Поэтому основанная
учеником Ямвлиха Эдесием Пергамская
школа неоплатонизма продолжала линию
Сирийской школы, но преимущественное
внимание уделяла мифологии и теургии.
К Пергамской школе принадлежали ученики
Эдесия Хрисанфий из Сард и Максим Эфесский,
чьим учеником был император Юлиан Отступник,
восторженный платоник на троне, попытавшийся
распространить языческую практику школьного
политеизма на империю; Саллюстий, автор
общего очерка неоплатонического учения
«О богах и о мире», в котором, в частности,
была систематизирована традиционная
языческая мифология; Евнапий, в сочинении
которого «Жизнеописания философов и
софистов» содержатся важные сведения
о Плотине, Порфирий, Ямвлихе и круге императора
Юлиана.
В 4 в. Афины, где
в одно и то же время получали
образование Василий Великий,
Григорий Богослов и Юлиан
Отступник, видимо, не испытывали
особого влияния неоплатонизма
вплоть до Плутарха Афинского
(ум. 432), хотя еще ритор Лонгин,
преподававший в Афинах в 3 в. и поддерживавший
дружеские отношения с Порфирием, сделал
список сочинений Плотина.
Плутарх — первый
диадох Академии, введший в нее
неоплатонизм,— написал комментарии
к ряду диалогов Платона, а
также к аристотелевскому трактату
«О душе». Его преемник Сириан
закрепил круг преподаваемых в Афинской
школе авторитетных текстов (помимо Платона
и пифагорейцев — Гомер, орфическая литература
и «Халдейские оракулы»); признавая за
аристотелевской философией статус введения
к философии Платона, Сириан, однако, не
пытался сгладить различие между Аристотелем
и Платоном и опровергал аристотелевскую
критику платонизма в 13—14-й книгах «Метафизики».
В 437 главой Академии стал ученик Плутарха
и Сириана Прокл, который подвел итог развитию
платонизма в рамках языческого политеизма
и дал детально разработанную сводку основных
понятий и методов неоплатонизма. После
смерти Прокла во главе Афинской школы,
оставшейся до своего закрытия языческой,
стояли Марин, Исидор, ставивший озарение
выше теоретического исследования, Гегий,
Зенодот и Дамаский, комментарии к Платону
и систематический трактат которого «О
первых началах» демонстрируют возможности
дальнейшего развития неоплатонизма в
доктринальном плане.
Александрийские платоники,
традиционно культивировавшие ученость
(достаточно вспомнить растерзанную
христианскими фанатиками Гипатию,
математика и астронома, и ее ученика Синесия,
ставшего епископом Кирены), в 5 в. усвоили
неоплатонизм Афинской школы, т. к. многие
александрийцы учились у афинских философов:
у Плутарха — Гиерокл, автор комментариев
к «Золотым стихам» пифагорейцев, к «Федону»
Платона, трактата «О промысле», у Сириана
— Термин, автор комментария к «Федру»
Платона, у Прокла — сын Гермия Аммоний,
автор трактата «О роке» и ряда комментариев
к Аристотелю. Учеником Аммония и Дамаския
был Симпликий, автор комментариев к Аристотелю
и к «Руководству» Эпиктета. Из комментариев
к Платону и Аристотелю учени,ка Аммония
Олимпиодора видно, что еще в 40—60-х гг.
5 в. в Александрийской школе развивались
методы афинского неоплатонизма. Однако
основным предметом изучения постепенно
становился Аристотель; комментаторами
его были ученик Аммония Иоанн Филопон,
выступивший после принятия христианства
и закрытия школы в Афинах с критикой Прокла,
ученики Олимпиодора Элиас (Илия) и Давид
(комментировали также «Введение» Порфирия),
Стефан Византийский — последний представитель
александрийской школы (преподавал в Константинополе
в 1-й пол. 7 в. при императоре Ираклии).
Из отдельных философов,
не принадлежавших к перечисленным
основным школам неоплатонизма,
следует упомянуть Александра
из Ликополя (3 в.), Калкидия (лат. перевод
«Тимея» и комментарий к нему, до 350), Макробия
(комментарий ко «Сну Сципиона» Цицерона,
ок. 400) и Фавония Евлогия (кон. 4 — нач. 5
в.). Плотино-порфириевский вариант неоплатонизма
повлиял на Марциана Капеллу (5 в.).
Неоплатонизм оказал
мощное воздействие на развитие
средневековой философии и теологии.
В восточной патристике уже
Евсевий Кесарийский привлекает Плотина
для решения догматических вопросов. Усвоение
и переработка неоплатонизма во многом
определяют характер богословия Афанасия
Александрийского и представителей т.
н. каппадокийского кружка — Василия Великого,
Григория Богослова, Григория Нисского.
