Отношение к собственному телу мальчиков и девочек подросткового возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 07:56, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в выявлении отношения к собственному телу мальчиков и девочек подросткового возраста.
Поставленная цель исследования потребовали решения следующих задач:
1. Рассмотреть теоретические аспекты гендерных особенностей подростков.
2. Выявить гендерные особенности отношения к собственному телу мальчиков и девочек.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ 5
1.1. Характеристика подросткового возраста 5
1.2. Половые различия в поведении мальчиков и девочек подросткового возраста 8
1.3. Физические и физиологические различия мальчиков и девочек подросткового возраста 12
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ОТНОШЕНИЯ К СОБСТВЕННОМУ ТЕЛУ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 17
2.1. Исследования в физиологии 17
2.2. Исследования в психологии 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 29

Файлы: 1 файл

2 КУРС - К. Отношение к собственному телу мальчиков и девочек подросткового возраста..docx

— 81.08 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Пермский государственный национальный исследовательский

университет»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отношение к собственному телу мальчиков и

девочек подросткового возраста

 

 

 

Курсовая работа

                                                           студентки 2 курса

заочного отделения

философско-социологического

факультета

Ушаковой Т.В.

 

                            Научный руководитель:

                                         доктор педагогических наук

Никитин А.А.

 

 

 

 

 

Пермь 2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы работы. Человек зачастую не принимает свое тело, «овеществляет» либо вообще забывает о теле, не уделяя себе должного внимания.

Между тем, забота о теле – это естественное принятие собственной человеческой формы, понимание, что без здоровья, привлекательности и подвижности тела человек не может чувствовать себя полноценно функционирующим, однако, отношение к собственному телу не всегда однозначно. В один момент мы себе нравимся, прекрасно выглядим и чувствуем себя, но небольшое изменение в настроении или неадекватная оценка со стороны окружающих могут привести к стеснению или даже недовольству собой.

Сложность с принятием своего тела у здорового человека не является тем определяющим признаком, на который опирается вся его внутренняя деятельность, а представляет собой лишь предлог для того, чтобы рассмотреть эту деятельность глубже и увидеть за ней разнообразие психических процессов, и, возможно, какие-то глубинные причины, некий внутренний конфликт души и тела.

Отношение человека к своему телу является неотъемлемой частью самоотношения и аккумулирует в себе его суть.

Телесное «Я» - это также один из важнейших компонентов самосознания мальчиков и девочек. Маскулинность – фемининность всегда проявлялась и символизировалась телесно.

Тело - важный компонент имиджа мальчиков и девочек, от которого сильно зависит общая самооценка, самоуважение и уровень их субъективного благополучия.

В связи с этим цель исследования заключается в выявлении отношения к собственному телу мальчиков и девочек подросткового возраста.

Объект исследования: тело мальчиков и девочек - подростков.

Предмет исследования: различия в отношении к собственному телу мальчиков и девочек - подростков.

Поставленная цель исследования потребовали решения следующих задач:

1. Рассмотреть теоретические аспекты гендерных особенностей подростков.

2. Выявить гендерные особенности отношения к собственному телу мальчиков и девочек.

Структура исследования определяется его целью и решаемыми задачами: работа состоит из настоящего введения, двух глав, заключения, списка используемых источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ

 

1.1. Характеристика подросткового возраста

 

В настоящее время имеется несколько классификаций подросткового периода. Например, «Г. Гримм ограничивает его возрастом 12 - 15 лет у девочек и 13 - 16 лет у мальчиков, а по Дж. Биррену этот период охватывает 12 - 17 лет. В классификации Д.Б. Брамлий данный возраст ограничивается 11 - 15 годами» [8, с. 14].

Мы в своей работе будем придерживаться возрастной периодизации, предложенной Д.Б. Элькониным [19], где акцент делается на появлении новых психических образований, обусловливаемых сменой и развитием ведущих типов деятельности. Границы подросткового возраста в данной периодизации устанавливаются между 10, 11 - 15, 16 годами. И именно данная периодизация взята за основу в описании подросткового возраста ниже.

По Д.Б. Эльконину, подростковый возраст необходимо рассматривать не как отдельно взятый этап, а в динамике развития, поскольку без знания закономерностей развития ребенка в онтогенезе, противоречий, составляющих силу этого развития, невозможно выявить психические особенности подростка. В основе его исследования лежит подход, рассматривающий развитие личности, как процесс, движущей силой которого является, во-первых, разрешение внутренних противоречий, во-вторых, смена типов деятельности, обусловливающее перестройку сложившихся и зарождения новых потребностей. В процессе изучения Д.Б. Эльконин выяснил, что ведущей для подросткового возраста деятельностью является усвоение норм взаимоотношений, которые получает наиболее полное выражение в общественно полезной деятельности.

