Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 18:41, отчет по практике
В период с 30 марта по 25 апреля 2009 года я проходила психолого-педагогическую практику на базе МОУ СОШ №1 в п.г.т.Подгоренский. В связи с тем, что моя будущая специальность связана не только с психологической деятельностью, но и предполагает возможность преподавания психологии, целью моей практики было закрепление на практике теоретических знаний по педагогике и психологии, полученных мною во время обучения в институте, и приобретение навыков и качеств, способствующих моему профессиональному становлению.
Практическая работа в школе открыла для меня возможность познать все стороны педагогической деятельности и значительно расширить мои представления об организации учебного процесса, основах преподавания различных учебных дисциплин, познакомиться с различными техниками и приемами обучения.
Введение………………………………………………………………………………….3
1 Общие сведения о базе практики……………………………………………………..4
1.1 Особенности работы психолога в школе …………………………………….4
1.2 Характеристика классного коллектива ………..11
1.3 Психолого-педагогическая характеристика личности учащего-ся…………15
2 Психолого-педагогическая деятельность ………..21
2.1 Индивидуальная консультация родителей «Причины
рассеянности ребенка…………………………………………………………….21
2.2 Психолого-педагогический анализ урока…………………………………...23
2.3 Проведение диагностик подростка…………………………………………..27
3 Результаты выполнения индивидуального задания………………………………..28
3.1 Методическая разработка урока «Виды и механизмы памяти»…………...28
3.2 Методическая разработка урока «Характер и темперамент человека»…...34
3.3 Анализ воспитательного мероприятия из цикла
«Профориентация учащихся»……………………………………………………41
Заключение ……….. ……………..……………………………………………………...44
Список литературы…………………………………………………………. …………46
Приложение А - «Изучение интеллектуального и эмоционального состояния
школьника в учебно-воспитательном процессе»……………………………………..47
Приложение Б – «Изучение интеллектуального и эмоционального состояния школьника». Результаты исследования……………………………………………….54
Приложение В - Тест школьной тревожности Филипса……………………………..57
Приложение Г - Тест школьной тревожности Филипса. Бланк ответов……………61
Приложение Д - Диаграмма результатов теста школьной тревожности Филипса ..64
Приложение Е - Опросник Айзенка (подростковый)………………………………...66
Приложение Ж - Опросник Айзенка (подростковый). Бланк ответов……………...68
Приложение З - Обработка результатов диагностики по опроснику Айзенка (подро-стковому)………………………………………………………………………………..70
№ вопроса | Вопрос | Ответ | ||
Да | Нет | |||
18 |
Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе? |
|
| |
19 | Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, если ты сделаешь ошибку при ответе? |
|
| |
20 |
Похож ли ты на своих одноклассников? |
|
| |
21 | Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился? |
|
| |
22 | Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что всё хорошо запомнишь? |
|
| |
23 | Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя? |
|
| |
24 |
Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по-дружески? |
|
| |
25 | Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников? |
|
| |
26 | Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают? |
|
| |
27 |
Боишься ли ты временами вступать в спор? |
|
| |
28 | Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку? |
|
| |
29 | Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться? |
|
| |
30 | Хорошо ли ты чувствуешь себя с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием? |
|
| |
31 | Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает? |
|
| |
32 | Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учебой? |
|
| |
33 | Похоже ли на то, что большинство учеников не обращают на тебя внимание? |
|
| |
34 |
Часто ли ты боишься выглядеть нелепо? |
|
| |
35 |
Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя? |
|
| |
36 | Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников? |
|
| |
37 |
Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие? |
|
| |
38 |
Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше? |
|
| |
39 | Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как и твои одноклассники? |
|
| |
40 | Часто ли, отвечая на уроке, ты задумываешься над тем, что думают о тебе в это время другие? |
|
|
№ вопроса | Вопрос | Ответ | |
Да | Нет | ||
41 | Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе? |
|
|
42 | Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их? |
|
|
43 |
Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники? |
|
|
44 | Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем? |
|
|
45 | Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение? |
|
|
46 | Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята? |
|
|
47 | Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься? |
|
|
48 | Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе? |
|
|
49 | Работая над трудным заданием, думаешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше? |
|
|
50 |
Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием? |
|
|
51 | Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание? |
|
|
52 |
Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе? |
|
|
53 | Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним? |
|
|
54 | Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, чего не можешь ты? |
|
|
55 | Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты? |
|
|
56 | Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу? |
|
|
57 | Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо? |
|
|
58 | Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом? |
|
|
Приложение Д
Диаграмма результатов теста школьной тревожности Филлипса
Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора):
Общая тревожность в школе – общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.
Переживание социального стресса - эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего – со сверстниками).
