Отношение к собственному телу мальчиков и девочек подросткового возраста
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 07:56, курсовая работа
Описание работы
Цель исследования заключается в выявлении отношения к собственному телу мальчиков и девочек подросткового возраста. Поставленная цель исследования потребовали решения следующих задач: 1. Рассмотреть теоретические аспекты гендерных особенностей подростков. 2. Выявить гендерные особенности отношения к собственному телу мальчиков и девочек.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ 5 1.1. Характеристика подросткового возраста 5 1.2. Половые различия в поведении мальчиков и девочек подросткового возраста 8 1.3. Физические и физиологические различия мальчиков и девочек подросткового возраста 12 ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ОТНОШЕНИЯ К СОБСТВЕННОМУ ТЕЛУ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 17 2.1. Исследования в физиологии 17 2.2. Исследования в психологии 22 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 29
ГОУ ВПО «Пермский государственный национальный
исследовательский
университет»
Отношение к собственному телу
мальчиков и
девочек подросткового возраста
Курсовая работа
студентки 2 курса
заочного отделения
философско-социологического
факультета
Ушаковой Т.В.
Научный руководитель:
доктор педагогических наук
Никитин А.А.
Пермь 2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы работы. Человек зачастую
не принимает свое тело, «овеществляет»
либо вообще забывает о теле, не уделяя
себе должного внимания.
Между тем, забота о теле – это естественное
принятие собственной человеческой формы,
понимание, что без здоровья, привлекательности
и подвижности тела человек не может чувствовать
себя полноценно функционирующим, однако,
отношение к собственному телу не всегда
однозначно. В один момент мы себе нравимся,
прекрасно выглядим и чувствуем себя,
но небольшое изменение в настроении или
неадекватная оценка со стороны окружающих
могут привести к стеснению или даже недовольству
собой.
Сложность с принятием своего тела у
здорового человека не является тем определяющим
признаком, на который опирается вся его
внутренняя деятельность, а представляет
собой лишь предлог для того, чтобы рассмотреть
эту деятельность глубже и увидеть за
ней разнообразие психических процессов,
и, возможно, какие-то глубинные причины,
некий внутренний конфликт души и тела.
Отношение человека к своему телу является
неотъемлемой частью самоотношения и
аккумулирует в себе его суть.
Телесное «Я» - это также один из важнейших
компонентов самосознания мальчиков и
девочек. Маскулинность – фемининность
всегда проявлялась и символизировалась
телесно.
Тело - важный компонент имиджа мальчиков
и девочек, от которого сильно зависит
общая самооценка, самоуважение и уровень
их субъективного благополучия.
В связи с этим цель исследования заключается
в выявлении отношения к собственному
телу мальчиков и девочек подросткового
возраста.
Объект исследования: тело мальчиков
и девочек - подростков.
Предмет исследования: различия в отношении
к собственному телу мальчиков и девочек
- подростков.
Поставленная цель исследования потребовали
решения следующих задач:
1. Рассмотреть теоретические
аспекты гендерных особенностей подростков.
2. Выявить гендерные особенности
отношения к собственному телу мальчиков
и девочек.
Структура исследования определяется
его целью и решаемыми задачами: работа
состоит из настоящего введения, двух
глав, заключения, списка используемых
источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ
1.1. Характеристика
подросткового возраста
В настоящее время имеется несколько
классификаций подросткового периода.
Например, «Г. Гримм ограничивает его возрастом
12 - 15 лет у девочек и 13 - 16 лет у мальчиков,
а по Дж. Биррену этот период охватывает
12 - 17 лет. В классификации Д.Б. Брамлий
данный возраст ограничивается 11 - 15 годами» [8, с. 14].
Мы в своей работе будем придерживаться
возрастной периодизации, предложенной
Д.Б. Элькониным [19], где акцент делается на появлении новых
психических образований, обусловливаемых
сменой и развитием ведущих типов деятельности.
Границы подросткового возраста в данной
периодизации устанавливаются между 10,
11 - 15, 16 годами. И именно данная периодизация
взята за основу в описании подросткового
возраста ниже.
По Д.Б. Эльконину, подростковый возраст
необходимо рассматривать не как отдельно
взятый этап, а в динамике развития, поскольку
без знания закономерностей развития
ребенка в онтогенезе, противоречий, составляющих
силу этого развития, невозможно выявить
психические особенности подростка. В
основе его исследования лежит подход,
рассматривающий развитие личности, как
процесс, движущей силой которого является,
во-первых, разрешение внутренних противоречий,
во-вторых, смена типов деятельности, обусловливающее
перестройку сложившихся и зарождения
новых потребностей. В процессе изучения
Д.Б. Эльконин выяснил, что ведущей для
подросткового возраста деятельностью
является усвоение норм взаимоотношений,
которые получает наиболее полное выражение
в общественно полезной деятельности.
