Педагогическое общение в высшей школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 20:53, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – проанализировать стили, этапы, барьеры педагогического общения, для выявления приемов продуктивного общения учителей, нуждающихся в этом.
Задачи:
изучение психолого - педагогической литературы по теме педагогическое общение;
определить стили педагогического общения и дать характеристики;
выявить значение индивидуальной особенности стиля общения педагога с учащимися.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. История проблемы общения 5
1.1 Понятие общение, его характеристики и функции 8
Глава 2. Определение педагогического общения 11
2.1 Стили педагогического общения 12
2.2 Этапы педагогического общения 14
2.3 Барьеры педагогического общения 17
Глава 3. Влияние характера педагогического общения на психическое развитие учащихся 21
Глава 4. Коммуникативные педагогические приемы, способствующие успешному общению 23
Заключение 25
Литература 27

Файлы: 1 файл

Курсовая психология.docx

— 84.31 Кб (Скачать файл)

 

Министерство  сельского хозяйства Российской Федерации

 

ФГБОУ ВПО «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ИМПЕРАТОРА ПЕТРА I»

 

 

 

ГУМАНИТАРНО-ПРАВОВОЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

 

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И 

СОЦИАЛЬНО ПОЛИТИЧЕСКИХ НАУК

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: «Психология профессионального  образования»

 

тема: «Педагогическое общение в высшей школе»

 

 

Выполнил:

студент(ка) 2 курса

заочной формы обучения

направления - Профессиональное обучение (по отраслям) профиль

подготовки бакалавра

Информатика, вычислительная техника и компьютерные технологии,

группа БГИ-2

Локтева Екатерина Александровна

Проверил:

к.п.н Князева О.Н.

 

ВОРОНЕЖ 2013 

Оглавление

Введение 3

Глава 1. История  проблемы общения 5

1.1 Понятие  общение, его характеристики и  функции 8

Глава 2. Определение  педагогического общения 11

2.1 Стили педагогического  общения 12

2.2 Этапы педагогического  общения 14

2.3 Барьеры  педагогического общения 17

Глава 3. Влияние  характера педагогического общения  на психическое развитие учащихся 21

Глава 4. Коммуникативные педагогические приемы,  способствующие успешному общению 23

Заключение 25

Литература 27

 

 

 

Введение

В данной курсовой работе речь пойдет о способе взаимодействия людей - общении, а именно о педагогическом общении. Многочисленные беседы, проведенные  с детьми и их родителями, свидетельствуют  о том, что ребят угнетает не столько  трудность познания, сколько трудности  общения - с учителем и одноклассниками. За неуспехами в учении часто кроются  неуспехи в общении. И чем старше школьники, тем более повышенные требования предъявляют они к  учителю в сфере организации взаимоотношений.

Вот почему каждый учитель  должен правильно наладить педагогическое общение со своими учениками. Гуманизация системы образования, характеризующая современный этап ее развития, предъявляет высокие требования к общей и профессиональной подготовке педагогических кадров, к проявлению их творческой индивидуальности.

Индивидуальный стиль  деятельности - одна из важных характеристик  процесса индивидуализации профессионального  труда. Наличие своего стиля у  профессионала свидетельствует, с  одной стороны, о его приспособлении к объективно заданной структуре  профессиональной деятельности, а с  другой - о максимально возможном  раскрытии своей индивидуальности.  
Педагогическая деятельность - сложная и многокомпонентная. Из всего многообразия ее компонентов Н.В. Кузьмина выделяет три: содержательный, методический и социально-педагогический. Они образуют внутреннюю структуру педагогического процесса. Единство и взаимосвязь этих трех компонентов позволяют реализовать в полной мере задачи педагогической системы. Главным в единстве является социально-педагогический компонент, т.е. педагогическое общение, которое обеспечивает реализацию двух других.

В общении складывается важная система воспитательных взаимоотношений, способствующих эффективности воспитания и обучения. В педагогической деятельности общение приобретает функциональный и профессионально значимый характер. Оно выступает в ней как  инструмент воздействия, и обычные  условия и функции общения  получают здесь дополнительную "нагрузку", так как из аспектов общечеловеческих перерастают в компоненты профессионально-творческие.

Цель курсовой работы – проанализировать стили, этапы, барьеры педагогического общения, для выявления приемов продуктивного общения учителей, нуждающихся в этом.