Фрустрация потребности в достижении успеха – неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т.д.
Страх самовыражения – негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.
Страх ситуации проверки знаний – негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно – публичной) знаний, достижений, возможностей.
Страх не соответствовать ожиданиям окружающих – ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.
Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу — особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.
Проблемы и страхи в отношениях с учителями — общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.
Приложение Е
Опросник Айзенка (подростковый)
В основе разработки данной методики лежит факт повторений набора сходных общепсихологических типов в различных авторских классификациях (Кэттелл, Леонгард, Айзенк, Личко и др.)
Предлагаемая методика содержит опросник Айзенка (подростковый вариант), классификацию в зависимости от соотношения результатов шкалы нейротизма и шкалы интроверсии, вербальное описание особенностей каждого типа и основное направление тактики взаимоотношений с подростками каждого типа.
Методика рассчитана на контингент испытуемых в возрасте 12-17 лет.
Может использоваться:
- при формировании классных коллективов;
- при приеме на работу;
- в профессиональном отборе;
- в спортивной практике;
- в педагогической практике.
Цель: Выявить особенности темперамента ребенка.
Инструкция: «Вам предлагается ряд вопросов об особенностях Вашего поведения, если Вы отвечаете на вопрос утвердительно («согласен»), то - знак «+», если отрицательно («несогласен»), то - «-». Отвечайте на вопросы быстро, не раздумывая, так как важна первая реакция».
По шкале лжи показатель в 4—5 баллов рассматривается как критический, выше — данные не могут рассматриваться как достоверные.
Высокие показатели по экстраверсии и нейротизму соответствуют психиатрическому диагнозу истерии, а высокие показатели по интроверсии и нейротизму — состоянию тревоги или реактивной депрессии.
Нейротизм — эмоциональная устойчивость.
Характеризует эмоциональную устойчивость или неустойчивость (эмоциональная стабильность или нестабильность). Нейротизм по некоторым данным связан с показателями лабильности нервной системы.
Эмоциональная устойчивость — черта, выражающая сохранение организованного поведения, ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях. Характеризуется зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием большой напряженности, беспокойства, а так же склонностью к лидерству, общительности.
Нейротизм выражается в чрезвычайной нервности, неустойчивости, плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроений (лабильности), чувстве виновности и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеянности внимания, неустойчивости в стрессовых ситуациях. Нейротизму соответствует эмоциональность, импульсивность; неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, выраженная чувствительность, впечатлительность, склонность к раздражительности. Нейротическая личность характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам. У лиц с высокими показателями по шкале нейротизма в неблагоприятных стрессовых ситуациях может развиться невроз.
Экстраверсия — интроверсия.
Характеризуя типичного экстраверта, автор отмечает его общительность и обращенность индивида вовне, широкий круг знакомств, необходимость в контактах. Действует под влиянием момента, импульсивен, вспыльчив. Он беззаботен, оптимистичен, добродушен, весел. Предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности. Чувства и эмоции не имеют строгого контроля, склонен к рискованным поступкам. На него не всегда можно положиться.
Типичный интроверт — это спокойный, застенчивый, интроективный человек, склонный к самоанализу. Сдержан и отдален от всех, кроме близких друзей. Планирует и обдумывает свои действия заранее, не доверяет внезапным побуждениям, серьезно относится к принятию решений, любит во всем порядок. Контролирует свои чувства, его нелегко вывести из себя. Обладает пессимистичностью, высоко ценит нравственные нормы.
Приложение Ж
Опросник Айзенка (подростковый)
Бланк ответов
Цель: Выявить особенности темперамента ребенка
Инструкция: «Вам предлагается ряд вопросов об особенностях Вашего поведения, если Вы отвечаете на вопрос утвердительно («согласен»), то - знак «+», если отрицательно («не согласен»), то - «-». Отвечайте на вопросы быстро, не раздумывая, так как важна первая реакция».
