Отношение к собственному телу мальчиков и девочек подросткового возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 07:56, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в выявлении отношения к собственному телу мальчиков и девочек подросткового возраста.
Поставленная цель исследования потребовали решения следующих задач:
1. Рассмотреть теоретические аспекты гендерных особенностей подростков.
2. Выявить гендерные особенности отношения к собственному телу мальчиков и девочек.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ 5
1.1. Характеристика подросткового возраста 5
1.2. Половые различия в поведении мальчиков и девочек подросткового возраста 8
1.3. Физические и физиологические различия мальчиков и девочек подросткового возраста 12
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ОТНОШЕНИЯ К СОБСТВЕННОМУ ТЕЛУ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 17
2.1. Исследования в физиологии 17
2.2. Исследования в психологии 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 29

Файлы: 1 файл

2 КУРС - К. Отношение к собственному телу мальчиков и девочек подросткового возраста..docx

— 81.08 Кб (Скачать файл)

«Девочки более самолюбивы и обидчивы, более чувствительны к критике. У них чаще наблюдается повышенный интерес к своей внешности, и они более чувствительны к оценке ее другими людьми» [20].

4. Различия в интересах.

«Во-первых, это различия в реакциях на окружающую действительность, в том числе и на общественные события. Различия в направленности интересов и склонностей. Во-вторых, это этапы созревания, необходимые для того, чтобы человек стал способным иметь собственное потомство» [25].

5. Различия по отношению к  дому, семье.

Девочки склонны к попечительской деятельности – ухаживать, нянчить, проявлять заботу. Девочки склонны поучать, наставлять, критиковать своих младших братьев или сверстников. Подобного не замечается в отношениях старших братьев к своим сестрам или мальчиков к девочкам вообще.

Существует противоположные мнения по поводу учета гендерных различий. Д.В. Колесов считает, что «Различия мальчиков и девочек необходимо учитывать в процессе воспитания, начиная с самого раннего возраста» [8, с. 49].

Ш. Берн же считает, что «Родителям и педагогам необходимо научиться подходить к детям, исходя из индивидуальных особенностей последних, а не из предлагаемых гендерных различий. Учителей можно направлять на курсы, на которых будет говориться о гендерной тенденциозности в педагогике и о том, как с ней бороться» [3, с. 125]. Предполагает, что безобидные на первый взгляд гендерные различия в учебной обстановке тем не менее играют весьма важную роль. Ш. Берн рекомендует, чтобы учителя и родители сознательно создавали для детей среду, свободную от гендерных различий, в которой поощрялась бы совместная игра, равноправные отношения между мальчиками и девочками и участие в играх, обычно предпочитаемых каким-то одним гендером.

1.3. Физические и физиологические различия мальчиков и девочек подросткового возраста

 

Различий между мальчиками и девочками подросткового возраста достаточно на всех уровнях, о чем свидетельствуют работы Ш. Берна [3], В.Д. Еремеевой и Т.П. Хризман [6], И.С. Кона [9], Д.В. Колесова [8] и других исследователей. Ими выявлены следующие различия.

1. Мозг.

Мозг мальчика на 200 – 350 г тяжелее, чем у девочек. В мужском мозгу содержится в среднем на 4 млн. больше мозговых клеток. Однако, тесты IQ показывают, что мальчики и девочки имеют примерно одинаковый средний балл интеллекта. Степень умственной одаренности  у девочек примерно на 3 % выше, чем у мужчин.

От 15 до 20 % мальчиков имеют феминизированный мозг. У 10 % девочек – мужской склад ума.

В мозгу мальчика правое и левое полушария отвечают за различные, четко определенные функции. У девочек разница между полушариями выражена не столь однозначно, их функции менее дифференцированы. Мозг девочки на некоторых участках так называемого мозолистого тела (отвечающего за межполушарные связи) имеет больше нервных клеток. Это дает основание предположить, что у девочек лучше происходит синтез информации. Синтез лежит в основе интуиции, анализ – в основе логики.

«Девочки наделены более тонкой интуицией. По выражению лица другого человека они способны более точно, чем мальчики, угадать его настроение. Они замечают более 10 разных эмоциональных состояний собеседника: стыд, страх, отвращение и пр.» [27].

На генетическом уровне мальчики имеют более развитое правое полушарие, отвечающее за распознавание и анализ зрительных и слуховых образов, форм и структуры предметов, за сознательную ориентацию в пространстве, что позволяет мыслить абстрактно, формировать отвлеченные понятия.

На генетическом уровне девочки имеют более развитое левое полушарие, отвечающее за образное восприятие, обеспечивающее регуляцию речи, письма, счета, интуитивного мышления.

2. Зрение.

