Педагогическое общение в высшей школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 20:53, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – проанализировать стили, этапы, барьеры педагогического общения, для выявления приемов продуктивного общения учителей, нуждающихся в этом.
Задачи:
изучение психолого - педагогической литературы по теме педагогическое общение;
определить стили педагогического общения и дать характеристики;
выявить значение индивидуальной особенности стиля общения педагога с учащимися.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. История проблемы общения 5
1.1 Понятие общение, его характеристики и функции 8
Глава 2. Определение педагогического общения 11
2.1 Стили педагогического общения 12
2.2 Этапы педагогического общения 14
2.3 Барьеры педагогического общения 17
Глава 3. Влияние характера педагогического общения на психическое развитие учащихся 21
Глава 4. Коммуникативные педагогические приемы, способствующие успешному общению 23
Заключение 25
Литература 27

Файлы: 1 файл

Курсовая психология.docx

— 84.31 Кб (Скачать файл)

В общем можно выделить три группы барьеров педагогического  общения:

  • личностные;
  • социально-психологические;
  • физические.

Среди личностных барьеров большую группу составляют так называемые барьеры неправильной установки сознания:

    • стереотипы мышления;
    • предвзятость;
    • неправильное отношение друг к другу;
    • отсутствие внимания и интереса к другому;
    • пренебрежение фактами (рис. 2.1).

Барьер  страха


Стереотипы  мышления



Личностные


Барьеры неправильной установки  сознания

Предвзятость

Неправильное  отношение 

друг  к другу

Отсутствие внимания и интереса к другому

Пренебрежение фактами

Барьер страха

Барьер плохого настроения

Барьер презрения

Барьер  недостаточного

понимания важности общения

Барьер речи



 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2.1 Личностные барьеры педагогическом общении

Стереотипы представляют собой устойчивое, упрощенное мнение о людях (учителях, учениках) и ситуациях. Они возникают в педагогическом процессе двояким образом: смысл  информации может быть искажен а) стереотипом говорящего; б) стереотипным мышлением воспринимающего (слушающего). 
          Предвзятые представления между учителем и учеником возникают в результате снижения уровня самокритичности и подъема самооценки (как правило, не всегда обоснованного). Предвзятость в педагогическом общении проявляется в следующем:

1. Ложные стереотипы, относящиеся к восприятию человека  по внешним данным. (Этот - в очках, значит, умный, этот - спортивный на вид, значит, неумный и т.д.) Установка на внешность экономит педагогические усилия, связанные с познанием учеников, но часто приводит к заблуждениям, которые в конечном счете выливаются в педагогические просчеты.

2. Приписывание  достоинств или недостатков человеку  исходя только из его социального  статуса. В этом случае ученик  или студент оказываются не  в лучшем положении: их социальный  статус ниже статуса педагога.

3. Субъективизм, штампы, трафареты, предварительная  информация, которую педагог получает  об учащемся (или другом педагоге). Следуя им, педагог встает на ложный путь педагогического общения или оказывается вообще вне его. Необходимо проверять всякую информацию и проводить переоценку предварительных установок, чтобы познать истинного человека, его плюсы и минусы и строить общение с ним с опорой на плюсы, осознавая, что каждый человек в чем-то лучше другого.

Таким образом, общение - это совокупность связей и взаимовлияния людей, складывающаяся в их совместной деятельности. Оно предполагает некоторый результат - изменение поведения и деятельности других людей. Каждый человек выполняет определенную роль в обществе. Множественность ролевых позиций нередко порождает их столкновение - ролевые конфликты. В некоторых ситуациях обнаруживается антагонизм позиций, отражающий наличие взаимоисключающих ценностей, задач и целей, что иногда приводит к межличностным конфликтам.