Как отмечает Д.Б. Эльконин, «Самоизменение в подростковом возрасте возникает и начинает осознаваться сначала психологически, в результате развития учебной деятельности, - развития когнитивной сферы, и лишь подкрепляется физическими изменениями» [19, с. 89]. Однако, именно психофизиологические изменения провоцируют изменения когнитивной сферы на базовом уровне, хоть и рассматриваются Д.Б. Элькониным вторично.

Д.Б. Элькониным отмечаются стабильно высокие показатели вариативности мальчиков и изменение коэффициента асцилляции у девочек (отчётливое возрастание коэффициента асцилляции к 14,5 годам и снижение к 15,5 годам). Было выявлено, что индивидуальные показатели вариативности мальчиков, значимо отличаясь друг от друга, в целом стабильны, показатели же девочек, обычно не отличающиеся друг от друга высоким показателем асцилляции, в 14,5 лет дают максимальные значения вариативности, возрастающие как в индивидуальных, так и в общих показателях. Такое скачкообразное проявление высокой вариативности у девочек выражается в период бурного пубертатного роста, характеризующегося нестабильностью интересов, эмоциональными всплесками, резкими перепадами настроения, моментом изменения, повышенной уязвимостью и возрастающим потенциалом личности девочек. Этот возрастной показатель у девочек (14,5 лет) совпадает с критическим переходом их из подросткового периода в юношеский (согласно периодизации Д.Б. Эльконина).

Согласно концепции Д.Б. Эльконина, подростковый возраст, как всякий новый период, связан с новообразованиями, которые возникают из ведущей деятельности предшествующего периода. Учебная деятельность производит «поворот» от направленности на мир к направленности на самого себя. К концу младшего школьного возраста у ребенка возникают новые возможности, но он еще не знает, что он собой представляет. Решение вопроса «Что я такое?» может быть найдено только путем столкновения с действительностью. Особенности подросткового возраста проявляются в следующих симптомах:

- вновь возникают трудности в отношениях с взрослыми: негативизм, упрямство, безразличие к оценке успехов, уход из школы, так как главное для ребенка происходит теперь вне школы;

- детские компании (поиски друга, поиски того, кто может тебя понять);

- подросток начинает вести дневник, в котором подросток «…находит исключительно свободное убежище, где никто и ничто его не стесняет. Предоставленный самому себе, он свободно и независимо выражает свои внутренние, подчас глубоко интимные переживания, волнующие мысли, сомнения и наблюдения» [19, с. 92];

- сравнивая себя с взрослым, подросток приходит к заключению, что между ним и взрослым никакой разницы нет. Он начинает требовать от окружающих, чтобы его больше не считали маленьким, он осознает, что также обладает правами. Центральное новообразование этого возраста - возникновение представления о себе как «не о ребенке»; подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, но зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими.

По Д.Б. Эльконину, новообразования возникают из ведущей деятельности предшествующего периода. Учебная деятельность производит движение подростка от направленности на мир к направленности на самого себя. К концу младшего школьного возраста возникают новые возможности, но подросток еще не знает, что он собой представляет. В начале подросткового возраста в системе развивающего обучения учебная деятельность переходит на новый, более высокий уровень. Она становится деятельностью, направленной на самообразование и самосовершенствование учащихся.

Объективная взрослость проявляется в готовности подростка к жизни в обществе взрослых в качестве равноправного участника.

Элементы объективной взрослости в подростковом возрасте можно заметить в отношении подростков к учению и труду, к родителям и сверстникам, к детям и пожилым людям. Они обнаруживают себя:

- в интеллектуальной сфере - самостоятельность в усвоении знаний, стремление к самообразованию;

- в социально-моральной сфере - помощь взрослым и их поддержка, отстаивание собственных взглядов, соответствие морально-этических представлений реальному поведению подростка;

- в романтических отношениях со сверстниками другого пола - формы проведения свободного времени (свидания, вечеринки, танцы);

- во внешнем облике - следование моде в одежде, в поведении, в речи («модные словечки»);

- субъективная взрослость, или чувство взрослости, характеризуется появлением у подростка отношения к себе не как к маленькому, а как к взрослому.

Основными показателями чувства взрослости служат:

- проявления потребности в уважении, доверии, признании самостоятельности;

- желание оградить некоторые сферы своей жизни от вмешательства взрослых;

- наличие собственной линии поведения, несмотря на несогласие взрослых или сверстников.

 

1.2. Половые различия в поведении мальчиков и девочек подросткового возраста

 

Исследователи [3, 6, 8, 20, 25] отмечают следующие половые различия в поведении мальчиков и девочек подросткового возраста.

