Отношение к собственному телу мальчиков и девочек подросткового возраста
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 07:56, курсовая работа
Описание работы
Цель исследования заключается в выявлении отношения к собственному телу мальчиков и девочек подросткового возраста. Поставленная цель исследования потребовали решения следующих задач: 1. Рассмотреть теоретические аспекты гендерных особенностей подростков. 2. Выявить гендерные особенности отношения к собственному телу мальчиков и девочек.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ 5 1.1. Характеристика подросткового возраста 5 1.2. Половые различия в поведении мальчиков и девочек подросткового возраста 8 1.3. Физические и физиологические различия мальчиков и девочек подросткового возраста 12 ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ОТНОШЕНИЯ К СОБСТВЕННОМУ ТЕЛУ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 17 2.1. Исследования в физиологии 17 2.2. Исследования в психологии 22 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 29
Подростки, так же как и взрослые склонны
выбирать себе партнера в соответствии
с феноменом «ровни»: решаясь к кому-нибудь
подойти для знакомства и зная, что другой
может ответить «да» или «нет», подростки
обычно подходят к тому, чья привлекательность
тела примерно соответствует их собственной.
Девочки сильнее, чем мальчики, реагируют
на возможность физического старения
в будущем, так как они считают, что в обществе
о женщине обычно судят по внешнему виду,
и, для того чтобы считаться привлекательной,
ее тело должно молодо выглядеть.
Физическая привлекательность тела обеспечивается
и внешним оформлением себя, поэтому забота
о том, как я выгляжу, тоже имеет половые
различия. Достаточно сослаться на то,
сколько тратят денег на косметику и времени
на уход за своими лицом и прической мальчики
и девочки, чтобы понять, для кого это более
важно. Начиная уже с 5 - 7 лет, а нередко
и раньше, у девочек развивается более-менее
осознанное стремление к украшениям, нарядам,
причем многое зависит не только от воспитания,
но и от выраженности природной индивидуальной
склонности.
При изучении мотивации Л.Г. Уляева выявила,
что «…именно так и отвечают мальчики
и девочки в ситуации, когда родители предлагают
им надеть шарф и шапку в сильный мороз.
У девочек ответы почти в 100 % случаев соответствовали
заботе о своем внешнем виде: «Мне это
не идет», «Нарушу прическу», а у мальчиков
– «Мне не холодно»» [13, с. 194].
Изучение М.О. Мдивани [11] в течение года 181 мальчика четвертых
классов показало, что мальчики, читавшие
мужские глянцевые журналы, начали испытывать
более острую неудовлетворенность своим
телом, чем те, кто читал обычную литературу,
где образ тела более реалистичный. Тем
не менее, глянцевые журналы влияют на
мальчиков меньше, чем на девочек. Мальчиковый
образ тела больше зависит от отношения
родителей, на втором месте по влиятельности
– друзья и сверстники. При этом разные
аспекты образа Я ориентированы на разных
значимых окружающих людей.
И, пожалуй, самое важное: неудовлетворенные
своим телом девочки часто стараются устранить
действительный или мнимый недостаток
путем диеты, косметики и т. п., тогда как
более мобильные мальчики, в соответствии
с нормами своей субкультуры, чаще прибегают
к активным способам, пытаясь не столько
убрать лишний вес, сколько превратить
его в мускулы. Это подталкивает их к спортивным
занятиям, физическим упражнениям, фитнесу
и т. п.
Самый частый источник тревоги для мальчиков
- недостаточный, по их мнению, рост, с которым
ассоциируется общая маскулинность. Для
мальчика - подростка величина и величие
почти синонимы. Бесхитростное признание
пятиклассника полувековой давности:
«Хотя Юрий Гагарин был небольшого роста,
я представляю его высоким. Ведь он совершил
такой подвиг! А великий человек, мне кажется,
должен быть обязательно большого роста» [7, с. 55].