Как отмечает Д.Б. Эльконин, «Самоизменение
в подростковом возрасте возникает и начинает
осознаваться сначала психологически,
в результате развития учебной деятельности,
- развития когнитивной сферы, и лишь подкрепляется
физическими изменениями» [19, с. 89]. Однако, именно психофизиологические
изменения провоцируют изменения когнитивной
сферы на базовом уровне, хоть и рассматриваются
Д.Б. Элькониным вторично.
Д.Б. Элькониным отмечаются стабильно
высокие показатели вариативности мальчиков
и изменение коэффициента асцилляции
у девочек (отчётливое возрастание коэффициента
асцилляции к 14,5 годам и снижение к 15,5
годам). Было выявлено, что индивидуальные
показатели вариативности мальчиков,
значимо отличаясь друг от друга, в целом
стабильны, показатели же девочек, обычно
не отличающиеся друг от друга высоким
показателем асцилляции, в 14,5 лет дают
максимальные значения вариативности,
возрастающие как в индивидуальных, так
и в общих показателях. Такое скачкообразное
проявление высокой вариативности у девочек
выражается в период бурного пубертатного
роста, характеризующегося нестабильностью
интересов, эмоциональными всплесками,
резкими перепадами настроения, моментом
изменения, повышенной уязвимостью и возрастающим
потенциалом личности девочек. Этот возрастной
показатель у девочек (14,5 лет) совпадает
с критическим переходом их из подросткового
периода в юношеский (согласно периодизации
Д.Б. Эльконина).
Согласно концепции Д.Б. Эльконина, подростковый
возраст, как всякий новый период, связан
с новообразованиями, которые возникают
из ведущей деятельности предшествующего
периода. Учебная деятельность производит
«поворот» от направленности на мир к
направленности на самого себя. К концу
младшего школьного возраста у ребенка
возникают новые возможности, но он еще
не знает, что он собой представляет. Решение
вопроса «Что я такое?» может быть найдено
только путем столкновения с действительностью.
Особенности подросткового возраста проявляются
в следующих симптомах:
- вновь возникают трудности в отношениях
с взрослыми: негативизм, упрямство, безразличие
к оценке успехов, уход из школы, так как
главное для ребенка происходит теперь
вне школы;
- детские компании (поиски друга, поиски
того, кто может тебя понять);
- подросток начинает вести дневник, в
котором подросток «…находит исключительно
свободное убежище, где никто и ничто его
не стесняет. Предоставленный самому себе,
он свободно и независимо выражает свои
внутренние, подчас глубоко интимные переживания,
волнующие мысли, сомнения и наблюдения» [19, с. 92];
- сравнивая себя с взрослым, подросток
приходит к заключению, что между ним и
взрослым никакой разницы нет. Он начинает
требовать от окружающих, чтобы его больше
не считали маленьким, он осознает, что
также обладает правами. Центральное новообразование
этого возраста - возникновение представления
о себе как «не о ребенке»; подросток начинает
чувствовать себя взрослым, стремится
быть и считаться взрослым, он отвергает
свою принадлежность к детям, но у него
еще нет ощущения подлинной, полноценной
взрослости, но зато есть огромная потребность
в признании его взрослости окружающими.
По Д.Б. Эльконину, новообразования возникают
из ведущей деятельности предшествующего
периода. Учебная деятельность производит
движение подростка от направленности
на мир к направленности на самого себя.
К концу младшего школьного возраста возникают
новые возможности, но подросток еще не
знает, что он собой представляет. В начале
подросткового возраста в системе развивающего
обучения учебная деятельность переходит
на новый, более высокий уровень. Она становится
деятельностью, направленной на самообразование
и самосовершенствование учащихся.
Объективная взрослость проявляется
в готовности подростка к жизни в обществе
взрослых в качестве равноправного участника.
Элементы объективной взрослости в подростковом
возрасте можно заметить в отношении подростков
к учению и труду, к родителям и сверстникам,
к детям и пожилым людям. Они обнаруживают
себя:
- в интеллектуальной сфере - самостоятельность
в усвоении знаний, стремление к самообразованию;
- в социально-моральной сфере - помощь
взрослым и их поддержка, отстаивание
собственных взглядов, соответствие морально-этических
представлений реальному поведению подростка;
- в романтических отношениях со сверстниками
другого пола - формы проведения свободного
времени (свидания, вечеринки, танцы);
- во внешнем облике - следование моде
в одежде, в поведении, в речи («модные
словечки»);
- субъективная взрослость, или чувство
взрослости, характеризуется появлением
у подростка отношения к себе не как к
маленькому, а как к взрослому.
Основными показателями чувства взрослости
служат:
- проявления потребности в уважении,
доверии, признании самостоятельности;
- желание оградить некоторые сферы своей
жизни от вмешательства взрослых;
- наличие собственной линии поведения,
несмотря на несогласие взрослых или сверстников.
1.2. Половые различия
в поведении мальчиков и девочек подросткового
возраста
Исследователи [3, 6, 8, 20, 25] отмечают следующие половые различия
в поведении мальчиков и девочек подросткового
возраста.