«Задняя часть оболочки глазного яблока имеет 130 млн. клеток в форме палочек – фоторецепторов, обеспечивающих восприятие черно-белого изображения, а также 7 млн. конических клеток, воспринимающих цветовую гамму. Основой последних является Х - хромосома. У девочек таких хромосом – две, у мальчиков – одна, поэтому первые ярче воспринимают краски мира. Женский глаз по сравнению с мужским имеет большую площадь белка, что обеспечивает ему большую возможность воспринимать и отправлять сигналы. Девочки способны охватить взглядом сектор со всех сторон – слева, справа, вверху и внизу. У мальчиков – «туннельное» зрение, объясняющее их способность четко и ясно видеть то, что расположено перед ними» [3, с. 127].

3. Слух.

Программы слуха у девочек функционируют лучше, чем у мальчиков, и настроены на восприятие высоких частот. Однако, мальчики могут безошибочно определить, откуда доносится звук. Женский мозг обладает способностью классифицировать звуки, поэтому девочки могут одновременно слышать своих родителей, разговаривать между собой, играть на компьютере, следить за передачей по телевизору. Девочки в классах могут выполнять несколько работ одновременно, например, слушать поэму, рисовать.

4. Осязание.

Девочки более чувствительны к прикосновениям, чем мальчики.

Кожа девочки тоньше, чем кожа мальчика, она имеет слой жировой подкладки, который обеспечивает тепло зимой и делает девочку более выносливой.

Вероятность прикосновения девочки к ее собеседнице в процессе разговора примерно в 6 раз больше, чем та же вероятность у мальчика.

Девочке свойственен более широкий диапазон прикосновений. Мальчики в состоянии стресса замыкаются в себе и избегают прикосновений. Девочки же в подобной ситуации наоборот ищут прикосновений.

Мальчики также менее чувствительны к чужой боли, если другому человеку плохо, у него высокая температура и сильные боли, мальчик, скорее всего, будет думать, что все не так уж и плохо и не стоит заострять на этом особого внимания. Однако, в моменты сопереживания в ходе соревнований (там, где присутствует агрессия) мальчик, наоборот не теряет чувствительности, и, глядя, как в ходе поединка одному из соперников наносят мощный удар, девочка лишь скажет: «Наверное, это очень больно», мальчик же согнется пополам и застонет, будто удар нанесли ему, и он почувствовал эту боль сам.

Прочие различия, кроме вышеперечисленных, представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Различия мальчиков и девочек – подростков [22]

Различия

Девочки

Мальчики

Различия на физическом уровне

Меньшая масса тела, но большая грация, гибкость и подвижность.

Быстрее развивают точность и координацию движений.

Визуальное восприятие информации происходит по горизонтали.

Большая масса тела и физическая сила.

 

Менее развита точность и координация движений.

Доминирует визуальный обзор пространственных образов по вертикали.

Различия на когнитивном уровне

Доминирует количественный подход к изучению учебного материала.

Стройность и четкость анализа. Склонность к алгоритму, выполнению действия по шаблону.

Скорость внимания ниже, чем у мальчиков.

Пристрастие к монологу и повествованию.

Доминирует качественный подход к изучению учебного материала.  
Синтетический подход, умение обобщать на рациональной основе.

 

Высокая скорость концентрации внимания.

Склонность к диалоговой и дискуссионной деятельности.

Различия на генетическом уровне

Доминирует полушарие, которое отвечает: 
- за регуляцию речи, письма и счета;  
- за интуитивную ориентацию в пространстве; 
- за более развитое конкретно-наглядное, образное мышление. 
Доминирует долговременная память и консервативность мышления. 
Склонность к индукции (от конкретных примеров к общему). 
Большая активность нейронов регулирующих эмоциональные процессы. 
Носитель наследственности. 
Количество нейронов в единице объёма мозгового вещества на 11 % больше чем у мальчиков.

Доминирует полушарие, которое отвечает:  
- за распознавание зрительных и музыкальных образов; 
- за сознательную ориентацию в пространстве;  
-за более развитое абстрактное мышление. 

Доминирует оперативная память и нестандартность мышления.  
Склонность к дедукции (от общего к частному).  

Большая активность нейронов в структурах регулирующих моторику. 
Носитель изменчивости.


 

 

Вывод по главе 1.

Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические образования. Этот процесс преобразования и определяет все основные особенности личности детей подросткового возраста.  Система взаимоотношений с социальной средой определяет направленность психического развития подростков.

Можно отметить следующие гендерные различия мальчиков и девочек подросткового возраста. Во-первых, это различия в реакциях на окружающую действительность, в т. ч. и на общественные события. Различия в направленности интересов и склонностей. Во-вторых, это этапы созревания психики, необходимые для того, чтобы человек стал способным иметь собственное потомство.