«Американский психолог П. Уилсон представлял
учащимся нескольких классов своего колледжа
одного и того же мужчину, которого он
называл «мистер Инглэнд». В одном классе
«мистер Инглэнд» выступал как:
- учащийся из Кембриджа;
- во втором - как лаборант;
- в третьем - как преподаватель психологии;
- в четвертом - как «доктор Инглэнд, доцент
из Кембриджа»;
- а в последнем - как «профессор Инглэнд
из Кембриджа».
После того как иностранный гость ушел,
учеников попросили максимально точно
оценить рост «мистера Инглэнда». Оказалось,
что по мере своего подъема по лестнице
научных званий «мистер Инглэнд» неуклонно
увеличивался и в росте, так что последняя
группа оценила его рост на пять дюймов
выше, чем первая. Рост преподавателя,
который ходил вместе с «мистером Инглэндом»
и звание которого не менялось, во всех
классах оценили совершенно одинаково» [9, с. 114].
Высокорослые мальчики во всех культурах
воспринимаются девочками как более привлекательные.
Это правило действует и в России. «По
данным М.Л. Бутовской и О.В. Смирнова, московские
девочки хотели бы, чтобы их постоянный
партнер был атлетического телосложения
и высокого роста. Высокий рост психологически
ассоциируется с мускульной силой и доминантностью,
он дает рослому мальчику сначала преимущества
в обществе сверстников собственного
пола, а затем и успех у девочек. Высокие
юноши имеют в среднем больше сексуальных
партнерш, а по некоторым данным – и больше
детей, чем невысокого роста. Имеются также
данные, что высокие мальчики делают в
будущем более успешную карьеру в армии
и на административных должностях» [2, с. 15].
Правда, ученые не могут сказать, достигается
ли этот успех за счёт лучших умственных
способностей (корреляции между ростом
и IQ - проблематичны), или потому что успешный
детский опыт сделал этих мальчиков более
напористыми, умеющими постоять за себя,
или просто потому, что они производят
более благоприятное впечатление - «настоящий
мужчина!» (привлекательная внешность
помогает не только девочкам).
Гендерные различия отчетливо проявляются
в самоописаниях физического Я. Стандартный
опросник из 70 пунктов (Marsh & Redmayne) включает
9 специфических аспектов:
1. Внешность (оценка собственной привлекательности,
типа «Я красивый»).
2. Сила (сильное мускулистое тело, типа
«Ясильнее большинства моих ровесников»).
3. Выносливость («Я могу выносить большие
физические нагрузки, не уставая»).
4. Гибкость («Я легко наклоняюсь, сгибаюсь
и поворачиваюсь»).
5. Здоровье («Я редко болею и быстро поправляюсь»).
6. Координация движений.
7. Физическая активность («Я делаю много
физических упражнений»).
8. Телесный жир («У меня слишком большой
живот»).
9. Спортивность (спортивные успехи и
навыки), плюс – обобщенный, глобальный
образ физического Я (положительное восприятия
собственного тела («Ядоволен своим телом»).
Обследование [25] с помощью этого инструмента и общей
шкалы самоуважения - положительная или
отрицательная оценка себя («в общем, Я
хороший») 591 учащихся начальной (средний
возраст 10,95 лет) и 507 учеников средней
школы (средний возраст 13,74 года) норвежского
г. Трондхейма показало, что школьники
по всем параметрам, кроме здоровья, оценивают
свое физическое Я выше, чем подростки,
причем мальчики в обеих возрастных группах
оценивали свое физическое Я значительно
выше, чем девочки, и с возрастом эта разница
увеличивается. Хотя показатели мальчиков
- подростков по глобальной оценке
своего физического Я, внешности, телесному
жиру, спортивной компетенции и силе, по
сравнению с начальной школой, заметно
снижаются, показатели девочек снижаются
еще больше.
