Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 20:53, курсовая работа
Цель курсовой работы – проанализировать стили, этапы, барьеры педагогического общения, для выявления приемов продуктивного общения учителей, нуждающихся в этом.
Задачи:
изучение психолого - педагогической литературы по теме педагогическое общение;
определить стили педагогического общения и дать характеристики;
выявить значение индивидуальной особенности стиля общения педагога с учащимися.
Введение 3
Глава 1. История проблемы общения 5
1.1 Понятие общение, его характеристики и функции 8
Глава 2. Определение педагогического общения 11
2.1 Стили педагогического общения 12
2.2 Этапы педагогического общения 14
2.3 Барьеры педагогического общения 17
Глава 3. Влияние характера педагогического общения на психическое развитие учащихся 21
Глава 4. Коммуникативные педагогические приемы, способствующие успешному общению 23
Заключение 25
Литература 27
В общем можно выделить три группы барьеров педагогического общения:
Среди личностных барьеров большую группу составляют так называемые барьеры неправильной установки сознания:
Барьер страха
Стереотипы мышления
Личностные
Барьеры неправильной установки сознания
Предвзятость
Неправильное отношение
друг к другу
Отсутствие внимания и интереса к другому
Пренебрежение фактами
Барьер страха
Барьер плохого настроения
Барьер презрения
Барьер недостаточного
понимания важности общения
Барьер речи
Рис. 2.1 Личностные барьеры педагогическом общении
Стереотипы представляют
собой устойчивое, упрощенное мнение
о людях (учителях, учениках) и ситуациях.
Они возникают в педагогическом
процессе двояким образом: смысл
информации может быть искажен а)
стереотипом говорящего; б) стереотипным
мышлением воспринимающего (слушающего).
Предвзятые представления между учителем
и учеником возникают в результате снижения
уровня самокритичности и подъема самооценки
(как правило, не всегда обоснованного). Предвзятость в педагогическом
общении проявляется в следующем:
1. Ложные стереотипы,
относящиеся к восприятию
2. Приписывание
достоинств или недостатков
3. Субъективизм, штампы, трафареты, предварительная информация, которую педагог получает об учащемся (или другом педагоге). Следуя им, педагог встает на ложный путь педагогического общения или оказывается вообще вне его. Необходимо проверять всякую информацию и проводить переоценку предварительных установок, чтобы познать истинного человека, его плюсы и минусы и строить общение с ним с опорой на плюсы, осознавая, что каждый человек в чем-то лучше другого.
Таким образом, общение - это совокупность связей и взаимовлияния людей, складывающаяся в их совместной деятельности. Оно предполагает некоторый результат - изменение поведения и деятельности других людей. Каждый человек выполняет определенную роль в обществе. Множественность ролевых позиций нередко порождает их столкновение - ролевые конфликты. В некоторых ситуациях обнаруживается антагонизм позиций, отражающий наличие взаимоисключающих ценностей, задач и целей, что иногда приводит к межличностным конфликтам.
Пытаясь выяснить причины, делающие общение одним из сильнейших факторов, участвующих в формировании личности, было бы большим упрощением видеть его воспитательное значение только в том, что вступающие в общение люди получают таким образом возможность передать друг другу знания об окружающей их действительности, которыми они обладают, а также умения и навыки, требующиеся обычно человеку для успешного выполнения предметной деятельности.
Воспитательное значение общения заключается не только в том, что оно расширяет общий кругозор человека и способствует развитию психических образований, которые необходимы ему для успешного выполнения деятельности, носящей предметный характер. Воспитательное значение общения заключается еще и в том, что оно является обязательным условием формирования общего интеллекта человека и, прежде всего, многих его перцептивных, мнемических и мыслительных характеристик.
Какие требования предъявляют учителя к вниманию, восприятию, памяти, воображению, мышлению учащихся, когда с ним повсеместно общаются, какие задачи перед ними ставят и какой уровень их активности при этом вызывают - от этого в большой степени зависит то конкретное сочетание различных характеристик, которые определяют интеллект учащегося.
В психолого-педагогической литературе
все чаще сегодня рассматривается
такое явление как
Некоторые педагоги считают
допустимым с целью наказания
ученика либо для снижения его
завышенной самооценки публично высмеять
его, подчеркнуть (нередко с преувеличением)
его недостатки, провести невыгодное
сравнение с достижениями сверстников.
С точки зрения школьной психогигиены
такая форма педагогического
общения крайне вредна, поскольку
дает внешний эффект снижения нежелательной
активности ученика, но не может ориентировать
на положительные достижения в учебной
деятельности и т.п. Таким образом,
разрушается авторитет
Установлению оптимального педагогического общения на занятиях помогает использование следующих коммуникативных приемов:
Рассмотрим приемы оказания коммуникативной поддержки при общении:
Главные психолого-педагогические приемы обучения сочетаются в случае оптимального педагогического общения.
В настоящее время нужно
Таким образом, развивающее обучение является переходом от типичной для традиционного обучения схемы «услышал - запомнил - пересказал» к методу «познал путем поиска вместе с преподавателем и товарищами - осмыслил - запомнил - способен оформить свою мысль словами - умею применить полученные знания в жизни».
Одна из сложных проблем современной школы - проблема педагогического общения.
Педагогическое общение - система
ограниченного социально-
Общение в педагогической деятельности
выступает как средство решения
учебных задач, как социально-психологическое
обеспечение воспитательного
Педагогическое общение должно быть эмоционально
комфортным и личностно развивающим. Профессионализм
общения учителя состоит в том, чтобы преодолеть
естественные трудности общения из-за
различий в уровне подготовки, способности
помогать ученикам обрести уверенность
в общении в качестве полноправных партнеров
учителя. Для учителя важно помнить, что
оптимальное общение - не умение держать
дисциплину, а обмен с учениками духовными
ценностями. Общий язык с детьми это не
язык команд, а язык доверия.
Умение найти нужную интонацию, выражение лица, движение, жест – именно этого порой не хватает начинающему учителю.
Учителю просто необходимо владеть словом, средством убеждения. Это ключ к решению многих ситуаций, а порой и конфликтов, которые возникают в процессе воспитательной деятельности. Недаром древние греки говорили, что образование не дает ростков в душе, если оно не проникает до значительной глубины. А это проникновение возможно лишь в гармоничном единстве высокого профессионализма, актерского и ораторского мастерства учителя.
В данной курсовой работе приведены коммуникативные приемы, которые могут помочь начинающему учителю. Таким образом, цель курсовой работы - проанализировать стили, этапы, барьеры педагогического общения, для выявления приемов продуктивного общения учителей, нуждающихся в этом, была достигнута.