Общее направление развития самосознания у мальчиков и девочек до начала пубертата более или менее одинаково, индивидуальные различия заметно перевешивают половые. Однако, девочки лучше вербализуют соответствующие процессы, что существенно облегчает им самораскрытие. Мальчики, ориентирующиеся на канон гегемонной маскулинности, испытывают в этом отношении значительные трудности.

Очевидные физиологические и физические различия обнаружены в сфере зрения, слуха, осязания, обоняния, протекания познавательных и эмоциональных процессов и пр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ОТНОШЕНИЯ К СОБСТВЕННОМУ ТЕЛУ ПОДРОСТКОВ

 

2.1. Исследования в физиологии

 

Как показано Л.Т. Баранской, «и мальчики, и девочки больше внимания уделяют телесным характеристикам симпатичных сверстников противоположного пола, а не эмоциональным и социальным. Мальчики пленяются физической привлекательностью тела девочки. Девочки также отнюдь не пренебрегают этим фактором, хотя для них, как показали исследования, он играет меньшую роль» [2, с. 14]. Известный в нашей стране философ Б. Рассел считал поэтому, что в целом женщины любят мужчин за характер, а мужчины склонны любить женщин за внешность. Вероятно, зная это, девочки в большей степени заботятся о своем теле.

Е. Метс и А. Кан [20] исследовали 211 подростков. Привлекательность тела измерялась методом экспертных оценок, а составляющие, которые, по мнению авторов, связаны с привлекательностью тела - ощущение счастья, самооценка и наличие неврозов - методом специально организованных самоотчетов.

Выяснилось, что у девочек физическая привлекательность тела положительно коррелирует с ощущением счастья и с самооценкой и отрицательно - с невротическими реакциями. У мальчиков показатели физической привлекательности тела положительно коррелировали с ощущением счастья и с невротическими реакциями и отрицательно - с самооценкой.

Авторы полагают, что эти различия объясняются тем, что физическая привлекательность тела для девочек этого возраста является более значимой, чем для мальчиков, поскольку успешность в различных сферах деятельности женского пола больше зависит от женской способности вступать в прочный союз с мужчиной, в то время как успешность в различных видах деятельности мужского пола определяется личными достижениями. В социальном плане девочка с привлекательным, по мнению авторов, телом может рассчитывать на больший выигрыш от производимого ею впечатления, чем столь же привлекательный мальчик - подросток. Но раз это так, то и коэффициенты корреляции привлекательности с ощущением счастья, психическим здоровьем и самооценкой у девочек должны быть выше, чем у мальчиков.

Р. Лернер [26] и соавторы выявили, какие части тела являются наиболее важными для оценки своей привлекательности мальчиками и девочками. У мальчиков таковыми оказались - рост, телосложение, бедра, ширина плеч и рот; у девушек - лицо, талия, грудь, рот и зубы.

К. Муса и М. Роуч [21] установили, что девочек, имевших претензии к своему телу, в основном не удовлетворяли (в порядке убывания значимости) волосы, вес, одежда и фигура; юношам же не нравились одежда, затем лицо, волосы и вес.

Объяснения различным у мальчиков и девочек критериям физической привлекательности тела даются разные. Одни авторы полагают, что эволюция предрасполагает мальчиков восхищаться женскими чертами, ассоциирующимися с юностью и здоровьем и, следовательно, с хорошим репродуктивным потенциалом. Девочку же эволюция предрасполагает ценить те мужские черты, которые подразумевают способность быть добытчиком и защитником.

С точки зрения Г. Крайга, «это объясняет, почему мальчики, изученные им в 37 культурах, предпочли те женские качества, которые подразумевали репродуктивную способность, а также то, почему физически привлекательные девочки стремятся в будущем выйти замуж за мужчин, имеющих высокий социальный статус. В свою очередь, это заставляет мальчиков стремиться к успеху и славе, которые при ухаживании за девочками являются сильным аргументом в свою пользу» [10, с. 106].

Другие ученые полагают, что поскольку мужской пол во все времена (исключая матриархат) имел больше власти, он считает более привлекательными тех представительниц женского пола, во внешности которых есть что-то «детское» (большие глаза, миниатюрность фигуры), что как бы наводит на мысль об отсутствии у последних склонности к доминированию. Мальчики кажутся более привлекательными для девочек, когда их лица и поведение говорят о властности и авторитете. Эти закономерности проявляются независимо от этнических различий.

Однако не всем достается от природы физическая привлекательность тела. В этом случае мальчики и девочки стараются дружить с теми, кто настолько же привлекателен.

Информация о работе Отношение к собственному телу мальчиков и девочек подросткового возраста