№ вопроса | Вопрос | Ответ | |
Да | Нет | ||
1 | Любишь ли ты шум и суету вокруг себя? |
|
|
2 | Часто ли ты нуждаешься в друзьях, которые могли бы тебя поддержать или утешить? |
|
|
3 | Ты всегда находишь быстрый ответ, когда тебя о чем-нибудь спрашивают, если это не на уроке? |
|
|
4 | Бываешь ли ты иногда сердитым, раздражительным, злишься? |
|
|
5 | Часто ли у тебя меняется настроение? |
|
|
6 | Тебе больше нравится быть одному, чем встречаться с другими ребятами? |
|
|
7 | Бывает ли так иногда, что тебе мешают уснуть разные мысли? |
|
|
8 | Всегда ли ты делаешь так, как тебе говорят? |
|
|
9 | Любишь ли ты пошутить над кем-нибудь? |
|
|
10 | Ты когда-нибудь чувствовал себя несчастным, хотя для этого не было настоящей причины? |
|
|
11 | Ты веселый человек? |
|
|
12 | Ты когда-нибудь нарушал правила поведения в школе? |
|
|
13 | Многое ли раздражает тебя? |
|
|
14 | Тебе нравится такая работа, где надо делать всё быстро? |
|
|
15 | Ты переживаешь из-за всяких страшных событий, которые чуть было ни произошли, хотя всё окончилось хорошо? |
|
|
16 | Тебе можно доверить любую тайну? |
|
|
17 | Можешь ли ты развеселить заскучавших ребят? |
|
|
18 | Бывает ли так иногда, что у тебя без всякой причины сильно бьется сердце? |
|
|
19 | Делаешь ли ты первый шаг для того, чтобы с кем-нибудь подружиться? |
|
|
20 | Ты когда-нибудь говорил неправду? |
|
|
21 | Сильно ли ты огорчаешься, если люди находят недостатки в работе, которую ты сделал? |
|
|
22 | Любишь ли ты рассказывать смешные истории, шутить со своими друзьями? |
|
|
23 | Часто ли ты чувствуешь себя усталым безо всякой причины? |
|
|
24 | Ты всегда сначала делаешь уроки, а играешь уже потом? |
|
|
25 | Ты обычно весел и всем доволен? |
|
|
26 | Обидчив ли ты? |
|
|
27 | Любишь ли ты разговаривать и играть с другими ребятами? |
|
|
28 | Всегда ли ты выполняешь просьбы родных о помощи по хозяйству? |
|
|
29 | Бывает ли так, что у тебя иногда сильно кружится голова? |
|
|
30 | Любишь ли ты поставить кого-нибудь в неловкое положение, посмеяться над кем-нибудь? |
|
|
31 | Ты часто чувствуешь, что тебе что-нибудь очень надоело? |
|
|
32 | Ты любишь иногда похвастаться? |
|
|
33 | Ты чаще всего молчишь в обществе других людей? |
|
|
34 | Ты иногда волнуешься так сильно, что тебе трудно усидеть на месте? |
|
|
35 | Ты быстро решаешься на что-нибудь? |
|
|
36 | Ты иногда создаешь шум в классе, когда нет учителя? |
|
|
37 | Тебе часто снятся страшные сны? |
|
|
38 | Можешь ли ты забыть обо всем и от души повеселиться среди своих друзей, приятелей, подруг? |
|
|
39 | Тебя легко огорчить чем-нибудь? |
|
|
40 | Случалось ли тебе говорить плохо о ком-нибудь? |
|
|
41 | Можешь ли ты назвать себя беспечным, беззаботным человеком? |
|
|
42 | Если тебе случится попасть в неловкое положение, ты потом долго переживаешь? |
|
|
43 | Ты любишь шумные и веселые игры? |
|
|
44 | Ты всегда ешь все, что тебе предлагают? |
|
|
45 | Тебе трудно отказаться, если тебя о чем-нибудь просят? |
|
|
46 | Ты любишь часто ходить в гости? |
|
|
47 | Бывают ли такие моменты, что тебе не хочется жить? |
|
|
48 | Ты когда-нибудь был грубым с родителями? |
|
|
49 | Тебя считают веселым человеком? |
|
|
50 | Ты часто отвлекаешься, когда делаешь уроки? |
|
|
51 | Ты больше любишь сидеть в стороне и смотреть, чем самому принимать участие в общем веселье? |
|
|
52 | Тебе обычно бывает трудно уснуть из-за разных мыслей? |
|
|
53 | Ты обычно бываешь уверен в том, что сможешь справиться с делом, которое тебе поручают? |
|
|
54 | Часто ли ты чувствуешь себя одиноким? |
|
|
55 | Ты стесняешься первым заговаривать с незнакомыми людьми? |
|
|
56 | Часто ли ты решаешься на что-нибудь, когда уже поздно? |
|
|
57 | Когда кто-нибудь из ребят кричит на тебя, ты тоже кричишь в ответ? |
|
|
58 | Ты иногда чувствуешь себя особенно веселым или печальным безо всякой причины? |
|
|
59 | Ты считаешь, что трудно получить настоящее удовольствие в гостях, на утреннике, на елке? |
|
|
60 | Тебе часто приходится волноваться из-за того, что ты сделал что-нибудь, не подумав? |
|
|
Информация о работе Отчет о результатах психолого-педагогической практики