1. Различия в психических процессах.
«Женский пол хуже чувствует ход времени
– видимо, сказывается более высокая эмоциональность.
Дело в том, что именно эмоциональное состояние
человека определяет субъективное восприятие
времени. Что касается пространства, то
не случайно предпочитаемые мальчиками
предметы – это предметы перемещения,
воздействия, преобразования. Именно мужской
пол склонен разбирать целое на части
– и не только в мышлении (анализ), но и
в реальности. Напротив, предпочитаемые
девочками предметы – это имитация живых
существ и средств, способствующих повседневной
жизни. В сознании девочки с раннего возраста
доминирует человек, и все, что с ним связано.
Отсюда и особенности выбора предметов» [6, с. 45]. Пространство, представляющее для девочки
интерес, сравнительно невелико. Однако,
оно тщательно, до мелочей проработано
и актуально отражено в сознании. Напротив,
у мальчика пространство, в котором находятся
интересующие его объекты, практически
не ограничено. По этой причине многое
из непосредственного окружения ускользает
от его внимания, недостаточно отражено
в сознании. «Многое зависит от воспитания:
девочку чаще привлекают к домашнему хозяйству.
Мальчики же, как правило, проявляют меньше
интереса к домашним делам» [25].
У девочек наблюдается более высокая
чувствительность к звукам. Не случайно
они начинают говорить на несколько месяцев
раньше мальчиков.
Превосходство мальчиков в пространственной
памяти проявляется в том, что они лучше
знают прилегающую к дому территорию,
относительное расположение тех или иных
объектов, транспортные маршруты.
«Девочки более исполнительны. Мальчики
же должны сами убедиться в необходимости
определенных действий. Круг интересов
мальчиков шире, чем у девочек. В речи мальчиков
преобладают слова, передающие действия
(глаголы, междометия), тогда как девочки
склонны к предметно-оценочной речи (имена
существительные и прилагательные, отрицания
и утверждения)» [6, с. 49].
Еще одна особенность психики девочек
связана с различиями в объеме и характере
осознаваемого и неосознаваемого в психике.
У мальчиков больше мыслительных процессов
происходит непосредственно в сфере сознания,
а его мышление более логично и критично.
Таким образом, мальчики и девочки психологически
во многом различны, но в целом равнозначны
и равноценны, по-разному дополняя друг
друга в той или иной жизненной ситуации.
2. Различия в деятельности.
Заметны различия в учебных интересах.
Обычно мальчики больше любят труд, физкультуру,
из гуманитарных предметов – историю.
Наименее любимы у них родной и иностранный
языки. Девочки чаще предпочитают гуманитарные
предметы – историю, литературу. Среди
нелюбимых предметов у многих из них физика,
биология, математика. Мальчики, значительно
больше, чем девочки, читают книг по истории
и о путешествиях, но меньше художественной
литературы и особенно стихов.
Девочки, как правило, используют предметы
по назначению, делая ошибки в их применении
лишь по незнанию. Мальчики же могут приспосабливать
предметы к различным целям, часто не по
назначению, осознанно находя им неожиданные
применения. Их больше интересует устройство
предмета, чем его назначение. В конструктивной
деятельности мальчики проявляют больше
изобретательности. Они строят города,
железные дороги, уделяя внимание главным
образом самим конструкциям. В аналогичных
условиях девочка строит не города, замки,
а дом, но зато с мебелью, предметами быта,
с различными украшениями.
Творчество мужского пола в большей мере
имеет инновационный характер, тогда как
творчество женского пола – жизнеутверждающий,
упорядочивающий и декоративный.
В свободное время виды деятельности
у мальчиков более разнообразны, но менее
организованны. За пределами дома, в непривычной
обстановке девочки быстрее теряются,
с трудом находят себе занятие. Отправляясь
куда-либо, они имеют определенную цель,
тогда как мальчики находят себе занятие
по ходу, легче ориентируясь в незнакомой
обстановке и воспринимая ее положительно.
3. Различия в поведении.
Повышенный интерес к людям и их взаимоотношениям
порождает у женского пола такую особенность
поведения, как сплетничество. Уже к подростковому
возрасту ясно, что сплетничество – черта
преимущественно женского пола. Мальчиков
- подростков в роли сплетников представить
труднее. Различия между мальчиками и
девочками проявляются и в том, что девочки
склонны чаще апеллировать к старшим.
В аналогичных ситуациях они чаще жалуются
на мальчиков, чем мальчики на девочек.
Женский пол больше склонен верить авторитетам
и опираться на авторитет в затруднительных
случаях.
Мальчики, как правило, хуже приучены
к самообслуживанию: неловко переодеваются
и переобуваются, не знают с чего начать
дежурство в классе, не умеют пользоваться
веником, тряпкой. Во многом, это связано
с отсутствием постоянных поручений по
дому.