С достижениями философии неоплатонизма
в школе Прокла был хорошо знаком усвоивший
теологический опыт каппадокийцев автор
т. н. Ареопагитского корпуса (см. Псевдо-Дионисий
Ареопагит), благодаря которому терминология,
ряд важнейших понятий и общая разработка
структуры универсума в неоплатонизме
были усвоены христианской мыслью как
восточного, так и западного средневековья:
его комментировали Иоанн Скифопольский
и Максим Исповедник, на Западе переводил
Эриугена. Влияние комментаторов Аристотеля
Порфирия и Аммония Александрийского
усматривается в теологических трудах
Иоанна Дамаскина. Под влиянием неоплатонизма
была организованная василевсом Теофилом
школа, главой которой был «математик»
(разносторонний ученый) Леон; школа продолжала
существовать и была реорганизована при
цезаре Варде в 863. В 11 в. Михаил Пселл возобновил
преподавание философии неоплатонизма
в Константинополе. В западной патристике
неоплатонизм через посредство Порфирия
был воспринят Марием Викгорином и благодаря
ему — Августином. Образец христианизированной
неоплатонической философии дал Боэций.
Традиция христианского неоплатонизма
на латинском Западе складывалась под
влиянием Августина и Боэция, а также Калкидия
и Макробия (определивших, в частности,
неоплатонизм Шартрской школы 12 в.). Непосредственным
влиянием Иоанна Скота Эриугены, переведшего
на латинский язык сочинения Псевдо-Дионисия
Ареопагита и давшего очерк неоплатонической
системы в трактате «Разделение природ»,
обусловлены неоплатонические элементы
у Амальрика Венского (ум. ок. 1207) и его
последователей (амальрикан), осужденных
церковью. С традицией августинианства
и идеями Псевдо-Дионисия Ареопагита связана
неоплатоническая струя в мистике Сен-Викторской
школы. Среди арабских философов неоплатонизм
получил известность прежде всего благодаря
переводу «Введения» Порфирия и ряда др.
его комментариев и трактатов, переложению
ряда текстов «Эннеад» Плотина («Теология
Аристотеля» и др.) и «Начал теологии»
Прокла («Книга о причинах»), переводу
(кон. 9 в.) трактата Прокла «О вечности
мира» Исхаком ибн Хунайном (ум. 910). Влияние
неоплатонизма на арабских мыслителей
сочеталось с непосредственным влиянием
Платона (особенно у ар-Рази и ал-Фараби)
и представителей среднего платонизма
(Плутарх, Псевдо-Плутарх, Гален). В целом
вся арабомусульманская философия ориентировалась
по преимуществу на Аристотеля в истолковании
его Афинской и Александрийской школами
неоплатонизма (среди комментаторов наиболее
популярными были Симпликий и Иоанн Филопон);
в частности, в духе александрийского
неоплатонизма утверждалось внутреннее
единство учений Платона и Аристотеля
(трактат ал-Фараби «О согласии двух философов:
божественного Платона и Аристотеля»).
Этим смешением разнородных традиций
объясняется, напр., истолкование неоплатонического
Единого в духе аристотелевского учения
об уме (нусе) как первичного бытия, которое
мыслит само себя (ал-Фараби, Ибн Сина).
Неоплатоническую интерпретацию ислама
стремился дать Ибн Сина, под влиянием
которого находился Сухраварди, разработавший
учение о сверхчувственном свете (ишрак).
Переосмысление неоплатонических представлений
в духе ортодоксального ислама осуществил
ал-Газали, соединив их с суфийскнм учением
о единении с божеством в сверхумном экстазе
(см. Cylpiis.u). Влияние неоплатонизма испытал
также Ибн Туфайль(ум. 1185).
В средневековой еврейской
философии неоплатонизм впервые
обнаруживается у Исаака бен
Соломона Израэли (ок. 850—950), который
под влиянием ал-Кинди и «Теологии Аристотеля»
стремился дополнить библейский креационизм
учением об эманации и восхождении души
в сверхчувственный мир. Неоплатоническая
иерархия универсума воспроизводилась
у Ибн Гебироля («Источник жизни») и у Авраама
бар Хиййа (ум. ок. ИЗО; учение о «пяти световых
мирах» в соч. «Размышления о душе»). В
области этики идеи неоплатонизма проводил
Бахья ибн Пакуда (род. ок. 1080), которому
приписывали компиляцию неоплатонического
толка «О душе» (на арабском языке). Близок
к неоплатонизму комментатор Библии Ибн
Эзра (1092—1167). Несомненное влияние неоплатонизма
прослеживается в построениях каббалы.
