Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 20:53, курсовая работа
Цель курсовой работы – проанализировать стили, этапы, барьеры педагогического общения, для выявления приемов продуктивного общения учителей, нуждающихся в этом.
Задачи:
изучение психолого - педагогической литературы по теме педагогическое общение;
определить стили педагогического общения и дать характеристики;
выявить значение индивидуальной особенности стиля общения педагога с учащимися.
Введение 3
Глава 1. История проблемы общения 5
1.1 Понятие общение, его характеристики и функции 8
Глава 2. Определение педагогического общения 11
2.1 Стили педагогического общения 12
2.2 Этапы педагогического общения 14
2.3 Барьеры педагогического общения 17
Глава 3. Влияние характера педагогического общения на психическое развитие учащихся 21
Глава 4. Коммуникативные педагогические приемы, способствующие успешному общению 23
Заключение 25
Литература 27
Таким образом, стиль общения непосредственно влияет на эмоциональную атмосферу взаимодействия и выбор его средств.
Проведенный анализ содержания, функций и внутренней структуры (уровней) вербального общения в целом позволяет с этих же позиций в этих же терминах определить и педагогическое общение. Педагогическое общение есть форма учебного взаимодействия, сотрудничества учителя и учеников. Это — аксиально-ретиальное, личностно и социально ориентированное взаимодействие. Педагогическое общение одновременно реализует коммуникативную, перцептивную и интерактивную функции, используя при этом всю совокупность вербальных, изобразительных, символических и кинетических средств.
Функционально — это контактное (дистантное), информационное, побудительное, координационное взаимодействие, устанавливающее отношения всех субъектов образовательного процесса. Оно характеризуется полиобъектной направленностью, полиинформативностью, высокой степенью репрезентативности. Образующийся в нем специфический синтез всех его основных характеристик выражается в новом качественном содержании взаимодействия субъектов образовательного процесса, определяемого особенностями той системы отношений или «педагогической системы», в которой они находятся.
Как отмечает Н.В. Кузьмина, педагогическая система — понятие общественно-историческое и каждый исторический тип педагогической системы направлен на достижение определенных государственных, педагогических и исторических целей. Эта система осуществляет организуемое педагогическим коллективом (как своим важнейшим элементом) обучение и воспитание личности обучающегося в процессе целенаправленного, систематического и длительного воздействия на него. Педагогическая система имеет свои цели, задачи, содержание, структуру и, что особенно важно для дальнейшего анализа общения, разные единицы: структурные, функциональные, содержательные. В этом широком контексте педагогическое общение определяется как «...такое общение учителя (и шире — педагогического коллектива) со школьниками в процессе обучения, которое создает наилучшие условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности, для правильного формирования личности школьника, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучения (в частности, препятствует возникновению "психологического барьера"), обеспечивает управление социально-психологическими процессами в детском коллективе и позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности учителя». Добавим к этому, что педагогическое общение как форма учебного сотрудничества есть условие оптимизации обучения и развития личности самих учащихся.
Имеется несколько подходов
к выделению стилей общения. Один
из них основывается на привязке стиля
общения к стилю руководства:
авторитарному стилю
Для учителей с авторитарным
стилем руководства характерны при
педагогическом общении властное, высокомерное
или снисходительное
Для учителей с демократическим стилем руководства характерны противоположные приемы: стремление снять заторможенность, неловкость учащихся; ободрение, поддержка; оказание помощи в подборе слов, построении фразы; позитивная критика учащегося, демонстрирование заинтересованности в диалоге с учащимся и т. д. В то же время у этих учителей на уроках часты обращения учащихся, провоцирующих конфликтные ситуации. Очевидно, учащиеся видят не только сильные стороны этого стиля руководства и общения, но и его слабости, возможность оказывать на учителя психологическое давление.
Н. А. Курдюкова (1997), используя опросник Кеттелла, выявила некоторые личностные особенности у учителей с различными стилями руководства.
Учителя с авторитарным стилем руководства обладают следующими особенностями: стремлением к независимости, самостоятельностью в принятии решений и анализе групповых проблем, не нуждаются в одобрении и поддержке извне, обладают высоким уровнем самодостаточности. Им присущи импульсивность, низкий уровень самоконтроля, невнимательность к другим, конфликтность. Они эмоционально неустойчивы, раздражительны, нетерпеливы, испытывают трудности в общении.
Учителя с демократическим стилем руководства более независимы, самостоятельны, самодостаточны, чем учителя-либералы, но уступают в этом учителямавтократам. Они обладают проницательностью, хорошо понимают мотивы поведения окружающих, не испытывают затруднений при принятии решений и анализе групповых проблем. Им не присуща импульсивность поведения. Они бесконфликтны, внимательны к другим, обладают высоким уровнем самоконтроля, эмоционально устойчивы, уравновешенны, нефрустрированны.
Учителя с либеральным стилем руководства отличаются конформностью, зависимостью, выраженной потребностью в одобрении, поддержке окружающих, импульсивностью. Они обладают низким уровнем проницательности, конфликтностью, эмоциональной неустойчивостью, раздражительностью, нетерпеливостью и напряженностью. В то же время для них характерны сентиментальность, непосредственность и простота в обращении.
