Отношение к собственному телу мальчиков и девочек подросткового возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 07:56, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в выявлении отношения к собственному телу мальчиков и девочек подросткового возраста.
Поставленная цель исследования потребовали решения следующих задач:
1. Рассмотреть теоретические аспекты гендерных особенностей подростков.
2. Выявить гендерные особенности отношения к собственному телу мальчиков и девочек.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ 5
1.1. Характеристика подросткового возраста 5
1.2. Половые различия в поведении мальчиков и девочек подросткового возраста 8
1.3. Физические и физиологические различия мальчиков и девочек подросткового возраста 12
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ОТНОШЕНИЯ К СОБСТВЕННОМУ ТЕЛУ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 17
2.1. Исследования в физиологии 17
2.2. Исследования в психологии 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 29

Файлы: 1 файл

2 КУРС - К. Отношение к собственному телу мальчиков и девочек подросткового возраста..docx

— 81.08 Кб (Скачать файл)

В соответствии с первой задачей исследования, рассмотрение теоретических аспектов гендерных особенностей подростков показало следующее.

Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические образования. Этот процесс преобразования и определяет все основные особенности личности детей подросткового возраста.  Система взаимоотношений с социальной средой определяет направленность психического развития подростков.

Можно отметить следующие гендерные различия мальчиков и девочек подросткового возраста. Во-первых, это различия в реакциях на окружающую действительность, в т. ч. и на общественные события. Различия в направленности интересов и склонностей. Во-вторых, это этапы созревания психики, необходимые для того, чтобы человек стал способным иметь собственное потомство.

Общее направление развития самосознания у мальчиков и девочек до начала пубертата более или менее одинаково, индивидуальные различия заметно перевешивают половые. Однако, девочки лучше вербализуют соответствующие процессы, что существенно облегчает им самораскрытие. Мальчики, ориентирующиеся на канон гегемонной маскулинности, испытывают в этом отношении значительные трудности.

Очевидные физиологические и физические различия обнаружены в сфере зрения, слуха, осязания, обоняния, протекания познавательных и эмоциональных процессов и пр.

В соответствии со второй задачей исследования, выявление гендерных особенностей отношения к собственному телу мальчиков и девочек показало следующее.

Важный гендерно-специфический компонент самосознания – отношение к собственному телу. Разница между девочками и мальчиками в этом вопросе очень велика, но не столько в степени, сколько в объектах озабоченности. Хотя ослабление гендерной поляризации сказывается и на этой сфере, основные предметы озабоченности и стратегии ее преодоления остаются гендерно-специфическими. Это имеет важное прикладное значение для возрастной психологии.

Исследования в физиологии показывают, что преимущественно для девочки физическая привлекательность преподносится как основной ресурс социального взаимодействия, в то же время мальчику предоставляют альтернативные по отношению к внешности варианты самореализации (успехи в учебе, развитие умственных способностей, занятия спортом). Именно поэтому соответствие определенным нормативным эталонам красоты для девочки более значимо, чем для мальчика.

Если девочки боятся, прежде всего, избыточного веса, то у мальчиков эта забота является частной. Девочек и мальчиков заботят разные вещи: девочки хотят, прежде всего, уменьшить жировые отложения и больше уповают на диеты, тогда как мальчики хотят превратить жир в мускулы.

Высокорослые мальчики во всех культурах воспринимаются девочками как более привлекательные.

Исследования в психологии свидетельствуют, что у мальчиков более выражена неудовлетворенность собственным телом, чем у девочек.

Исследователями установлено, что в основе неудовлетворенности собственным теломкак у мальчиков, так и у девочек находятся социальные причины (социальное сравнение себя с определенными людьми, представляющими своеобразный эталон физической привлекательности), которые сочетаются с определенными индивидуальными психическими особенностями:

- конформность;

- неуверенность;

- концентрация на внешности как на единственном ресурсе развития личности.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

Научная литература:

1. Агарева М.В. Образ телесного Я ребенка как педагогическая проблема / Теоретические и методологические проблемы современного образования: материалы VI Международной научно-практической конференции. –  М.: Академия, 2011. – С. 63 – 69.