Предпринятые в кон. 12 в. переводы на латинский
язык ряда арабских текстов (в т. ч. «Теологии
Аристотеля» и «Книги о причинах»), а также
переводы Прокла, выполненные между 1268—81
Вильемом Мербеке, дали новый импульс
распространению неоплатонизма на Западе.
Под влиянием этих переводов, идей Августина
и Псевдо-Дионисия Ареопагита неоплатонические
концепции преломляются в немецкой мистике
13—14 вв. (францисканец Удьрих Страсбургский
и доминиканцы Дитрих Фрейбургский, Мейстер
Экхарт и его ученики Г. Сузо и И. Таулер).
В русле этой же традиции неоплатонизм
усваивается и развивается Николаем Кузанским.
Популярности неоплатонизма в среде гуманистов
во многом способствовал Шифон, возглавлявший
платоновскую школу в Мистре; под его влиянием
Козимо Медичи основал платоновскую Академию
во Флоренции. Во 2-й пол. 15 в. в связи с активной
переводческой и издательской деятельностью
гуманистов расширяется база источников
для знакомства с античным неоплатонизмом.
Огромное влияние оказали переводы и комментарии
М. Фичино. Неоплатонизм во всем многообразии
его проявлений (у греков, арабов, евреев,
латинян) был рассмотрен Пико делла Мирандолой.
В 16 в. под сильным неоплатоническим воздействием
складываются учения Ф. Патрици иДж. Бруно.
Влияние флорентийского
неоплатонизма испытал английский
комментатор Псевдо-Дионисия Ареопагита
Дж. Колет (1467?—1519), через посредство которого
неоплатонизм был воспринят в 17 в. Кембриджскими
платониками. Неоплатонические элементы
прослеживаются у Спинозы и Лейбница.
Под влиянием идей Плотина написан «Сирис»
Беркли. Однако в целом традиция неоплатонизма
к кои. 18 в. угасает. Интерес к нему возобновляется
в эпоху романтизма (ашлийский перевод
Платона и неоплатоников Т. Тейлора, изучение
и издание Плотина и Прокла Ф. Крейцером
и В. Кузеном). Неоплатоников изучают Шеллинг
и Гегель, высоко оценивший неоплатонизм
в «Истории философии». Значительным воздействием
неоплатонизма отмечено учение Бергсона.
В русской философии 19 — нач. 20 в. неоплатонизм
оказал влияние на Вл. Соловьева, П. А. Флоренского,
С. Л. Франка, С. Н. Булгакова, А. Ф. Лосева.
Первый систематический и полный обзор
материалов по античному неоплатонизму
дал во 2-й пол. 19 в. Э. Целлер, следовавший
в трактовке неоплатонизма историко-философской
концепции Гегеля. Новый подход к изучению
неоплатонизма как философии, основанной
на школьной разработке и комментировании
авторитетных текстов, был намечен в работах
К. Прехтера (1910) и получил развитие в ряде
конкретных исследований по истории школ
неоплатонизма (Э. Брейе, Р. Э. Доддс, Р.
Бойтлер, В. Тайлер, А. Ж. Фестюжьер, Л. Г.
Вестерннк и др.).
Джайнизм возник приблизительно
в V в. до Р. Х. в шраманский период индийской
цивилизации на северо-востоке Индии (Магадха,
совр. Бихар).
Основатель джайнизма
Вардхамана (досл. "процветающий")
Джнятрипутра, называемый также Махавира
("Великий герой") и Джина ("Победитель"),
был старшим современником Будды. Он родился
30 марта 599 или 540 г. до Р. Х. Вардхамана был
сыном Сиддхартхи (другие имена – Шреямса
и Яшашви), правителя государства Вадджи
в племени личчхавов, владевшего их столицей
Вайшали. Мать Вардхаманы звали Тришала
(также Видехадатта или Приякарни). По
джайнскому преданию, уже в утробе матери
Вардхамана начал практиковать принцип
ахимсы ("ненанесения вреда"), стараясь
не двигаться, чтобы не причинять боль
своей матери. Вардхамана получил блестящее
образование, подобающее царевичу, считается,
что он проявлял особые способности, а
также невероятную смелость. Позднее он
женился на дочери царя Калинги царевне
Яшоде (Яшодхаре), и у него родилась дочь.
После кончины родителей
Вардхамана испросил у старшего брата
разрешение уйти из мира и в возрасте 30-и
лет начал аскетические странствования,
отдав даже свои волосы богу Индре. Двенадцать
лет он вел суровую жизнь аскета. Спустя
шесть лет Вардхамана присоединился к
будущему лидеру философской школы адживиков
Маккхали Госале (еще через шесть лет Вардхамана
разошелся с ним).
Как и его родители, Вардхамана
следовал предписаниям "ордена" Паршвы.