 

Глава 3. Влияние характера педагогического общения на психическое развитие учащихся

Пытаясь выяснить причины, делающие общение  одним из сильнейших факторов, участвующих  в формировании личности, было бы большим  упрощением видеть его воспитательное значение только в том, что вступающие в общение люди получают таким образом возможность передать друг другу знания об окружающей их действительности, которыми они обладают, а также умения и навыки, требующиеся обычно человеку для успешного выполнения предметной деятельности.

Воспитательное значение общения  заключается не только в том, что  оно расширяет общий кругозор человека и способствует развитию психических  образований, которые необходимы ему  для успешного выполнения деятельности, носящей предметный характер. Воспитательное значение общения заключается еще  и в том, что оно является обязательным условием формирования общего интеллекта человека и, прежде всего, многих его  перцептивных, мнемических и мыслительных характеристик.

Какие требования предъявляют учителя  к вниманию, восприятию, памяти, воображению, мышлению учащихся, когда с ним  повсеместно общаются, какие задачи перед ними ставят и какой уровень их активности при этом вызывают - от этого в большой степени зависит то конкретное сочетание различных характеристик, которые определяют интеллект учащегося.

В психолого-педагогической литературе все чаще сегодня рассматривается  такое явление как дидактогения. Дидактогения - негативное психическое состояние учащегося, вызванное нарушением педагогического такта со стороны воспитателя (учителя, тренера). Выражается в фрустрации, страхах, подавленном настроении и т.п. Отрицательно сказывается на деятельности учащегося, затрудняет межличностные отношения. В основе возникновения дидактогении лежит психическая травма, полученная учеником по вине педагога. Этим объясняется близость симптоматики дидактогении и неврозов у детей, причем дидактогения нередко перерастает в невроз и в этом случае может потребовать специального лечения, в частности методами психотерапии.

Некоторые педагоги считают  допустимым с целью наказания  ученика либо для снижения его  завышенной самооценки публично высмеять его, подчеркнуть (нередко с преувеличением) его недостатки, провести невыгодное сравнение с достижениями сверстников. С точки зрения школьной психогигиены такая форма педагогического  общения крайне вредна, поскольку  дает внешний эффект снижения нежелательной  активности ученика, но не может ориентировать  на положительные достижения в учебной  деятельности и т.п. Таким образом, разрушается авторитет педагога, вера в его доброжелательность и  справедливость, ослабляется чувство  его психологической защищенности, необходимое для эмоционального равновесия ребенка. Чтобы предотвратить  возникновение дидактогении у учащихся, каждый педагог должен стремиться к максимальной тактичности в общении, осуществлять воспитание учащихся с учетом их возрастных и индивидуально-психологических (главным образом личностных) особенностей.

 

Глава 4. Коммуникативные педагогические приемы,  
способствующие успешному общению

Установлению оптимального педагогического общения на занятиях помогает использование следующих  коммуникативных приемов:

  • приемы профилактики и снятия блокирующих коммуникативных аффектов (коммуникативной заторможенности, неловкости, подавленности, скованности, неуверенности в общении);
  • создание на занятии атмосферы защищенности при общении учеников с учителем;
  • одобрение, поддержка посредством придания ценности самой попытке ответа, самому факту участия в диалоге;
  • поощрение устных ответов по собственной инициативе учащихся;
  • создание щадящих условий при ответе ученика с ярко выраженной коммуникативной заторможенностью; недопущение действий со стороны отдельных учеников, подавляющих творческую активность товарищей на занятии.

Рассмотрим приемы оказания коммуникативной поддержки при  общении:

  • оказание своевременной помощи в подборе адекватной лексики, в верном построении высказываний;
  • пояснение смысла коммуникативных норм в конкретной ситуации общения;
  • обучение (прямое и косвенное) коммуникативным приемам, технике выступления и общения;
  • положительная критика (если она необходима) поведения студента в диалоге с учителем;
  • демонстрирование вербальными и невербальными средствами заинтересованного внимания к ученикам, поддержка их стремления к участию в диалоге с учителем;
  • оперативное предоставление ученикам возможности «оправдать нетерпение поднятой руки»;
  • предоставление ученикам возможности сориентироваться в ситуации, «собраться с мыслями». Приемы инициирования встречной учебно-познавательной активности учеников включают в себя:
  • непосредственное побуждение учеников к активному взаимодействию с преподавателем на занятии;
  • мотивацию поощрения учеников за проявленную инициативу;
  • критику собственных ошибок в качестве показа эталона отношения к ним;
  • «игровая провокация» («Что-то Иванов Петя недоверчиво улыбается при твоем ответе. Докажи ему, что ты действительно прав...»).