1. Различия в психических процессах.

«Женский пол хуже чувствует ход времени – видимо, сказывается более высокая эмоциональность. Дело в том, что именно эмоциональное состояние человека определяет субъективное восприятие времени. Что касается пространства, то не случайно предпочитаемые мальчиками предметы – это предметы перемещения, воздействия, преобразования. Именно мужской пол склонен разбирать целое на части – и не только в мышлении (анализ), но и в реальности. Напротив, предпочитаемые девочками предметы – это имитация живых существ и средств, способствующих повседневной жизни. В сознании девочки с раннего возраста доминирует человек, и все, что с ним связано. Отсюда и особенности выбора предметов» [6, с. 45]. Пространство, представляющее для девочки интерес, сравнительно невелико. Однако, оно тщательно, до мелочей проработано и актуально отражено в сознании. Напротив, у мальчика пространство, в котором находятся интересующие его объекты, практически не ограничено. По этой причине многое из непосредственного окружения ускользает от его внимания, недостаточно отражено в сознании. «Многое зависит от воспитания: девочку чаще привлекают к домашнему хозяйству. Мальчики же, как правило, проявляют меньше интереса к домашним делам» [25].

У девочек наблюдается более высокая чувствительность к звукам. Не случайно они начинают говорить на несколько месяцев раньше мальчиков.

Превосходство мальчиков в пространственной памяти проявляется в том, что они лучше знают прилегающую к дому территорию, относительное расположение тех или иных объектов, транспортные маршруты.

«Девочки более исполнительны. Мальчики же должны сами убедиться в необходимости определенных действий. Круг интересов мальчиков шире, чем у девочек. В речи мальчиков преобладают слова, передающие действия (глаголы, междометия), тогда как девочки склонны к предметно-оценочной речи (имена существительные и прилагательные, отрицания и утверждения)» [6, с. 49].

Еще одна особенность психики девочек связана с различиями в объеме и характере осознаваемого и неосознаваемого в психике. У мальчиков больше мыслительных процессов происходит непосредственно в сфере сознания, а его мышление более логично и критично.

Таким образом, мальчики и девочки психологически во многом различны, но в целом равнозначны и равноценны, по-разному дополняя друг друга в той или иной жизненной ситуации.

2. Различия в деятельности.

Заметны различия в учебных интересах. Обычно мальчики больше любят труд, физкультуру, из гуманитарных предметов – историю. Наименее любимы у них родной и иностранный языки. Девочки чаще предпочитают гуманитарные предметы – историю, литературу. Среди нелюбимых предметов у многих из них физика, биология, математика. Мальчики, значительно больше, чем девочки, читают книг по истории и о путешествиях, но меньше художественной литературы и особенно стихов.

Девочки, как правило, используют предметы по назначению, делая ошибки в их применении лишь по незнанию. Мальчики же могут приспосабливать предметы к различным целям, часто не по назначению, осознанно находя им неожиданные применения. Их больше интересует устройство предмета, чем его назначение. В конструктивной деятельности мальчики проявляют больше изобретательности. Они строят города, железные дороги, уделяя внимание главным образом самим конструкциям. В аналогичных условиях девочка строит не города, замки, а дом, но зато с мебелью, предметами быта, с различными украшениями.

Творчество мужского пола в большей мере имеет инновационный характер, тогда как творчество женского пола – жизнеутверждающий, упорядочивающий и декоративный.

В свободное время виды деятельности у мальчиков более разнообразны, но менее организованны. За пределами дома, в непривычной обстановке девочки быстрее теряются, с трудом находят себе занятие. Отправляясь куда-либо, они имеют определенную цель, тогда как мальчики находят себе занятие по ходу, легче ориентируясь в незнакомой обстановке и воспринимая ее положительно.

3. Различия в поведении.

Повышенный интерес к людям и их взаимоотношениям порождает у женского пола такую особенность поведения, как сплетничество. Уже к подростковому возрасту ясно, что сплетничество – черта преимущественно женского пола. Мальчиков - подростков в роли сплетников представить труднее. Различия между мальчиками и девочками проявляются и в том, что девочки склонны чаще апеллировать к старшим. В аналогичных ситуациях они чаще жалуются на мальчиков, чем мальчики на девочек. Женский пол больше склонен верить авторитетам и опираться на авторитет в затруднительных случаях.

 

Мальчики, как правило, хуже приучены к самообслуживанию: неловко переодеваются и переобуваются, не знают с чего начать дежурство в классе, не умеют пользоваться веником, тряпкой. Во многом, это связано с отсутствием постоянных поручений по дому.

Информация о работе Отношение к собственному телу мальчиков и девочек подросткового возраста