2.2. Исследования
в психологии
Данные различных авторов свидетельствуют,
что у мальчиков более выражена неудовлетворенность
собственным телом, чем у девочек. Например,
«В работе Д. Майерса описано исследование
возрастной динамики половых различий,
самооценки, в целом, и самооценки собственного
тела, в частности. Результаты исследования
показывают, что в возрасте от 11 до 18 лет
степень удовлетворенности своей внешностью
у девочек ниже, чем у мальчиков» [2, с. 13]. С. Бем подчеркивает, что «Мальчики,
в целом, предрасположены отрицательно
относиться к своему телу, а девочки –
положительно» [4, с. 105].
Необходимо отметить, что изменение телесного
канона (устоявшихся норм, традиций в отношении
к телу) и постепенное видоизменение привычных
гендерных стереотипов способствуют тому,
что современные мальчики начинают тратить
все больше времени на уход за телом, парфюмерию
и т. д. Согласно данным, приведенным в
работе И.С. Кона, «Беспокойство по поводу
тела, которое изначально считалось исключительно
женским, постепенно распространяется
и на мальчиков. Особенно сильно это выражено
у гомосексуалов, а также у моделей и спортсменов.
На сегодняшний день для большинства мальчиков
забота о собственном телесном облике
остается более значимой проблемой, чем
для большинства современных девочек» [9, с. 632].
Таким образом, гендерный анализ различий
в степени удовлетворенности собственным
телом свидетельствует о наличии тенденции,
согласно которой у мальчиков по сравнению
с девочками более выражено негативное
отношение к собственному телу.
Среди причин неудовлетворенности собственным
телом выделяют сочетание личностных
особенностей (конформность, низкая самооценка,
низкая дифференциация физических параметров
и индивидуальных качеств) и социальной
ситуации развития, в которой человек
сравнивает себя с определенным нормативным
эталоном в отношении внешности. Большинство
авторов едины во мнении, согласно которому
именно культура каждого конкретного
общества распространяет определенный
эталон физической привлекательности.
Неудовлетворенность своим обликом возникает
у мальчиков и девочек в процессе сравнения
собственных телесных данных с социальным
образцом внешности в случае, если реальная
внешность не совпадает с распространенным
эталоном внешности.
В исследованиях выявлена четкая закономерность,
согласно которой именно социальное сравнение
негативно влияет на самоуважение, т. е.
сравнение себя с другими людьми, которые
по каким-либо характеристикам «лучше»
(в особенности, если эти характеристики
касаются фигуры), способствует понижению
самоуважения. Данные факты свойственны
как девочкам, так и мальчикам, но девочки
в этом плане более уязвимы. Причем несовпадение
социального эталона физической привлекательности
и индивидуальных физических параметров
влечет неудовлетворенность собственным
телом преимущественно у мальчиков и девочек,
для которых характерна высокая степень
зависимости от общественного мнения,
низкая самооценка и отсутствие разнообразных
источников самовыражения личности (например,
хобби и др.).
Таким образом, исследователями установлено,
что в основе неудовлетворенности собственным
телом как у мальчиков, так и у девочек
находятся социальные причины (социальное
сравнение себя с определенными людьми,
представляющими своеобразный эталон
физической привлекательности), которые
сочетаются с определенными индивидуальными
особенностями:
- конформность;
- неуверенность;
- концентрация на внешности как на единственном
ресурсе развития личности.
В контексте положений о социализации
(процессе усвоения социального опыта)
телесность и, в частности, эталоны физической
привлекательности можно рассматривать
как один из результатов трансляции сложившихся
культурных норм.
В русле положений гендерной социализации
(процессе усвоения культурной системы
гендера общества, в котором живет индивид)
эталон физической привлекательности
является выразителем гендерных характеристик
личности, которые закрепляют один из
сложившихся стереотипов маскулинности/фемининности:
полярность мужских и женских личностных
характеристик.
«Гендерно-поляризующие представления
выражаются в сознательном противопоставлении
девочек мальчикам посредством закрепления
в культуре противоположных канонов относительно
мужской и женской привлекательности,
а именно:
- молодость для женщины и взрослый возраст
для мужчины;
- миниатюрное, хрупкое женское тело и
мускулистое внушительных объемов мужское
тело;
- обязательность макияжа, окрашивания
волос для женщины и нежелательность макияжа
и окрашивания волос для мужчин;
- длинные волосы у женщин и короткие
стрижки у мужчин;
- белозубая широкая улыбка на лице женщины,
радостное выражение - и строгое, серьезное
выражение лица, скрывающее улыбку, для
мужчины» [29].