Главные психолого-педагогические приемы обучения сочетаются в случае оптимального педагогического общения.

В настоящее время нужно произвести переход от информационно-объяснительного  обучения учеников к деятельному, развивающему. Важными становятся не только усвоенные в школе знания, но и способы усвоения, мышления и учебной работы, развитие познавательных сил и творческого потенциала учеников. А это может произойти только при условии демократичности методов обучения, раскрепощения учеников, разрушения искусственных барьеров между преподавателями и учениками.

Таким образом, развивающее обучение является переходом от типичной для традиционного обучения схемы «услышал - запомнил - пересказал» к методу «познал путем поиска вместе с преподавателем и товарищами - осмыслил - запомнил - способен оформить свою мысль словами - умею применить полученные знания в жизни».

 

Заключение

 Одна из сложных проблем современной школы - проблема педагогического общения.

Педагогическое общение - система  ограниченного социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен  информацией, оказание воспитательного  воздействия, организация взаимоотношений  с помощью коммутативных средств. Педагог является инициатором этого  процесса, организуя его и управляя им.

Общение в педагогической деятельности выступает как средство решения  учебных задач, как социально-психологическое  обеспечение воспитательного процесса и как способ организации взаимоотношений  педагога и детей, обеспечивающий успешность обучения и воспитания.  
Педагогическое общение должно быть эмоционально комфортным и личностно развивающим. Профессионализм общения учителя состоит в том, чтобы преодолеть естественные трудности общения из-за различий в уровне подготовки, способности помогать ученикам обрести уверенность в общении в качестве полноправных партнеров учителя. Для учителя важно помнить, что оптимальное общение - не умение держать дисциплину, а обмен с учениками духовными ценностями. Общий язык с детьми это не язык команд, а язык доверия.

Умение найти нужную интонацию, выражение лица, движение, жест –  именно этого порой не хватает  начинающему учителю.

Учителю просто необходимо владеть  словом, средством убеждения. Это  ключ к решению многих ситуаций, а порой и конфликтов, которые  возникают в процессе воспитательной деятельности. Недаром древние греки  говорили, что образование не дает ростков в душе, если оно не проникает  до значительной глубины. А это проникновение  возможно лишь в гармоничном единстве высокого профессионализма, актерского и ораторского мастерства учителя.

В данной курсовой работе приведены коммуникативные приемы, которые могут помочь начинающему учителю. Таким образом, цель курсовой работы - проанализировать стили, этапы, барьеры педагогического общения, для выявления приемов продуктивного общения учителей, нуждающихся в этом, была достигнута.

 

Литература

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. / Г.М. Андреева. –М.:Москва, 1996. – 198с.
  2. Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы. / М.В. Буланова-Топоркова. – Ростов н/д.: Феникс, 2002.- 342с.
  3. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. / В.В. Давыдов. - М.Москва, 1986.-317с.
  4. Зимняя И.А. Педагогическая психология. / И.А. Зимняя.  – СПб.: Питер, 2004. -253с.
  5. Зеер С.А. Психология профессии. /С.А. Зеер. – М.:Мир, 2005. - 187с
  6. Макаренко О.И. Педагогическое общение. - http://www.p-lib.ru/pedagogika
  7. Ярошевский. М.Г. История психологии. / М.Г. Ярошевский. -М.: Мир, 1985. – 217с.

Информация о работе Педагогическое общение в высшей школе