Выявлены стили
Этапы педагогического общения включают:
1) прогностический этап: моделирование педагогом общения с группой, потоком в процессе подготовки к педагогической деятельности;
2) начальный период общения: организация непосредственного общения с аудиторией, группой, классом;
3) управление общением в развивающимся педагогическом процессе;
4) анализ осуществленной системы общения и моделирование общения в предстоящей деятельности.
Рассмотрим содержательные и процессуальные особенности выделенных этапов общения.
Первый этап. В процессе моделирования
общения осуществляется планирование
коммуникативной структуры будущей деятельности,
соответственно а) педагогическим целям
и задачам; б) общей педагогической и нравственно-психологической
ситуации в аудитории; в) творческой индивидуальности
самого педагога; г) индивидуальным особенностям
учащихся; д) предлагаемой системе методов
обучения и воспитания.
Все это вместе взятое представляет собой
опережающую стадию педагогического общения.
Эту стадию нужно хорошо продумывать.
Методическая и содержательная структура
занятий должна повлиять на возникновение
эмоционального единства, создание атмосферы
общения. «Учение - это не механическая
передача знаний. Это сложнейшие человеческие
взаимоотношения», - отмечал В.А. Сухомлинский.
Второй этап. Это начальный
период общения, организация непосредственного
взаимодействия с аудиторией, начало контакта,
во многом определяющего успешность дальнейшего
развития содержательного и социально-психологического
аспекта педагогической деятельности.
Важнейшими элементами этого этапа являются:
а) конкретизация спланированной модели
общения, б) уточнение условий и структуры
предстоящего общения, в) осуществление
изначальной стадии непосредственного
общения.
Учитель должен уточнить с первых мгновений общее настроение аудитории и возможности работы с помощью избранных на предварительном этапе методов работы.
Педагог выступает как инициатор общения, от того, как он организует переход от предкоммуникативной ситуации к ситуации непосредственного педагогического общения, зависит успех. Сумеет ли он настроить аудиторию, создать ауру притягательности, ощутить незримые флюиды эмоционального единства? Управление познавательным поиском на занятии осуществляется через верно спланированную и организованную систему общения.
Третий этап - управление
развивающимся педагогическим процессом.
Метод обучения и система общения должны
быть адекватны. Только тогда будет эффективна
совместная работа преподавателя и учащихся.
Следовательно, кроме дидактических и
методических требований к лекции, существует
ряд социально-психологических требований
к ней. Вот важнейшие из них.
1. Установление психологического
контакта с группой для
2. Разработка психологически обоснованной партитуры лекции, т. е. использование элементов беседы, риторических вопросов, ситуаций размышления и т.п., установление определенной логики в чередовании фактов и обобщений, ярких примеров и теоретического материала. Оптимальное сочетание таких приемов обеспечивает психологический контакт, а следовательно, - реальное включение учащихся в процесс познания.
3. Создание через систему психологических средств обстановки коллективного поиска и совместных раздумий, что особенно важно для реализации всех видов проблемного обучения, которому необходимы, как никакому другому, коммуникативные компоненты.
4. Управление познавательной деятельностью учащихся. Стиль общения снимает психологический барьер возраста и опыта, способствует организации взаимоотношений на основе увлеченности совместной творческой деятельностью.
5. Единство делового и личностного аспектов, обеспечивающее не только информационный строй лекции, но и самовыражение личности педагога. Оно придает лекции мировоззренческую направленность, повышает эффективность любого вида учебной работы.
6. Целостная, педагогически
целесообразная система
Таким образом, целесообразно организованное педагогическое общение не только выполняет функции устойчивой коммуникации, но и способствует формированию прогрессивной направленности и мировоззренческих позиций.
Четвертый этап. Преподаватель анализирует использованную им систему общения, уточняет возможные варианты организации общения в данном коллективе, анализирует содержание занятия и тем самым прогнозирует предстоящее общение с аудиторией. На четвертом этапе цикл общения заканчивается и осуществляется переход к первому этапу.
С целью формирования
собственного стиля, навыков и умений
оптимального педагогического общения
в процессе подготовки может быть использован
коммуникативный тренинг, решающий две
тесно связанные между собой задачи: 1)
изучение, осмысление и освоение природы,
структуры и закономерностей педагогического
общения; 2) овладение процедурой и «технологией»
педагогической коммуникации, развитие
коммуникативных способностей, формирование
умений и навыков профессионально-
В процессе общения между учителем и учащимся стоит задача не только и не столько передать информацию, сколько добиться ее адекватного понимания последним. То есть в межличностной коммуникации как особая проблема выступает интерпретация сообщения, поступившего от учителя ученику и наоборот. Во-первых, форма и содержание сообщения существенно зависят от личностных особенностей как учителя, так и ученика, их представлений друг о друге и отношений между ними, всей ситуации, в которой происходит общение. Во-вторых, переданное учителем учебное сообщение не остается неизменным: оно трансформируется, изменяется под влиянием индвидуально-типологических особенностей ученика, отношения его к учителю, самому тексту, ситуации общения.
От чего же зависит
адекватность восприятия учебной информации?
Можно назвать ряд причин, важнейшей
из которых является наличие или
отсутствие в процессе коммуникативных
барьеров. В самом общем смысле