Необходимо признать, что ослабление
поляризации между социальным пониманием
фемининности / маскулинности способствовало
как увеличению роли внешности в жизни
людей вне зависимости от половой принадлежности,
так и нивелированию норм, которые в прежние
времена дифференцировали мужчин и женщин
по внешнему признаку (например, короткие
стрижки приемлемы на данный момент для
представителей обоих полов). Сложные
идеологические процессы, связанные с
кризисом советской модели маскулинности,
предоставляют современным российским
мальчикам право публично демонстрировать
свое тело посредством более открытой
одежды и признавать значимую роль внешности
в повседневной жизни. По сравнению с 18
– 19 вв. значительно изменились и каноны
в отношении внешности девочек. Однако,
многие различия в отношении внешности
мальчиков и девочек доминируют и в наши
дни так же, как и в прошлые века (например,
предпочтение для девочек юбок и платья,
для мужчин - брюк). В результате современные
эталоны физической привлекательности,
возникшие в конце 20 в., можно интерпретировать
в качестве одной из основных и доступных
областей для поддержания традиционной
дихотомии фемининности / маскулинности,
т. к. до сих пор сохраняются основные полярные
требования к внешности мальчиков и девочек.
Согласно гендерным стереотипам западноевропейского
общества, преимущественно для девочки
физическая привлекательность преподносится
как основной ресурс социального взаимодействия,
в то же время мальчику предоставляют
альтернативные по отношению к внешности
варианты самореализации (успехи в учебе,
развитие умственных способностей, занятия
спортом). Именно поэтому соответствие
определенным нормативным эталонам красоты
для девочки более значимо, чем для мальчика.
Итак, социализация тела объясняет смысл
различий эталонов красоты, дифференцированных
по половому признаку, и позволяет установить
связь между социальными нормами, предъявляемыми
к внешности, и традиционной системой
гендерных стереотипов.
Вывод по главе 2.
Важный гендерно-специфический компонент
самосознания – отношение к собственному
телу. Разница между девочками и мальчиками
в этом вопросе очень велика, но не столько
в степени, сколько в объектах озабоченности.
Хотя ослабление гендерной поляризации
сказывается и на этой сфере, основные
предметы озабоченности и стратегии ее
преодоления остаются гендерно-специфическими.
Это имеет важное прикладное значение
для возрастной психологии.
Исследования в физиологии показывают,
что преимущественно для девочки физическая
привлекательность преподносится как
основной ресурс социального взаимодействия,
в то же время мальчику предоставляют
альтернативные по отношению к внешности
варианты самореализации (успехи в учебе,
развитие умственных способностей, занятия
спортом). Именно поэтому соответствие
определенным нормативным эталонам красоты
для девочки более значимо, чем для мальчика.
Если девочки боятся, прежде всего, избыточного
веса, то у мальчиков эта забота является
частной. Девочек и мальчиков заботят
разные вещи: девочки хотят, прежде всего,
уменьшить жировые отложения и больше
уповают на диеты, тогда как мальчики хотят
превратить жир в мускулы.
Высокорослые мальчики во всех культурах
воспринимаются девочками как более привлекательные.
Исследования в психологии свидетельствуют,
что у мальчиков более выражена неудовлетворенность
собственным телом, чем у девочек.
Исследователями установлено, что в основе
неудовлетворенности собственным телом
как у мальчиков, так и у девочек находятся
социальные причины (социальное сравнение
себя с определенными людьми, представляющими
своеобразный эталон физической привлекательности),
которые сочетаются с определенными индивидуальными
психическими особенностями:
- конформность;
- неуверенность;
- концентрация на внешности как на единственном
ресурсе развития личности.