пришлось прикладывать волевые усилия, чтобы довести выполнение данной методики до конца. Интеллектуальная сфера развита у ребенка достаточно хорошо; он знает и может апеллировать многими словами, однако немного путается в некоторых понятиях.

Методика «Лабиринт»

Эта методика применяется  для изучения развития наглядно-образного  мышления ребенка. Стимульным материалом является лист с изображением 7 лабиринтов (рис. 14), различающихся по уровню сложности. Время, отводящееся на прохождение всех лабиринтов, составляет 3 минуты.

Данил с радостью принялся за выполнение данного задания. Оно  оказалось довольно легким для него. Он прошел все лабиринты за 1 минуту 54 секунды. Линии он вел почти  не отрывая руки; перед тем, как  начать вести линию, Данил быстро пробегал глазами лабиринт и двигался уже по намеченному маршруту. После прохождения последнего лабиринта мальчик заметил, что это было довольно занимательно и легко. Тогда ему был предложен другой вариант лабиринта, более сложный (рис. 15). С ним мальчик справился за 2 минуты. Здесь он уже допустил пару ошибок, но в целом справился с заданием успешно.

Проведя данную методику, можно с уверенностью сказать, что  наглядно-образное мышление у Данила находится на высоком уровне развития. Он с легкостью проходит лабиринты, предназначенные для его возрастной группы, и справляется с заданиями для младших школьников, однако допуская некоторые ошибки.

Методика «Четвертый лишний»

Даная методика призвана исследовать процессы словесно-логического (словесный вариант) и наглядно-образного (рисуночный вариант) мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка.

Рисуночный  вариант. В данной методике ребенку была предложена серия картинок (а, б, в, г, д, е,), на которых представлены разные предметы, и дана следующая инструкция: найти на каждой из картинок лишнее изображение предмета, назвать его и объяснить, почему он является лишним. Выполнение этого задания не вызвало у Данила ни малейшего затруднения. Он очень быстро (в течение 3-5 сек.) и безошибочно находил лишнее изображение и грамотно пояснял свой выбор.

Словесный вариант. Данилу было дано аналогичное задание (исключить лишнее), но уже не с картинками, а группами слов, которые зачитывались ему. С этим заданием Данил справился хуже, чем с предыдущим. Он дольше думал над правильными ответами (5-10 сек.), два раза дал неправильный ответ. Пояснения давал правильно, опираясь на ранее полученные знания. Мальчик быстро потерял интерес к заданию и начал отвлекаться, невнимательно слушать, однако все равно ответил на все вопросы. Ниже приведены ответы ребенка:

  1. стол, стул, кровать, чайник
  2. кошелек, чемодан, книга, портфель (не дал правильного ответа)
  3. огурец, арбуз, яблоко, мяч
  4. волк, лиса, кошка, медведь
  5. фиалка, ромашка, морковь, василек
  6. поезд, самолет, самокат, пароход (не дал правильного ответа)
  7. воробей, орел, оса, ласточка
  8. река, лес, асфальт, поле
  9. змея, улитка, бабочка, черепаха
  10. шляпа, крыша, дверь, окно (дал правильный ответ с второй попытки)
  11. нога, ботинок, голова, рука

Результаты данной методики дали возможность судить о том, что уровень сформированности словесно-логического  и наглядно-образного мышления достаточно высок.

 

Вывод: В процессе психологической диагностики было выявлено, что уровень сформированности наглядно-образного, наглядно-действенного и словесно- логического мышления ребенка достаточно высок, но не выходит за пределы возрастной нормы Данила. Развитие наглядно-образного мышления опережает развитие остальных видов этого психического процесса и находится в зоне ближайшего развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Особенности речи

По предварительным  наблюдениям речь развита у Данила хорошо, в пределах возрастной нормы. Может варьировать темп и интонационную выразительность речи. Фонетическая сторона речи в пределах возрастной нормы. Ребенок правильно употребляет слова во множественном числе. Почти всегда правильно согласует существительные с прилагательными и существительные с глаголами во времени, чаще всего самостоятельно исправляет свои ошибки. Он понимает назначение предлогов и правильно их использует в речи, использование сложных предлогов не вызывает затруднения. Данил с легкостью передает своими словами впечатления из личного опыта, любит рассказывать о своих достижениях. Если он не знает какого-нибудь слова, то может придумать его по аналогии с другими словами из той же категории (например, «рыбята», т.е. детеныши рыбы, составлено им по аналогии со словами «телята», «ягнята» и т.п.), причем делает это без малейшего смущения или промедления.

Для диагностики уровня развития речи ребенка были применены  методика «Назови слова», методика «Перескажи рассказ» и методика «Расскажи по картинке».

Методика «Назови  слова»

Данная методика позволяет определить запас слов, которые хранятся в активной памяти ребенка. Данилу были названы некоторые слова из соответствующей группы, затем его просили самостоятельно перечислить другие слова, относящиеся к этой же группе.

На называние каждой из перечисленных ниже групп слов отводилось по 20 сек, а в целом на выполнение всего задания – 140 сек. Ниже приведены ответы Данила:

1. Животные: собака, лев, кошка, волк, заяц, медведь, лиса, корова

2. Растения: дуб, куст, овощи, цветы, роза, дерево

3. Цвета предметов: синий, красный,  черный, желтый, зеленый, оранжевый

4. Формы предметов: круглый, квадратный, плоский

5. Другие признаки предметов, кроме формы и цвета: (большой) маленький, твердый, мягкий, гладкий, прозрачный (ответил с подсказками в виде указания на определенный предмет, обладающий тем или иным свойством)

6. Действия человека: (идти), сидеть, играть, копать, кушать,

7.Качества выполняемых человеком действий: (хорошо) плохо, быстро, медленно

В 5, 6 и 7 случаях Данилу пришлось помогать и называть первое слово из соответствующей группы (они написаны в скобках). Пятая группа слов вызвала у ребенка наибольшее затруднение, и он слегка растерялся; на работу с данной категорией было затрачено чуть больше времени. В целом Данил справился с заданием успешно и показал высокий результат: за отведенное время назвал 35 слов, относящихся к различным группам.

Методика «Перескажи рассказ»

Цель этой методики – определить активный словарный запас ребенка, выяснить, умеет ли дошкольник выделять основную мысль текста, и может ли он, прослушав или самостоятельно прочитав текст, пересказать его.

Итак, мальчику было предложено прослушать несколько текстов (из букваря) и пересказать их. Ему были зачитаны следующие тексты (сначала первый, а после того, как Данил пересказал его, и второй текст):

  1. «Галка и голубь». Галка услыхала о том, что голубей хорошо кормят, выбелилась в белый цвет и влетела в голубятню.

          Голуби ее приняли как свою, накормили, но галка не удержалась и закаркала по-галочьи. Тогда голуби ее прогнали. Она вернулась было к галкам, но те тоже ее не приняли.

  1. «Муравей и голубка». Муравей захотел напиться и спуститься к ручью. Волна захлестнула его, и он начал тонуть. Пролетавшая мимо голубка заметила это и бросила ему в ручей ветку. Муравей взобрался на эту ветку и спасся.

Информация о работе Отчет о прохождении учебной практики в детском дошкольном учреждении и семье ребенка