2. Баранская Л.Т. Социокультурные стандарты образа тела как факторы риска личностных расстройств / Актуальные проблемы психологии активности личности. - Краснодар: Издательство КГУ, 2009. - С. 13 – 17.

3. Берн Ш. Гендерная психология. – С-Пб.: Прайм - Еврознак, 2011. – 320 с.

4. Бэм С. Линзы гендера. Трансформация взглядов на проблему неравенства полов. - М.: РОСПЭН, 2013. – 336 с.

5. Васильева Т.Н. Динамика психических состояний и самооценки подростков в процессе коррекции проблемной внешности / Психология телесности: теоретические и практические исследования. - Пенза: Издательство ПГУ, 2011. – С. 117 – 121.

6. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира. - М.: Эксмо, 2012. – 184 с.

7. Клецина И.С. Гендерная социализация. – С-Пб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. – 92 с.

8. Колесов Д.В. Современный подросток: Взросление и пол. - М.: Флинта, 2011. - 200 с.

9. Кон И.С. Мальчик – отец мужчины. – М.: Время, 2009. – 702 с.

10. Крайг Г. Психология развития. – С-Пб.: Питер, 2011. – 312 с.

11. Мдивани М.О. Исследование структуры физического Я у младших школьников и подростков / Тезисы докладов XI Всесоюзной научно-практической конференции психологов спорта. – Минск: Артия Групп, 2012. – С. 109 – 110.

12. Мухина В.С. Возрастная психология. – М.:Академия, 2011. – 432 с.

13. Никитин В.Н. Пластикодрама: Новые направления в арт - терапии. - М.: Когито-Центр, 2013. – 121 с.

14. Ребеко Т.А. Гендерная идентичность и репрезентация тела у женщин // Психологический журнал. - 2010. - № 1. - С. 15 – 31.

15. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. – М.: Издательство МГУ, 2009. – 216 с.

16. Уляева Л.Г. Методы оценки сформированности образа Я - физического у занимающихся таэквондо / Юбилейный сборник научных трудов молодых ученых и студентов РГАФК. – М.: Академия, 2008. – С. 192 - 197.

17. Черкашина А.Г. Самоотношение в структуре телесного самовосприятия студенток вуза // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2010. - № 5. С. 168 – 178.

18. Шишковская А.В. Развитие Я - физического профессиональных спортсменов с различными особенностями саморегуляции: Автореф. дисс. канд. психол. наук. –  Р-на-Д.: Издательство ЮФУ, 2011. –  25 с.

19. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. – M.: Тривола, 2004. – 168 с.

Электронные ресурсы:

20. Влияние гендерных различий на учебную мотивацию подростков // http://gendocs.ru.

21. Гендерная психология // http://u4isna5.ru/annotacija.

22. Гендерные различия как следствие асимметрии полов // http://www.sunhome.ru/journal.

23. Ильин И.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины // http://sbiblio.com/BIBLIO/archive/ilin_dif/08.

24. Клецина И.С. Гендерная психология // http://lib.rus.ec.

25. Мальчики и девочки: несколько различий // http://www.youhtc.ru.

26. Мальчики и девочки: различия в развитии // http://do.gendocs.ru/docs.

27. Подласый И.П. Педагогика // http://yandex.ru/clck/jsredir?from.

28. Психология гендерных различий // http://misseva.ru/muzhchina-i-zhenschina.

29. Различия между мальчиками и девочками // http://psyera.ru.

30. Улыбина Е.В. Связь отношения к телу с гендерными характеристиками в юношеском возрасте // http://psystudy.ru.

 

 

 


Информация о работе Отношение к собственному телу мальчиков и девочек подросткового возраста