Задачи:

    • изучение психолого - педагогической литературы по теме педагогическое общение;
    • определить стили педагогического общения и дать характеристики;
    • выявить значение индивидуальной особенности стиля общения педагога с учащимися.

Объект исследования - процесс общения.

Предмет исследования - стили общения между педагогом и учащимися в современной школе.

Метод использованный для изучения темы курсовой работы: анализ литературы по теме исследования.        

 

Глава 1. История проблемы общения

Проблема слова, речи, выступления, искусства воздействия говорящего на слушателей имеет, как, известно, давнюю историю, насчитывающую более двадцати столетий. Многие важные вопросы этой проблемы были в самом общем виде поставлены и рассмотрены еще Цицероном. Именно им определены основные коммуникативные (как бы назвали это сейчас) задачи говорящего: «что сказать, где сказать и как сказать». Рассматривая каждую из этих задач, Цицерон выделил такое качество речевого высказывания, как уместность, поскольку «ведь не всякое положение, не всякий сан, не всякий авторитет, не всякий возраст и подавно не всякое место, время и публика допускают держаться одного для всех случаев рода мыслей и выражений» . В наше время это одно из основных правил общения — правило зависимости формы и содержания высказывания от особенностей конкретной аудитории. На основании соблюдения оратором трех задач — «что, где, как» сказать, Цицерон определял и тип оратора, лучшим воплощением которого был тот, чья речь «будет уместной».

В то же время общение  — это новая проблема XX столетия. Ибо, если в Древней Греции и Древнем Риме ораторское искусство изучалось в рамках риторики, эвристики и диалектики, то в наши дни речевое общение, и в частности педагогическое, изучается уже с точки зрения целого ряда других наук: философии, социологии, социолингвистики, психолингвистики, социальной психологии, общей психологии, педагогики и педагогической психологии, каждая из которых рассматривает ту или иную грань этой в целом комплексной проблемы.

Речевое общение широко исследуется  во всем мире. Достаточно сказать, что только в США этой проблемой занимаются несколько десятков тысяч научных работников. Созданы специальные центры изучения общения (например, Центр Карнеги). При этом до сих пор не достигнуто единство в толковании самого понятия «общение», его форм, механизмов. Естественно, что исследователи по-разному, с разных точек зрения интерпретируют этот процесс, создавая его различные модели, предлагая разные подходы к его изучению: коммуникативно-информационные интерактивные, деятельностные и др.

На определяющую роль и  большое значение педагогического  общения в учебно-воспитательном процессе указывали многие выдающиеся педагоги. А. С. Макаренко подчеркивал  необходимость для учителя овладевать техникой педагогического мастерства, техникой педагогического общения: "Нужно уметь читать на человеческом лице, на лице ребенка, и это чтение может быть даже описано в специальном  курсе. Ничего хитрого, ничего мистического нет в том, чтобы по лицу узнавать о некоторых признаках душевных движений. Педагогическое мастерство заключается в постановке голоса воспитателя, и в управлении своим  лицом. Педагог не может не играть. Не может быть педагога, который  не умел бы играть... Но нельзя просто, играть сценически, внешне. Есть какой-то приводной  ремень, который должен соединять  с этой игрой вашу прекрасную личность... Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить "иди  сюда" с 15-20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса".

Несмотря на общеизвестную  истину "убедительность педагога не пропорциональна громкости его  голоса", многие, с позволения сказать "педагоги" используют в педагогическом общении самый вульгарный крик. Горечью  и болью проникнуты страницы книг выдающегося педагога В. А. Сухомлинского, посвященные учительскому крику. "Будьте осмотрительны, чтобы слово не стало  кнутом, который, прикасаясь к нежному  телу, обжигает, оставляя на всю жизнь  грубые рубцы. Именно от этих прикосновений  отрочество и кажется пустыней... Слово щадит и оберегает душу подростка только тогда, когда оно  правдивое и идет от души воспитателя, когда в нем нет фальши, предубежденности, желания "распечь", "пробрать"... слово педагога должно, прежде всего, успокаивать". Не так уж редко педагогическое общение подменяется назидательным пустословием учителя, которое вызывает у учащихся только одно желание: скорее дождаться его конца. В. А. Сухомлинский по этому поводу писал: "Каждое слово, звучащее в стенах школы, должно быть продуманным, мудрым, целеустремленным, полновесным и - это особенно важно - обращенным к совести живого конкретного человека, с которым мы имеем дело... чтобы не было обесценивания слов, а наоборот - чтобы цена слова постоянно возрастала".