(Паршва или Натха считается в джайнизме
23-м тиртханкаром, предшественником Джины,
жившим примерно за 250 лет до него). От членов
ордена требовалось соблюдение четырех
основных обетов: не вредить (ахимса), не
присваивать чужого, хранить целомудрие
и воздерживаться от лжи. Однако Вардхамана
реформировал орден. К обетам Паршвы он
добавил отказ от одежды, бодрствование,
суровые посты и длительные медитации.
В 557 г. до Р. Х. на десятый
день луны месяца вайсакх (май – июнь),
в местечке Амбхигриям у дерева на берегу
речки Риджупалика Вардхамана достиг
всеведения (кевала-джняна). По учению
джайнов, оно "бесконечно, превосходно,
не имеет препятствий и полно...". Он
также узрел все состояния всех живых
существ в мире – что они думали, говорили
и делали в каждый момент своего бытия.
Именно с этого времени он стал Джиной
– победителем своей кармы.
На следующий день после
обретения "всеведения" Джина
дошел до селения Модхьям Пава и
остановился в саду, где 11 жрецов собирались
совершить жертвоприношение. Джина объяснил
им бессмысленность жертв и ритуалов,
и они стали его первыми учениками – ганадхарами.
Наиболее знаменитыми из них были Индрабхути
и Судхарма, а также ученица Чанданабала,
возглавившая впоследствии джайнских
монахинь.
Последние два года своей
жизни Махавира усердно постился и
проповедовал свое учение. Он скончался
(по учению джайнов, "ушел в нирвану")
в возрасте 72 лет в 527 или 468 году до Р. Х.
Это произошло за полтора часа до рассвета
в городке Пава (близ совр. Патны) недалеко
от берега Ганга. Хранителем учения Махавира
оставил Индрабхути.
На четырнадцатый год
после достижения Махавирой "всеведения"
среди его последователей произошел раскол:
его зять Джамали подверг критике его
учение и увел с собой 500 монахов.
Джайнизм достаточно быстро
распространился. Еще при жизни
Джины общину его учеников поддерживали
некоторые восточногангские правители.
Вскоре к учению джайнов примкнули многие
аристократы и даже царь Магадхи Бимбисара.
Первые датированные сведения
о джайнах относятся к эпохе Маурьев.
Они содержатся в наскальных надписях
царя Ашоки (III в. до Р. Х.). Возможно, приверженцами
джайнизма были Чандрагупта и внук Ашоки
Сампрати.
В III в. до Р. Х. состоялся первый
джайнский собор (в Паталипутре), посвященный
хранению и передаче авторитетных текстов.
В это же время часть групп отделилась
от общины и последовала на юг за мудрецом
Бхадрабаху.
В первые века по Р. Х. джайны
стали активно переселяться на юг Индии
(возможно, причиной этого был голод). Именно
в это время единая община стала распадаться
на два направления. Оставшиеся на севере
стали называться шветамбары, а те, кто
отправился на юг – дигамбары. Каждое
из течений настаивало на том, что именно
оно является аутентичным наследником
Джины и ганадхаров.
Джайнизм стал весьма популярен
на юге Индии – в Карнатаке
и Тамилнаде. Здесь он пользовался поддержкой
многих царствующих династий: Сатаваханов
(до III в. по Р. Х.), Кадамба (IV – VI вв.), Чалукьев
(VI – VIII вв.), Паллавов (V – IX вв.). В V в. на
юге джайнизм стал доминирующей религией.
Его идеологическим центром стала т. н.
"сангха Ваччхирананды", созданная
в 470 году в г. Мадураи.
С VI – VII вв. под влиянием индуизма
в джайнизме начинается активное строительство
храмов. Архитектурные памятники свидетельствуют
о значительном распространении джайнизма
также в Гуджарате и в Центральной Индии.
Один из наиболее известных храмовых комплексов
находится на горе Абу на юго-западе Раджастхана.
Хотя в Х – XII вв.
индуисты серьезно потеснили джайнов
в южных регионах, джайнизм продолжал
удерживать здесь свои позиции. С XIII в.
южноиндийский джайнизм стал клониться
к упадку, к концу XVI в. джайнская община
на юге заметно ослабла. Однако, в отличие
от буддизма, джайнизм не исчез и после
мусульманского вторжения и позднее нашел
способы адаптации к правлению Великих
Моголов.
Священные тексты
Джайнизм не признает святости
и безоговорочного авторитета Вед.
В то же время джайны создали значительную
по объему собственную литературу на пракрите,
санскрите и новоиндийских языках, которая,
помимо канонических текстов и комментариев
к ним, включает трактаты по логике и эпистемологии,
политике и праву, грамматике и поэтике,
а также эпическую и дидактическую поэзию
и гимнографию.