Итак, общение (в частности, педагогическое) - одно из самых модных тем современной психологии. С конца 60-х годов и по настоящее время этой тематике посвящены сотни работ. Особенно много таких работ вышло в США, ФРГ и Италии. Время от времени появляются очень солидные труды, обобщающие целые пласты исследовательских работ по проблемам общения. Одну из таких обобщающих работ американских психологов Дж. Брофи и Т. Гудда "Отношения учителя и ученика" анализирует проф. А. А. Леонтьев. Он обращает внимание на собранные авторами данные, которые касаются "субъективности" общения учителя, проявляющейся, прежде всего в избирательном отношении.

 

1.1 Понятие общение, его характеристики и функции

Под общением понимают сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом.

Общение характеризуется: содержанием, функцией, манерой и стилем.

Содержание общения может быть различным:

    • передача (от человека к человеку) информации;
    • восприятие друг друга;
    • взаимооценка партнерами друг друга;
    • взаимовлияние партнеров
    • взаимодействие партнеров;
    • управление групповой или массовой деятельностью и т. д.

Функции общения выделяются в соответствии с содержанием общения.

Различают четыре основные функции  общения (сочетаясь, они придают  процессам общения конкретную специфику): инструментальную (общение в свете этой функции выступает как социальный механизм управления и передачи информации, необходимый для совершения определенного действия), синдикативную (общение оказывается средством объединения людей), самовыражения (общение выступает как форма взаимопонимания, психологического контекста), трансляционную (передача конкретных способов деятельности, оценок и т. п.).

Конечно, этими четырьмя функциями  содержание общения не исчерпывается. Среди других функций общения  можно отметить: 
экспрессивную (взаимопонимание переживаний и эмоциональных состояний); 
социального контроля (регламентации поведения и деятельности); социализации (формирование навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами) и др.

Стороны общения. Развитое полноценное общение объединяет в себе две взаимосвязанные, но различающиеся стороны: внешнюю, поведенческую, операционально-техническую, и внутреннюю, глубинную, затрагивающую лигностон-смысловые пласты.

Внешняя сторона, реально формируемая  в поведении общающихся, выражается в коммуникативных действиях. Внешняя сторона общения фиксируется рядом специфических показателей. Это показатели коммуникативного взаимодействия. К ним относятся:

    • коммуникативная активность в группе общения;
    • интенсивность действий в общении;
    • инициативность в общении;
    • технико-коммуникативное мастерство общения и пр.

Внутренняя сторона общения  отражает субъективное восприятие ситуации взаимодействия, реакции на реальный или ожидаемый контакт, мотивы и  цели, с которыми человек вступает в общение.

Манера общения определяется:

    • тоном общения (спокойным, властным, вкрадчивым и т. д.);
    • поведением в общении (сдержанностью, беспокойством, неуверенностью, скованностью и т. д.);
    • дистанцией в общении (интимной, личной, социальной, публичной и т. д.).

Дистанция в общении определяет характер отношений партнеров. Интимная и личная дистанции свидетельствуют о том, что общающиеся являются близкими людьми или друзьями. Социальная дистанция указывает на официальный, а публичная - на интеллектуально-демонстрационный характер общения.

Манер общения много. Общение может  быть уважительным или пренебрежительным, протекать в шутливой или серьезной, озлобленной или доброжелательной манере.

Стиль общения - это индивидуально-типологические особенности взаимодействия между людьми.

В стиле общения находят выражение: особенности коммуникативных возможностей человека; сложившийся характер отношений с конкретными людьми или коллективами; психологическая или социальная индивидуальность человека; особенности партнера по общению.

Фундамент стиля общения личности составляет ее нравственно-этические  установки и оценки социально-этических  установок общества.

Наиболее распространены следующие стили общения: творчески-продуктивный, дружеский, дистанционный, подавляющий, популистский, заигрывающий, требовательный, деловой, позиционный.

Информация о работе Педагогическое общение в высшей школе